6. планирование деятельности предприятий




Скачать 184.4 Kb.
Название6. планирование деятельности предприятий
Дата публикации19.06.2013
Размер184.4 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы




ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. Роль планирования в управлении предприятием
В условиях рыночной экономики деятельность предприятия прежде всего зависит от его способности изучать, анализировать спрос на продукцию, производимую предприятием и адекватно реагировать на тенденции его изменения. Функционирование предприятия в условиях рынка обуславливает необходимость постоянного принятия управленческих решений, позволяющих реагировать на изменение спроса и других рыночных факторов.

Как известно, процесс управления предприятием состоит из многих функций, среди них: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирования.

Среди названных функций функция планирования занимает центральное место, поскольку с помощью планирования определяются направления развития, формулируются цели и задачи деятельности предприятия и разрабатываются пути реализации поставленных целей.

В соответствии с Хозяйственным кодексом Украины предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и из необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения доходов. Основу планов представляют государственные заказы и договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.

Переосмысление процесса планирования должно иметь место не только на уровне предприятий, а и на народнохозяйственном уровне. На уровне народного хозяйства должны усилиться функции формирования структуры и пропорций, направлений и темпов развития экономики и ее цепей на долгосрочную перспективу, решения наиболее важных задач народнохозяйственного, отраслевого, регионального развития. Государству необходимо управлять предприятиями в основном опосредованно через систему индикативных планов, которые имеют рекомендательный характер. Система государственных заказов призвана обеспечить удовлетворение лишь наиболее насущных и важных общегосударственных и других нужд.

В условиях трансформации экономики значительно возрастает роль прогнозирования как инструментария и стадии предплановых исследований. Между прогнозированием и планированием существует тесная взаимосвязь и научный уровень прогнозирования в значительной мере влияет на обоснованность планов. Чем выше научный уровень прогнозирования, тем меньше мера неопределенности, присущая рассматриваемому процессу.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает установку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

^ 6.2. Принципы внутрифирменного планирования

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы 4 основные принципа.

1) Принцип единства – предполагает, что планирование должно иметь системный характер.

На предприятиях наряду с планом предприятие разрабатывает отдельные планы производства и продаж продукции, планы издержек и доходов; планы технического, организационного и финансового развития производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом развития предприятия и всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же отражалось в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.

2) Принцип непрерывности.

Смысл этого принципа заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться непрерывно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (например, когда один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим). Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них – к оперативным, а также необходимость взаимодействия между краткосрочными и долгосрочными планами.

3) Принцип гибкости – взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять эту направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы, иначе называемые «подушками безопасности» или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов. Резервы не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными. Слишком же низкие резервы влекут за собой слишком частые изменения в планах.

4) Принцип точности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, какой позволяют внешние и внутренние условия фирмы. Стратегическое долгосрочное планирование может ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, составлением приближенных расчетов. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей.

Р. Акофор гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия. Этот принцип тесно увязан с принципом единства. Он означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемых им функций. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным. Примером партисипативного планирования могут быть «кружки качества».

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность; комплексность; оптимальность; эффективность; научность; приоритетность; сбалансированность; объективность; динамичность; риск и др.


^ 6.3. Методы планирования

Традиционно выделяют следующие методы планирования:

1) аналитический;

2) балансовый;

3) нормативный;

4) программно-целевой;

5) экономико-математические методы планирования.

Выбор конкретного метода планирования определяется особенностями планируемого процесса, объекта или явления, а именно, его определенностью, продолжительностью планируемого периода, изученностью, достоверностью характеристик и т.д.

^ Аналитический метод применяется на всех стадиях планирования: при анализе исходного уровня развития экономике, разработке плана, проверке выполнения плана. Сущность этого метода заключается в расчленении планируемого объекта на составные части, выявлении взаимосвязи и влияния этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса и в последующем синтезе результатов для всего объекта планирования.

Планирование нуждается в глубоком изучении сущности экономических явлений, их качественных особенностей и качественных характеристик. Задачей экономического анализа в планировании является определение и оценка достигнутого уровня, тенденций и перспектив (прогнозов) развития факторов внешней среды, техники, технологии, организации производства, социальных условий; выявление факторов и меры их влияния на ход развития социально-экономических процессов. Анализ применяется также для сравнения разных вариантов плана и выбора оптимального варианту.

Балансовый метод широко используется в планировании. Основная его задача – согласовать потребности и производственные ресурсы, необходимые для их удовлетворения. Сопоставление потребностей и ресурсов позволяет предусмотреть мероприятия по предотвращению возможных диспропорций. Например, планирование производственной программы предусматривает сопоставление трех важнейших компонентов: выявленного в процессе маркетинговых исследований спроса на продукцию, внутренних производственных возможностей и ресурсного обеспечения. Согласование этих компонентов, разработка мероприятий по их сбалансированности и позволяет определить плановый объем производства. Потребность в материально-технических ресурсах должна быть согласована с планом материально-технического обеспечения и т.д.

Нормативный метод предполагает применение в планировании обоснованных норм и нормативов, с помощью которых производятся технико-экономические расчеты, и дается обоснование плановых расчетов. Значение этого метода возрастает в связи с использованием экономических методов управления, необходимостью повышения научной обоснованности и качества планов.

^ Программно-целевой метод планирования – это метод организации плановой работы, заключающийся в выделении важнейших проблем социально-экономического и научно-технического развития и последующей концентрации всех этих средств для их решения путём разработки комплекса взаимосвязанных мероприятий для наиболее эффективной реализации поставленных целей в намеченные сроки.

Дальнейшее совершенствование планирования зависит от использования экономико-математических методов и современных вычислительных средств. Существуют различные варианты использования материальных, трудовых и природных ресурсов. Из этого многообразия вариантов необходимо выбрать оптимальный, т.е. такой, который обеспечивает наилучшее использование его производственных ресурсов. Выбор оптимального варианта осуществляется с помощью экономико-математических методов.

Вместе с этими формализованными методами планирования выделяют и следующие методы.

Творчество. В аспекте планирования процесс творчества определяется как способность плановика разрабатывать и применять новые и наилучшие, по сравнению с традиционными, плановые решения, выходить за обычное направление мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи.

Адаптивный поиск базируется на общем знании проблемы. Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения, что, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решение на основе построения разных качественных моделей, имитирующих планированное явление.

^ 6.4. Система планирования на предприятии
1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают:

а) директивное планирование – процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. В условиях рыночной экономики директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т. п. Директивное планирование не является антиподом рынку.

б) индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование не носит обязательный для исполнения характер. В целом он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне.

Показатели индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, занятость и т. п. Индикативное планирование может применяться также и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем – директивное.

^ 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов, принято различать:

долгосрочное планирование (период больше 5 лет - 10; 15 и 20);

среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет);

текущее (до 1 года – включает полугодичное, квартальное, месячное (декадное) и суточное).

^ 3. По содержанию плановые решения выделяют:

Стратегическое планирование - ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, какую продукцию выпускать и т. д.

Основная цель стратегического планирования – создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамично меняющейся внешней и внутренней среды. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

^ Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия на рынках, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей, а оперативно – календарное планирование – процессом их реализации. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.

^ Оперативно-календарное планирование. Основная его задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

^ 4. По степени охвата:

общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

частичное планирование, охватывающее только определенные области деятельности и параметры.

^ 5. По сферам планирования: планирование сбыта; планирование производства; планирование персонала; планирование приобретений (потребности, закупки, реализация излишних запасов);планирование инвестиций, финансов и т. д.

^ 6. По учету изменения данных: жесткое планирование; гибкое планирование.

7. По очередности во времени:

упорядоченное (текущее) планирование, при котором при завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

скользящее планирование, при котором при истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

^ 6.5. Цель разработки и структура бизнес–плана

Бизнес-план – это документ, в котором представлена сущность предпринимательской идеи, пути и способы её реализации и охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса, а также особенности управления им.

Бизнес-план необходим предприятию по многим причинам, и среди них можно выделить следующие основные цели его разработки:

ознакомление представителей делового мира с предпринимательской идеей с целью получения необходимых финансовых ресурсов от потенциальных инвесторов;

бизнес-план способствует предотвращению ошибок и снижению рисков в результате всестороннего его обоснования и критической оценки выбранных предприятием направлений развития;

заблаговременного определения угроз и препятствий, что позволяет разработать систему мер их предупреждения и устранения;

бизнес-план является основным документом для принятия управленческих решений в процессе его реализации и предусматривает четкую постановку целей и путей их достижения в результате поэтапной детализации общих целей в виде подцелей;

бизнес-план является инструментом взаимоотношений предприятия с поставщиками материальных ресурсов и покупателями продукции, клиентами, а также с работниками предприятия.

Выделяют бизнес-план инвестиционного проекта; бизнес-план предприятия; бизнес-план структурного подразделения. Отдельно выделяют региональный бизнес-план, кроме того, составляются также специальные бизнес-планы для лиц, в контактах с которыми заинтересовано предприятие.

К оформлению бизнес-плана предъявляются определенные требования. Так как это своеобразный рекламный документ, бизнес-план должен быть четким, простым в изложении, сжатым, вместе с тем содержать информацию, которая раскрывает сущность предпринимательской идеи или инвестиционного проекта, и, которая является интересной для заинтересованных лиц. Бизнес-план содержит титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.

На титульном листе указывается полное название и адрес фирмы, собственники фирмы, название проекта, название организации – разработчика бизнес-плана, указания о конфиденциальности документа, дата составления бизнес-плана.

Бизнес-план состоит из следующих основных разделов:

1. Резюме.

2. Отрасль, фирма и её продукция (услуги).

3. Оценка рынка.

4. Конкуренция.

5. Маркетинг-план.

6. Производственный план.

7. Организационный план.

8. Юридический план.

9. Оценка рисков и страхование.

10. Финансовый план.

Резюме. Бизнес-план начинается с резюме. Вместе с тем резюме составляется после того, как описаны основные разделы бизнес-плана. Резюме представляет собой короткий обзор (1 – 2 стр.) предпринимательского проекта, отражающий его ключевые, наиболее важные и значимые аспекты, наиболее детально рассмотренные в основной части бизнес-плана. Резюме должно заинтересовать потенциальных инвесторов в дальнейшем изучении бизнес-плана. В резюме необходимо представить описание концепции бизнеса и стратегию его реализации, определить наиболее важные конкурентные преимущества фирмы; сведения о целевом рынке (основные потребители; доля рынка, предполагаемые объемы продаж); сведения о компетенции и профессионализме руководства фирмы; основные предполагаемые показатели финансовой деятельности фирмы (прибыльность, период достижения безубыточности, период окупаемости инвестиций).

^ Отрасль, фирма и её продукция (услуги). Этот подраздел разрабатывается, чтобы убедить читателя в перспективности отрасли, к которой принадлежит выбранный бизнес. Приводятся общие описания отрасли, текущее состояние дел в отрасли и тенденция её развития; новые для отрасли продукты и рынки; факторы, которые могут влиять на развитие отрасли. В этом подразделе приводится также место фирмы в отрасли и народном хозяйстве. При описании предприятия отражается история его создания; стратегические и тактические цели деятельности предприятия; основные виды деятельности, стадия развития бизнеса фирмы. Бизнес-план содержит следующую информацию о продукции, которую будет производить предприятие: физическое описание, область применения, основные характеристики; привлекательность продукта (свойства продукции, которые выделяют его из аналогичных, делают его оригинальным); соответствие международным и национальным стандартам качества; требования к гарантийному и послепродажному обслуживанию; наличие патентов, лицензий, сертификатов; мероприятия по дальнейшему совершенствованию продукции фирмы (обоснование предложений по разработке новых видов продукции; по доведению качества продукции до международных требований и её сертификации).

^ Оценка рынков. В данном разделе приводятся ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта. Анализ рынка включает общую характеристику рынков, размер (потенциал) рынка, тенденции развития рынка, долю предприятия на рынке; основные факторы, влияющие на изменение рынка; основные требования потребителей к продукции. После оценки общих параметров рынка устанавливаются конкретные объекты рынка, т.е. производится сегментация рынка. Критерии для сегментации рынка зависят от назначения продукции. Если продукция рассчитана на потребительский рынок, то сегментация рынка может производиться по географическим, демографическим, социально-экономическим, культурным признакам. Если же продукция предназначена для производственного потребления, сегментация рынка производится по следующим критериям: тип предприятия, организационно-правовая форма, цикличность деловой активности; мотивы, которыми руководствуются клиенты (цена, сервис, качество и т.д.). Сегментация рынка позволяет определить наиболее прибыльную, перспективную целевую группу потребителей.

Конкуренция. Этот раздел плана должен содержать следующие сведения о конкуренции на рынке, где предполагается реализация производимой предприятием продукции: производители и крупнейшие производители аналогичной продукции, технико-экономические и финансовые показатели предприятий-конкурентов. Анализ позволяет выявить основных конкурентов, их сильные и слабые стороны и определить преимущество предприятия перед конкурентами и свою конкурентоспособную рыночную стратегию. В бизнес-плане необходимо определить и будущие вероятные источники конкуренции.

Маркетинг-план. Основная цель маркетинг-плана – иллюстрация заинтересованным лицам, каким образом фирма предполагает влиять на целевой рынок и реагировать на складывающуюся там ситуацию для того, чтобы обеспечить сбыт продукции. Маркетинг-план демонстрирует стратегию выхода предприятия на целевой рынок. Для определения основных направлений маркетинговой деятельности предприятия, прежде всего, необходимо выяснить, на какой из стадий жизненного цикла товара находится продукт фирмы и в зависимости от этого выбираются ориентиры или общие цели маркетинговой деятельности. Общие цели конкретизируются в зависимости от специфики целевого рынка, уровня конкуренции в отрасли, особенностей продукции и т.д. Цели должны быть выражены количественно в конкретных показателях (доля рынка фирмы, объем продаж, структура затрат на рекламу, использование скидок). После определения целей и задач маркетинговой деятельности производится обоснование стратегии маркетинга – системы конкретных стратегий, которые отражают:

выбор целевого рынка предприятия, номенклатуры и ассортимента продукции;

стратегию сбыта (выбор типа канала товародвижения; определение численности персонала и принципов построение службы сбыта, разработка системы набора, подготовки и стимулирования работников службы сбыта, торговые представительства, посредники и т.д.);

политику ценообразования. Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, предприятие должно четко представлять цели, которые оно достигает посредством продажи товара. При выборе ценовой политики следует учитывать, что хотя главной целью любого предприятия является получение прибыли, вместе с тем в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования;

способов организации рекламной компании (цели и задачи рекламной деятельности предприятия, способы распространения рекламной информации, бюджет затрат на рекламу);

политику поддержки продукции предприятия, которая отражает основные элементы гарантийного обслуживания.

Главной целью разработки маркетинг-плана является обоснование прогнозных объемов продаж продукции.

^ Производственный план. Основной задачей производственного плана является обоснование возможности реально организовать производство, обеспечить выпуск определенного в процессе маркетинговых исследований количества продукции, в т.ч. в разрезе номенклатурных позиций и ассортимента соответствующего качества. Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:

программа производства и реализации продукции;

производственные мощности;

материально-техническое обеспечение;

издержки производства и сбыта продукции.

Если предприятие действующее, то производится оценка соответствия существующих производственных мощностей их величине необходимой для обеспечения производства требуемого количества продукции; определение дополнительной потребности в мощностях и способов их создания; определение перечня необходимого оборудования и технологий с учетом достижений НТП, выбор поставщиков оборудования и расчет затрат на приобретение (аренду) машин и оборудования.

В подразделе "материально-техническое обеспечение" приводится перечень и периодичность приобретения основных видов сырья, материалов; перечень и репутация наиболее значимых для предприятия поставщиков сырьевых ресурсов; требования поставщиков по форме оплаты; расчет потребности в сырьевых ресурсах и обоснование схемы материально-технического обеспечения; риски ресурсного обеспечения.

В подразделе "издержки производства и сбыта продукции" приводится обоснование по каждой статье издержек.

^ Организационный план. В данном разделе дается обоснование организационных мероприятий, организационной структуры предприятия, выбора рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом. Организационный план содержит пояснение по кадровой политике (проблема подбора, подготовки и переподготовки кадров, оплаты труда работников предприятия), обоснование потребности предприятия в персонале и т.п.

^ Юридический план. В юридическом плане описывается организационно-правовая форма предприятия, основные юридические аспекты его деятельности, особенности внешнеэкономической деятельности.

^ Оценка рисков и страхование. Основная цель этого раздела бизнес-плана – разработка мер по сокращению рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Этот раздел состоит из двух подразделов: организационных мер профилактики рисков и программы страхования рисков. С целью современного реагирования на возможные негативные последствия рисковых ситуаций разрабатываются альтернативные планы, предусматривающие план действия при появлении наиболее вероятных факторов внешней и внутренней среды, которые могут вызывать ситуацию возрастания рисков.

^ Финансовый план. Финансовый план является ключевым заключительным разделом бизнес-плана, в котором обобщены основные положения всех предыдущих разделов плана в стоимостной форме, на основании чего можно сделать вывод о целесообразности и эффективности данного предпринимательского проекта. Финансовый план состоит из таких основных подразделов:

план доходов и расходов (план прибылей и убытков);

план денежных поступлений и выплат (план движения наличности);

плановый баланс;

график достижения безубыточности.

Финансовый план позволяет определить источники получения денежных средств и направления их использования; соотношение текущих потребностей предприятия в денежных средствах с движением наличности; финансовое состояние фирмы на конец прогнозного периода; возможности предприятия выполнить свои финансовые обязательства. Финансовый план позволяет также ответить на вопрос, сможет ли предприятие в результате хозяйственной деятельности обеспечить устойчивое финансовое состояние и своевременно рассчитаться со своими кредиторами и обеспечить достаточную прибыль на вложенный капитал.
Контрольные вопросы
1. Роль планування в управлении предприятием.

2. Роль прогнозирования как инструментария и стадии предплановых исследований.

3. Принципы внутрифирменного планирования.

4. Методы планирования.

5. Неформализованные методы планирования.

6. Система планирования на предприятии.

7. Директивное, индикативное планирование.

8. Стратегическое, тактическое, оперативно-календарное планирование.

9. Классификация планов по степени охвата, по сферам планирования, по учету изменения данных, по очередности во времени.

10. Цель разработки и структура бизнес–плана.

11. Требования к составлению бизнес-плана.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6. планирование деятельности предприятий icon1 Планирование деятельности торговых предприятий
По классическому определению экономика это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства...

6. планирование деятельности предприятий iconСущность и функции рыночного планирования
В современных рыночных отношениях планирование экономиче­ской деятельности всех предприятий и фирм является важной пред­посылкой...

6. планирование деятельности предприятий iconПланирование на предприятии (шпаргалка)
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании

6. планирование деятельности предприятий icon«Менеджмент ресторанного и гостиничного бизнеса» Учебный план.
Цель: формирование знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности в гостиничном и ресторанном бизнесе. Ознакомление...

6. планирование деятельности предприятий iconПоложение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий»...
Настоящее Положение (стандарт) определяет порядок отражения в учете и отчетности приобретения других предприятий и/или объединения...

6. планирование деятельности предприятий iconВопросы к экзамену по дисциплине «Организация и планирование производства»
Планирование деятельности предприятия. Виды планирования. Факторы, влияющие на планы предприятия

6. планирование деятельности предприятий iconНалоговое планирование в каждый бизнес (8182) 62-93-20
Налоговая оптимизация и планирование – это эффективный инструмент в развитии и продвижении Вашего бизнеса, позволяющий при тех же...

6. планирование деятельности предприятий iconТема понятие промышленной продукции сварочного производства и её качества
Промышленная продукция конечный результат деятельности промышленных предприятий. Результатом деятельности предприятий сварочного...

6. планирование деятельности предприятий iconПланирование семьи. Формирование здорового образа жизни
По определению экспертов воз, термином "Планирование семьи" называются "те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным...

6. планирование деятельности предприятий iconПрограммные вопросы по курсу «Экономика, анализ и планирование деятельности...
«Экономика, анализ и планирование деятельности торгового предприятия»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов