Скачать 145.18 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Социальный институт Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ для студентов заочной формы обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям) Екатеринбург 2012 Задания к контрольной работе по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012.12 с. Составители: д-р биол. наук, проф. Селиверстова Г.П., доцент Турова Т.Ф. Одобрены на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от ___.___. 2012 г. № __. Заведующая кафедрой С.Г. Махнева Рекомендованы к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от ___.___.2012 г. № ___________. Председатель методической комиссии СоИн РГППУ С.П. Миронова © ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. © Селиверстова Г.П., Турова Т.Ф. Введение Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету (экзамену) студентов заочного отделения всех специальностей. Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой «Возрастная физиология и психофизиология». Задания для контрольной работы содержат два вопроса: один из раздела «Возрастная физиология», другой из раздела «Психофизиология». Студент получает задание, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат происходит от латинского слова referre – «докладывать, сообщать», представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературных и других источников. Реферат отличается малым объемом и наиболее полно излагает основное содержание первичного документа. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком и достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации , имеющейся в прочитанном научном издании. Реферат используется при изучении основных и элективных курсов, в организации различных форм внеаудиторной работы. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно использовать литературу других источников, в том числе научных периодических изданий. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все использованные цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. Основная и дополнительная литература должна быть преимущественно не ранее 1995 года издания, а периодические издания за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников. ^ Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по схеме: 1.План реферата с указанием страниц в тексте. 2.Введение, содержит обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи реферата. 3.Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата). 4.Основная часть, раскрывающая содержание темы, содержит обоснование физиологических явлений, анализ путей и способов решения вопросов, поставленных во введении. 5.Заключение представляет собой краткие выводы по изложенному материалу. 6.Список использованной литературы составляется по общепринятым правилам описания источников (автор с инициалами, год издания, издательство, количество страниц). ^ Контрольная работа выполняется на формате А4 или в обычной тетради. Предпочтителен машинописный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) в пределах 8-10 страниц рукописного текста. Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки по предлагаемой схеме:
Варианты заданий для контрольной работы Вариант 1.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
2. Методы оценки функционального состояния ЦНС. Рефлексометрия. Электроэнцефалография. Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14
Вариант 15
Вариант 16
Вариант 17
Вариант 18
Вариант 19
Вариант 20
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по возрастной физиологии и психофизиологии. Возрастная физиология. 1.Возрастная физиология как наука, ее предмет, цель и задачи, значение для психологии и педагогики. 2.Этапы и периоды онтогенеза. 3.Рост и развитие организма. Физическое и психическое развитие. 4.Акселерация и ретардация. Регуляция функций в организме. 1.Уравновешенность организма с внешней средой как условие его существования. Механизмы взаимодействия организма с внешней средой и различных органов между собой. 2.Понятие о регуляции и саморегуляции функций в организме. Гомеостаз как относительное постоянство показателей внутренней среды организма. 3.Гуморальная регуляция функций. Роль метаболитов и гормонов. 4.Основные железы внутренней секреции и физиологическая роль их гормонов. Возрастные особенности эндокринной системы. 5.Рефлекторная (нервная) регуляция как высший этап развития регуляторных приспособлений организма, ее преимущества перед гуморальной регуляцией. 6.Положительные и отрицательные обратные связи в регуляции функций, их биологическое значение. 7.Взаимосвязь и единство нервной и гуморальной регуляции. Физиологические системы организма. 1.Опорно-двигательный аппарат человека, его строение, функции и развитие в онтогенезе. 2.Физиология крови. Строение крови, характеристика плазмы и клеточных элементов. 3.Понятие об иммунитете. 4.Группы крови, возможности их совмещения при переливании крови. 5.Физиология сердечно-сосудистой системы. Строение сердца и его работа. 6.Круги кровообращения, их строение и функции. 7.Показатели кровообращения в покое и при физических нагрузках: систолический и минутный объемы крови, линейная и объемная скорость движения крови, пульс, кровяное давление. 8.Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки. 9.Строение и функции дыхательной системы. 10.Механизм дыхательных движений. 11.Нейрогуморальная регуляция дыхания. 12.Показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках: частота дыхания, дыхательный объем, минутный объем дыхания. 13.Жизненная емкость легких как показатель резервных возможностей дыхательной системы организма. 14.Возрастные особенности дыхания. 15.Общий план строения и функции пищеварительной системы. 16.Нейрогуморальная регуляция секреций пищеварительных желез. 17.Возрастные особенности пищеварения. 18.Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ. 19.Возрастные особенности энергетического обмена. 20.Особенности обмена белков, жиров и углеводов в детском и подростковом возрасте. 21.Нормы и режим питания. 22.Строение и функции органов выделительной системы, их возрастные особенности. Физиология нервной системы. 1.Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Звенья рефлекторной дуги и их функции. 2.Общий план строения нервной системы. Иерархия в деятельности отделов ЦНС. 3.Методы изучения функций отделов ЦНС. 4.Строение нервной ткани. Структура и функции нейронов и глионов. Серое и белое вещество мозга. 5.Классификация нейронов. 6.Структурно-функциональная характеристика синапсов. Возбуждающие и тормозные синапсы. 7.Механизм передачи возбуждения, происхождение ВПСП и ТПСП. 8.Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона и синапса. 9.Торможение в ЦНС. Современные представления о клеточных механизмах торможения. 10.Движение и взаимодействие нервных процессов: иррадиация, концентрация, индукция. 11.Принципы доминанты в деятельности ЦНС. Свойства доминантного очага. 12.Особенности протекания нервных процессов в подростковом возрасте. 13.Строение и функции спинного мозга. Спинальные рефлексы. Проводниковая функция спинного мозга. 14.Физиология продолговатого мозга, рефлекторная и проводниковая деятельность. 15.Физиология среднего мозга, механизм рефлексов выпрямления (установки тела в пространстве). 16.Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентной чувствительности. 17.Структурные и функциональные особенности гипоталамуса. Значение гипоталамо-гипофизной системы в формировании особых физиологических состояний организма. 18.Физиология мозжечка, его участие в координации сложных двигательных актов. 19.Ретикулярная формация ствола мозга, характерные черты строения и функции. 20.Строение и функции лимбической системы. 21.Физиология больших полушарий головного мозга. Структурно-функциональная организация коры. 22.Локализация функций в коре. Сенсорные и моторные зоны коры. Ассоциативные области коры. 23.Функциональная асимметрия полушарий. 24.Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. 25.Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий. Основные ритмы ЭЭГ. Формирование ЭЭГ в онтогенезе. 26.Учение И.П.Павлова об анализаторах. Структурно-функциональная характеристика анализаторов. Анализатор и сенсорная системы. Анализаторы и органы чувств. 27.Физиология зрительного анализатора. Строение и функции органа зрения. 28.Физиология слухового анализатора. Строение и функции органа слуха. Механизм восприятия звука. 29.Функциональное значение и возрастные особенности двигательного, кожного, обонятельного, вкусового, вестибулярного анализаторов. 30.Вегетативная нервная система, ее структурные и физиологические особенности. Высшая нервная деятельность. 1.Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. История открытия условных рефлексов. 2.Условия образования и биологическое значение условных рефлексов. 3.Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. 4.Классификации условных рефлексов. 5.Механизм образования временной связи условного рефлекса. 6.Торможение условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее), его разновидности и биологическое значение. 7.Врожденные цепьевые рефлексы как основа инстинктов. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. 8.Динамический стереотип как основа приобретенной формы поведения. Физиологическая природа, особенности и значение стереотипных реакций для формирования трудовых навыков. 9.Онтогенез безусловных и условных рефлексов. 10.Теория функциональной системы П.К.Анохина. Структура и значение функциональной системы в формировании целенаправленного поведенческого акта. 11.Учение И.П.Павлова о типах ВНД. Характеристика нервных процессов, лежащих в основе разделения людей по типам ВНД. Генотип и фенотип. Понятие типа ВНД. 12.Классификация и характеристика типов ВНД. Тип ВНД и темперамент. 13.Изменения ВНД в подростковом возрасте. 14.Типологические особенности ВНД человека. первая и вторая сигнальные системы действительности, их характерные особенности и значение в восприятии окружающего мира. 15.Формирование второй сигнальной системы. Значение второй сигнальной системы для процессов мышления. 16.Художественный и мыслительный типы ВНД. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и тип ВНД. Психофизиология. 1а.Психофизиология как наука, ее предмет, цель и задачи. Методы исследования в психофизиологии 1б.Психофизиология эмоционально-потребительной сферы. Определение и классификация потребностей. 2.Мотивация как опредмеченная потребность. Виды мотиваций. Этапы формирования мотивированного поведения. 3.Определение и функции эмоций. 4.Нейроанатомические субстраты эмоций. Компоненты эмоций. 5.Характерные черты и классификации эмоций. 6.Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Связь эмоций с мотивациями поведения. 7.Влияние эмоций на здоровье и деятельность человека. 8.Понятие и виды внимания. 9.Ориентировочный рефлекс как физиологическая основа внимания. 10.Нейрофизиологические механизмы внимания. 11.Понятие и процессы памяти. Характеристика запоминания, хранения и воспроизведения информации. 12.Классификации памяти. 13.Временная организация памяти. Клеточные механизмы кратковременной и долговременной памяти. Этапы формирования энграмм. 14.Теории памяти: анатомическая, глиальная, химическая теории. 15.Мышление и речь. Основные звенья речи. Локализация центров речи. Речевая функциональная асимметрия. Онтогенез речи. 16.Современные представления о природе и механизме мышления. 17.Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. 18.Методы диагностики функциональных состояний. 19.Физиологическая характеристика сна. Структура нормального сна. Сон «быстрый» и «медленный». 20.Теории сна. 21.Фазовые состояния нервных центров при переходе от бодрствования ко сну. 22.Сновидения. Факторы, определяющие содержание сновидений. 23.Онтогенез физиологического сна. 24.Физиология стресса. Классификация стрессов. 25.Физиологический механизм развития стресса. Стадии стресса. Эустресс и дистресс. 26.Стресс и здоровье человека. управление стрессовыми реакциями. 27.Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. 28.Понятие о биологических часах. Синхронизаторы. Синхронизация биоритмов. Пейсмекеры. 29.Десинхроноз. профилактика десинхронозов 30.Биоритмы и работоспособность. Значение учения о биоритмах в педагогике. Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения контрольной работы по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» Подписано в печать … Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. …Уч.-изд.л …Тираж … экз. Заказ № … ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Ризограф ГОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 |
![]() | Задания к контрольной работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург:... | ![]() | Содержание учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», ее значение для работы педагога |
![]() | Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Методические указания включают в себя... | ![]() | Экономика: Методические указания для выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2002. – 11 с |
![]() | Задания к контрольным работам и методические указания для их выполнения по дисциплине «Физическая культура». Екатеринбург, фгаоу... | ![]() | Методические указания предназначены для бакалавров всех форм обучения по направлениям 080100 «Экономика» и080200 «Менеджмент». Методические... |
![]() | Методические указания содержат рабочую программу, теоретические вопросы и задачи | ![]() | Методические указания для выполнения лабораторных работ./ Санкт-Петербургский горный ин-т. Сост.: В. В беляев, Г. Н. Журов, Т. Р... |
![]() | Методические указания предназначены для выполнения курсового проекта по дисциплине «Экономика эксплуатационной работы» для студентов,... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов инженерно-технических специальностей гоу огу для выполнения ими кинематического... |