Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел»




Скачать 129.58 Kb.
НазваниеТезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел»
Дата публикации02.02.2014
Размер129.58 Kb.
ТипТезисы
zadocs.ru > Право > Тезисы



ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Кафедра административного права и административной деятельности

органов внутренних дел
Утверждаю

Начальник кафедры

к.ю.н., профессор,

полковник полиции

Т. М. Занина

«__»__________2013г.

Автор: заместитель начальника кафедры АП и АД ОВД

подполковник полиции Долгих И.П.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ

по учебной дисциплине «Организационно-правовые

основы деятельности органов внутренних дел»
Тема № 3 «Правовые основы, основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Обсуждена

на заседании кафедры АПиАД ОВД

протокол № _ от «__» _______ 2013 г.
г. Воронеж

2013 г.

Тема № 3: «Правовые основы, основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».


Место проведения: Учебная аудитория.

Вид занятия: лекция, рассказ-беседа

Время: 2 часа.

Основная цель лекции: изучить правовые основы и основные направления деятельности ОВД РФ.

Ведущие методы: Рассказ, беседа, объяснение, показ, демонстрация.

Материально-техническое обеспечение:

1. Учебно-наглядные пособия: плакаты, схема.

2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа-презентация.

3. Учебно-методическая документация: план лекции.

4. Раздаточный материал: Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

4. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

6. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

7. Федеральный закон от 08 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

8. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

10. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ года.

11. Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции».

12. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

13. Указ Президента от 22 ноября 2012 года № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел».

14. Приказ МВД России от 18 мая 2012 года № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ».

15. Приказ МВД России от 3 июля 2012 года № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

16. Приказ МВД РФ от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».

17. Приказ МВД России от 05 мая 2012 года № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

18. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

19. Приказ МВД России от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

20. Приказ МВД России от 29 января 2008 года № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах».

21. Приказ МВД России, Минтранса РФ от 17 февраля 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения».

22. Приказ МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

23. Приказ МВД России от 18 июля 2011 года № 849 «О Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации».

24. Приказ МВД России от 22 июля 2011 года № 868 «Об утверждении нагрудных знаков сотрудников полиции».

25. Приказ МВД России от 26 декабря 2011 года № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

26. Приказ МВД России от 6 февраля 2012 года № 88 ДСП «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

27. Приказ МВД России от 1 марта 2012 года № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

28. Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

29. Приказ МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».

^ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть – 5 минут:

- Приветствие, проверка личного состава.

- Объявление наименования темы и постановка целей лекции.

2. Основная часть – 75 минут:

Изложение нового материала по вопросам:

1. Понятия и основные направления, формы и методы административной деятельности ОВД.

2. Меры административного предупреждения, административного пресечения, применяемые полицией.

3. Заключительная часть – 10 минут:

    • ответы на вопросы слушателей;

    • подведение итогов;

    • задание на самоподготовку.


1. Понятия и основные направления, формы и методы административной деятельности ОВД.

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка.

Административная деятельность ОВД – это целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Административная деятельность полиции протекает в двух направлениях:

Внутри полицейского аппарата:

организация работы органов внутренних дел;

прием на службу;

обучение;

обеспечение;

инструктаж;

контроль за работой, подведение итогов и т. д.;

Осуществление внешних мероприятий (работа с населением по выполнению поставленных задач):

обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;

обеспечение спокойствия в общественных местах;

предупреждение и пресечение противоправных действий;

защита законных интересов граждан, предприятий, учреждений;

применение к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административных взысканий.

Для административной деятельности полиции характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к полиции сферой деятельности.

Эта деятельность – наиболее обширное, емкое направление в работе полиции. В связи с этим большая часть сотрудников милиции осуществляет административные функции.

Субъектами административной деятельности являются специальные службы (охраны общественного порядка, дежурные части и др.), их подразделения, группы, сотрудники полиции (постовые, патрульные и др.).

Административная деятельность полиции состоит из ряда функций, под которыми понимаются определенные направления этой деятельности. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действий. Содержание каждой функции диктуется спецификой объекта административной деятельности, но наряду с этим структура (содержание) многих функций остается постоянной.

В связи с этим функции административной деятельности полиции подразделяются на:

Общие:

прогнозирование и планирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либо процессов на основе полученных данных и их анализа; определение направления и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности, а также в выработке программы, с помощью которой должна быть достигнута цель.

Организация – состоит в формировании управляющей и управляемой систем административной деятельности. Включает в себя образование, реорганизацию, упразднение служб, подразделений и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и т. д.

Учет – заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, то есть в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств.

Контроль – установление соответствия или несоответствия реального состояния объекта деятельности. Позволяет обнаружить, насколько сделанное соответствует выдвинутым целям и задачам.

Специальные (основные) функции – непосредственно направлены на поддержание условий и порядка, благоприятных для реализации субъектами, их прав, свобод и выполнения других обязанностей полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности. К этим функциям относятся:

обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, защита жизни, чести и достоинства личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

предупреждение преступлений и других правонарушений, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, принятие мер к их устранению; осуществление индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, участие в правовом воспитании граждан;

охрана общественного порядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий и в населенных пунктах, где объявлено чрезвычайное положение и введена особая форма управления;

обеспечение безопасности дорожного движения;

охрана собственности по договорам;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях и др.

Обеспечивающие функции:

кадровое;

финансовое;

материально-техническое и другое обеспечение административной деятельности полиции.

Форма административной деятельности – это объективное выражение сущности действий субъектов. Формы призваны обеспечивать целесообразное выполнение административных функций.

Выбор конкретной формы производится с учетом конкретной жизненной ситуации, требований эффективности и целесообразности. Вид конкретной формы определяется характером действий субъектов административной деятельности по осуществлению возложенных на них функций.

В соответствии с этим формы административной деятельности делятся на:

Правовые - влекут юридические последствия (составление протокола).

Неправовые – не влекут юридических последствий (правовая пропаганда).

Правовые формы характеризуются тем, что в них наиболее отчетливо проявляется:

государственно-властный,

управленческо-исполнительный,

подзаконный характер полномочий субъектов административной деятельности.

Методы административной деятельности – это активное воздействие субъекта на объект различными приемами, средствами и способами.

Основными методами административной деятельности полиции являются:

Убеждение – психическое воздействие на сознание и поведение участников правовых отношений в целях осуществления ими задач государственного управления. Реализуется путем проведения разъяснительных работ, пропаганды, агитации, внушения, предупреждения. Убеждение направлено на то, чтобы граждане сознательно и добросовестно исполняли правовые нормы и законные предписания субъектов административной деятельности, служит воспитанию у граждан внутренней потребности и стойкой привычки правомерного поведения, предупреждению антиобщественных поступков.

Принуждение – психическое, материальное или физическое воздействие органов государства, их должностных лиц или общественных органов на лиц добровольно не выполняющих требования правовых норм. Реализуется уголовным, гражданско-правовым, дисциплинарным и административным принуждением. Психическое принуждение есть официальное предостережение уполномоченным работником полиции гражданина, нарушающего общественный порядок, о недопустимости антиобщественного поведения (требование о прекращении правонарушения). Материальное принуждение воздействует на поведение личности через принадлежащие ей денежные средства и имущество и выражается в определенных ограничениях владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, во взыскании с правонарушителя денежных сумм – штрафа и т. д. К физическому принуждению относятся те меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение посредством применения к правонарушителю физической силы, наручников и других спецсредств.

Вывод: Административная деятельность направлена на поддержание условий и порядка, благоприятных для реализации субъектами, их прав, свобод и выполнения других обязанностей полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности.

^ 2. Меры административного предупреждения, административного пресечения, применяемые полицией.

Меры административного предупреждения применяются сотрудниками полиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица. Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Практическое применение имеет классификация мер предупреждения по целям применения:

1. К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения случаев наступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий (закрытие определенных участков дорог при возникновении угрозы безопасности движения при авариях, обвалах и т. д.; технический надзор за автотранспортом; досмотр ручной клади и личный досмотр пассажиров воздушных гражданских судов и др.). Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Эти меры лишены характера административной кары.

2. Вторую группу мер административного предупреждения составляют меры, которые применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. Этим мерам присуща четко выраженная профилактическая направленность. К ним, в частности, относится контроль за лицами, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы или наказание назначено условно.

Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по прекращению правонарушения. Их применение связано с непосредственным вмешательством в действия нарушителя с целью их прекращения и недопущения вредных последствий. В ряде случаев они являются действенными, а иногда единственно возможным средством пресечения преступления (применение оружия).

Эти меры применяются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения общественно опасных действий душевнобольных и малолетних лиц.

Среди мер административного пресечения, применяемых полицией, принято выделять:

1. Меры общего назначения:

помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в центры оказания специальной помощи (медицинские вытрезвители);

отстранение от управления транспортными средствами лиц, находящимися в пьяном виде или не имеющим права на управление данным видом транспорта, а также грубо нарушающим правила дорожного движения (ст. 27.12 КоАП РФ);

запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения, производится для пресечения административного правонарушения и предотвращения возможных опасных последствий (ст. 27.13 КоАП РФ);

приостановления деятельности объектов разрешительной системы производится в целях пресечения нарушений порядка открытия и функционирования стрелковых тиров, оружейных магазинов и т. д.

2. Меры специального назначения:

средство физического воздействия на нарушителя, применяемые в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно.

Применение значительной их части является использованием института необходимой обороны, в соответствии, с которым действия работников полиции по пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей признаются правомерными, общественно полезными и поэтому не влекут юридической ответственности, даже если этими действиями правонарушителю был причинен вред (применение сотрудниками полиции физической силы, спец средств, огнестрельного оружия).

Вывод: Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по прекращению правонарушения. Их применение связано с непосредственным вмешательством в действия нарушителя с целью их прекращения и недопущения вредных последствий. В ряде случаев они являются действенными, а иногда единственно возможным средством пресечения преступления (применение оружия).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconТезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы...
Тема №5 «Правовые основы деятельности нарядов полиции. Задачи, права и обязанности нарядов полиции»

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconМинистре внутренних дел российской федерации по дальнейшему реформированию...
Готовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации. Мы назвали этот документ «Дорожной...

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 2 марта 2009 г. N 185 об утверждении административного...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 2 марта 2009 г. N 185 об утверждении административного...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 2 марта 2009 г. N 185 об утверждении административного...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 2 марта 2009 г. N 185 об утверждении административного...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 2 марта 2009 г. N 185 об утверждении административного...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 24 декабря 2008 г. N 1138 об утверждении кодекса профессиональной...
Утвердить прилагаемый Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПриказ от 26 мая 2000 г. N 569 об утверждении инструкции по организации...
Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Тезисы лекции по учебной дисциплине «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел» iconПорядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел...
Прием сообщений о происшествиях действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов