Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года




Скачать 131.02 Kb.
НазваниеКонцепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года
Дата публикации31.01.2014
Размер131.02 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Утверждена постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 18.04.2011 №306








Концепция
развития добровольческого движения Республики Татарстан
на период до 2013 года


  1. Общие положения



1.1. Настоящая Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Законом Республики Татарстан от 19.10.1993 № 1983-ХII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2011  № 42 «О Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы», распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

1.2. Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятель-ности и разработки программ и проектов, направленных на развитие доб-ровольческого движения и построение гражданского общества в Республике Татарстан.
^

2. Основные понятия



В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

база добровольческих (волонтерских) вакансий – упорядоченная и регулярно обновляющаяся совокупность добровольческих вакансий, предоставленных учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, общественными и иными некоммерческими организациями, добровольческими программами (проектами) и физическими лицами;

доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее благотво-рительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности);

добровольчество (добровольческая деятельность, волонтерство) – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом;

добровольческая (волонтерская) биржа – некоммерческая организация, основными задачами которой являются создание и обновление базы добровольческих вакансий и предложений об оказании добровольческих услуг и их дальнейшая взаимосвязь;

добровольческая (волонтерская) вакансия – вакансия в учреждениях социальной защиты, образования, здравоохранения, общественных организациях и иных некоммерческих организациях, добровольческих программах (проектах), не предусмотренная штатным расписанием или предоставленная физическими лицами для добровольцев, на безвозмездной основе;

добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения социальных задач через осуществление добровольческой деятельности (привлечение добровольцев);

добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты;

добровольческая (волонтерская) программа (проект) – программа (проект), разработанная добровольческой организацией или объединением, республиканским ресурсным центром по поддержке добровольчества, муниципальным центром по поддержке добровольческих инициатив или индивидуально добровольцем, с целью решения социальных проблем общества, подготовки добровольцев, популяризации идей добровольчества;

добровольческий (волонтерский) труд – добровольческая деятельность, направленная на решение социальных проблем современного общества;

добровольческие (волонтерские) услуги – действие добровольца, приносящее помощь, пользу другому, совершаемое на безвозмездной основе;

поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности – система мер и мероприятий, осуществляемых за счет грантовой поддержки и формирования государственного и муниципального заказов на добровольческие услуги и направленных на развитие инфраструктуры добровольчества;

инфраструктура поддержки добровольчества – условия для поддержки добровольческой деятельности. Инфраструктура включает в себя нормативно-правовую базу, субъекты реализации Концепции, институты поддержки, формы государственной и муниципальной поддержки, мероприятия, информационные площадки и др. Инфраструктура строится на международном, федеральном, региональном и местном уровнях;

личная книжка добровольца (волонтера) – документ, представляющий собой документ, в который вносится информация о деятельности добровольца. Имеет личный идентификационный номер, присваивающийся по итогам регистрации на федеральном сайте www.jaba.ru;

муниципальный центр по поддержке добровольческих (волонтерских) инициатив – муниципальное учреждение, основными задачами которого являются развитие и координация деятельности добровольцев и добровольческих объединений на уровне муниципального образования Республики Татарстан, информационное, организационное, методическое обеспечение их деятельности, а также освещение ее в средствах массовой информации.


  1. ^ Принципы добровольческой (волонтерской) деятельности


В соответствии со Всеобщей декларацией волонтеров добровольцы исповедуют и применяют на практике следующие основные принципы:

признают право на объединение за всеми людьми независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

уважают достоинство и культуру всех людей;

оказывают взаимную помощь, безвозмездные услуги лично либо организованно в духе партнерства и братства;

признают равную важность личных и коллективных потребностей, способствуют коллективному обеспечению их;

ставят перед собой цель превратить добровольчество в элемент личного процветания, приобретения новых знаний и навыков, совершенствования способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

стимулируют чувство ответственности, поощряют семейную, коллективную и международную солидарность.

  1. ^

    Анализ состояния развития добровольчества в Республике Татарстан



Для анализа состояния социального добровольчества важно учитывать:

труд добровольцев, то есть услуги, которые они оказывают, и мотивацию добровольческой деятельности в социальной сфере;

деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений,

проблемы в области развития социального добровольчества.

В течение последних пяти лет в Республике Татарстан наблюдается положительная динамика развития добровольческого движения. Так, если в 2006 году насчитывалось 140 добровольческих объединений общей численностью чуть более 5 тыс.человек, то на 1 марта 2010 года, по данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, действуют уже более 700 детских и молодежных добровольческих объединений общей численностью более 30 тыс.человек.

Добровольческая активность молодежи проявляется в соответствии с востребованностью добровольческих услуг со стороны государства, населения, а также в результате личной или групповой инициативы самой молодежи.

В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта (молодые пенсионеры);

потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (люди с высшим профессиональным образованием, специалисты в гуманитарных областях);

потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные.

В последние годы среди добровольцев преобладают следующие мотивы:

получение опыта профессиональных навыков для последующего выбора профессии;

потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (молодежь, студенты гуманитарных и иных учреждений среднего и высшего профессионального образования);

профессиональный интерес для карьерного роста (молодые специалисты);

потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения.

Дополнительным импульсом в развитии добровольческого движения в Республике Татарстан стало проведение в г.Казани XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года. Это позволило расширить спектр добровольческой активности (информирование широкой общественности о XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г.Казани, помощь в организации и проведении крупных спортивных соревнований, популяризация национальной культуры и традиций Республики Татарстан) и придать ей массовый характер.

Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями в сфере развития добровольчества в Республике Татарстан, как и в целом по стране, существует совокупность проблем, наличие которых не позволяет максимально использовать потенциал добровольчества:

отсутствует нормативная правовая база для формирования и организации работы, что не позволяет в полной мере решать вопросы, связанные с предоставлением добровольческих вакансий, формированием целостной базы добровольцев, добровольческих организаций, молодежных добровольческих групп, организацией системной и целенаправленной работы добровольцев, а также их подготовкой;

отсутствуют механизмы системной поддержки добровольческой деятельности;

не развита инфраструктура развития и поддержки добровольчества;

не сформирована методическая база организации добровольческой деятель-ности;

отсутствуют механизмы осуществления информационной и консультационной поддержки в этой области;

отсутствует система профессиональной подготовки кадров для квалифицированной организации добровольной работы и управления добровольцами.

  1. ^

    Цели и задачи настоящей Концепции



Исходя из приоритетов государственной социальной и молодежной политики, основной целью реализации настоящей Концепции является развитие массового добровольческого движения посредством популяризации образа добровольца в обществе и создания условий для эффективной работы добровольческих организаций, молодежных добровольческих групп.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

совершенствование действующего законодательства и формирование целостной системы нормативной правовой базы добровольческой деятельно­сти, включающей партнерские отношения между органами го­сударственной власти и добровольческими организациями в процессе реали­зации общих социальных задач;

развитие инфраструктуры добровольчества;

создание системы государственной и муниципальной поддержки развития добровольчества, в том числе молодежного;

развитие системы стимулирования добровольческой активности граждан и добровольческих организаций и объединений;

совершенствование системы подготовки добровольцев и координаторов добровольческого движения;

совершенствование системы партнерского взаимодействия между различными добровольческими объединениями, организациями и иными общественными объединениями и некоммерческими организациями, использующими добровольческий труд;

создание системы вовлечения молодежи к участию в добровольческой деятельности по подготовке и проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани;

содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации с целью позитивного освещения добровольческого движения, пропаганды деятельности добровольцев на примере их лучших инициатив и достижений.

^

6. Основные направления добровольческой деятельности

в Республике Татарстан



В Республике Татарстан добровольческие инициативы и социальная активность граждан реализуются по следующим основным направлениям:

работа с социально не защищенными слоями населения, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (включая оказание помощи пенсионерам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей);

формирование у детей и молодежи определенной социально-профессиональной позиции и ответственности (молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности);

формирование здорового стиля жизни и пропаганда занятий физической культурой и спортом;

профилактика социально негативных явлений (наркомания, алкоголизм, табакокурение, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД);

работа с детьми и молодежью и для детей и молодежи, включая «группу риска» (например, выпуск информационных материалов, реализация программ патриотического воспитания);

содействие в организации и проведении крупных культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий;

содействие в развитии туризма и восстановлении памятников культуры и архитектуры в Республике Татарстан;

содействие спасательным службам в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пропаганде и обучению навыкам безопасности жизнедеятельности, создание общественных аварийно-спасательных формирований;

содействие экологическому воспитанию граждан и организации работ по защите окружающей среды (например, акции по очистке лесов и водоемов, по посадке деревьев);

содействие развитию иных добровольческих инициатив.
^ 7. Механизмы развития добровольческой деятельности

в Республике Татарстан
Основой реализации Концепции является формирование системы стимулирования, поддержки и развития добровольчества в Республике Татарстан, базирующееся на следующих принципах:

доступность участия и равенство граждан, представляющих все слои населения, в процессе развития добровольчества (информационное, организационное, территориальное);

гарантированность участия граждан в добровольческой деятельности без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения;

привлечение коммерческих организаций к участию в корпоративном добровольчестве и поддержке добровольческих объединений, организаций, проектов на конкурсной основе.

Механизмами реализации Концепции являются:

совершенствование действующего законодательства через подготовку и принятие нормативных правовых актов (законов Республики Татарстан, постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан), направленных на создание системы стимулирования, поддержки и развития добровольчества в Республике Татарстан

разработка и реализация конкретных программ, планов мероприятий (в том числе по реализации настоящей Концепции), стимулирующих инте­рес граждан, особенно молодежи, к добровольчеству;

развитие и мониторинг инфраструктуры добровольчества, в том числе создание и развитие некоммерческих организаций, привлекающих население к добровольческой деятельности, создание базы добровольческих вакансий, системы поощрения и учета граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, посредством выдачи им «Личных книжек добровольца» и т.д.;

организация выдачи «Личных книжек добровольца», предусматривающих запись о добровольческой деятельности;

содействие созданию добровольческих объединений и организаций;

создание финансовых условий, включая привлечение внебюджетных ресурсов, совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, направленных на развитие добровольчества в Республике Татарстан;

создание системы поддержки добровольческих объединений, организаций и их проектов на конкурсной основе;

признание заслуг добровольцев путем установления и присуждения премий, специальных наград за выдающиеся примеры бескорыстного труда и служения обществу;

формирование позитивного общественного мнения о добровольческом движении;

разработка и внедрение схем поощрения сотрудников администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций за развитие добровольчества;

создание системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами (методическое обеспечение).

  1. ^

    Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Концепции



Реализация настоящей Концепции позволит:

ежегодно вовлекать в добровольческую деятельность не менее 7 тыс.человек, в т.ч. из числа учащейся, студенческой, работающей и незанятой молодежи;

по итогам реализации настоящей Концепции вовлечь в добровольческую деятельность не менее 21 тыс.человек;

создать условия для устойчивого и планомерного развития добровольческого движения в Республике Татарстан, способствующие формированию активной гражданской позиции и ответственности у молодежи;

создать эффективную систему и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон – адресатов Концепции и общественности;

сформировать привлекательный образ добровольца у населения республики;

сформировать базу данных добровольцев, готовых принять участие в подготовке и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани;

разработать критерии оценки и методы определения социально-экономической эффективности добровольческого труда;

создать систему общественного признания добровольцев, добровольческих организаций и объединений.

Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей Концепции являются:

количественные показатели:

доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи, процентов;

доля вакансий, занятых добровольцами, в общем количестве вакансий в базе добровольческих вакансий, процентов;

доля некоммерческих организаций, использующих труд добровольцев, в общем количестве некоммерческих организаций, процентов;

качественные показатели:

создание системы государственного и муниципального заказов на оказание добровольческих услуг;

создание системы грантовой поддержки добровольческих объединений;

повышение уровня общественной активности населения Республики Татарстан, вовлеченности граждан в решение социальных задач.
^


  1. Адресаты настоящей Концепции



Адресатами (участниками) настоящей Концепции являются:

министерства и ведомства Республики Татарстан;

органы местного самоуправления;

учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Татарстан;

государственные и муниципальные учреждения в сфере социальной и молодежной политики, здравоохранения, образования, культуры Республики Татарстан;

добровольческие организации и объединения;

бизнес-сообщества;

средства массовой информации;

общественные организации и благотворительные фонды;

добровольцы.




_______________________________


/home/server13/zadocs.ru/pars_docs/refs/49/48345/48345.doc

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconПоложение о республиканском конкурсе грантовой поддержки социальных...
Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в рамках реализации плана по реализации Концепции развития...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconЗакон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. №44-зрт "О государственных...
Утверждена Законом Республики Татарстан «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconПостановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня...
В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года n 52-зрт...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconРеспублики Татарстан Региональная молодежная общественная организация...
Методическое пособие "Уроки добра" подготовлены в рамках проекта «Поддержка Центра развития добровольчества Республики Татарстан»...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconКонцепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года
Республики Карелия. Данный документ определяет цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства Республики Карелия...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconПостановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам
Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconО проведении Ежегодной студенческой премии Республики Татарстан
Премия учреждена Региональной молодежной общественной организацией «Лига студентов Республики Татарстан» (далее – Лига студентов...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconКомитетом Государственного Совета Республики Татарстан по культуре,...
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере образования в Республике Татарстан в пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconКабинет Министров Республики Татарстан Татарстан республикасы министрлар кабинеты
Об утверждении Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной...

Концепция развития добровольческого движения Республики Татарстан на период до 2013 года iconСовет алешкин-саплыкского сельского поселения дрожжановского муниципального...
Утвердить Программу развития частного бизнеса и поддержки малого и среднего предпринимательства Алешкин-Саплыкского сельского поселения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов