Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4




Скачать 381.13 Kb.
НазваниеЯдов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4
страница1/4
Дата публикации04.02.2014
Размер381.13 Kb.
ТипСправочник
zadocs.ru > Право > Справочник
  1   2   3   4
Последнее Обновление литературы: декабрь 2010

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Часть 2. Методы сбора информации. Анализ данных.

Организация исследования


планы семинарских, практических и лабораторных

занятий для специальности «социология»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Уфа

РИО БашГУ

2010
Составители: д.социол. н., проф. ^ Бурханова Ф.Б.,

к.социол. н., доцент Подольская Л.Ю.
Планы семинарских, практических и лабораторных занятий рекомендованы к использованию студентам кафедрой прикладной и отраслевой социологии Башкирского госуниверситета (протокол №1 от 8.09 2010 г.)


Издание 4-е, дополненное и переработанное

С - кафедра прикладной и

отраслевой социологии БашГУ
^ Занятие 14 Вопрос как инструмент получения эмпирической

информации

практическое занятие, 2 часа

  1. Понятие социологического вопроса. Познавательная задача вопроса, его структура и функции. Вопрос в количественном и качественном исследовании.

  2. Типы вопросов. Контактные, буферные, контрольные, зондажные, фильтрующие, закрытые и открытые вопросы.

  3. Восприятие вопроса респондентом и методические проблемы его конструирования. Проблема открытых и закрытых вопросов, количества и порядка ответов и другие.

  4. Техника построения вопроса. Основные нормативные требования к формулировке вопросов и ответов.

  5. Экспертная оценка вопроса.


Основная литература:

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998. - С. 96-108.

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998. - С. 249 -263.

  3. Социология: Словарь-справочник. Т.4 - М.: Наука,1991 - С.235-236.

  4. Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1-8.

  5. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. -М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.3,4.


Дополнительная литература:

  1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. - М.: Моск. рабочий, 1987.

  2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. - М.: Высш. шк.,1989 - Гл.II, IV.

  3. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. - М.: Ин-т социологии РАН, 1992.

  4. Ермолаева Е.М. Язык респондента, язык анкеты // Социс. - 1987 - № 1

  5. Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социс. - 1984 - № 2.

  6. Мельников А.Н. Влияние формы вопроса в контексте изучения электорального поведения.//Социология: 4М. - 2000 - №12.

  7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 - М.: Наука,1990 - Разд.1, Гл. 3,4,5,6.

  8. Моин В.Б. Форма вопроса, интерпретация ответа // Социс. - 1987 - № 5

  9. Мягков А.Ю. Влияние известных политических имен в формулировке вопроса на результаты исследования.// Социс. - 2001 - №3

  10. Садмен С., Брэдберн Н. Форма вопроса в социальном контексте.// Социологический журнал. - 2000 - №3-4

  11. Саганенко Г.И. Сопоставление несопоставимого: обоснование сравнительного исследования на базе открытых вопросов.// Социологический журнал. -1998 - №3-4

  12. Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов. // Социс -1999- №11

  13. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.- М.: АВА-Астра, 1993 - С. 56-73.


Практические задания:

  1. Определить типы предлагаемых вопросов из анкеты.

  2. Оценить вопрос на соответствие методическим нормам его построения. Найти методические ошибки.

  3. Провести полную экспертную оценку вопроса.



Занятие 15 Социологический инструментарий. Анкета

(вопросник) для стандартизованного опроса.

практическое занятие, 2 часа

  1. Понятие социологического инструментария. Основные и вспомогательные документы для сбора информации. Анкета (вопросник): структура и содержание.

  2. Основные методические требования к структуре, содержанию, языку и оформлению анкеты. Учет социокультурных особенностей респондентов. Адаптация языка анкеты к языку респондента.


Основная литература:

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998 - С.96-101.

  2. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. - М.,1998. - Гл.7.1.

  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998 - С. 263-267.

  4. Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.9-11.

  5. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. -М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. - Гл.1, 2.


Дополнительная литература:

  1. Бутенко А.И. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М.: Высш. шк., 1989 - Гл. Ш.

  2. Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетинговом исследовании// Социс. - 1999- № 11

  3. Каныгин Г.В. Базовые структуры анкетного метода.// Социологический журнал. - 1999 - №1-2

  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1 - М.: Наука, 1990 - С.83-91

  5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М.: АВА-Астра, 1993 - С.73-84

  6. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента.// Социологический журнал. -2000 - №3-4


Практические задания:

  1. Составить блок вопросов для анкеты по одной из предложенных тем.

  2. Разработать анкету по одной из предложенных тем.



Занятие 16 Стандартизированное интервью

тренинг, 2 часа

Вопросы для повторения к занятию:

  1. Метод интервью. Его достоинства и недостатки, трудности. Основные виды. Отличия стандартизованного интервью от других методов опроса.

  2. Процедура, методика и техника стандартизированного интервью face-to-fase. «Азбука интервьюера» (основные правила ведения интервью).


Основная литература:

  1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998 - С.280-294.

  2. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 3.


Дополнительная литература:

  1. Бутенко И.А. Стандартизованное интервью и новые технологии.// Социс. - 1997 - № 11.

  2. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации.// Социс. - 1997 - № 10.

  3. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1 - М.: Наука, 1990, Разд. II, гл.1.

  4. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М.: АВА-Астра, 1993 - С.149-164.

  5. Ноэль-Нойман Э., Петерсон Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. Пер. с нем. – М.: МГУКИ, 2007. – Гл.2.

  6. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента.// Социс. - 1999 - №2.

  7. Пособие по обучению интервьюеров (GENTINT ERVIEWING TECHNIQUES A Self-Instrauction Workbook for Telephoun and Personal Intervier Traning) // Институт социальных исследований Мичиганского университета в Энн-Арборе. США.


^ Цель тренинга: отработать процедуры и технику стандартизованного интервью fase-to-fase, основных правил поведения интервьюера во время установления контакта с семьей респондента и респондентом, в ходе беседы и на заключительном этапе работы.

Оборудование:

  1. Вопросники для интервью для всей группы.

  2. Вспомогательные методические документы к вопроснику (бланк поиска респондента, карточки с вариантами ответов, рисунками и др.)


Описание работы:

  1. Разбор типичных ситуаций и реакций интервьюера на стадиях поиска респондента и установления контакта; беседы; завершения беседы. Заполняется таблица.

  2. Ознакомление с вопросником для интервью и вспомогательными методическими документами к нему.

  3. Проведение показательного тренировочного интервью в аудитории.

  4. Проведение домашнего учебного тренировочного интервью.


Примечание: перед тренингом может проводиться просмотр учебного видеофильма, созданного в Институте социологии РАН о технике интервьюирования (1991 г.)

^ Занятие 17 Качественное интервью

семинар, 2 часа

  1. Характерные черты и особенности качественных интервью, их отличия от стандартизованного.

  2. Виды качественных интервью, их особенности. Нарративное, лейтмотивное, глубинное, фокусированное, биографическое, диалоговое, свободное.

  3. Вопросы в качественном интервью.

  4. Процедура качественного интервью. Этап подготовки. Особенности отбора респондента. Помощники и ингибиторы общения.

  5. Методика и техника ведения беседы. Способы раскрытия темы, ее контроля и поддержания мотивации респондента. Наиболее распространенные ошибки интервьюера в качественном интервью.

  6. Фиксация результатов интервью. Транскрипт. Описание, анализ и интерпретация данных.


Основная литература:

  1. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.,1998 - С.103-107,115-123, Гл. 5, 6, 7.

  2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993.

  3. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М.: Никколо-М, 2001.

  4. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. Самара, 2002. - Ч.2, тема 3.

  5. Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - Гл.6.1.

  6. Квале С. Исследовательское интервью. Перевод с англ. - М., Смысл, 2003. - Гл.2,7,8,9.


Дополнительная литература:

  1. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования.- Спб.: Интерсоцис, 2006.

  2. Киселева И. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью.//Социологический журнал. -1994 -№3.

  3. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М., 1999 - Гл.7.

  4. Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. - М.: Ин-т молодежи, 1991.

  5. Ньюман Л. Анализ качественных данных. // Социс. - 1998 -№12

  6. Ньюман Л. Полевое исследование.// Социс.- 1999 - № 4.

  7. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники./ Пер. с англ. - М.: УРСС, 2001.

  8. Троцюк И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. – М.:Изд-во РУДН, 2006.


Задание на дом: провести и записать свободное интервью на любую актуальную тему. Форма записи беседы: аудио- или аудиовидео-кассета.


^ Занятие 18 Качественное (свободное) интервью

лабораторно-полевая работа, 2 часа

Цель: освоение методики и техники проведения свободного интервью.

Оборудование: аудио- или аудиовидео-плейер.

Описание работы:

  1. Прослушиваются записи 2-3 свободных интервью, выполненных в качестве домашнего задания. Разбираются положительные стороны и методические ошибки в работе.

  2. Предварительно могут просматриваться и разбираться фрагменты журналистских телевизионных интервью.


См. литературу к занятию 17.
Занятие 19 Почтовый и телефонный опросы

самостоятельная работа

  1. Почтовый опрос: его преимущества и недостатки. Возврат анкет как основная методическая проблема. Специфика основного и вспомогательного социологического инструментария. Почтовые панели.

  2. Телефонный опрос. Уровень телефонизации и проблема репрезентативности данных.

2.1.Выборки и отбор респондентов в телефонном опросе.

2.2. Особенности вопросника, длина телефонного интервью.

    1. Особенности работы интервьюера. Специфика общения по

телефону.

  1. Система САТI - современная технология телефонных опросов.


Основная литература:

  1. Андреенков В.Г., Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения. - М.: ИСИ АН СССР, 1988

  2. Докторов Б.З. Подготовка и проведение почтового опроса. - Л.: Наука, 1986

  3. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. - Киев,1983


Дополнительная литература:

  1. Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: социолог - респондент // Социология: 4 М. - 1996 - № 7

  2. Голов А.А. Владельцы телефонов: некоторые социальные характеристики // Мониторинг общественного мнения. -1996 - № 2

  3. Исупова О.Г. Телефонные интервью: заметки организатора опроса // Социология: 4 М. - 1996 - № 7

  4. Козеренко Е.В., Новиков С.Г. Почему сегодня в России невозможны репрезентативные телефонные опросы населения // Мониторинг общественного мнения. -1995 -№ 4.

  5. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1 - М.: Наука, 1991 - Разд. П., гл. 3, 5.

  6. Стацевич Т.Л. Особенности работы интервьюеров при телефонных опросах // Социс. - 1993 - №7.


Занятие 20 Социометрический опрос

самостоятельная работа

Вопросы для повторения к лабораторной работе:

  1. Социометрический опрос как метод изучения малых групп. Практические возможности метода.

  2. Социометрические критерии.

  3. Процедура социометрического опроса. Социометрическая разминка.

  4. Основные методические требования к организации и проведению социометрического опроса. Проблема анонимности.

  5. Обработка социометрической информации.

5.1. Графическое отображение результатов опроса: социомат-

рица, социограмма.

5.2. Индивидуальные социометрические индексы.

5.3. Групповые социометрические индексы.
Цель работы: освоить процедуры и технику социометрического опроса в условиях смоделированной малой группы, научиться графически отображать результаты опроса в виде социоматриц, социограмм, вычислять индивидуальные и групповые индексы и давать им интерпретацию.
Оборудование:

  1. Калькуляторы.

  2. Социометрические карточки с одним- двумя вопросами.

  3. Социоматрицы, социограммы, отражающие результаты исследований.


Описание работы:

  1. До проведения лабораторной работы рабочей группе студентов дается задание подготовить социометрический опрос: составить социометрические вопросы для опроса в группе, подготовить социометрические карточки.

  2. На занятии группа делится на малые подгруппы по 8-10 человек. Всем членам группы присваиваются номера. Ставится условие делать выбор среди членов малых подгрупп.

  3. Раздаются и заполняются социометрические карточки.

  4. Карточки собираются. Рабочая группа студентов осуществляет обработку карточек по подгруппам: вычерчиваются социоматрицы, осуществляются расчеты и интерпретация социометрических индексов.


Основная литература:

  1. Основы прикладной социологии. / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. Т.1 - М.,1995 - Гл.2.6

  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998 - С.311-319

Дополнительная литература:

  1. Емельянов Е., Шипова Е. Репродуктивая наука. Анализ структуры ролевых отношений в научных коллективах // Вопросы социологии. - 1993 - №1,2 - С.152-163

  2. Кокурина И.Г. Социометрический тест // Социально-психологи-ческий климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. - М.,1981

  3. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев: Наукова думка,1982

  4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1- М.: Наука, 1990 - Разд.П., гл. 4

  5. Морено Я. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе./Пер. с англ. - М., Академ. Проект, 2001 (Или: Морено Дж. Социометрия . - М.: Изд-во Иностр. лит-ры, 1958)

  6. Паниотто В.И., Яковенко Ю.И. Анализ социометрической информации: Математические методы и программное обеспечение. - М.,1988

  7. Паниотто В.И. Социометрический метод изучения малых социальных групп.// Социс - 1975 - №2

  8. Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1976 - Гл. 6.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconОбъект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука
Именно поэтому социальное взаимодействие, связи, отношения и способ их организации – объекты социологического исследования

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconЯрослав Сочка Уфологический словарь‑справочник Уфологический словарь‑справочник...
Нло, сети, палеовизитология и т д Публиковался в областной и столичной прессе. Является членом‑корреспондентом как украинских, так...

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconОтчет по результатам социологического исследования
Данный отчет представлен по результатам социологического исследования, проведенного лабораторией социологических исследований Сургутского...

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconВопросы к зачету по “Методам социологических исследований”
Понятие прикладного социологического исследования, его место в системе социологического знания

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconВ. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная...

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconПьер Бурдье Социология политики
Его профессио­нальная биография складывалась как постепенное вос­хождение к вершинам социологического Олимпа, к широкому его признанию...

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 icon1. Социология как наука 1
Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и...

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconГак В. Г. Высказывание и ситуация // Гак В. Г. Языковые преобразования....

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С. 249 -263. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 iconСоциальное взаимодействие
Существуют два основных уровня социологического исследования. Межличностная интеракция – это основной фокус исследования на микроуровне,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов