Скачать 0.94 Mb.
|
Тип документа: Конспект Предмет: Земельное право (общая часть) Преподаватель: Год: 2003 Автор: Tanya Набор: Другая информация: Публикация: www.law.vashkevich.com Публикация оригиналов: www.law.bsu.by КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ. Тема 1. Земельное право как отрасль права. 1.1. Понятие земельного права. 1.2. Предмет земельного права. 1.3. Система земельного права. 1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями. Тема 2. Земельные правоотношения. 2.1. Понятие земельных правоотношений. Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы. 2.2. Земля как объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь. 2.3. Виды земельных правоотношений. 2.4. Субъекты земельных правоотношений. 2.5. Объекты земельных правоотношений. 2.6. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. Тема 3. Источники земельного права. 3.1. Понятие источников земельного права. 3.2. Классификация источников земельного права. 3.2.1. Виды источников земельного права. 3.2.2. Законодательные акты как источники земельного права. 3.2.3. Иные акты законодательства как источники земельного права. 3.3. Соотношение земельного права и земельного законодательства. Тема 4. Право собственности на землю. 4.1. Понятие права собственности на землю. 4.2. Формы и виды права собственности на землю. 4.3. Субъекты и объекты права собственности на землю. 4.3.1. Право государственной собственности Республики Беларусь на землю. 4.3.2. Право частной собственности на землю. 4.3.3. Право собственности на землю иностранных государств. 4.4. Основания возникновения права собственности на землю. 4.5. Основания прекращения права собственности на землю. 4.6. Содержание права собственности на землю. Тема 5. Право землевладения и землепользования.
5.3.1. Постоянное и временное пользование землей. 5.3.2.Аренда земли. 5.3.3. Земельные сервитуты (право ограниченного пользования чужим земельным участком). 5.3.4. Использование земли для изыскательских работ. 5.4. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования.
5.5. Содержание права землевладения и землепользования. Тема 6. Государственное управление землями.
Тема 7. Ответственность за нарушение земельного законодательства
7.2. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Тема 1. Земельное право как отрасль права. 1.1. Понятие земельного права. 1.2. Предмет земельного права. 1.3. Система земельного права. ^ 1.1. Понятие земельного права. Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные земельные отношения. Земельное право является самостоятельной отраслью в системе права Республики Беларусь, которая обладает следующими признаками:
Наличие этих признаков позволяет выделить земельное право как самостоятельный и целостный раздел правовой системы Республики Беларусь, обеспечивающий комплексное правовое регулирование всех земельных отношений. Целью этого земельно-правового регулирования является закрепление и защита эффективного земельного строя, что обеспечивается посредством реализации земельно-правовых норм, составляющих в совокупности земельное право как отрасль. ^ Предметом земельного права являются волевые общественные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель как объектом хозяйственной эксплуатации (экономической деятельности). Земельные отношения следует рассматривать как эколого-экономические. Экологический характер земельных отношений связан с экологическим значением земли как природного объекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других компонентов окружающей среды. ^ земельных отношений определяется значением земли как материального ресурса для всех видов человеческой деятельности (средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения производственной и социальной инфраструктуры, территориально-природного ресурса для градостроительной, рекреационной и иной деятельности). Земельные отношения выделяются в самостоятельную группу общественных отношений благодаря объективно существующим свойствам и особенностям земли как природного и хозяйственного объекта. Эти особенности, влияющие на правовой статус земли, находят выражение в основных принципах земельно-правового регулирования и определяют содержание земельно-правовых норм. К ним относятся следующие: 1. Являясь ограниченным природным ресурсом, земля как хозяйственный ресурс обладает способностью постоянно улучшать свои производительные свойства при надлежащем использовании. Поэтому основным принципом земельного права является принцип рационального использования земли, который предполагает наиболее эффективное, экономически и экологически обоснованное использование земельных ресурсов. 2. Учет многообразных хозяйственных и природных особенностей земли в процессе ее использования обеспечивается посредством реализации принципа целевого назначения земель, в соответствии с которым производится классификация всех земель как объекта правового регулирования и осуществляются все виды использования земель. 3. С постоянством местоположения земли как хозяйственного объекта связан принцип признания земли недвижимым имуществом. Правовая характеристика земли как недвижимого имущества дается в гражданском законодательстве (ст. ст. 129, 130 ГК Республики Беларусь). 4. Незаменимость земли в имущественных отношениях вызывает необходимость установления определенных правовых приоритетов в использовании земли. Всеобщим и наиболее важным приоритетом является приоритет сельскохозяйственного использования земли. Указанные особенности земли как объекта правового регулирования определяют характер земельных отношений и оказывают решающее влияние на формирование земельного права как отрасли. ^ Система земельного права - научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений. Систематизация земельного права позволяет вычленить отдельные элементы этой отрасли (общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы), каждый из которых занимает определенное место в структуре земельного права. Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений. Внутренняя группировка земельно-правовых норм по институтам производится с учетом значимости и содержания соответствующих земельных отношений, особенностей их правового регулирования. Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть. Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:
Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель. В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства. ^ В качестве составной части национальной правовой системы земельное право находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Эта взаимосвязь выражается в том, что земельные отношения как комплекс имущественных и управленческих отношений могут регулироваться нормами других отраслей права. Разграничение сферы действия этих норм производится с учетом предмета, объекта правового регулирования, характера соответствующих земельных отношений. Выступая материальной основой государственного суверенитета, земля и связанные с ней земельные отношения входят в сферу интересов конституционного права, которое закрепляет основы государственного и общественного устройства, в том числе конституционные основы земельного строя. По предмету правового регулирования земельное право непосредственно связано с другими природноресурсовыми отраслями и экологическим правом в целом. Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Публично-правовой характер многих земельных отношений позволяет применять к ним нормы административного права. Тема 2. Земельные правоотношения. ^ 2.2. Земля как объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь. 2.3. Виды земельных правоотношений. ^ 2.5. Объекты земельных правоотношений. 2.6. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. ^ Земельные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Земельные правоотношения являются юридической формой выражения и закрепления экономических отношений по поводу земли как особого имущественного объекта. Тем самым земельные правоотношения обеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовых нормах. Земельно-правовые нормы можно определить как установленные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений. Земельно-правовые нормы являются первичными по отношению к земельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характер земельных правоотношений, состав их участников, который может меняться в зависимости от урегулированности тех или иных отношений и содержания земельно-правовых норм, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений. Обязательным признаком земельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений и является их важнейшим элементом. ^ В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим. Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на :
Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом. Законодательно эта классификация закреплена в ст.3 Кодекса Республики Беларусь о земле, установившей, что все земли Республики Беларусь в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о земле). Категория земель - наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях, поскольку перевод земель из одной категории в другую допускается только при изменении целевого назначения земель и с соблюдением предусмотренных земельным законодательством требований и ограничений. Перечень категорий земель, который дается в Кодексе Республики Беларусь о земле, является исчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, при включении в нее или исключении каких-либо видов земель. Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны. ^ В силу того, что объектом земельных правоотношений является земля как предмет, по поводу которого устанавливаются права и обязанности участников земельных отношений, эти отношения характеризуются определенным единством. В рамках этого единства проводится классификация земельных правоотношений на виды с учетом существенных элементов, составляющих правоотношение. Важнейшим критерием первоначальной классификации земельных правоотношений является его содержание, то есть соотношение прав и обязанностей участников этих правоотношений. По этому критерию можно выделить следующие виды земельных правоотношений:
По способам реализации земельно-правовых норм земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные. ^ складываются на основе норм, которые устанавливают права и обязанности участников земельных отношений, в том числе права на землю. Так, материальными нормами устанавливается система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение. ^ возникают на основе норм, которые регулируют порядок реализации прав и обязанностей по отношению к земле (материальных земельных правоотношений). ^ Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей. Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус. В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов: 1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь. Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (как носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями. 2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды. 3. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции. 4. Юридические и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Как участники этих правоотношений они наделены земельной праводееспособностью, которая в настоящее время значительно расширена в связи с изменением правового режима земли и расширением правовых форм ее использования. Земельная праводееспособность юридических и физических лиц заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей. ^ В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:
^ В основе возникновения и прекращения земельных правоотношений лежат юридические факты, то есть обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, и которые зависят от вида земельных правоотношений и состава их участников. Основаниями возникновения и прекращения земельных правоотношений служат, как правило, действия - правомерные (если речь идет о возникновении правоотношений земельной собственности, землевладения, землепользования, по управлению землями) и неправомерные (являются основанием возникновения охранительных земельных правоотношений). Правомерные действия, приводящие к возникновению земельных отношений могут совершаться в форме:
Юридические факты, относящиеся к категории событий, в основном служат основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений отдельных видов (истечение срока временного землепользования как правопрекращающее основание; смерть гражданина как правоизменяющее основание для перехода земельного участка его правопреемникам и др.). События могут приводить к возникновению только общего землепользования, случаи которого крайне ограничены в земельных отношениях. |
![]() | «Земельное право» для студентов 505 гр факультета почвоведения, агрохимии и экологии на 1 семестр 2011/2012 уч г | ![]() | Земельное право: Учебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 – юриспруденция, / Составитель Горбачев А. Н., доцент кафедры... |
![]() | Цели и задачи трудового законодательства. Общая характеристика и классификация источников трудового права | ![]() | Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности |
![]() | Какие черты характеризуют метод гражданско-правового регулирования общественных отношений? | ![]() | Постепенно этим термином стали обозначать болезнь. И наука, изучающая проявления измененной или нарушенной жизнедеятельности организма,... |
![]() | Административное законодательство является правовой основой функционирования: Исполнительной власти | ![]() | Соотношение земельного законодательства с экологическим, лесным, водным и иным законодательством |
![]() | Понятие, предмет, метод и задачи российского уголовного права как отрасли права. Общая и Особенная части уголовного права: их соотношение.... | ![]() | ... |