Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»




НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
страница1/14
Дата публикации25.12.2013
Размер1.74 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»

История государства и права зарубежных стран

Учебно-методическое пособие

(для студентов 1 курса юридического факультета)

Белгород, 2011

Утверждено и рекомендовано к изданию

РИС БелГУ

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработано доктором исторических наук, профессором В.П. Касаткиным и кандидатом юридических наук, старшим преподавателем Л.И. Никоновой.

Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права БУПК ^ В.Г. Крикун

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой трудового и предпринимательского права БелГУ И.А. Грабовский


История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. Изд. – 3-е, перераб. и доп. / Сост. В.П. Касаткин, Л.И. Никонова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2011 – 137 с.
Пособие для семинарских занятий рекомендовано студентам первого курса юридического факультета, изучающим дисциплину «История государства и права зарубежных стран». Издание содержит темы семинарских занятий, библиографические списки источников, основной и дополнительной литературы, темы рефератов, домашние задания, юридические задачи, тесты и глоссарий.


Издательство Белгородского

Государственного университета,

2011

СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания к семинарским занятиям………………..4

^ Планы семинарских занятий

Модуль 1. История государства и права стран Древнего Востока и античного мира………………………………………………………………………….7

Тема 1. Государство и право стран Древнего Востока………………………...7

Тема 2. Государство и право Древней Греции…………………………………14

Тема 3. Законы XII таблиц – памятник римского права……………………….17

Тема 4. Институции Гая – учебник по римскому праву……………………….21

Модуль 2. История государства и права в Средние века……………….….26

Тема 5. Салическая правда — правовой памятник салических франков……..26

Тема 6. Феодальное государство и право Франции…………………………….31

Тема 7. Великая Хартия вольностей 1215 года в Англии………………………35

Тема 8. Развитие права в средневековой Англии (XIII-XVI вв.)……………....38

Тема 9. Феодальное государство и право Германии……………………………42

Тема 10. Образование Арабского Халифата. Мусульманское право………......47

Модуль 3. История государства и права в Новое время…………………....50

Тема 11. История государства и права Англии в новое время (XVII-XIX вв.)..50

Тема 12. Становление и развитие государства и права США в XVIII-XIX вв..55

Тема 13. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в……………………………………………………………………………….59

Тема 14. Французское гражданское и уголовное право XIX в…..………...……63

Тема 15. Конституционное законодательство Германии XIX в………………...69

Тема 16. Германское гражданское уложение 1900 г. (ГГУ или БГБ)…………..72

Тема 17. Государство и право Японии в новое время…………………………...76

Модуль 4. Государство и право новейшего времени…………………………78

Тема 18. Государство и право Великобритании в новейшее время…………….78

Тема 19. История государства и права Франции в период новейшей истории..82

Тема 20. Государство и право Германии в XX в…………………………...…...86

Тема 21. История государства и права США в новейшее время………………90

Тема 22. Государство Японии в XX в……………………………………………93

Тема 23. Государство и право Италии в новейшей период истории…………..96

Темы курсовых работ по дисциплине………………………………………….98

Вопросы к экзамену ……………………………..……………………...………104

Глоссарий юридических понятий и терминов по курсу……………………109

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к семинарским занятиям

Предметом истории государства и права зарубежных стран курса являются исторические процессы возникновения и многовекового развития сложной системы государственных и юридических учреждений зарубежных стран, во многом определяющие магистральные пути развития мировой цивилизации. Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием исторических материалов, многочисленных политических и правовых документов, используемых в курсе для обоснования как общеисторических закономерностей развития государства и права, так и закономерностей тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Обширнейшая информативность, политико-правовая значимость этого курса, определяют то обстоятельство, что история государства и права зарубежных стран изучается, как правило, на первом (или втором) году обучения в юридических вузах. Именно в этот период у студента начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых текстов, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, то есть, те важнейшие профессиональные качества, которые необходимы квалифицированному юристу. Поэтому основная задача семинаров по данному курсу состоит в том, чтобы выработать у студентов умение самостоятельного изучения вопросов о зарубежном государстве и праве.

В ходе подготовки к семинарским занятиям студенты учатся конспектировать, анализировать и обобщать различный законодательный материал, учебную литературу, специальные научные труды и журнальные статьи. На основе этого студенты приобретают навыки в суммировании знания, полученного из различных источников. Активное участие в работе семинаров помогает студентам правильно формулировать положения и выводы по теоретическим и общим проблемам и отстаивать их в коллективном дискуссионном обсуждении.

Семинарские занятия способствуют также повышению общей подготовки студентов, особенно развитию культуры речи, навыков публичного выступления, что имеет важное значение для профессии будущего юриста.

Семинар – это активная форма обучения. Она предполагает активное участие в занятии всех студентов группы. И только их дружная работа поможет найти правильное решение. Кстати, на семинаре в процессе коллективного поиска рождается творческое соревнование, что значительно повышает его результативность.

Главная цель семинарских занятий по курсу истории государства и права зарубежных стран — помочь студентам усвоить наиболее сложные и важные вопросы, получить представление об историческом пути, который прошли государство и право, правильно определить, какие ценности и принципы оправдали себя и, что заслуживает поддержки, а от чего из прошлого опыта следует решительно отказаться.

Основным методом проведения семинаров по предлагаемой учебной дисциплине является развернутое обсуждение на них последовательно поставленных и ранее запланированных вопросов по рассматриваемой теме. Возможно также прочтение небольших докладов, рефератов студентов с последующим их обсуждением. Проводятся семинары, как правило, в объеме двух академических часов.

Эффективность занятия прямо зависит от предшествующей работы студентов, от их добросовестной подготовки к семинару. Студентам заблаговременно предлагаются его тема, план, задачи, темы рефератов, источники, литература.

К семинару по данному курсу обязательно рекомендуются первоисточники. К ним относятся законодательные и иные нормативные материалы, как действующие, так и недействующие, иногда имеющие многовековую давность, так называемые «памятники истории государства и права». Первоисточники требуют особо внимательного к себе отношения без их серьезного и основательного изучения невозможно глубокое познание проблем и тенденций, связанных с развитием всеобщей истории государства и права. Документы и памятники права следует не только читать, но и тщательно анализировать, надо учиться подвергать их критическому анализу, вскрывать причины их появления и правовую сущность.

К семинарам рекомендуется использование различной специальной литературы (имеются в виду монографии, учебные пособия, научные статьи, методические разработки и др.), в том числе и интернет-ресурсы, содержащие нормативно-правовые акты и лекционный материал изучаемой темы. Чаще всего предлагаемая литература отражает современный уровень изучаемой науки. Поэтому добросовестная работа с литературой имеет важное значение для студентов — будущих юристов.

В целях продуманного и последовательного изложения каждого вопроса, предусмотренного планом семинара, желательно составить развернутый план своего выступления. Он должен включать пункты, раскрывающие все основное содержание изучаемого вопроса. В отдельных пунктах плана следует отметить то, что из источников можно и нужно использовать (процитировать), на какие статьи закона или иного правового акта следует сослаться и т.д. Это поможет студенту сделать свое выступление целенаправленным, конкретным и доказательным. Развернутый план ответа позволит избежать таких часто встречающихся в выступлениях студентов недостатков, как непоследовательность, наличие пространных, общих, не относящихся к рассматриваемой проблеме рассуждений, или наоборот, чрезмерная краткость ответа или только слабый пересказ учебника или конспекта лекций.

Правильная организация выступления студента на семинаре в первое время с использованием развернутого письменного плана поможет ему впоследствии отвечать ясно, логично, аргументировано и доказательно без такого плана.

На семинарских занятиях часто применяется и такая форма работы, как написание студентами рефератов. Тематика рефератов, как правило, дополняет и развивает проблему семинара. Названия рефератов (докладов) указываются в плане семинарского занятия. Выступление по реферату не должно превышать 10 минут. Методические советы и литературу для подготовки реферата студент получает у преподавателя – руководителя семинара.

Кроме того, темы семинарских занятий содержат индивидуальные задания по составлению и заполнению таблиц аналитического характера. Такая работа носит проблемно-поисковый характер и при ее выполнении студент должен продемонстрировать умение осуществлять анализ материала из различных первоисточников.

Решение юридических задач, представленных в пособии по каждой изучаемой теме, поможет студенту применять нормативно-правовые акты и реализовывать нормы материального и процессуального характера в профессиональной деятельности. А ответы на тестовые задания позволят адаптироваться к новой тестовой методике обучения.

Наука и учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» имеет свой комплекс понятий, определений и терминов, овладению которыми поможет включенный в данное учебное пособие Глоссарий юридических терминов и понятий. Этот словарь-справочник включает в себя понятийно-терминологический указатель тех категорий, которые чаще всего используются в лекциях и учебных изданиях по данной дисциплине.

После рассмотрения студентами вопросов семинара преподаватель подводит итоги этого обсуждения и отвечает на вопросы, которые возникли на занятии по изучаемой проблеме. Студенты, слушая преподавателя, должны, если в этом возникает необходимость, сделать записи и дополнения в своих тетрадях, специально отведенных для семинарских занятий.

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ 1

История государства и права стран Древнего Востока и античного мира
ТЕМА № 1

Государство и право стран Древнего Востока

(2 часа)

Цель занятия: выяснить особенности государственного строя стран Древнего Востока, отметить характерные для них общие черты. Провести сравнительное изучение уникальных памятников истории права древневосточных цивилизаций – так называемых Судебника царя Хаммурапи (Вавилон XVIII в. до н. э.) и Дхармашастры Ману (Законов Ману, Индия II в. до н. э. – II в.н. э.), что позволит познакомиться с правовым положением отдельных групп населения стран Древнего Востока, с источниками и основными институтами права.

  1. Причины установления и сущность восточной деспотии. Три главных ведомства управления в государствах Древнего Востока.

  2. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Дхармашастры Ману.

  3. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона. Система варн в Древней Индии.

  4. Собственность и обязательства по Судебнику царя Хаммурапи и Законам Ману.

  5. Правовое регулирование брачно-семейных и наследственных отношений в Древнем Вавилоне и Древней Индии.

  6. Преступления и наказания.


Темы рефератов


    1. Основные черты и содержание права Древнего Египта.

    2. Особенности источников и институтов права Древнего Китая. Конфуцианство. Легизм

4. Артхашастра Каутильи (I в. до н.э. – I в. н.э.).
Источники и основная литература


  1. Антология мировой правовой мысли: В 5т.Т.1: Античный мир и восточные цивилизации/ Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен; оформ. В.А. Корольков. – М.: Мысль, 1999. – 750 с.

  2. Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / В.Н. Садиков. – М.:ООО «ТК Велби», 2002. – 768 с.

  3. Хрестоматия по Истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. / Под. ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Проспект, 2011. – 392 с.

  4. Хрестоматия по Истории государства и права зарубежных стран. Часть 1: Древность и Средние века / сост. В.А. Томсинов. – М., 2004. – 560 с.

  5. Хрестоматия по Истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т.1: Древний мир и Средние века / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2008. – 672 с.

  6. Абдурахманова, И.В.История государства и права зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2002. – 288 с.

  7. Вологдин, А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие / А.А. Вологдин. – М.: Высш. шк., 2005. – 575 с.

  8. Всеобщая история государства и права. Учебник/ Под ред. проф. К.И. Батыра – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 496 с.

  9. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов – 2-е изд. перераб. и доп. / В.Г. Графский. – М.: Норма, 2007. – 752 с.

  10. Ильинский, Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Изд. деловой и учебной лит., 2003. – 624 с.

  11. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004. – 624 с.

  12. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие/ Отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд. НОРМА, 2003 – 320 с.

  13. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / А.И. Косарев. – М.: Изд. Юриспруденция, 2007. – 376 с.

  14. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / М.Н. Прудников. – М.: Юнити, 2010 – 544 с.


Дополнительная литература


  1. Артхашастра или Наука политики/ Пер. с санскр. В.И. Вострякова, Е.Е. Обермиллера, Б.В. Семичева. – М., 1993.

  2. Бонгард-Левин, Г.М Республики в Древней Индии: (Проблематика и основные материалы) / Г.М.Бонгард-Левин // Древние цивилизации от Египта до Китая. – М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 1997. – С. 1090-1117.

  3. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. – СПб.: Алетейя, 2001. – 814с.

  4. Борисевич, М.М. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс/ М.М.Борисевич, О.А. Бельчук, С.Г. Евтушенко. – М.: Юриспруденция, 2001. – С. 16-34.

  5. Васильев, Л.С. История Востока: [Учебн.пособ. для вузов: В 2т.]/ Л.С. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 511с.

  6. Вигасин, А.А. «Устав о рабах» в Артхашастре Каутильи / А.А. Вигасин // Древние цивилизации от Египта до Китая. – М.: «Ладомир», 1997. – С. 1118-1134.

  7. Глушаченко, С.Б. К вопросу о типологизации форм судебных доказательств в ранних обществах / С.Б. Глушаченко, Виноградов А.М // Российский судья. – 2009 – № 3.

  8. Дандамаев, М.А. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке: Сб. ст. / М.А. Дандамаев. – М.: Наука, 1989. – 158с.

  9. Емельянов, В.В. Древний Шумер / В.В. Емельянов. – СПб., 2001.

  10. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государства и право). Учебное пособие/Под ред. П.Г. Галанзы, Б. С. Громакова. – М.: Юрид. литер., 1980. – 550 с.

  11. .Клочков, И.С. Древняя культура Вавилона (человек, судьба, время) / И.С. Клочков. – М., 1983.

  12. Крашенинникова, Н.А. История права Востока. Курс лекций / Н.А. Крашенинникова. – М., 1994.

  13. Крашенинникова, Н.А.Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192с.

  14. Кудрявцев, М.К. Кастовая система в Индии / М.К. Кудрявцев. – М, 1992.

  15. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права Учебник в 2.т. Изд. 4-е., доп. Т. 1. – М., 2005. – 592 с.

  16. Оппенхейм, А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. [Перев. с англ.] – 2-е изд., испр. и доп. / Н. Оппенхейм. – М.: Наука, 1990. – 296с.

  17. Павлова, М.А. Возникновение идеи о наказании в догосударственном обществе и на Древнем Востоке / Павлова М.А. / Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 3.

  18. Самозванцев, А.М. «Артхашастра» III 10.8-17: опыт интерпретации правового текста / А.М. Самозванцев // Вестн. древ. истории. – 1983. – №4. – С. 32-44.

  19. Самозванцев, А.М. Правовой текст дхармашастры / А.М. Самозванцев. – М., 1991.

  20. Якобсон, В.А. «Кража» и «грабеж» по законам Хаммурапи // Палестинский сборник. Вып. 26.– М., 1978.

  21. Якобсон, В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права Древнего Востока / В.А. Якобсон // Народы Азии и Африки. – 1984. – №2 – С. 89-110; №3. – С. 62-87.


Ресурсы Интернет

  1. Батыр, К. И История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] / К. И. Батыр // Библиотека Гумер – Право и Юриспруденция. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/batur/03.php

  2. Кучма, В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков / Кучма В.В. [Электронный ресурс] / Книги в электронном виде. – Режим доступа:

http://books4study.info/text-book5334.html

  1. Струве, В.В. Параграфы 34 и 36 хеттского судебника [Электронный ресурс] / В.В. Струве. – Вестник древней истории, 1937 – № 1. – Режим доступа:

http://annals.xlegio.ru/hetts/sud34_36.htm

  1. Текст Законы Ману [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.okpravo.info/pam/3.htm

  2. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. [Электронный ресурс] / под ред. проф. З.М. Черниловского, В.Н. Садикова. – Режим доступа: http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya/3.htm


Задание для самостоятельной работы

Составить таблицы:

^ Таблица № 1 Институт собственности

Содержание

Древний Вавилон

^ Древняя Индия

Особенности экономического строя







Способы приобретения собственности







Ограничения распоряжения собственностью







Особенности регулирования земельной собственности








^ Таблица № 2 Обязательства

Содержание

Древний Вавилон

^ Древняя Индия

Основания возникновения обязательств







Гарантии исполнения обязательств







Требования к форме заключения договора







Виды договоров и особенности регулирования








^ Таблица № 3 Брак и семья

Содержание

Древний Вавилон

^ Древняя Индия

Форма и характер брака







Способы заключения







Основания расторжения брака







Имущественные права супругов







Правовое положение детей








Задачи


  1. Жрец одного из вавилонских храмов приобрёл у заезжего торговца двух рабов за три мины серебра. Однако житель города Логоша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд.

^ Какое решение должен вынести судья?


  1. Авилум Забар приобрёл для своего раба Кубата, обученного гончарному ремеслу, мастерскую и забрал 2\3 доходов. Накопив сумму, достаточную для брачного выкупа, Кубат женился на Лике – дочери «человека». Прожив с ней 7 лет, Кубат умер. После его смерти Забар продал мастерскую и забрал всё имущество своего раба, оставив Лике её приданное. Вдова обратилась в суд.

^ Какое решение должен вынести судья?


  1. Старый вельможа Губар взял в жёны молодую девицу Мизату. Перед смертью он подарил ей дом в Вавилоне, сад и пять рабов. Неудовлетворённая этим, Мизату заставила мужа написать завещание, по которому его сын от первого брака лишается наследства. После смерти Губара сын подал жалобу в суд на свою мачеху.

^ Какое решение должен вынести судья?


  1. Копьеносец Даян-Уцур был пленён во время похода против хорритов. Пробыв в плену 5 лет, был продан в Элам, где его приобрёл тамкар Иддин-Маркуд. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая своё рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Болунда, от которого прижила двух детей.

^ Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?


  1. Больмунх вёл мелкую торговлю и занимался ростовщичеством. Арендатор Атайм, не имея возможности выплатить арендную плату, взял у него под залог своего имущества 20 сиклей серебра. В назначенный срок он не сумел вернуть долг. Забрав себе имущество Атайма, и мотивируя, что его стоимость не покрывает долга и процентов, Больмунх взял как заложника сына должника.

^ Дайте оценку действиям Больмунха с позиции законов Хаммурапи.


  1. Арди-Гула и его супруга Дамна заняли у ростовщика Эгиби три мины серебра под залог своей рабыни и её детей. Не успев расплатиться с ростовщиком, Арду-Гула умер. После смерти своего супруга Дамна усыновила детей рабыни, но вскоре и сама последовала за ним. Эгиби, которому супруги остались должны, обратился в суд.

^ Какое решение должен вынести судья?


  1. .Вавилонин Немед был нанят Шамашем для вспашки и сева хлеба. Получив семена, пару быков и плуг, Немед вспахал поле. После этого он потребовал у хозяина увеличения платы до 10 курр хлеба. Получив отказ, Немед проданные ему семена, а серебро прокутил в вавилонских шинках. Шамаш обратился в суд.

^ Какое наказание ожидает Немеда?


  1. Воин Хамаку, перебрав в корчме сикеры, устроил драку с заезжими торговцами. Надавал им оплеух, он выскочил на улицу, где был остановлен декумом. Приняв его за одного из тех, с кем он подрался, Хамак сбил с ног декума и бросился бежать. Задержанный городской стражей, он предстал перед судом.

^ Какое решение должен вынести судья?


  1. Во время супружеской ссоры жена тамкара Релиса вышвырнула из окна кувшин с маслом, который попал в голову воина Лекуна. Когда тот попытался войти в дом, раб тамкара преградил ему путь. Выхватив меч, Лекун отрубил ему руку, после чего был схвачен городской стражей.

^ Какое решение должен принять судья по данному казусу?


  1. Лучник Иддин-Ур, чьё хозяйство пришло в упадок, занял у ростовщика Мордука 5 мин серебра. Не имея возможности расплатиться в срок, он продал часть своего земельного участка.

^ Правомерны ли действия Иддин-Ура?


  1. Капур продал соседу вола, но уже через день, пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку и возвратить все в изначальное состояние. Капур возвращает соседу деньги, а тот – вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд.

^ Как должен решить дело судья в соответствии с Законами Ману?


  1. Охранник священных даров, защищая женщину от грабителей, убил в схватке одного из нападавших.

^ Как можно квалифицировать его действия по Законам Ману? Какое наказание он должен понести?


  1. Деварадже, отправляясь в далекое путешествие, оставил сове имущество на хранение соседу. Через 11 лет, посетив много стран и претерпев множество испытаний, Деварадже вернулся на родину. Но сосед отказался вернуть имущество, мотивируя это тем, что после истечения 10 лет оно стало его собственностью по давности владения.

^ Как следует решить данный спор по Законам Ману?


  1. Во время сельской ярмарки между кшатрием и шудрой вспыхнула ссора. В присутствии многочисленных свидетелей они обозвали друг друга оскорбительными словами.

^ Какое наказание должны понести участники ссоры?


  1. Обедневший брахман за богатый выкуп отдал в жены свою дочь за представителя варны шудр.

^ Какие правовые последствия следуют из этого поступка?
Тесты


  1. Какие законные способы приобретения имущества по Законам Ману принадлежали кшатриям:

а) исполнение работы

б) завоевание

в) передача по наследству

г) ростовщичество

д) покупка

е) милостыня

  1. ^ Первые известные государственные образования сложились в:

б) Южной Европе

в) Передней Азии

в) Северной Америке

г) Южной Африке

д) Юго-Восточной Азии

  1. Смертная казнь по Законам Ману не могла применяться в качестве меры наказания к:

а) женщинам

б) старикам

в) царским слугам

г) брахманам

  1. Государственный строй Древнего Вавилона можно определить как:

а) восточная деспотия

б) демократия

в) аристократическая республика

г) тирания

  1. ^ В Древнем Вавилоне брак считался действительным:

а) после получения согласия родителей невесты

б) после внесения выкупной платы

в) после совершения религиозного обряда

г) при наличии письменного договора

  1. ^ В праве Древнего мира «ордалии» — это:

а) религиозный обряд

б) свадебная церемония

в) испытания для определения виновности или невиновности обвиняемого

г) царские пиры

  1. ^ По Законам Ману после заключения договора купли-продажи если одна из сторон передумала, то:

а) договор можно расторгнуть, только выплатив штрафы в размере суммы договора

б) договор можно расторгнуть только по специальному решению царя

в) договор можно расторгнуть в течение 10 дней со дня заключения без каких-либо оснований

г) отказ от исполнения договора был невозможен

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconВопросы к экзамену по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» для студентов дневной формы обучения факультета Международного права и юридической...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconВопросы к экзамену по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»
Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Место дисциплины в системе наук и учебных курсов

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconВопросы к экзамену по дисциплине "История государства и права зарубежных стран"
Предмет, метод, периодизация истории государства и права зарубежных стран. Место игпзс в системе юридических наук

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconВопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран...
История государства и права зарубежных стран реферат и экзамен, доц. Смирнова Анна Александровна

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconИстория государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран: методические указания для написания контрольных работ [Текст] / сост. С. А. Бердникова....

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconТематический план дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» – историко-теоретическая юридическая дисциплина. Данный учебный курс является неотъемлемым...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconИстория государства и права зарубежных стран
Кафедра теории и истории права и государства история государства и права зарубежных стран

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconЭкзаменационные вопросы по «История государства и права зарубежных стран»
Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. Место науки в системе юридических наук

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconИстория государства и права стран Древнего Востока
Учебник, подготовлен с учетом последних достижений историкоправовой науки и в соответствии с программой курса "История государства...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» iconКурс: история государства и права зарубежных стран часть История...
История государства и права Древнего мира (рабовладельческие государства и право)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов