Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае




Скачать 167.71 Kb.
НазваниеАзии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае
Дата публикации03.02.2014
Размер167.71 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Развитие политической мысли в странах Азии

Содержание


  1. Становление политической мысли в Древнем Китае.

  2. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае.

  3. Развитие политической мысли в Древней Индии.


I. Становление политической мысли в Древнем Китае.

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI–III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.1

Наибольшую популярность приобрели учение Моцзы и учение Конфуция, их так и называли: «популярные школы». Основатель первой из них – Моцзы (468-376 гг. до н.э.) полагал, что главной причиной социальной конфронтации является отсутствие между людьми взаимной любви. Поэтому он проповедовал любовь каждого ко всем, независимо от степени родства и знакомства, выступал против проявлений недоброжелательства и агрессивности, против войн и захвата других государств. Моцзы выступал за назначение чиновников по их достоинствам, а не по принципу наследования; благожелательно относился к религии. Сторонники Моцзы не одобряли замкнутость семейного быта, ратовали за то, чтобы разбить семейные рамки. Однако эта их концепция натолкнулась на решительное сопротивление сторонников традиционного сословно-родового уклада и была отвергнута правителями последующих поколений.2

В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Моцзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, –


говорил он, представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий.

Идеальной организацией власти Моцзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы.

В истории китайской политической мысли моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда – склонность монистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ и т. п. В политической программе маоизма просматриваются как прогрессивные, таки консервативные тенденции.[3]

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479  гг. до н.э.). Защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем – «сыном неба». Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам

происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу.

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно»”. В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.

На страницах книги «Лунь юй» высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.[4]


Основатель учения о Дао – Лао-Цзы был современником Конфуция.

Важный вклад в развитие идей Лао-Цзы сделал один из его последователей – Чжуанцзы (369-286 гг. до н. э.). Сторонники учения о Дао выступали

против жесткого администрирования, считая, что можно отлично управлять, прибегнув к «бездействию», то есть, поступая согласно «естеству». Лао-Цзы вынашивал мечту о «малом государстве с малочисленным населением», где люди непритязательны и довольствуются скромным существованием. Он и его сторонники выступали против достижений прогресса цивилизации, призывали к опрощению, абсолютной свободе человеческой личности; они с неприязнью относились к мирским авторитетам. На протяжении длительной истории даосизм сохранил широкое влияние в умах китайцев, служа как бы дополнением к конфуцианству. Призыв к «возврату к природе» был довольно модным среди интеллигенции, поэтов, художников и чиновничьего сословия «дафу». Нередкими были случаи, когда те из указанных прослоек, кто разочаровался в карьере, или по другим причинам добровольно обрекали себя на отшельничество, воспринимая образ жизни на лоне природы подальше от благ цивилизации.[5]

Мудрый государь, – поучали наосы, – правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества, Лао-Цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились

поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.[6]

Легизм формируется почти исключительно как учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений в эпоху «воюющих государств». Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением.

Хань Фэй-цзы (умер в 233 г. до н. э.) – наиболее выдающийся представитель легизм. Ученик конфуцианца Сюнь-цзы. Его идеи применял на практике император Цинь Ши-хуан. Хань Фэй часто использует понятия, выработанные другими школами, по-своему их интерпретирует и наполняет новым содержанием. Это касается, в частности, традиционных конфуцианских категорий – порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь). Много времени он посвящает интерпретации «Дао дэ цзнн». В онтологическом аспекте Хань Фэй стремится соединить разные понятия этих школ в новую систему. «Путь (дао) – это то, что делает вещи такими, как они есть, это то, что образует порядок (ли). Порядок – это то, что образует лицо вещей... Необходимо заново отрегулировать отношения между людьми, и в частности между правителем и обществом. Так, правитель только издает законы и указы, в глубь же интересов общества не проникает, ибо в рамках этих законов выработана лишь система наград и наказаний.[7]

В II–I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911–1913 гг.

^ II. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае.

Становление политической мысли конца Х1Х века в Китае было представлено такими политическими деятелями, как Дэн Сяопином, Сунь Ятсеном, Мао Цзэдуном и др.

Сунь Ятсен (1866-1925) – китайский политический деятель, создатель Союза возрождения Китая и Объединенного Союза – революционных организаций, ставивших своей целью освобождение Китая от господства маньчжурской династии. Позднее по его инициативе была основана Китайская национальная партия (Чжунго гоминьдан), существующая и по сей день на Тайване. После победы революции 1911 г. являлся первым Временным Президентом Китайской Республики. Сунь Ятсен вошел в историю мировой политической мысли своим учением о трех народных принципах и конституции пяти властей. Три народных принципа включали национализм, народного благосостояния и народовластие. Принцип национализма выражал Идеи борьбы против гнета империализма и требование полного равноправия всех национальностей Китая. Принцип народного благосостояния сводился к аграрной реформе и осуществлению индустриализации страны. С принципом народовластия была связана оригинальная политическая концепция – конституция пяти властей. По мнению Сунь Ятсена, существующая во многих странах система трех властей не обеспечивает нормального функционирования демократических институтов и поэтому нуждается в дополнении еще двумя властями – экзаменационной и контрольной. Согласно данной конституции, государственная власть делится на пять независимых друг от друга властей: законодательную, судебную, исполнительную, контрольную и экзаменационную. Исполнительную власть представляет президент, законодательную — парламент, судебную — судьи. Для осуществления экзаменационной и контрольной властей также необходимо создать независимые органы. Одновременно Сунь Ятсен считал, что введение демократии в государствах с сильными тоталитарными или авторитарными традициями во избежание социальных катаклизмов должно происходить постепенно. Отсюда его идея о трех периодах правления: военного правления, политической опеки и конституционного правления. В период военного правления все государственные институты находятся под контролем военной администрации. Правительство использует военную силу для устранения препятствий внутри государства и одновременно ведет пропаганду своих принципов в целях просвещения народа, чем способствует объединению страны. Произведения Сунь Ятсена переведены на многие иностранные языки. На Тайване его идеи являются официальной доктриной Гоминьдана, его называют там «отцом государства». Высоко оценивается роль Сунь Ятсена в развитии китайской политической мысли и в КНР.[8]

Мао Цзэдун (1893-1976) китайский политический деятель и идеолог, один из основателей Коммунистической партии Китая, с середины 30-х годов до своей кончины ее руководитель. В теоретических построениях придерживался идеи «китаизации марксизма», что позднее было названо «соединением всеобщих истин марксизма с конкретной практикой китайской революции». Создатель концепции «новой демократии», согласно которой в отсталых странах возможно установление демократической диктатуры народа как формы диктатуры пролетариата. Демократическая диктатура народа предполагала союз нескольких классов, в том числе национальной буржуазии, под руководством рабочего класса. В вопросе о демократии придерживался ортодоксальных марксистских позиций. Являлся создателем учения о двух типах противоречий «противоречий между нами и нашими врагами и противоречий внутри народа», что расходилось с тогдашними марксистскими догмами. Инициатор «большого скачка» (1957-1959) и «культурной революции» (1966-1976), нанесших громадный ущерб развитию китайского общества. В первый период «культурной революции» выступал сторонником «безбрежной демократии масс». Позднее подобные взгляды Мао Цзэдуна были охарактеризованы китайской пропагандой как «левацкие заблуждения и ошибки». Отрицательно относился к достижениям мировой политической мысли, его идеалом были политические идеи Сталина. В китайской политической мысли положительную роль признавал лишь за школой легистов (законников), которая известна не только требованием уважения к закону, но и апологией насилия, был критически настроен по отношению к конфуцианству, отвергая в сущности, проповедуемые последним общечеловеческие нравственные принципы.[9]

Дэн Сяопин 1904-1997 – китайский политический деятель, член Коммунистической партии Китая с 1924 г. Принимал активное участие в вооруженной борьбе КПК против Гоминьдана, после прихода к власти коммунистов (1949) в течение многих лет входил в состав руководства партии, во время «культурной революции» (1966-1976) дважды подвергался репрессиям. После смерти Мао Цзэдуна (1976) Дэн Сяопин становится высшим руководителем Китая, продолжив его курс на «китаизацию марксизма». Он автор концепции «социализма с китайской спецификой», т.е. строительства социалистического общества с учетом реальной действительности Китая. Суть его учения состоит в прагматической интерпретации марксизма, в фактическом отходе от ряда его основных принципов – отказе от абсолютизации общественной собственности, признании частной собственности равноправной формой хозяйствования и др. Дэн Сяопин был сторонником развития экономических, политических и культурных отношений с зарубежными странами, решительным противником западной «буржуазной демократии», политического плюрализма, использования системы разделения трех властей. Критика «буржуазной либерализации», т.е. заимствования идей западной демократии, сочеталась у него с утверждением в обществе руководящей роли коммунистической партии и ее идеологии. Осуществляемая начиная с 1979 г. по его инициативе перестройка в Китае предполагает, во-первых, реформирование, прежде всего экономической, а не политической структуры общества, во-вторых, постепенность в осуществлении реформ, в частности переход к рыночной экономике, в-третьих, наличие единой государственной идеологии, в-четвертых, руководство перестройкой со стороны, реформируемой коммунистической партии. [10]

^

III. Становление политической мысли в Древней Индии.


Политико-правовая мысль в Древней Индии сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений.

Жрецы (брахманы) на протяжении многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества доминирующее положение. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами.[11]

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных «инструкций» и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Брахманизм получает свое дальнейшее в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX-VI вв. до н.э. Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн. Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника – «Законов Ману». В «Законах Ману» воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: «Само рождение брахмана – вечное воплощение дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана».

При своем высоком и статусе царь, по «Законам Ману», должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления». Главное назначение царя (вместе с его слугами) – быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управления» – данданити, означающего «руководство палкой». По Законам Ману наказание – воплощенная дхарма и охранитель всех живых существ, богов и людей.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV-III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр Чандрагупты I.

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Это религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью – праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.[12]

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. «Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем». Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против насилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.[13]


ЛИТЕРАТУРА.


1 Библиотека Михаила Грачева / История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – С. 25: http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm. – Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

2 Генеральное консульство КНР в г. Хабаровск. Область просвещения:

http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg4/t118236.htm. – Конфуцианство – господствующая философия древнего Китая.

[3] Библиотека Михаила Грачева / История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – С.32:

http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm. – Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

[4] Библиотека Михаила Грачева / История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – С. 28:

http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm. – Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

[5] Генеральное консульство КНР в г. Хабаровск. Область просвещения:

http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg4/t118236.htm. – Конфуцианство – господствующая философия древнего Китая.

[6] Библиотека Михаила Грачева/ История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – С. 26:

http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm. – Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

[7] Электронные ресурсы: Легизм (школа легистов) Хань Фэй.: http://soclist.by.ru/legizm.htm.

[8] Библиотека Гумер – Политология. Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/07.php. – Сунь Ятсен.

[9] Библиотека Гумер – Политология. Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/20.php. Мао Цзэдун.

[10] Библиотека Гумер - Политология. Семигин Г. Ю. Антология мировой политической мысли: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Sem/29.php. Дэн Сяопин

[11] Международные отношения для студента и исследователя. Политическая теория: http://www.ipolitics.ru/lnk/319.htm. – Политические учения Древней Индии (брахманизм, буддизм, индуизм).

[12] Электронные ресурсы. Энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org/wiki. - Буддизм.

[13] Библиотека Михаила Грачева / История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – С. 25: http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm. – Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае icon«история социально-политической мысли древнего китая»
Значение социально-политической мысли Древнего Китая в истории Китая и стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае icon2. Обобщающие статистические показатели 10
Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение...

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconСписок литературы 93 Приложения – статистические таблицы 94
Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение...

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconТайна времени и загадка индейцев майя
В течение длительного времени историки науки утверждали, что очагами мировой культуры являлись лишь страны Африки и Азии. Историки...

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconКонтрольные вопросы к зачету
Источники идеологии белорусского государства: нормативно-правовые акты, произведения отечественной политической и правовой мысли

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconКнига рассказывает об истории происхождения чая и зарождении искусства...

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае icon1. История становления и развития политической мысли
Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, вы-ражалась в мифологической форме, господствовало понимание божест-венного...

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconТема политико-правовые представления в Древнем Египте и Древнем Израиле
Влияние мифологических и религиозных представле­ний на процесс формирования и развития политико-правовой мысли Древней Индии

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconВ каком аспекте выступает история политических и правовых учений...
Охватывает история древнеримской политической и правовой мысли?

Азии Содержание Становление политической мысли в Древнем Китае. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае iconН. В. Устрялов в истории мировой политической мысли
Конференция посвящена изучению жизни и деятельности одного из выдающихся мыслителей XX в. – Н. В. Устрялова, многие годы жизни которого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов