Скачать 1.41 Mb.
|
Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (ГОУ ВПО «ЮРГУЭС») Криминалистика Методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» ![]() Шахты ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» 2010 УДК 343.9(07) ББК 67.52я73 К82 Составитель: ст. преподаватель кафедры «Теория государства и права» А.В. Суханов Рецензенты: к.ю.н., доцент, зав. кафедрой «Гражданское право и процесс Н.В. Валуйсков к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Теория государства и права» Л.А. Спектор заместитель начальника Шахтинского отдела ЭКЦ ГУВД по Ростовской области А.А. Лимарев Рекомендованы к внутривузовскому изданию редакционно-издательским советом ЮРГУЭС К82 Криминалистика : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» / составитель А.В. Суханов. – Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – 112 с. Содержат вопросы промежуточного и текущего контроля, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, вопросы к зачёту, экзамену, вопросы для аттестации остаточных знаний, методические рекомендации по написанию курсовой работы и задания для курсовых работ по дисциплине «Криминалистика». УДК 343.9(07) ББК 67.52я73 Режим доступа к электронному аналогу печатного издания: http://www.libdb.sssu.ru © ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный ![]() Содержание Предисловие 4 1. Вопросы к первой контрольной точке 7 2. Вопросы ко второй контрольной точке 8 3. Вопросы к третьей контрольной точке 10 4. Вопросы к четвёртой контрольной точке 11 5. План практических и семинарских занятий: методические рекомендации для их подготовки 12 6. Примерный перечень тем для подготовки рефератов и докладов по дисциплине «Криминалистика» 44 7. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение 45 8. Методические рекомендации к сдаче зачёта и экзамена по дисциплине «Криминалистика» 47 9. Вопросы к зачёту 48 10. Вопросы к экзамену 50 11. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ 56 12. Задания для курсовых работ 59 13. Вопросы для аттестации остаточных знаний 91 Библиографический список 104 Предисловие В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция», утверждённым приказом Министра образования РФ от 2 марта 2000 г. № 686 «Об утверждении образовательных стандартов высшего профессионального образования», «Криминалистика» входит в обязательный перечень дисциплин, по которым ведётся подготовка и обучение студентов по юридической специальности. Современная вузовская подготовка юристов является сложным и многогранным процессом. Наряду с глубоким изучением общеправовых, педагогических, психологических, управленческих и иных отраслей науки, студенты как будущие специалисты должны овладеть разносторонними знаниями, умениями и навыками в области юридической технологии. А правильное сочетание преподавания комплекса таких дисциплин обеспе-чит выпуск высококвалифицированных специалистов, способных активно включаться в охрану общественного порядка, борьбу с преступностью и ре-шение других ответственных задач, стоящих перед современной Россией. Особо следует подчеркнуть, что любые научные рекомендации криминалистики основываются на принципах законности, нравственности, единства теории и практики и др. Её методологической основой являются законы и категории современной философии, а правовым фундаментом – положения Конституции и других законов Российской Федерации. Для плодотворного изучения в университете дисциплины «Криминалистика» необходима развёрнутая программа преподавания соответствующего учебного курса, отражающая современный уровень развития криминалистического знания, которая позволит:
Неоценимый вклад в составление методических рекомендаций внёс «Справочник следователя: следы на месте происшествия» (следы на месте происшествия: справочник / под ред. В.Ф. Статкуса. М.: ВНКЦ МВД СССР, 1991. 80 с.), подготовленный авторским коллективом Всесоюзного научно-криминалистического центра, откуда были заимствованы некоторые следственные ситуации и наглядные рисунки для удобства работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Криминалистика». Дисциплина «Криминалистика» имеет целью:
Студент должен иметь представление:
Изучив дисциплину «Криминалистика», студенты должны знать:
Студент должен иметь навыки:
Для успешного решения этих задач предусматривается сочетание теоретического и практического обучения в форме лекций, семинаров, самостоятельной работы, практических занятий, включая работу с криминалистическим оборудованием, в целях применения знаний по теории дисциплины на практике. Изучение дисциплины согласно образовательному стандарту проводится в течение двух полных семестров на третьем и четвёртом курсе очного обучения. Студенты заочной формы обучения изучают дисциплину на четвёртом курсе в период весенней сессии. По окончании курса студенты защищают курсовую работу и сдают итоговый экзамен по всему курсу дисциплины «Криминалистика». 1. Вопросы к первой контрольной точке История и методология криминалистики
Понятие и научные основы криминалистической идентификации и диагностики
Криминалистическая техника и технология
Криминалистическая фотография и видеозапись – средство фиксации криминалистически важной информации
2. Вопросы ко второй контрольной точке Общие положения о трасологии (учении о следах)
Следы человека (антропоскопия)
Следы орудий взлома, инструментов, транспортных средств как объекты трасологической экспертизы
Одорология (учение о запаховых следах). Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, холодного оружия и следов их применения
Технико-криминалистическое исследование документов. Судебное автороведение и почерковедение. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия) 23. Понятие, задачи и виды криминалистического исследования документов. 24. Понятие и виды документов. 25. Способы изменения в первоначальном содержании документов. Признаки изменения текста документов. 26. Залитые, зачёркнутые и другие нечитаемые тексты. Исследование и восстановление текста сожжённых и разорванных документов. 27. Признаки технической подделки подписи и способы её обнаружения. 28. Признаки подделки оттисков печатей и штампов. 29. Осмотр и предварительное исследование машинописных текстов. 30. Особенности исследования документов, изготовленных с помощью ЭВМ. 31. Понятие, задачи и объекты фоноскопической экспертизы. 32. Понятие и научные основы почерковедческого исследования. 33. Понятие и значение идентификации человека по признакам внешности. 34. Классификация и характеристика признаков внешности человека. Система описания признаков внешности по методу «словесного портрета». 3. Вопросы к третьей контрольной точке Концептуальные положения криминалистической тактики и технологии
Тактика и технология следственного осмотра и освидетельствования
Тактика и технология обыска, выемки
Тактические особенности и приёмы проведения допроса
Тактика и технология проведения очной ставки, предъявления для опознания, задержания и ареста
^ . Вопросы к четвёртой контрольной точке Тактика и технология следственного эксперимента и проверки показаний на месте. Использование специальных знаний в деятельности органов дознания и следствия
Общая теория судебно-медицинской экспертизы
Расследование преступлений против жизни и здоровья
Расследование преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Методика расследования преступлений против: собственности, общественной безопасности и сферы экономической деятельности. Особенности расследования преступлений, совершаемых организованными группами (сообществами)
5. План практических и семинарских занятий: ^ В изучении криминалистики семинарские, практические или лабораторные (далее – семинарские) занятия играют значительную роль. Они призваны закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, изучения действующего законодательства, ознакомления с учебной и научной литературой. Этим семинарские занятия способствуют закреплению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной практической работы, а также позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью. Прежде всего, студенты должны внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, а также с учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Далее необходимо изучить конспект лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и нормативно-правовыми актам, рекомендованными к этому занятию. К наиболее сложным вопросам темы рекомендуется составлять конспект ответов. Студенты должны готовить все вопросы семинарского занятия и обязаны уметь давать определения основным категориям криминалистики. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать криминалистическими понятиями и категориями. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных и контрольных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии, ролевые игры и т.д. ^ В практических заданиях отражены лишь типичные следы и объекты, обнаруживаемые в ходе осмотра места происшествия. Приводятся характерные ситуации осмотра наиболее распространенных видов преступлений, сопровождаемые иллюстрациями с изображением мест возможного нахождения тех или иных следов и объектов. Указаны типичные объекты (в том числе образцы для сравнительного исследования), подлежащие изъятию как при освидетельствовании лица, подозреваемого в совершении преступления (в том числе и связанного с наркотическими средствами). А также и объекты, обнаруженные при его личном обыске, осмотре одежды (головного убора, обуви и т.д.), обыске его жилища. Общие рекомендации по фиксации следов и объектов на месте происшествия, правила их изъятия, упаковки и сохранения для последующих экспертных исследований можно найти в учебниках по криминалистике и иной дополнительной литературе, в том числе и в Уголовно-процес-суальном законодательстве РФ. В связи со спецификой работы по фактам взрывов, в практических заданиях даны наиболее типичные разновидности взрывных устройств и наименования их частей. Необходимо иметь в виду, что на местах происшествий могут встречаться и другие следы, объекты, не показанные на приведённых в практических заданиях рисунках. Ниже приводится перечень наиболее типичных следов и объектов, которые можно обнаружить на местах преступлений различных видов, с различными квалификационными признаками. ^ на местах преступлений различных видов. Перечень следов и объектов
^ Раздел 1. Введение в криминалистику |
![]() | Составлены профессором кафедры гражданского права и процесса, доктором юридических наук Н. Г. Соломиной | ![]() | Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры управления Филиала мгу в г. Севастополе |
![]() | Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ | ![]() | Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое... |
![]() | «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность: 031202 «Перевод и переводоведение» | ![]() | Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. – М.: Издательство... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии»,... | ![]() | Методические требования к структуре, содержанию и оформлению курсовых и дипломных работ предназначены для оказания практической... |
![]() | Федеральное агентство по образованию гоу впо череповецкий государственный университет | ![]() | Общие положения и нормативная база методических рекомендаций по выполнению дипломной работы |