Скачать 2.61 Mb.
|
Чуешов В.И., Таркан И.И. Основы идеологии белорусского государства (Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах) Удк321.01(476)(063) ББК 66 Чуешов, В.И., Таркан, И.И. Основы идеологии белорусского государства: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Минск: ИВЦ Минфина 2007. – 233 с. Раскрывается генезис и природа идеологии вообще, а также белорусского государства, ее функции, методология изучения, тенденции глобализации и антиглобализации идеологического процесса в современном мире. Рассматриваются исторические основы идеологии белорусской государственности, а также политико-правовые, социально-экономические, социально-экологические и мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. Специально рассмотрены различные виды идеологической деятельности – пропаганда, информирование, агитация. Предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, магистрантов, аспирантов, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и работников идеологической вертикали. УДК 321.01 ВВЕДЕНИЕ Теоретическая и практическая актуальность изучения идеологии белорусского государства связана, в первую очередь, с теми изменениями в структуре и направленности общественного сознания, которые произошли после распада СССР и обретения республикой Беларусь суверенитета. Эти изменения были связаны с тем, что из духовной жизни белорусского общества в 90-ые годы ХХ века исчез идеологический стержень – марксистско-ленинская, коммунистическая идеология. Данный процесс в целом имел не только позитивные, но и негативные стороны. Одним из не планировавшихся его последствий оказалась серьезная деформация общественного сознания в начале 90-ых годов прошлого века. Ее, однако, благодаря усилиям, предпринятым молодым белорусским государством после выборов первого Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в 1994 году, в значительной степени удалось преодолеть. Жизнь белорусского общества показала, что не опирающиеся на идеологию практические действия государства по реформированию общества не только не уменьшают, но, иногда даже увеличивают удельный вес негативных состояний общественной психологии. С этой точки зрения потребность в формировании и развитии идеологии государства в наши дни закономерна. Она обусловлена глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Выраженный в современной Конституции Республики Беларусь отказ государства от одного единого и единственно верного идеологического ориентира, с этой точки зрения не может расцениваться как запрет на идеологию государства. Об этом недвусмысленно говорит 4-ая статья Конституции Республики Беларусь: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Важнейшими целями данной работы являются:
Очевидно, что с помощью одних только книг, пусть даже и основанных на инновационных технологиях обучения научить человека любить Республику Беларусь нельзя. Для развития у себя глубокой любви к Отчизне необходима, конечно, ежедневная и кропотливая работа на школьной и студенческой скамье, в цехе и офисе, ферме и научной лаборатории, казарме…; работа, практически укрепляющая нашу Отчизну. С другой стороны, любая повседневная деятельность становится эффективной, и желанной тогда, когда она является осмысленной и увязана с возвышающимися над горизонтами повседневности, целями и задачами, ценностями и идеалами. Помочь в этом, а также подготовиться к зачетам и экзаменам по курсу «Основы идеологии белорусского государства» и призвана предлагаемая Вашему вниманию работа. Ее инновационный характер определяется не только темой, но и использованием особого методологического, аргументологического подхода к освещению курса основ идеологии белорусского государства. Работа в основном соответствует новой программе учебного курса «Основы идеологии белорусского государства», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 02.08.2007 г. Раздел I. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества. Тема 1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства.
Актуальность изучения идеологии белорусского государства связана, в первую очередь, с теми изменениями в структуре и направленности общественного сознания, которые произошли после распада СССР и провозглашения суверенитета белорусского государства. В декабре 1991 г. представители России – Б. Ельцин, Украины – П. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С. Шушкевич подписали в Беловежской пуще документ, оформивший исчезновение с геополитической карты СССР. С этого времени начинается новая страница в истории белорусской государственности, которая после победы на первых президентских выборах в суверенной Беларуси А.Г. Лукашенко, все более и более полно трансформируется в идеологию современного белорусского государства. Важными вехами в оформлении контуров идеологии белорусского государства стали Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями 1996г, 2004г), деятельность первого Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, его выступления на семинарах руководящих работников республиканских и местных органов власти, в особенности, на первом семинаре, а также 27-28 марта 2003г. на семинаре «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию». На этом семинаре было показано, что идеология – ориентир государственного строительства, как бы иммунная система государства, а основой белорусской государственной идеологии является сочетание истории и традиций белорусского народа. 1.2. Какие основные понятия и категории используются для раскрытия содержания курса? Государство — центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию и т.д. Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольное право на издание законов, монопольное право на взимание налогов и сборов. Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами. Государство - основной институт политической системы, система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Государство — единственен властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. Нация - это социально-историческая общность людей, складывающееся на основе общности их территории, экономических связей, литературного языка и этнических особенностей культуры. Примерно тот же смысл имеет термин «этнос». Его главное отличие заключается в том, что он объединяет в себе понятия, характеризующие различные этапы формирования народа, - племя, народность, нацию. Принадлежность человека к той или иной нации выражается через понятие национальности. Однако в современном мире главное значение имеет не национальность, а гражданство — правовая связь человека с государством. Национальность же определяется человеком добровольно, исходя из его внутренних установок и социокультурного опыта, которые находят воплощение в национальном самосознании -отражении сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающем усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Национальное самосознание может играть созидательную и разрушительную роль. Если оно обеспечивает процесс реализации национальных интересов без ущемления прав других народов, то можно говорить о его положительном проявлении. Если же национальные интересы обеспечиваются за счет других народов и ведут к их угнетению, то речь идет о национализме - идеологии и политике в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и исключительности. В национализме нация трактуется как высшая внеисторическая и надклассовая форма общественного единства, как гармоническое целое со сходными основными интересами всех составляющих ее социальных слоев, когда за общенациональные интересы выдаются интересы класса или социальной группы, выступающих в данных условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики. В развитии современных наций проявляются два взаимосвязанных процесса — дифференциации и интеграции. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и др. Вторая ведет к расширению связей между различными нациями, разрушению национальных перегородок, углублению экономических, политических, гражданских отношений. Наиболее ярким примером в данном отношении может служить Союзное государство России и Беларуси. Политика - (греч. politika – общественные дела, от polis - государство) в самом общем смысле этого слова обозначает искусство совместной жизни людей. Политика является такой сферой человеческой деятельности, которая связана с отношениями между различными социальными группами, их интересами. В политике интересы и идеалы различных социальных групп сталкиваются друг с другом. Поле этого столкновения образует пространство политических отношений. В стремлении к наиболее полной реализации своих приоритетов большие и малые социальные группы вступают в борьбу за власть, а обладание властью и обеспечивает той или иной из них наибольшее влияние в сфере социального управления, являясь и надежным условием, и средством успешного осуществления интересов. Власть является основной целью политической деятельности. Вместе с тем, политическая жизнь не может быть всецело сведена лишь к вопросу о власти, хотя с необходимостью предполагает его решение. Власть, как возможность управления общественными делами требует определенной организации, целью которой является как сохранение, так и развитие общества как целого. Эта организация называется государством. Государство – организация, обладающая необходимыми властными полномочиями в отношении населения, проживающего на определенной территории. Государство служит обществу и человеку: отвечает за определенный юридический порядок и регулирует общественные отношения в жизненно важных сферах публичной и личной жизни людей. Вопросы о том, каким призвано быть государство и какова его роль в общественной жизни, как наилучшим образом организовать властные отношения являются центральными вопросами политической жизни. ^
Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее. |
![]() | ![]() | Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,... | |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений строительных специальностей, а также для инженерно-технических... | ![]() | Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому... |
![]() | Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих политические и психологические науки | ![]() | Книга предназначена для исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, работающих или обучающихся в области культурологии,... |
![]() | Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений | ![]() | Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений |
![]() | Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений | ![]() | Приглашаем к участию студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей, преподавателей, практических работников |