Государственное управление в узком понимании




НазваниеГосударственное управление в узком понимании
страница1/6
Дата публикации02.02.2014
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
Общая часть
Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Предмет - это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметов регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.
административно-правовая норма — это норма права, регулирующая:

а) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;
б) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);
в) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;
г) отношения в сфере административной юстиции.
^ Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы подразделить следующим образом:

  1. обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);

  2. запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;

  3. ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);

  4. разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т. е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);

  5. уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления);

  6. стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений);

  7. регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);

  8. рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения.

^ Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру

- нормотворческой,

- правоприменительной и

- юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права.

^ По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются

- на императивные (обязательные для исполнения) и

- диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;

б) организацию и деятельность местной администрации;
в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц;

в) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;

д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;

е) административно-правовой статус общественных объединений;

ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;

з) административно-правовой статус некоммерческих организаций;

и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.
По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть

- общефедеральными (действующими на всей территории страны),

- региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ),

- территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера),

-местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией),

-локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).
По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на

- общие,

- межотраслевые,

- отраслевые,

- внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и

- общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).
По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на

- срочные (введенные в действие на определенный срок) и

- бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).
^ Основные черты административно-правовых отношений:

а) возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);

б) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;

в) характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон;

г) возникают для решения задач и осуществления функций управления в целях удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений;

д) имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения — это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;

е) отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой защиты (как правило, речь идет о трех способах — административном, судебном и прокурорском).
По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь на

- охранительные (в том числе деликтные)

- регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности.

По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на:

- отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица),

- отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями,

- отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами,

- отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями,

- отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
По направлению деятельности выделяются:

- административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

- административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

- административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
Также по сфере действия или по направлению их подразделяют на

- внутри- и

- внешнеорганизационные отношения.
Административно-правовые отношения подразделяются на

- Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).

- Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления; совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы). субординационные, координационные и реординационные отношения.
Также выделяются:

- Субординационные отношения — такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

- Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов).

- Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).
^ Система АП.

Общая часть: Институты гос службы, ад. Ответственности, понятия Ап, енорм и правоотношений, адм процесса, обеспечения законности, гос контроля и надзора, субъектов АП.

^ Особенная часть: Система управления в важнейших сферах: политической, экономической и т.д.
СИАП (система источ адм права), особенности

- много подзаконных актов

- относится к предметам совместного ведения

- многообразие

- их большое количество

- изменчивость

- сложность систематизации, кодификации.

Порядок вступления актов в силу

- ФКЗ и ФЗ – через 10 после официального опубликования

- Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций – через 7дней после официального опубликования

- Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписании

- НПА органов исполнительной власти - Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.


^ Субъекты делятся на индивидуальные и коллективные.

- Индивидуальные (граждане, иностранные граждане и госслужащие).
Определение «установленная нормами административного права возможность реализации индивидуумом прав и осуществлении обязанностей в сфере государственного управления» относится к понятию административная …

+: дееспособность
Определение «установленная нормами административного права способность нести административную ответственность за совершенные правонарушения в сфере государственного управления» относится к понятию административная …

+: деликтоспособность
Способность иметь административные права и нести административные обязанности - правоспособность

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.
Права гражданина делятся на: с точки зрения механизма реализации:

- абсолютные для реализации достаточно правовых норм, реализуются про своему усмотрению

- относительные для реализации которых нужен акт госоргана
По кругу лиц

- общие

-специальные
^ По содержанию

- социально-политические

- на гос участие

- на защиту
По степени значимости

- Основные, закрепленные в конституции

- Специальные.
АПС гражданина делится на общий и специальный

Специальные статусы:

- Субъекты адм. Опеки (сироты и т.д.)

- члены адм. Коллективов (например студенты)

- субъекты разрешительной системы (водители лицензиаты и т.д.)

- гос и муниц служащие

- Инд предприниматели

- Лица совершившие преступления.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство).

По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

- временно пребывающие в Российской Федерации; (без цели проживания, в пределах срока визы если без визы то 90 суток)

- временно проживающие в Российской Федерации; (разрешение на временное проживание – срок 3 года

- постоянно проживающие в Российской Федерации.(вид на жительство 5 лет, продляется неоднократно)
Беженец это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Не могут быть признаны беженцами лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Срок до трех лет

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ; 2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации; 3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Государственный орган обладает характеристиками:

- автономная часть госаппарата

-организованный коллектив граждан

- осуществляет госфункции

- обладает своей компетенцией

- действует и от своего имени и от имени государства

- образуется государством

- структура сформирована правом.
Власть (подчиненность) делится на 2 вида:

- линейная с прямым подчинением, право давать задания, контролировать, выделять ресурсы., например Министерство и его территориальные органы, руководитель и подчиненные.

- функциональная , подчинение в рамках 1 функции, например ГиБДД
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное управление в узком понимании icon1. Предмет, метод, задачи и организация статистики
Ооп впо по направлению Государственное и муниципальное управление бакалавриат и профилям подготовки государственное и муниципальное...

Государственное управление в узком понимании iconГосударственное управление. 1
Теоретические предпосылки необходимости и возможности осуществления государственного управления. Новое государственное управление....

Государственное управление в узком понимании iconГосударственное управление
Теоретические предпосылки необходимости и возможности осуществления государственного управления. Новое государственное управление....

Государственное управление в узком понимании iconРасписание занятий студентов 1 курса очного отделения факультета...
«Государственное управление и менеджмент» в ii-ом семестре 2012-2013 учебного года

Государственное управление в узком понимании iconРасписание занятий студентов 1 курса очного отделения факультета...
«Государственное управление и менеджмент» в ii-ом семестре 2012-2013 учебного года

Государственное управление в узком понимании iconРабочая учебная программа по дисциплине б б экономическая теория...
Профили: муниципальное управление, управление государственной и муниципальной собственностью, управление в сфере межрегиональных...

Государственное управление в узком понимании icon1 Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
В узком понимании суть этой управленческой фун­кции сводится к проверке хода реализации планов, заданий, сопоставлению фактических...

Государственное управление в узком понимании iconИ. Ф. Иванова Управление качеством
«Государственное и муниципальное управление» и 080507. 65 (061100) «Менеджмент организации»

Государственное управление в узком понимании iconПрограмма экономической и практики менеджмента для студентов специальности...
Первого Тамбовского филиала ранхиГС, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление», является...

Государственное управление в узком понимании iconФакультет «бизнес и управление» Учебно-методическое пособие по выполнению...
Фомина в. П., Баркан н. А., Гавлина л. В. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности 080507...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов