Скачать 1.1 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА СТАТИСТИКАМетодические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление Уфа – 2010 Методические указания разработали: доцент, к.э.н. Сафуанов Р.М., старший преподаватель, к.э.н. Карачурина Р.Ф. Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление / Авт.-сост.: Р.М. Сафуанов, Р.Ф. Карачурина. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 48 с. Приведены методические указания по выполнению самостоятельной и контрольной работ и их оформлению, а также исходные данные. Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Рецензент: доцент, к.э.н. Мамателашвили О.В. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Целью выполнения контрольной (самостоятельной) работы является закрепление полученных студентами теоретических знаний по курсу «Статистика» и развитие практических навыков по статистическому исследованию социально-экономических процессов. Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса и предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Курс «Статистика» направлен на:
Задачи изучения дисциплины «Статистика»:
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
иметь навыки: – сбора первичной статистической информации, обработки и анализа статистических данных, формулировки задач статистического анализа для конкретных систем управления организационного типа; быть компетентным: – самостоятельно использовать полученные знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки специалистов и практической деятельности; обладать компетенциями: – обобщения, абстрагирования, анализа, моделирования, прогнозирования, применения методов статистического анализа для принятия обоснованных управленческих решений. ^ Задания к контрольной (самостоятельной) работе составлены в десяти вариантах. Номер варианта выполняемой работы зависит от начальной буквы фамилии студента. Самовольная замена одного варианта другим не разрешается.
Задачи каждого варианта составлены для обобщения и закрепления пройденного материала по дисциплине, в частности: задачи 1, 2, 3 – по теории статистики; задачи 4, 5 – по теории социально-экономической статистике и системе национальных счетов. Краткие методические указания для решения задач по соответствующим темам представлены ниже по тексту. Приступить к выполнению контрольной (самостоятельной) работы следует после проработки теоретического материала. При выполнении контрольной (самостоятельной) работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями, приведением статистических формул, развернутыми расчетами, анализом показателей и выводами. Решение задач по возможности нужно представить в таблицах, оформленных в соответствии с правилами, принятыми в статистике. Задачи, в которых даны только ответы, будут считаться нерешенными. Все расчеты относительных показателей необходимо производить с принятой в статистике точностью: коэффициенты - до 0,001, а проценты - до 0.1. Контрольная работа должна быть оформлена аккуратно, без помарок, написана разборчиво, иметь достаточно широкие поля для заметок рецензента и исправлений (дополнений), вносимых студентом после рецензирования. Страницы должны быть пронумерованы. В конце работы приводится список использованной литературы. Работа должна быть подписана студентом, указана дата ее исполнения. Если работа выполнена удовлетворительно, то она оценивается “Допущена к защите”. К защите студент должен учесть все замечания рецензента и, не переписывая работу, внести в нее все необходимые дополнения и исправления. Только после успешной защиты студент допускается к экзамену. ^ Абсолютные и относительные величины. Статистические таблицы и графическое изображение статистических данных. Первичной формой выражения статистических показателей являются абсолютные величины. Они выражаются в натуральных, стоимостных или трудовых единицах измерения. Относительный показать представляет собой результат деления одного абсолютного показателя на другой. Существуют следующие виды относительных величин: - планового задания, показывает во сколько раз планируемый показатель превысит достигнутый, или сколько процентов от этого уровня составит; - выполнения плана, показывает отношение фактически достигнутого показателя к плановому; - структуры, показывает отношение частей к целому или отношение групп ко всей совокупности; - динамики или темпы роста, показывают изменение явления во времени, характеризуют рост или снижение каких-либо показателей в сравниваемых периодах. При расчёте темпов роста различают два периода: базисный и отчётный. Относительная величина динамики (темп роста, базисный) – это отношение уровня показателя каждого периода к первоначальному уровню с постоянной базой сравнения. Относительная величина динамики (темп роста, цепной) – это отношение уровня показателя каждого периода к первоначальному уровню с переменной базой сравнения. - сравнения, сопоставляются уровни одноименных показателей относящиеся к различным объектам наблюдения, взятым за один и тот же период времени или на один момент времени; - координации, представляют собой одну из разновидностей показателей сравнения; - интенсивности, характеризуют степень распространенности или развития того или иного влияния в определенной среде. Чаще всего они выражаются в именованных величинах. Статистическая таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. По данным статистических таблиц строится графическое изображение статистических данных для облегчения их обобщения и анализа. ^ Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий общий уровень признака изучаемой совокупности в конкретных условиях места и времени. ^ называется такое среднее значение признака, при вычислении которого общий объем признака в совокупности сохраняется неизменным. Формула средней арифметической величины имеет вид: ![]() По данной формуле вычисляются средние величины первичных признаков, если известны индивидуальные значения признака. Если изучаемая совокупность велика, исходная информация чаще представляет собой ряд распределения или группировку, то средний показатель рассчитывается по следующей формуле: ![]() где i – число групп. Такую форму средней арифметической величины называют взвешенной арифметической средней. В качестве весов здесь выступают количество единиц совокупности в разных группах. Название «вес» выражает тот факт, что разные значения признака имеют неодинаковую «важность» при расчете средней величины. Если при замене индивидуальных величин признака на среднюю величину необходимо сохранить неизменную сумму квадратов исходных величин, то средняя будет являться квадратической средней величиной. Ее формула следующая: ![]() Главной сферой применения квадратической средней является измерение вариации признака в совокупности. Если при замене индивидуальных величин признака на среднюю величину необходимо сохранить неизменным произведение индивидуальных величин, то следует применить геометрическую среднюю величину, имеющую следующий вид: ![]() Геометрическая средняя величина дает наиболее точный результат осреднения, если задача стоит в нахождении такого значения признака, который качественно был бы равноудален как от максимального, так и от минимального значения признака. Когда статистическая информация не содержит частот f по отдельным вариантам Xi совокупности, а представлена как их произведение Xf, тогда применяется формула средней гармонической взвешенной, для получения которой обозначим Xf=w, и получим формулу: ![]() Вариационные ряды распределения. Признаки, изучаемые статистикой, варьируются у различных единиц совокупности в один и тот же период или момент времени. Причиной вариации являются разные условия существования разных единиц совокупности. Первым этапом статистического изучения вариации является построение ряда распределения (или вариационного ряда) – упорядоченного распределения единиц совокупности по возрастающим (чаще) или по убывающим (реже) значениям признака и подсчет числа единиц с тем или иным значением признака. Существует 3 вида ряда распределения:
Размах вариации – абсолютная разность между максимальным и минимальным значениями признака из имеющихся в изучаемой совокупности значений: ![]() Поскольку величина размаха характеризует лишь максимальное различие значений признака, она не может измерять закономерную силу его вариации во всей совокупности. Предназначенный для данной цели показатель должен учитывать и обобщать все различия значений признака в совокупности без исключения. Число таких различий равно числу сочетаний по два из всех единиц совокупности. Однако нет необходимости рассматривать, вычислять и осреднять все отклонения. Проще использовать среднюю из отклонений отдельных значений признака от среднего арифметического значения признака. Поэтому показателем силы вариации выступает не арифметическая средняя отклонений, а средний модуль отклонений, или среднее линейное отклонение: ![]() и среднее квадратическое отклонение, обозначаемое малой греческой буквой сигма ( ![]() ![]() ![]() Среднее квадратическое отклонение по величине в реальных совокупностях всегда больше среднего модуля отклонений. Для нормального закона распределения отношение ![]() Квадрат среднего квадратического отклонения представляет собой дисперсию отклонений, на использовании которой основаны практически все методы математической статистики, ее формула имеет вид: ![]() ![]() |
![]() | Фомина в. П., Баркан н. А., Гавлина л. В. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности 080507... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения |
![]() | Программа учебной, экономической и практики менеджмента и преддипломной практики специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | ![]() | Первого Тамбовского филиала ранхиГС, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление», является... |
![]() | Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» | ![]() | Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса "Страхование" для студентов, обучающихся по специальности... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление... | ![]() | Методические указания предназначены для студентов специальности 140211 «Электроснабжение» дневной и заочной формы обучения |
![]() | Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. Они составлены в соответствии... | ![]() | Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 1-2501.... |