Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года




НазваниеСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
страница1/6
Дата публикации04.01.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


СТРАТЕГИЯ

развития молодежи Российской Федерации

на период до 2025 года
I. Общие положения

II. Современное состояние и проблемы молодежной политики Российской Федерации

1. Вызовы современного развития

2. Состояние потенциала молодежи

III. Стратегия в системе стратегического планирования

IV. Цель и задачи Стратегии. Этапы реализации

1. Цель Стратегии

2. Основные задачи Стратегии

3. Место молодежной политики в социально-экономической политике

4. Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи

^ 5. Этапы реализации Стратегии

6. Национальная молодежная политика

V. Формирование мировоззрения молодежи

1. Нравственность

2. Патриотизм

3. Здоровый образ жизни

4. Инновации

5. Правосознание

6. Экология

VI. Развитие компетенций молодежи

1. Проектная деятельность

2. Креативное мышление

^ 3. Предпринимательские навыки

4. Профессиональные траектории

5. Гражданское участие

VII. Направления государственной молодежной политики

VIII. Институты молодежного развития

^ 1. Общественные объединения

2. Система образования

3. Государственные структуры

IX. Молодежная инфраструктура

1. Развитие механизмов финансовой поддержки молодежных проектов и инициатив

^ 2. Развитие инфраструктуры (подведомственные организации, ресурсные центры)

Х. Основные направления совершенствования законодательства

XI. Финансовое обеспечение

ПЕРЕЧЕНЬ

основных направлений реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

^ ПЕРЕЧЕН Ь

основных мероприятий по реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

Только вперед, только в будущее!

В.В.Путин
СТРАТЕГИЯ

развития молодежи Российской Федерации

на период до 2025 года
^ I. Общие положения
Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере молодежной политики, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодежи. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам молодежной политики, а также ориентиры финансирования молодежных программ, проектов и развития инфраструктуры молодежной политики.

Стратегия является руководством для деятельности участников сферы молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях власти, молодежных общественных объединений, институтов общественного развития (гражданского общества).

Стратегия носит межсекторальный характер, предполагает тесное межведомственное взаимодействие в ее реализации. В деятельности каждого федерального ведомства выделяется «молодежное измерение». Стратегия вводит в практику принцип «двух ключей», который обязывает ведомства совместно реализовывать проекты и мероприятия, которые ориентированы на молодых граждан.

Стратегия разграничивает и устанавливает зоны ответственности за ее реализацию между федеральными ведомствами, региональными и местными органами власти. Координатор Стратегии – федеральный орган исполгительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики (Минобрнауки России), модератор (проводник) Стратегии – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики (Росмолодежь).

Стратегия опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, развития молодежного потенциала, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики. Стратегия должна учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.

Стратегия принята в ходе широкого общественного обсуждения, прежде всего, среди молодежи. При ее подготовке был активно задействован механизм (институт) Открытого Правительства. Стратегия – договор (социальный контракт) между государством и молодежью.

Стратегия предусматривает механизмы по обеспечению «обратной связи» между органами государственной власти, реализующим государственную молодежную политику, и самой молодежью, что позволит своевременно вносить коррективы в соответствии с изменениями векторов развития, интересами и потребностями современной молодежи.
^ Японское правительство в декабре 2003 года разработало Национальную политику развития молодежи, основными положениями которой являются образование, здоровье, труд и благосостояние японской молодежи.
^ II. Современное состояние и проблемы молодежной политики Российской Федерации
1. Вызовы современного развития

Глобальный контекст.

За 2000-2010 годы страна практически удвоила подушевой ВВП и сократила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%), но одновременно отстала и от стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) 2011-2012 годов занимает 66-е место из 142-х при нисходящем тренде1.


Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место — такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динамику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай — на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза — в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции
до 44 места.

В тоже время, согласно данным Международной организации труда, Россия обладает высоким потенциалом развития. В Российской Федерации доля креативного класса больше, чем в США. Поэтому показателю Россия находится на 20 месте (38,6%), для сравнения Бразилия - на 57 (18,5%), Китай – на 75 (7,4%).



Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

В последние десятилетия в России наблюдается кризис культурной составляющей молодой семьи, который проявляется в увеличении количества разводов при заключенных браках, тенденции к созданию незарегистрированных браков, росте числа одиноких матерей, внебрачных детей, в том числе у несовершеннолетних матерей. Серьёзную проблему представляют однополые браки, получившие официальный статус в ряде государств.

Несмотря на то, что сегодня проблема однополых браков стала предметом обсуждения в самых широких кругах общественности и государственных структур и в Европе и США официально установлен правовой статус однополых браков, наша страна демонстративно приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует создание и поддержку молодой благополучной детной семьи.

Именно культурный фактор является доминантным в процессе трансляции семейной традиции и воспитания новых поколений. И здесь недостаточно разрабатывать социальные, экономические программы – до тех пор, пока мы не будем учитывать духовной составляющей, не признаем первостепенной значение культурных, духовно-нравственных ценностей, ответственности брачно-семейных отношений, сохранения семейных традиций на фоне их растущей девальвации – все, даже самые радикальные экономические рычаги (безусловно, важные) будет бесперспективными.
^ Российский контекст.

В предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом вызовов. Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение населения молодежного возраста 14-30 лет. Динамика: 1995 г. – 35,2 млн. чел., 2000 г. – 38,3 млн. чел.,
2005 г. – 39,5 млн. чел., 2010 г. – 36,6 млн. чел. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек.

В тоже время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.

Необходимость привлечения в Россию трудовых мигрантов, усиление притока молодежи из ближнего и дальнего зарубежья поставит в число важнейших вопросы их социальной и профессиональной, закрепления молодых квалифицированных специалистов, формирование привлекательной среды для молодежи из других стран.

В этой ситуации, очевидно, что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и как следствие повышение качества жизни.

Снижение численности молодежи ставит перед органами государственного управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств.

По мере становления и продвижения идеи «человеческого капитала» в обществе появилась концепция инвестиций в человеческий капитал. Она, в свою очередь, привела к формированию нового подхода к государственной молодежной политике. Если до этого государственная молодежная политика в большей степени носила компенсаторный характер и ставила в качестве цели облегчение молодежи вхождения в общественную жизнь и институты общества, компенсировать недостаточность социального статуса, который есть у каждого молодого человека даже при наличии юридического равноправия. То, по мере развития теории инвестиций в человеческий капитал государственная молодежная политика стала приобретать вектор инвестиций в молодежь. Справедливо отмечает В.А.Луков: «Инвестиция в молодежь как человеческий ресурс общественного развития – другое назначение предпринимаемых государством действий. Здесь на первое место выходят задачи создания необходимых условий для активизации духовного, интеллектуального, трудового, инновационного потенциала молодого поколения. Инвестиция в молодежь одновременно является социальным проектированием будущего страны и фактически означает широкую практику кредитования (не только в денежном отношении) с перспективой эффективной отдачи в долгосрочной перспективе».2

Инвестиции в молодежь это не только принципиально новый уровень расходов государства на молодежные проекты, но и принципиально новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий и возможностей, но и обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах.

Такой подход может в конечном итоге обеспечить процесс социального воспроизводство общества. Можно выдвинуть концепцию трансформации молодежной политики от компенсаторной к инвестиционной политике путем постепенного перехода от системы социальной защиты к системе социальной поддержке и затем, к системе социальных инвестиций в молодежь как неотъемлемую часть поступательного, прогрессивного развития современного общества.


^ 2. Состояние молодежного потенциала (ресурса)
Уровень образования

Следует отметить высокий образовательный уровень российской молодежи (вопрос о качестве образования заслуживает отдельного рассмотрения). В последние пять лет ежегодно в учреждения высшего профессионального образования принималось на обучение более 1,5 млн. человек. Количество молодых ученых и исследователей выросло с 69 тыс. в 2008 году до 71 тыс. в 2009 году. В настоящее время численность обучающихся во всех образовательных учреждениях превышает 10,7 млн. человек, из них 7,4 млн. (69%) получают высшее образование. В аспирантурах и докторантурах учится рекордное за все периоды число соискателей.

При этом специалисты Института проблем развития науки РАН отмечают и одну тревожную тенденцию – рост приведенных выше цифр достигается, в основном, за счет вспомогательного персонала. Удельный вес исследователей уменьшился и составляет сейчас 49%. Средний возраст исследователей составляет 47,8 лет. На долю самых молодых научных работников (до 29 лет) приходится 17%, учёных самого активного возраста (30-39 лет) еще меньше — 13,1%. Эксперты связывают этот факт во многом с сохраняющимся на высоком уровне числом молодых ученых и специалистов, покидающих страну.

Первоочередной задачей становится запуск эффективно действующих социальных лифтов для наиболее одаренной части молодежи, способной сформировать кадровое ядро инновационной экономики России.
^ Уровень занятости

«Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза, если ничего не делать, такая тенденция продолжится. Либо именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильём, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей, быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадёжно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 22012 года).

В 2009 году экономически активное население в возрасте 15-29 лет насчитывало 19690,3 тыс. чел., из них 2705,1 тыс. чел. значились как безработные. Уровень безработицы среди молодежи в этом году составлял 13,7%. По сравнению с предыдущими годами безработица среди молодежи, выросла, как и в целом среди населения, из-за мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. В наибольшей степени трудности с работой испытала молодежь в возрасте 20-24 лет, имеющая только среднее образование.

Молодые люди предпочитают роль наемных рабочих в чужом надежном бизнесе или на государственной службе. Лидирующие позиции в рейтинге «работодателей мечты» на протяжении уже ряда лет занимает «Газпром», на втором месте – Администрация Президента Российской Федерации, на третьем – МВД. Между тем, экономический кризис 2009 года ударил, в первую очередь, именно по молодым наемным специалистам. Согласно исследованиям Института комплексных стратегических исследований, от 46 до 63% наемных работников, уволенных за время экономического кризиса – молодые специалисты в возрасте до 30 лет. По данным опроса ФОМ, c ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О проблемах с трудоустройством говорят свыше трех четвертей опрошенных.

Применительно к занятости молодежи важно использовать возможности для самореализации. В последние годы растет, но недостаточно высокими темпами, число молодых людей, реализующих собственные предпринимательские проекты и таким образом уже на раннем этапе биографии попадающих в категорию людей, создающих новые рабочие места, источники финансовых и производственных ресурсов. Количество индивидуальных предпринимателей в возрасте до 30 лет выросло с 674842 по итогам 2008 года до 730785 в 2009 году. Это – чуть более 2% от общей численности молодежи. При этом следует учесть, что доля молодежных предприятий в сфере высоких технологий, по самым оптимистическим оценкам не превышает 5% от общего их числа. Доля молодых людей, которые в принципе хотели бы иметь собственный бизнес, по данным ФОМ, снизилась с 63% в 2004 году до 53% в 2009 году. Доля тех, кто принципиально не хочет заниматься предпринимательством, возросла за тот период с 26 до 37%.

Сокращение численности детей, подростков и молодежи России приведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы работы с кадрами для народного хозяйства. В связи с постарением населения возникнет опасность серьезного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего молодежь), обострятся проблемы пенсий и социальных выплат, повысится нагрузка на систему здравоохранения. Все это создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступающих в самостоятельную жизнь.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р стратеги...
Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconНациональная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconКонцепция развития транспорта общего пользования города Брянска на...
Целью данной концепции и является попытка определить основные из них и наметить концептуально пути их решения с тем, чтобы в соответствии...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconКонцепция государственной семейной политики российской федерации...
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconКонцепция государственной семейной политики российской федерации...
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года icon-
Й семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях (далее – Концепция), взаимосвязанной...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconПравовое заключение на Концепцию государственной семейной политики...
В условиях современного российского общества грамотная семейная политика играет важную роль для успешного развития государства

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconРаспоряжение
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов