1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2




Название1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2
страница1/4
Дата публикации01.02.2014
Размер0.6 Mb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4
КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА.


  1. Понятие конституционного государственного права как отрасли права.

В юридической науке конституционное государственное право рассматривается в 3х основных аспектах:

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения.
2. конституционное право рассматривается как наука и представляет собой целостную совокупность знаний (взгляды, воззрения, теории, мнения) о сущности, соц назначении и конкретных проявлениях конституционно-правового регулирования общественных отношений.
3. конституционное право как учебная дисциплина, которая имеет более узкое содержание, чем наука, так как изучается в рамках программ учебного курса.
^ Право России представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных и санкционированных государством, реализация которых обеспечивается также государством.
Под отраслью права мы понимаем относительно самостоятельную часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Для выделения из национальной системы права конкретной отрасли необходимо определить предмет правового регулирования (общественные отношения, на которые воздействуют нормы той или иной отрасли права), метод правового регулирования (совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения со стороны гос-ва в лице его органов с помощью норм права), определяется со степенью правового регулирования (чем регулируются данные отношения?).
Под предметом КП понимается группа общественных отношений, которая возникает в связи с закреплением и последующем регулированием:

  1. основ конституц строя РФ (суверенитет народа, формы его осуществления); принципа разделения властей; основ гос устройства России; основы социального, светского характера гос-ва; идеологическое и политическое многообразие; верховенство Конституции и закона.

  2. отношения возникающие между личностью и государством, основы правового статуса человека и гражданина, а также их права, свободы и обязонности и гарантия их реализации.

  3. отношения в сфере федеративного устройства РФ, состава и компетенции ее субъектов, исключительную компетенцию РФ и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенство фед-х законов над правовыми актами субъектов федерации.

  4. отношения в сфере организации и деят-ти органов гос власти РФ (высшее звено власти). Отношения в сфере имущественного самоуправления.


Метод правового регулирования конституционного права определяется как система приемов, способов и средств воздействия на участников общ-х отношений среди которых можно выдвинуть следующие: способом воздействия государства на общ отношения, составляющие предмет конституционного права яв-ся ^ МЕТОД ВЛАСТЕОТНОШЕНИЙ, при котором на одну из сторон возлагаются обяз-ти подчиняться велениям стороны, наделенной гос-властными полномочиями.
Методу конституционного права свойственны следующие классические способы воздействия такие как: дозволение, запрет, возложение обязанностей на участников правоотношений, установление равенства сторон в отношениях.
Конституционное право Россииэто ведущая отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, установленных и санкционированных гос-ом, в кот-х закреплены основы конституц строя, взаимоотношения между личностью и гос-ом, федеративного устройства РФ, организации и деятельности высших органов гос-ой власти РФ и органов местного самоуправления.


^ 2.Конституционно-правовые нормы, их классификация и особенности

Конституционно-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Для норм конституционного права характерны признаки всех иных отраслей права: общеобязательность, установление государством, защита от нарушений принудительными средствами, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий.
Конституционно-правовые нормы имеют свои особенности:

^ 1) основу конституционно-правовых норм составляют нормы Конституции, регулирующие наиболее важные основополагающие общественные отношения.
2) нормы конституционного права устанавливают правила поведения в общем виде без детализации и конкретизации, они являются основополагающими для норм других отраслей права.
^ 3) нормы конституционного права имеют структурные особенности: в отличие от норм других отраслей права, в основе которых лежат 3 составляющих их элемента (гипотеза, диспозиция, санкция), нормы конституционного права содержат, как правило, диспозицию и гипотезу, санкция содержится в других законодательных актах и иных правовых отраслях.
Нормы конституционного права можно подразделить на следующие группы:

  1. в зависимости от объекта ПР:

- закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя (гл. 1 КРФ)

- устанавливающие правовой статус личности, права, свободы и обязанности человека и гражданина (гл. 2 КРФ, ФЗ о гражданстве, ФЗ о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, федеральные законы о беженцах и вынужденных переселенцах)

- закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 КРФ; нормы федеративного договора)

- регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти и МСУ (главы 4-8 КРФ)
^ 2. по характеру содержащихся предписаний:

- нормы управомочивающие, т.е. закрепляющие право субъекта осуществлять предусмотренные в них действия

- обязывающие, т.е. закрепляющие обязанность субъекта соотносить свои собственные действия с установкой норм

- запрещающие
^ 3. по степенности определённости содержащихся предписаний:

- императивные

- диспозитивные
4. по юридической силе:

- нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой

- нормы иных НПА
5. по назначению в механизме ПР:

- материальные нормы, т.е. предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений

- процессуальные (процедурные) нормы, т.е. предусматривающие порядок, в котором они должны быть реализованы
^ 6. по территории действия:

- нормы, действующие на всей территории федерации

- нормы, действующие на территории конкретного субъекта федерации

- нормы органов местного муниципального управления, а также акты чрезвычайных органов.
Источники конституционного права:

Источник – правовой акт, в котором закреплены нормы права.
Под конституционно-правовым актом понимается - правовой акт посредством которого нормы конституционного права устанавливаются и приобретает юридическую силу.

Источники конституционного права можно подразделить на след виды:

- КРФ, как закон обладающий высшей юридической силой

- Конституции республик в составе РФ. Данный акт принимается высшим представительным органом власти субъекта Федерации или референдумом. Несмотря на то, сто Конституция субъекта принимается в полном соответствии с Конституцией Федерации вне пределов ведения РФ и совместной компетенции Федерации и ее субъектов республики обладают полнотой гос власти.

- уставы краев, областей, город федерального значения , автономной области, автономных округов. Уставы принимаются законодательными представительными органами данных субъектов. Исходя из положений статьи 66 КРФ предоставляется возможность принятия ФЗ об автономном округе или о автономной области по представлению гос органов данных субъектов.

- Законы

1. ФКЗ – 14,

2. ФЗ – не менее 40,

3. Закон о поправке к Конституции.

Это непосредственно акты принимаемые Федеральным Собранием РФ – это постановления по вопросам компетенции палат Собрания.

- акты Правительства РФ (постановления, распоряжения, заключения)

- законы, иные правительственные акты субъектов РФ

- нормы международного права

- акты МСУ

- акты прямого волеизъявления граждан (решения выборов, референдумов, народного собрания)

- судебный прецедент

- декларации

Сейчас в РФ действуют 3 декларации от 1990 – 1991гг.
Конституция Российской Федерации как основной закон государства
Понятие, сущность, структура КРФ, её классификация и этапы развития

Для определения места и роли КРФ как основного закона государства необходимо определиться с социально-политической сущностью КРФ.
Элементы сущности:

- КРФ закрепляет победу наиболее активной политической силы, действующей в обществе накануне принятия Конституции

- КРФ отражает соотношение политических сил, существующие в обществе на момент принятия Конституции

- КРФ представляет собой общественный договор, в котором находят отражение относительно согласованные интересы различных социально-политических групп общества
Конституция в юридической науке представляет собой основной закон или систему законов, как по своей форме, так и по содержанию. По форме – это закон, обладающий высшей юридической силой в государстве. По содержанию – это закон, закрепляющий общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права, и впоследствии регулирующий их.
По своей структуре КРФ соотносится с аналогичными документами, принятыми ранее. В её структуре: вступительная часть – преамбула; КРФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей, 301 части и 102 пунктов.
Среди этапов развития конституционного законодательства в России можно выделить следующие:

I. Первым актом, имевшим конституционное значение, является Манифест 18 декабря 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка», в нём закреплялись основные гражданские прав и свободы, а также введение законодательного органа – Государственной Думы.
^ II. Принятие Конституции 1918г., закрепляла:

- установление диктатуры пролетариата и полновластия Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

- социалистическую собственность на орудия труда и средства производства

- ликвидацию эксплуатации человека человеком
III. Принятие К РСФСР 1925г. на основе общесоюзной Конституции 1924г. и договора «Об образовании СССР» 1922г.
^ IV. Принятие К РСФСР 1937г. на основе общесоюзной Конституции 1936г.:

- закрепляла положение о всенародном государстве

- закрепление положения о победе социализма в стране, установление принципа равенства граждан и отмена ограничения избирательных прав

- введение новой структуры и системы представительных органов государственной власти с расширением круга конституционных прав и свобод граждан
V. Принятие К РСФСР 1978г. на основе К СССР 1977г.:

- закрепила факт построения общенародного хозяйства

- закрепила суверенитет народа и формы его проявления

- закреплён суверенитет РСФСР
VI. Принятие Конституции 1993г; закрепление принципов демократического государства с федеративной системой государственного устройства и республиканской формой правления
Конституция, как основной закон, может быть проклассифицирована, исходя из следующих признаков и черт:

^ 1. По форме принятия, т.е. способу закрепления воли учредителей:

- писаные – составлены в форме единого документа, подразделённого на главы, разделы и переходные положения

- неписаные – по своему содержанию практически не отличаются от писаных, т.к. регулируют одинаковый круг общественных отношений; в структурном плане они не представляют единого нормативного документа, а состоят из множества отдельных парламентских актов, судебных решений, источников общего права, а также политико-правовых документов

^ 2. По времени действия:

- временные

- постоянные

3. По способу изменения:

- гибкие – изменяются и дополняются в обычном порядке как парламентские законы, т.е. 50% голосов + 1 голос.

- жёсткие – изменяются и дополняются в особом сложном порядке в 3 стадии: 1) инициатива изменения принадлежит парламенту либо главе государства; 2) одобрение проекта достигается квалифицированным большинством голосов в парламенте; 3) одобрение принятого проекта осуществляет глава государства либо избирательный корпус страны посредством референдума

^ 4. По форме правления:

- монархические

- республиканские

5. По форме государственного устройства:

- федеративные

- унитарные

- конфедеративные

^ 6. По политическому режиму:

- демократические

- антидемократические
Юр. свойства Конституции.

Конституции РФ свойственны признаки, которые отличают ее от актов текущего законодательства и носят наименование в юр. науке как юр. свойство Конституции:

  1. Верховенство Конституции в системе законодательных актов государства (ст. 15). Данная статья устанавливает что Конституция имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Законы и иные пр. акты, принимаемые в РФ не должны противоречить

Конституции РФ.

  1. В Конст. РФ содержатся основные начала всех иных законодательных актов всех отраслей российского права (ст. 8,9).

  2. Прямое действие Конст. на всей территории РФ, а так же в исключительных случаях за ее пределами.

  3. На нормах и принципах Конституции базируются все текущее законодательство, как федерации, так и ее субъектов.

  4. Важным юр. свойством явл. особый порядок принятия и изменения Конст. РФ.

  5. Особая пр. охрана КРФ, которая обеспечивается с помощью конституционного контроля.

  6. Согласно ст. 71 КРФ контроль за ее соблюдение относится к ведению РФ, в свою очередь в соответствии со ст. 72 обеспечение соответствия Конституций республик фед. Конституции входит в предмет совместного ведения федерации и входит в ее состав республик.


Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит президенту РФ, который как глава государства является ее гарантом, а обязанность соблюдать и защищать КРФ входит в содержание присяги президента РФ.
В целях защиты формируется особый орган- это Конституционный суд РФ. Защитой Конституции занимается такой орган как прокуратура РФ, основной функцией которой является поддержание обвинения в суд. процессе, а так же надзор за исполнением фед. законодательства.

Порядок пересмотра Конституции и принятие поправок к ней.

Глава 10; 11.
Положение глав 1,2 и 9, практически (вообще) не могут быть изменены федеральным собранием в порядке изменения фед. законодательства, в случае если такие предложения поступают и буду поддержаны 3/5 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и членов Советов Федерации, то созывается в соответствии с федеральным конституционным законом особый орган или Конституционное собрание (178 членов Совета Федерации + 450 депутатов Гос. Думы = 628 человек, т.е. должно быть 377 голосов).
В последствии Конституционное собрание, либо подтверждает неизменность Конституции, либо рассматривает представленные проекты новой Конституции.
После рассмотрения представленных проектов Конституции она принимается 2/3 от общего количества членов Конституционного собрания, либо решение этого вопроса выносится на Всероссийский референдум.
Конституция считается принятой, если за нее проголосовало больше половины избирателей от числа проголосовавших.
^ Поправки и изменения к главам 3-8, принимаются в форме закона о поправке к КРФ. В основе данного режима лежит ФЗ от 4 марта 1998г. №33 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ».
^ Под поправкой к Конституции понимается любое изменение текста Глав 3-8, под которым подразумевается исключение, дополнение, а так же новая редакция какого либо положений данных глав.
^ Субъектами инициативы пересмотра и изменения Конституции могут быть:

- Президент РФ

- Совет Федерации

- Гос. Дума

- Правительство РФ

- Законодательный представитель органа субъектов РФ

- Группы депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации, численностью не менее 1/5 от их общего числа.
Поправки к Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия фед. конституционного закона за исключением участия в данной процедуре законодат. представительных органов гос. власти субъектов федерации.

Предложение о поправке поступает в Гос. Думу в виде законопроекта о поправке. Проект закона считается одобренным, если за него проголосует не менее 2/3 от общего количества депутатов Гос. Думы.
В течение 5 дней после одобрения, проект закона о поправке направляется в Совет Федерации, в котором подлежит обязательному рассмотрению.
Проект закона о поправке считается одобренным в Совете Федерации, если за него проголосовало не менее ¾ от общего числа членов в Совете Федерации.
После одобрения в Совете Федерации не позднее 5 дней с момента одобрения председатель верхней палаты опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке Конституции, так же в этот срок председатель верхней палаты направляет закон о поправке в законодательный представительный орган власти субъектов РФ.
Президент РФ не позднее, чем 14 дней со дня получения закона о поправке обязан его подписать.
Закон РФ о поправке Конституции вступает в силу со дня его опубликования в офиц. источнике, либо со дня указанного в самом законе о поправке.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 31 окт. 1995г. №12 по делу о толковании ст. 136 КРФ.
^ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ.

Понятие и структура основ Конституционного строя.
Под основами Конституционного строя РФ мы понимаем фундаментальные основы об-ва и гос-ва, главные принципы реализации которых направлена на становление демократического правового фундаментального гос-ва с республиканской формой правления.
Основы Конституционного строя вкл в себя следующие структурные элементы:

- Сущность и структура РФ

- Приоритет человека, его прав и свобод как высшей ценности

- Это элемент народовластия

- Суверенитет

- Соц. направленность и экономич. свободу

- Разделение властей

- Основы гос. власти

- Признаки местного самоуправления, его самостоятельности и отделения от гос. власти.

Важнейшим свойством состояния РФ является ее суверенитет.

Под суверенитетом понимается независимость и самостоятельность государства в решении всех вопросов внутренней и внешней политики в конституц. очерченных рамках.
Впервые был провозглашен благодаря декларации «О гос. суверенитете РСФСР», принятый 1м съездом народных депутатов РСФСР 17 июня 1990г.
Конституция РФ закрепляет такие элементы суверенитета как:

- его распространение на всю территория РФ;

- верховенство Конституции и ФЗ;

- целостность и не прикосновенность территории РФ.
Вслед за принятием декларации о гос. независимости и для защиты его экономической основы Верховным Советом РСФСР был принят закон об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР 31 окт. 1990г.

^ СУЩНОСТЬ И ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Говоря о сущности Российского государства необходимо отметить что РФ-это демократическое правовое социальное и светское государство.
^ Демократический характер РФ находит свое выражение в таких составных элементах, основ Конституционного строя как:

- народовластие

- разделение власти

- идеологическое и политическое многообразие

- местное самоуправление.
Народовластие в РФ выражается в следующих формах:

- в форме непосредственной демократии, по средствам референдума и выборов.

- в форме представительной демократии через органы гос. власти и ОМС.
Референдумы в РФ могут быть проведены в 3х случаях:

- федеральном

- региональном

- местном.
На 2002г. в 70ти (из 89) субъектах РФ были приняты и действуют законы о референдуме.
Референдум РФ- это всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам гос. значения, который проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого избир. права при тайном голосовании и свободном участии.
На фед. уровне были проведены 3 референдума, из которых (1)17 марта 1991г. состоялся референдум по введению поста президента РФ и вопроса о будущем СССР.

(2) 25 апр. 1993г. референдум по вопросу доверия президенту и соц.-экономич. политики президента и правительства, а так же о досрочном прекращении полномочий президента и народных депутатов РФ.

(3) 12 дек. 1993г. «О принятии Конституции РФ».
Процедура проведения референдума РФ регулируется с позиции фед. Конституционного закона о референдуме РФ принят 28 июня 2004г.
ФКЗ о референдуме регулирует порядок реализации инициативы граждан и Конституционного Собрания РФ.
Назначает Всероссийский референдум президента РФ, в обязательном порядке на референдуме выносится вопрос о принятии новой Конституции. при условии такого решения Конституционным Собранием.
В соответствии с законом не могут быть рассмотрены на референдуме след. вопросов:

  1. О принятии и изменении фед. бюджета.

  2. Исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств РФ.

  3. Введение и отмены ед. налогов и сборов.

  4. Вопросы освобождения от их участия.

  5. Вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

  6. Вопросы амнистии и помилования.



Данный закон закрепляет перечень субъектов обладающих правом выдвижения инициативы по проведению референдума:

- граждане РФ (в количестве не менее 2х млн)

- Конституционное Собрание

- Фед. органы гос. власти, но при условии установления такого порядка международным договором.
Для проведения референдума создается инициативная группа состоящая из региональных групп в состав которых должны входить граждане не менее половины субъектов РФ, каждая подгруппа должна насчитывать не менее 100 человек, обладающих правом на участие в референдуме и постоянно проживающих в этом субъекте.
На собрание данных подгрупп решаются и утверждаются вопросы референдума, после чего в их поддержку должно быть собрано не менее 2 млн подписей.
В законе установлено проведения повторного голосования на референдуме в том случае, если в результате проведенного референдума были выявлены ошибки при поведении голосовании и подсчета голосов.
Данное голосование проводится не позднее 30 дней со дня признания не действительности 1го референдума.
Подготовка и проведение референдумов осуществляется центральной избирательной комиссией РФ, избир. комиссии субъектов РФ, территориальные, районные, городские, поселковые комиссии, участковые избирательные комиссии.
Организация начала деятельности любого вида избирательной комиссии закреплены в ФЗ «Об осн. гарантиях избир. права при участии в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002г. №67
Действуют на основе коллегиальности, открытости и гласности их решения обязательно для органов гос. власти, местного самоуправления и нижестоящих избир. комиссий.
Решение, а так же действие и бездействие ЦИК могут быть обжалованы в ВС, а нижестоящие комиссии в вышестоящие комиссии или соответ. суд.
В РФ выборы проводятся для формирования таких институтов как: институт президента РФ, депутатов Гос. Думы органов гос. власти субъектов РФ, о так же органы МСУ.
^ Под выборами в РФ понимается действие граждан РФ, избир. объединений и блоков, избир. комиссий и органов гос. власти, по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению итогов данных выборов.
Правовой основой для проведения выборов в РФ явл. ФЗ №67, а так же законы субъектов РФ, указы президента и др. НПА.
В соответствии с КРФ ст.10 гос. власть в России осуществляется на основании разделения на законодат., исполнит. и судебную.
Данный принцип осуществляется на всех уровнях:

- горизонтальный, т.е. федеральный и региональный.

- вертикальный, т.е. между фед. центром и субъектами, органами гос. власти и органами МСУ и др.
^ Гос. власть в России осуществляется:

- президентом;

- фед. собрание;

- правительство

- суды РФ.
В субъектах гос. власть осуществляется органами гос. власти ст. 77 КРФ.
Формирование органов гос. власти субъектов РФ основывается на КРФ и ФЗ от 6 окт. 1999г. «Об общих принципах представительных органов гос. власти в субъектах РФ.
В субъектах РФ вопросы организации гос. власти закреплены в конституциях республик и уставах.
Разделение гос. власти между фед. центром и субъектами напрямую связано с другим конституционным принципом разграничении предметов ведения и полномочий, между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов ст. 71-73 КРФ.
Элементом демократического государства явл. идеологическое и политическое многообразие ст.13 КРФ.


Политическое многообразие в РФ означает:

  1. Многопартийность.

  2. Равенство общественных объединений перед законом.

  3. Свобода деятельности общ. объединений.

  4. Запрещены создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя , подрыв безопасности гос-ва, а так же разжигание соц. межнациональной и религиозной розни.


^ Правовой основой организации и деятельности общ. объединений явл. следующий ряд ФЗ:

- Об общественных объединениях 19 мая 1995г.

- о гос. поддержке молодежных и детских общ. объединений. 28 мая 1995г.

- о благотворительной деятельности 11 августа 1996г.

- о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности 19 янв. 1996г.

- о некоммерческих организациях 12 янв. 1996г.
^ Общественное объединение в России- это добровольное, некоммерческое объединение, создаваемое на инициативе граждан, объед. на основе общности интересов для достижения общих установленных целей.
^ Установлены следующие организационно правовые формы общ. объединений:

- общ. организация

- общ. движение

- общ. фонд

- общ. учреждение

- орган общ. самодеятельности.
Среди общ. объединений особое место занимают политические партии.
Правовая основа организации и деятельности полит. партий регламентируется ФЗ «О полит. партиях» от 11 июня 2001г.
^ Политическая партия в РФ- это общ. объединение, создаваемое для участия граждан РФ в полит. жизни об-ва , по средствам формирования и выражения их политической воли участия в общ. и полит. акциях, выборах, а так же в целях представления интересов граждан.
Полит. партия явл. единственным из видов общ. объединений, который вправе выдвигать кандидатов на выборные должности в органы гос. власти.
^ Для регистрации полит. партии надо не менее 10.000 членов. В 45 субъектах РФ должно быть образовано региональное представительством не менее 100 членов, в др. половине представительства с не менее 50 членов.
Создаются полит. партии на съезде, либо путем преобразования на съезде общероссийских общ. объединений.
Со дня своего создания полит. партия может вести информационную и пропагандистскую деятельность. Права юр. лица партия приобретает после регистрации в Минюсте РФ.
Постановление правительства РФ №442 от 19 июня 2002г.
Одним из составных элементов демократического государства является наличие в нем ОМС, кот. выступает как одно из направлений народовластия в РФ.
^ Под местным самоуправлением в РФ, понимают самостоятельное и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и через представителей в органы МСУ вопросов, исходя из интересов населения, истор. и местных традиций.
МСУ регулируется с позиции ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» 2003г.
РФ, как правовое государство.

ст.1

Под принципом правового государства понимается самоограничение данного государства с позиции права.
^ Характерными чертами правового государства явл.:

- верховенство закона

- наличие целостной системы законодательства

- равенство всех граждан перед законом

- внедрение в жизнь принципов соц. справедливости

- служение гос. органов всему обществу, но не его части

- опубликование всех принятых законов.
Важным ориентиром для построения правового государства в РФ является общепризнанные нормы и принципы международного права.
Одним из примеров является документ совещания 2 конференции СБСЕ по человеческому измерению, принятый в 1990г. 35ю странами.
Положения данного документа нашли свое отражение в Главе 2 КРФ.
Россия, как социальное государство.

КРФ в ст. 7 закрепляет главную направленность политики социального государства, а это создает условие обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
^ Эта статья КРФ определяет основное направление социальной политики России, а именно:

- охрана труда и здоровья людей

- установление МРОТ

- обеспечение гос. поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан

- установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты.
РФ, как светское государство.

Глава 1 ст.14:

- отсутствие гос. религии

- отделение всех религиозных объединений от государства

- равенство всех религиозных объединений перед государством.
Конституционное положение ст.14 раскрывается в ФЗ от 26 окт. 1997г. «О свободе совести и религиозных объединений».

Формы российского государства.

Элементы:

- формы правления

- формы гос. устройства

- форма гос. режима.
Форма правления устанавливается ст. 1 КРФ и определена как республиканская. Главным признаком республики является выборность и периодическая сменяемость главы государства.
^ Глава государства- президент РФ, взаимодействует со всеми ветвями власти, но в первую очередь с парламентом, исходя из этого можно сделать вывод о наличии в РФ полупрезидентской республики.
^ По форме гос. устройства РФ определяется Конституцией как федеративное государство, исходя из статьи 1 и Главы 3 КРФ.
РФ состоит из 89 субъектов, из которых 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города фед. значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
^ Республики в составе РФ представляют собой гос. преобразование, это гос. образование в составе РФ, которые имеют свои Конституции, свое внутреннее законодательство, свой республиканский язык, имеют свои органы гос. власти.
^ Все остальные субъекты в составе РФ- это гос. территориальные образования, имеющие свой устав и законодательство, а так же систему органов гос. власти.
Не до конца разрешенным считается вопрос о правовой основе российского федерализма. Одни авторы исходят из конституционно правовой основы РФ, другие говорят о конституционно договорной. Говоря о 2ой точке зрения необходимо отметить что такие отношения определяются разграничением предметов ведения и полномочий между центральными органами власти и органами в субъектах РФ.
Такое разграничение соответствует ст.11 КРФ, федеративным договором 1992г. и договорами между центральными органами гос. власти и гос. органами субъектов, а так же договорами между субъектами.
^ КРФ закрепляет основные принципы российского федерализма, к ним относятся:

- гос. целостность

- единство системы гос. власти

- разграничение предметов ведения и полномочий

- равноправие и самоопределение народов в составе России по вопросам взаимоотношения с гос. органами.
Государственный или гос. политический режим является наиболее подвижной и не делимой частью формы гос-ва, кот. характеризует методы осуществления гос. власти.
Демократический и политический режим в РФ может быть выражен через конкретные конституционные положения:

  1. РФ явл. демократическим правовым социальным государством.

  2. Разграничение власти.

  3. Принцип выборности и периодическая сменяемость главы.

  4. Самостоятельность и независимость органов МСУ.

  5. Принцип признания прав и свобод человека высшей ценностью в государстве.

  6. Принцип верховенства конституции и ФЗ, как основа законности и правопорядка.


Экономическая основа Российского государства.

В РФ гарантируется единство экономич. пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, гос. поддержка конкуренции. Гос-во должно гарантировать гарантию свободы предпринимательства.
Основы экономической системы РФ закреплены в положении ст. 8, 9 КРФ.

^ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

Понятие и свойства и классификация основы прав, свобод и обязанностей.

Основные права и свободы- это закрепленные в КРФ возможности совершать те или иные действия, избирать тот или иной вид и меру поведения, а так же пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов.
^ Основные обязанности- это установленные гос-ом и закрепленные конституцией вид и мера общ. необходимого поведения.

Глава 2
Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются следующие признаки:

  1. Данные права, свободы и обязанности обладают верховенством.

  2. Конституционные права, свободы и обязанности являются основной для всех. других прав, свобод и обязанностей устанавлиемых в РФ.

  3. Основные конституционные права, свободы и обязанности формируются в общем виде, а конкретизация и детализация осуществляется с позиции норм отраслевого законодательства.

  4. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории РФ, в отношении граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

  5. Для каждого гражданина РФ одинаков круг прав и свобод.

  6. Основные конституционные права и свободы имеют постоянно действующий характер.

Конституционные права и свободы могут быть ограничены с позиции ФЗ, не только в той мере в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, а так же прав, свобод и законных интересов других лиц.

  1. Конституционные права и свободы обладают повышенной гос. правовой защитой.


Классификация прав, свобод и обязанностей может осуществляться по различным основаниям. Наиболее распространенным критерием является классификация в зависимости от содержания прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, в соответствии с ним они делятся на:

культурные

личные политические экономические

(гражданские) и социальные

Личные права.

  1. Право на жизнь (ст. 20)

Право на жизнь так же рассматривается с точки зрения ст. 21 КРФ, которая регулирует что никто не может быть подвержен ни медицинским, ни научным опытам без своего добровольного согласия.

  1. ^ Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

Любое решение выполняется только судебным органом (судьей).

  1. Право на неприкосновенность жилища (ст.25)

Неприкосновенность жилища означает что никто не вправе проникать в жилые помещения против воли проживающих в них лиц, иначе как в случаях установленных ФЗ, либо на основании суд. решения.

  1. ^ Право на неприкосновенность частной жизни.

Защищается только от незаконных действий гос. органов и должностных лиц, а так же со стороны др. граждан, юр. и физ. лиц, общ. объединений и т.д.

  1. ^ Право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых и личных сообщений (ст.23)

Ограничение данного права допускается только на основе суд. решения.

  1. Право на защиту частной жизни лица (ст.24)

  2. Право на определение своей национальности (ст.26)

  3. Право на пользование родным языком (ст.68)

Всем народам, населяющим РФ гарантированно сохранение родного языка, а так же создание условий для его изучения и развития.

  1. Право на свободу передвижения и выбора места жительства

  2. Право на свободу совести.

Регламентируется статьей 27 и с позиции ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений» 1997г.
Политические права.

  1. Право на свободу слова (ст.29)

Никто не может быть ограничен в выражении своих убеждений. Ограничение возможно только с позиции ФЗ «О СМИ».

  1. ^ Право на создание общественных объединений в РФ (ст.30)

Она закрепляет право каждого на объединение и создание профсоюзов для защиты своих интересов. ФЗ «Об общ. объед.», ФЗ «О профсоюзах и правовых гарантиях деятельности».

  1. ^ Право на свободу собраний (ст.31)

Конкретизируется в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» 2004г.
Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в РФ

- право на предпринимательскую деятельность

ст.34 КРФ: каждый имеет полное право на использование своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом деятельности. Это право также подлежит ограничению. Ограничения в пользовании данным правом обусловлены необходимостью защиты прав и интересов других лиц.
- право на частную собственность

Это право защищается с позиции ст. 35 КРФ: закрепляется охрана права частной собственности. Ограничение возможно лишь по судебному решению. Любая передача из частной собственности в государственную должна быть предварительно компенсирована.

Наряду с правом частной собственности КРФ закрепляет и гарантирует право наследования.

- право на землю (ст. 36 КРФ)

КРФ закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

- право на труд

ст. 37 КРФ: труд свободен; запрещается принудительный труд; гарантируется трудовая деятельность в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности; гарантируется вознаграждение за выполненный труд без какой-либо дискриминации и не ниже МРОТа

- право на отдых

ч.5 ст.37 КРФ: каждому гарантируется право на отдых; устанавливается продолжительность рабочего времени; определяются выходные и праздничные дни; гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Регулирование данного права осуществляется нормами ТК РФ и ведомственных актов предприятий любых форм собственности

- право на социальное обеспечение

ст.39 КРФ: - пенсионное социальное обеспечение

- социальные пенсии

- право на жилище (ст. 40 КРФ)

- право на охрану здоровья

ст.41 КРФ: в РФ гарантируются программы охраны и укрепления здоровья; принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; развивается система страхового медицинского обслуживания

- право на окружающую среду (ст.42 КРФ)

- право на образование (ст.43 КРФ)

- право на свободу творчества

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 iconПонятие, предмет и метод конституционного права
РФ. Отрасль самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм регулирующих определённым методом однородные, общественные...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 icon1. административное право в правовой системе российской федерации...
РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 icon1,2 Понятие конституционного права, предмет, метод
Кп это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 icon1. Предмет, метод, принципы и система земельного права
Любая отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенные общественные отношения

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 iconВопрос Предмет гражданского права как отрасли права. Гражданское право
Гражданское право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения имущественно­го и личного неимущественного...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 icon1. Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданско-правового...
Гражданское право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 iconПроффесор кафедры конституц права(307 аудит)
Управленческое право как отрасль права система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 iconСистематизация норм, регулирующих данные отношения, позволяет сформировать...
Умнова И. А. — д-р юрид наук, проф., зав отделом конституционно-правовых исследований Российской академии правосудия

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 icon1. общетеоретические основы налогового права
Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию...

1. как отрасль, представляющая совокупность конституционно-правовых норм национального законодательства посредством которых регулируются качественно однородные общественные отношения. 2 icon1. конституционное право россии как отрасль права и отрасль науки конституционное право РФ
Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов