История коммерческой деятельности в россии




НазваниеИстория коммерческой деятельности в россии
страница1/67
Дата публикации19.08.2013
Размер7.89 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

  1. ИСТОРИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ


Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности, еще в догосударственный период, когда отдельные племена обменивались продукцией, торговля тогда носила меновой характер (бартер).

Товарно-денежные отношения возникли позже с появление первых государств. В России становление торговли относят к 9 веку (появление первого государства «Киевская Русь»). В 9 в. в Киевской Руси с возникновением товарно-денежных отношений ускорилось развитие торговли, так как Киевская Русь имела развитые экономические связи для того времени, основными торговыми путями являлись: «Из варяг в греки» по Неве, по Днепру, по Волге. Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю – купцы.

Купечество - особый социальный слой, позднее сословие, представители которого профессионально занимались торговлей. В Древней Руси применительно к купеческому сословию употреблялись в основном два термина – «купец» (горожанин, занимающийся торговлей) и «гость» (купец, торгующий с другими городами и странами).

Появились профессии:

  • Просол – купец, торговец, посредник, который закупает товар непосредственно у производителей мелким оптом, формирует крупные партии товара и осуществляет его транспортировку в места сбыта (ярмарки, крупные города, заграничный рынок).

  • Офеня – странствующий торговец, развозящий мелкий товар по деревням, селам, закупали мелкими партиями и в розницу продавали.

Крупным торговым центром был Новгород, который вел торговлю с Западной Европой. В северо-восточной Руси со второй половины 14 века торговым центром стала Москва. В образовании Русского централизованного государства в 15 – 16 вв. имела значение торговля между княжествами. В 17 в. начинают объединяться небольшие местные рынки в один всероссийский рынок. Москва была центром формирования этого рынка. Оптовая и розничная торговля велась на ярмарках. Русское правительство в 17 в. осуществляло политику меркантилизма, то есть введение высоких таможенных пошлин с целью поддержания отечественного производителя.

В области торговли Петр 1 провел значительные преобразования:

  1. Сословие «купечество» было разделено на 3 гильдии, в зависимости от объявленного капитала и объема торговли, купцы 1 гильдии – крупные оптовики, имели крупные капиталы, купцы 2 гильдии – имели меньшие капиталы, занимались розничной торговлей, купцы 3 гильдии занимались торговлей, но не имели значительного капитала. Ежегодно купцы уплачивали сбор. Торговый устав защищал купечество от произвола властей

  2. Были заключены торговые отношения с иностранными государствами Западной Европы, по которым русские купцы могли свободно ездить за границу покупать там и продавать товары.

  3. Создавались купеческие компании по образцу Западной Европы, которым предоставлялись привилегии в торговле

  4. Положено начало торговому судоходству по Балтике и на Белом море

  5. Созданы учебные заведения.

Таможенная реформа 1753 -1757 гг. отменила внутренние пошлины, что способствовало росту всероссийского рынка. Во второй половине 18 в. В Москве возникли первые магазины при купеческих домах, было разрешено иметь лавки при жилых домах. Во второй половине 19 в. возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля.
На рубеже 19 - 20 вв. происходит дальнейший рост торговли, концентрация ее в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, увеличивалась роль банков. В 1905 г. было создано Министерство торговли и промышленности.

^ 2. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМЕРЧЕСКОМУ РАБОТНИКУ

Коммерческая психология предполагает умение произ­вести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т. д. К понятию психологии близко примыкают понятия этики, этикета.
Профессиональная этика — система норм нравственного поведения в какой-либо профессиональной среде (группе). Эти нормы нравственного поведения человека могут включать честность, обязательность, благородство, верность данному слову и др.
Коммерсанту важно хорошо пользовать­ся профессиональным этикетом, который поможет ему в ве­дении профессиональных дел.
Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику
С точки зрения профессиональных требований коммер­сант должен иметь достаточно глубокие и широкие специ­альные познания и навыки в вопросах: закупки и продажи товаров, включая внешнеэконо­мические операции; маркетинга; управления и права; бухгалтерского учета;
С точки зрения личностных требований коммерсант дол­жен обладать такими характеристиками, как:

  • готовность рисковать и брать на себя ответственность за это.

  • честность, надежность

  • высокие духовные и физические качества.

Профессиональные требования должны включать:

  • стремление не столько к обогащению, сколько служить своему делу;

  • инициативность в поиске дополнительных задач, находчивость, смекалка;

  • дружелюбное отношение к людям, обходительность; лидерство; ответственность;

  • организаторские способности;

  • решительность, быстрота и точность и др.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.
Деловой этикет предпринимателя-коммерсанта:

  • правила представления и знакомства;

  • правила ведения деловых бесед;

  • правила деловой переписки и телефонных переговоров;

  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

  • требования к речи;

  • знание делового протокола и т. п.

Организация и ведение деловых переговоров.

Необходимо продумать и создать атмосферу, способ­ствующую заключению сделок. Помещение выбирается удоб­ное (стол, стулья, отсутствие телефона) и такое, чтобы ва­шему разговору никто не мешал. Схему переговоров можно принять следующую: при­ветствие, представление и введение в характер коммерческой сделки (покупка определенного товара или продажа, заклю­чение разовой сделки или долгосрочного контракта и т. п.), предложение о ходе переговоров (час-два, день и т. п.), под­робное изложение своих предложений и обязательств, диа­лог (договор о путях решения разногласий, если они возник­ли), завершение беседы. Прежде всего, установите, есть ли у вашего партнера потребность в ваших товарах, а также право на их покупку (лицензия и т. п.) и возможность заплатить за него. На­чать лучше с самых важных аспектов предмета обсуждения (необходимость покупки конкретного товара), а потом прихо­дить к согласию по принципиальным вопросам (количество, сроки поставки и т. п.) и только после этого к деталям (вид транспорта). Лучшим приемом с вашей стороны будет посещение вместе с партнером одного из кли­ентов, который купил у вас продукцию и доволен ею: доволь­ный потребитель свидетельствует в вашу пользу и является идеальным доводом вашего предложения.

Подготовка приема включает выбор вида приема, состав­ление списка приглашенных, рассылку приглашений, состав­ление плана распределения гостей за столом, составление меню, подготовку помещений, сервировку стола, об­служивание гостей, подготовку тостов, речей.

Любой коммерсант должен овладеть навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека, который включает:

  • правила представления и знакомства;

  • правила ведения деловых бесед;

  • правила деловой переписки и телефонных переговоров;

  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

  • требования к речи;

  • знание делового протокола и т.п.

Правила представления и знакомства. Необходимо поприветствовать своего собеседника первым, предпочтительно обращаясь к нему по имени и отчеству. После приветствия, прежде чем начать деловой разговор, коммерсант должен представиться. В практике широкое распространение получили визитные карточки. Они позволяют избежать недоразумений в обращении к человеку.

^ Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде. Мужчинам рекомендуются костюмы спокойных тонов и классических фасонов, однотонные сорочки, тщательно подобранные галстуки. Женщинам желательно носить классические костюмы, блузки, не использовать никакой бижутерии, следует избегать остромодной одежды, не одеваться в мужском стиле.

Жесты должны быть сдержанны и целесообразны.

^ Требования к речи. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любого делового контакта. Следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями. Избавляйтесь от слов-паразитов “так сказать”, “значит”, “понимаете”.

^ Правила деловой переписки и телефонных переговоров. Деловое письмо должно быть кратким и понятным. Всякое письмо следует начинать с обращения “уважаемый”. Затем следует имя и отчество или фамилия (товарищ, коллега, господин — перед фамилией). Рекомендуется не складывать деловые письма в конверте более чем в 2 раза (текстом внутрь). Наиболее важные письма рекомендуется не складывать, а отправлять в больших конвертах. Отвечать следует не позднее, чем через 5 дней. Разговор по телефону должен быть коротким, вежливым и касаться только существа.

Этический кодекс - свод правил предпринимателя-коммерсанта, который включает нормы профессионального поведения или профессиональной этики.

Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованного предпринимателя, которые можно свести к следующему:

  • он убежден в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, но и для других, для общества, для государства;

  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

  • верит в торговый бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

  • уважает себя как личность, а любую личность — как себя;

  • уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

  • доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

  • ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы;

  • стремится к внедрению нововведений;

  • не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, проявляет гуманность;

  • терпим к недостаткам других людей;

  • согласовывает свои цели с личными целями сотрудников;

  • никого не унижает.

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.

Деловой этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
^ 3. ТОВАР КАК ОБЪЕКТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ, КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРОВ.

4. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗУЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность ряда последовательно или параллельно (одновременно) выполняемых операций, а также отношений между всеми ее участниками.

Под субъектами коммерческой деятельности понимают стороны, находящиеся в деловых отношениях по производству продукции, купле-продаже их и оказанию консультативных услуг (в международной торговле эти стороны называются контрагентами).

В число участников коммерческой деятельности входят:

  • Предприятия и предприниматели — фирмы, компании, организации, предприятия разных форм собственности, юридические и физические лица, поставляющие, продающие и закупающие самые разнообразные товары и оказывающие услуги.

Деловой интерес этой группы участников представлен производством продукции, коммерцией (торговлей) и коммерческим посредничеством.

Конечно, бизнес — это, прежде всего, производство, составляющее основу экономики. Но когда предприниматель приобретает уже готовые товары и продает их потребителю, то он становится торговым посредником;

  • Индивидуальные и коллективные потребители товара (домашние хозяйства) - граждане, продающие собственные товары и оказывающие услуги, а также покупающие необходимые для жизни товары и услуги.

Деловой интерес этой группы (приобретение товаров и услуг) реализуется путем налаживания контактов с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды;

  • государственные и муниципальные органы, учреждения и организации, производящие и продающие товары, ценные бумаги, товары, услуги и выступающие непосредственными участниками сделок.

Деловой интерес этой группы — осуществление общегосударственных программ (научно-технических, социальных, научно- производственных) в целях удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан;

  • работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе.

На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно- правовых форм (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).

Собственность их может оставаться в государственном и муниципальном управлении, находиться в коллективном, смешанном и совместном, а также частном владении. Основанные наличной и коллективной собственности возникли индивидуальные, партнерские и корпоративные формы торговых предприятий, действующие на коммерческой основе.

Коммерческая деятельность осуществляется предприятиями.

Предприятие - это особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, созданный для производства, реализации, организации потребления продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций (ГК РФ).

Фирма — это общее название, которое используется по отношению к любому хозяйствующему предприятию. Оно указывает лишь на то, что предприятие обладает правами юридического лица, т.е. является самостоятельным и независимым.

Таким образом, фирма -это промышленное, инновационное, сервисное, торговое предприятие или отдельный бизнесмен, пользующийся правами юридического лица.

^ Физическое лицо — это гражданин, который обладает правоспособностью и дееспособностью.

Под правоспособностью понимают способность гражданина иметь гражданские права и обязанности. Такими правами являются право собственности на имущество, право заниматься предпринимательской, а также любой другой деятельностью, не запрещенной законом, создавать предприятия, совершать любые законные сделки, в том числе и сделки купли-продажи, брать на себя соответствующие обязательства.

Под дееспособностью понимают способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности, нести ответственность за совершенные правонарушения (с 18 лет).

Физические лица (граждане) отвечают по взятым на себя обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением того имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом.

^ Юридическое лицо -это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическим лицом является предприятие, имеющее устав, расчетный счет в банке, печать и прошедшее процедуру государственной регистрации. При регистрации указывается его фирменное наименование, которое не дает представление о характере деятельности предприятия, а лишь удостоверяет и охраняет его независимость. Фирменное обозначение указывается в товарном знаке, вывеске, контрактах, бланках писем, что определяет отличительный признак торгового предприятия.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации, для чего необходимы учредительные документы. Такими документами являются: устав (утверждается учредителями) или договор (заключается с учредителем), либо то и другое.

Основные признаки предприятия:

  • имущественная и неимущественная обособленность основных и оборотных средств (от собственности учредителей предприятия);

  • имущественная ответственность предприятия за свои действия и обязательства;

  • организационное единство (организованный коллектив со своей внутренней структурой, штатом, органом управления, которые закреплены в ее учредительных документах — Уставе или Учредительном договоре);

  • юридический статус, который закрепляет за ним определенные права и обязанности и предполагает его государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством;

  • собственное имя (наименование) и его организационно-правовую форму, что позволяет судить о форме ответственности и об объемах.

Предприятие — это субъект, имеющий свой устав, счет в банке, прошедший процедуру регистрации, внесенный в государственный реестр и имеющий право ведения договорных отношений.

Для своей деятельности предприятие формирует имущество, источниками которого являются:

  • денежные и материальные взносы учредителей;

  • доходы от продажи продукции, работ, услуг;

  • капитальные вложения;

  • безвозмездные или благотворительные взносы;

  • пожертвования организаций, предприятий, граждан;

  • выкуп имущества государственных предприятий путем аукционов, торгов и покупки акций;

  • иные источники, не запрещенные законом.

Важнейшей характеристикой предприятия является степень его экономической свободы. Все предприятия в процессе функционирования действуют в рамках определенных законов, правовых норм, т.е. в системе правовых отношений. Поэтому предприятие является не только хозяйствующим субъектом экономики, но одновременно выступает юридическим лицом — субъектом и объектом права.

^ Организационные формы предприятий

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество;

  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);

  • общество с ограниченной ответственностью,

  • общество с дополнительной ответственностью;

  • акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
^ Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

^ Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
^ Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
^ Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

  • они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;

  • распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;

  • участие акционеров в управлении обществом;

  • право акционеров на получение дохода (дивиденда);

  • дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

^ Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

^ Порядок создания и ликвидации предприятий

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:

  • заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного

  • учредителями предприятия;

  • учредительный договор о создании предприятия;

  • устав предприятия, утвержденный учредителями;

  • документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;

  • свидетельство об уплате государственной пошлины;

  • документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.
В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.

Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.
Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях:

  • по решению учредителей;

  • в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;

  • в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;

  • в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

  • по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;

  • в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Важным моментом при создании и ликвидации предприятий является также информирование Федеральной налоговой службы по месту регистрации предприятия, а также предоставление в налоговую службу информации об открытии или закрытии расчетного счета. Взаимодействие с ФНС вообще обязательно на любом этапе бизнеса и забывать об этом не следует, т.к. за непредоставление тех или иных сведений и отчетов предусмотрены штрафы.

    1. ^ РИСКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА, СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ.

Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском. Любые решения в деятельности предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда надо из нескольких возможных вариантов выбрать один, оптимальный.

Риск — это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.

В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной).

Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, предприниматель-коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др.

Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться разумно рисковать.

Под риском в общем смысле этого слова понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и неправильных действий человека.

Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск — это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
^

Факторы, оказывающие влияние на уровень рисков


Для поддержания устойчивой работы предпринимателю необходимо заниматься выявлением и анализом факторов, оказывающих влияние на уровень рисков. Поскольку риск имеет субъективную основу в результате принятия решения самим коммерсантом и объективную — из-за влияния внешней среды, то успехи и неудачи коммерческой деятельности следует рассматривать с учетом их классификации на внутренние и внешние.
^

Внешние факторы


Под внешними факторами понимают те условия, которые коммерсант не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел.

Внешние факторы, влияющие на уровень коммерческого риска, подразделяют на:

  • факторы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на результаты коммерческой деятельности. К ним относятся:

    • законы, регулирующие коммерческую деятельность;

    • непредвиденные действия государственных служб и учреждений;

    • налоговая система;

    • взаимоотношения с партнерами;

    • действия конкурентов;

    • коррупция и рэкет;

  • факторы косвенного воздействия (они не могут оказывать прямого воздействия, но способствуют его изменению):

    • политические условия;

    • экономическая обстановка в стране;

    • экономическое положение на рынке;

    • международные события;

    • форс-мажорные обстоятельства.
^

Внутренние факторы


К внутренним факторам относятся:

  • стратегия организации (ошибочный выбор собственных целей торгового предприятия, ошибочный прогноз развития внешней среды, неверная оценка потенциала торгового предприятия);

  • управление торговым предприятием и принятие управленческих решений (низкое качество управления трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами в связи с несогласованностью действий сотрудников, недостатком опыта, финансовыми просчетами, плохой организацией труда и т.д.);

  • организация процессов купли-продажи (соблюдение договорной дисциплины, рациональный выбор поставщиков, применение рационального товародвижения, выбор эффективной сервисной политики);

  • наличие финансовых средств (трудности получения кредитов, высокие их проценты, создание необходимых запасов материальных ресурсов);

  • потеря товаров из-за небрежности работников торгового предприятия;

  • вероятность нечестности работников, что может нанести материальный ущерб торговому предприятию;

  • низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная сделка;

  • приостановка деловой активности торгового предприятия.

Кроме того, к внутренним факторам относят также: защиту коммерческой тайны; компетентность участников коммерческой деятельности в области экономики, менеджмента, маркетинга, рекламы и коммерции, их личностные качества; проведение маркетинговых исследований по состоянию рынка, конкурентной среды, состава поставщиков и потребителей; строгое соблюдение законодательства в области коммерческой деятельности; ассортимент и качество реализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величину расходов предприятия; желаемую норму прибыли и т.п.

^ По степени влияния на величину риска различают:

  • основные факторы, под воздействием которых степень риска меняется существенно;

  • не основные (вспомогательные) факторы, которые слабо влияют на риск. Это деление достаточно условно и зависит от вида риска. Так, например, при рассмотрении риска случайной гибели имущества основными факторами будут условия хранения товаров, соблюдение правил пожарной безопасности, наличие и качество охранной сигнализации. В то же время все эти факторы не будут иметь существенного значения при анализе инфляционного или валютного риска.
^

Виды факторов риска по степени управляемости


Большое значение имеет разделение факторов риска по степени управляемости:

  • управляемые;

  • труднорегулируемые;

  • неуправляемые.

Управляемыми являются факторы, которые зависят от качества работы предприятия: качество управленческой работы на предприятии; уровень организации труда; эффективность использования ресурсов.

Труднорегулируемыми являются факторы, которые зависят от предыстории предприятия и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию: помещение, в котором размещается предприятие, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе.

Неуправляемые факторы — это такие факторы, которые не могут быть изменены, а могут быть только учтены. Это — климатические и политические условия, курсы валют и др.

Существенным фактором, влияющим на риск, являются черты личности коммерсанта. Это обусловлено тем, что ситуация риска связана с наличием альтернатив, необходимостью выбрать один конкретный вариант поведения из множества возможных. Выбор варианта во многом зависит от характера коммерсанта, его способности правильно оценить ситуацию, степень риска, от его смелости и способности своевременно принять необходимое решение.

Коммерческий риск возникает в силу неопределенности воздействия всех факторов внешней среды на коммерческую деятельность.

Наличие коммерческого риска — это оборотная сторона экономической свободы, своеобразная плата за нее. Свобода предоставлена всем предпринимателям, свободе одного коммерсанта- предпринимателя сопутствует одновременно свобода и других продавцов и потребителей, поэтому с развитием рыночных отношений возрастают неопределенность и коммерческий риск.
^

Оценка степени риска


В литературе зачастую не делают различий между понятиями «риск» и «неопределенность». Но все-таки они различаются, поскольку риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно. Неопределенность — более широкое и емкое понятие, так как обусловлена всеми факторами, которые влияют на конечный результат коммерческой деятельности, она характеризуется тем, что вероятность наступления неизвестных событий оценить заранее невозможно.

Неопределенность измерить практически невозможно, в то время как коммерческий риск измеряется количественно путем учета потерь и неполучения запланированного конечного результата коммерческой деятельности.

В коммерческой деятельности потери от риска могут быть разные:

  • материальные (здания, сооружения, сырье, материалы);

  • трудовые (потери рабочего времени, уход квалифицированных работников);

  • финансовые (непредусмотренные штрафы);

  • потери времени;

  • специальные виды потерь (ущерб, наносимый здоровью людей, окружающей среде и др.).

Определить степень риска можно с помощью:

  • статистического метода (основан на приемах математической статистики с использованием показателей финансово-хозяй- ственной деятельности);

  • экспертного метода (учитывают влияние различных факторов риска и определяют вероятность возникновения различных потерь).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История коммерческой деятельности в россии iconОрганизация производственной и коммерческой деятельности
Анализ коммерческой деятельности по сбыту продукции на производственном предприятии

История коммерческой деятельности в россии iconТематика курсовых работ по дисциплине «Организация и управление коммерческой деятельностью»
Организация коммерческой деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

История коммерческой деятельности в россии icon1. Современное состояние транспортной системы России
«Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» для студентов специальности 080301. 65 «Коммерция (торговое дело)»

История коммерческой деятельности в россии iconO. A. Семин, В. А. Сайдашева, В. В. Панюкова сервис в торговле в трех книгах
Это перспективное направление коммерческой деятельности называ­ется мерчандайзингом и является неотъемлемой составной частью коммерческой...

История коммерческой деятельности в россии iconРеферат выступает в качестве объекта стандартизации в гост 9-95 и...
Для аттестации вам предлагается написать три реферата по курсу История России в соответствии с условными периодами, принятыми в научной...

История коммерческой деятельности в россии iconОтветы на билеты к экзамену по курсу “всемирная история”
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;...

История коммерческой деятельности в россии iconИсследование объекта практики
Организация коммерческой деятельности предприятия

История коммерческой деятельности в россии icon1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это...
Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002). История России является частью всемирной истории. Главным...

История коммерческой деятельности в россии iconИстория россии
История России: учеб. — 2-е изд., перераб и доп. / И90 А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. —

История коммерческой деятельности в россии icon1. Депутаты как субъекты политической деятельности. Особенности политической...
России. Формирование электоральных предпочтений населения. Классификация и характеристика политических интересов, их реализация посредством...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов