Аксиологические основания модернизации педагогического образования




НазваниеАксиологические основания модернизации педагогического образования
страница1/5
Дата публикации12.02.2014
Размер0.74 Mb.
ТипАвтореферат
zadocs.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи

Калина Исаак Иосифович


Аксиологические основания

модернизации педагогического образования

Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Москва 2012
Работа выполнена на кафедре педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет»



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,
^

член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия"


Бездухов Владимир Петрович;
доктор педагогических наук, профессор

член-корреспондент РАО, зав. кафедрой

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

^ Орлов Александр Андреевич
доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики ФГБВОУ ВПО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации»

^ Алехин Игорь Алексеевич;



Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный

университет им. С.А. Есенина»
Защита состоится «11» сентября 2012 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 521.027.01 при Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9А. ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» по адресу: 115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, д. 9А и на официальной сайте Министерства образования и науки РФ: referat_vak@mon.gov.ru
Автореферат разослан «14» мая 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук Н.П. Молчанова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время уже практически всем стала очевидна необходимость модернизации России. За последние годы в стране произошли серьезнейшие изменения. Россия стала страной, открытой миру. Россия вступила в Болонский процесс. Она строит гражданское общество, рыночную экономику и правовое государство. Кардинально перестраиваемая система отношений между человеком и обществом влечет за собой отказ от принципа «человек на службе государства», на смену которому приходит принцип «государство для человека». «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии» (Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию, 2009 г.).

Модернизация – это собирательное понятие современного социального знания, характеризующее разнородные социальные процессы и явления при построении гражданского общества, общества знания. Все версии и модели модернизации фиксируют универсальные предпосылки экономического роста и обязательных изменений в социуме, способствующих построению современного гражданского общества. «Переход к современному обществу называется модернизацией, которая связана с переворачиванием всех ценностей и оснований» (В.Г. Федотова).

В концепциях и теориях модернизации общества, экономики, образования модернизация понимается как переход к современности, предполагающий осовременивание того, что выбрано в качестве современного (Б.Д. Зворыкин, В.М. Межуев, Н.В. Мотрошилова, Н.Ф. Наумова, А.И. Ракитов, Д.А. Силичев, В.С. Степин, В.Г. Федотова и др.).

Современность, как нечто новое, передовое, лучшее, наивысший образец развития общества, предполагает наличие современного человека, который осознает свою принадлежность к гражданскому обществу, идентифицирует себя с этим обществом. Современно то, без чего человек не может мыслить себя. Современный человек не может мыслить себя без гражданского общества, без ценностей культуры и морали, образующих содержание ценностных оснований его жизнедеятельности, являющихся системообразующим компонентом гражданской идентичности.

Однако образование, являющееся объектом педагогической науки, не обладает возможностью осовременивания ценностных оснований жизнедеятельности человека. Педагогическая наука «вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни» (С.И. Гессен). Педагогическая наука вносит знание в деятельность человека по преобразованию ценностных оснований бытия. Преобразование ценностных оснований бытия, осовременивание бытия базируются на знании, которым человек овладевает в процессе образования, на освоенных им ценностях, образующих содержание «культурно-генетического кода» (В.С. Степин). Этот культурно-генетический код определяет, какие знания и ценностные ориентации, целевые установки, образцы поведения и деятельности будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать социальную жизнь, объединять людей на пути решения национальной задачи «повышения среднестатистического качества (уровня) жизни российских граждан» (Аналитический доклад ИРФР «Национальная идея и национальная задача»).

Модернизация образования, предполагающая «изменения в системе образования с целью его осовременивания и повышения эффективности без коренных изменений, присущих реформированию» (В.И. Загвязинский), приведение образования в состояние максимально возможно соответствующее перспективным потребностям человека, общества, государства – важная социально-нравственная проблема. Ее решение делает возможной консолидацию общества. В содержательном фоне консолидации общества, единения культур, различающихся и расходящихся между собой в понимании ценностей, а потому озабоченных сохранением своей идентичности и суверенности, фиксируется нравственный аспект – это ценности, вокруг которых сплачиваются люди. Нравственный аспект консолидации общества, обеспечивая согласование интересов людей и взаимопроникновение ценностей, транслируемых обществом, культурное равенство людей, реализацию потребности человека в связи с окружающим миром, снимает комплекс «гражданской неполноценности», устраняет моральную разобщенность людей, разрыв между человечеством и человеком.

В контексте построения гражданского общества, общества знания образование играет едва ли не решающую роль, поскольку оно обладает возможностью формирования ценностных ориентаций и принципов, которые в своей совокупности и единстве образуют гуманитарную составляющую модернизации; возможностью воспитания нравственных качеств личности, среди которых особое значение имеет человеческое достоинство, являющееся стратегическим ресурсом модернизации.

Консолидировать общество могут только люди, которые, будучи соответствующим образом воспитанными и образованными, изменяя обстоятельства жизни, созидают жизнь, достойную человека. Все это повышает роль и значение образования и воспитания как самого человека, так и того, кто воспитывает, образовывает этого человека. «Человека могут воспитывать только люди, но люди равным образом получившие воспитание. Поэтому недостаточно воспитанные люди в свою очередь плохо воспитывают своих питомцев» (И. Кант).

Решению таких задач, как консолидация общества, обеспечение консенсуса в ценностях, в мировоззрении людей, различающихся по своим взглядам, но не различающихся по человеческому достоинству, способствует образование, модернизация которого направлена на то, чтобы, оно, отвечая современности, было современным.

Современное образование призвано не только удовлетворять потребностям производства, отвечать его требованиям, быть фактором его развития и развития кадрового потенциала, но и становиться ресурсом личностного, общественного, государственного развития, обеспечивать реализацию важнейших для граждан России ценностей свободы, блага, безопасности и др.

Образование выполняет функцию приобщения человека к общечеловеческим ценностям, которые, будучи приняты им, и, отвечая на вопрос: «Во имя чего?», определяют выбор человеком целей и средств деятельности на пути консолидации общества, духовно-нравственного его обновления.

Образование в поликультурном обществе, решающее задачи воспитания толерантности, формирования этнической идентичности, учитывающее различия и особенности этносов, способно обеспечить культурное равенство, сохранить культуру. Глобализация в культурной сфере, осуществляемая через каналы образования, расширяет культурное пространство проживания человека за счет трансляции культурных достижений отдельных народов, благодаря чему становится видимым пласт неоднородной культуры. Трансляция и распространение культуры в обществе через каналы образования, предельно расширяя состав культурной аудитории, «обеспечивает ей доступ ко всему накопленному культурному богатству, равенство людей в процессе производства и потребления культуры» (В.М. Межуев), их культурное равенство.

Решать данные задачи призвано и педагогическое образование, роль которого заключается в том, чтобы, опираясь на науку, прогнозирующую, каким будет ребенок через десять – двадцать лет, готовить такого учителя как человека и профессионала, который будет способен предвосхищать социальную ситуацию развития ребенка, его психо-физиологический потенциал. Говоря о том, каков будет ребенок, следует иметь в виду не только его интеллектуальное развитие, но и духовно-нравственное развитие. Последнее особенно важно, поскольку только единодушно принятые всеми или, по крайней мере, большинством людей ценности способны консолидировать общество, сделать его гуманным, человечным.

Анализ научной литературы, исследований, посвященных проблеме модернизации образования, показывает, что ученые единодушны в понимании того, что наше образование должно осуществляться в режиме развития, обеспечивающего качество образования; что построение гражданского общества, сопровождаемое развитием новых социально-экономических отношений, где основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, возможно при условии качества массового образования, но качества, понимаемого как соответствие требованиям новой системы общественных отношений и ценностей, требованиям новой экономики, рынка труда [доклад Центра стратегических разработок Г. Грефа (2000 г.), доклад С.Л. Катанандова «Модернизация российского образования» (2002 г.), доклад «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики» (2008 г.), доклад Общественной палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» (2007 г.), доклад А. Пономарева, М. Ремизова, Р. Карева, К. Бакулева «Модернизация России как построение нового государства» (2009 г.), аналитический доклад ИРФР «Национальная идея и национальная задача» (2010 г.), Я.И. Кузьминов, Б.В. Сазонов и др.].

Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики выявили, что в центре внимания ученых, исследующих явление модернизации образования, находятся вопросы, связанные с ЕГЭ как формой организации деятельности и ГОС, ФГОС как содержанием по отношению к этой форме; с разработкой новых стандартов образования и их постоянным обновлением; с освоением содержания образования; с конкурентноспособностью нашего образования по отношению к зарубежному образованию; с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов; с профилизацией образования; с совершенствованием методов и технологий обучения и воспитания и разработкой новых; с повсеместным внедрением в образовательный процесс информационных технологий; с выявлением предпосылок модернизации образования; с обоснованием путей, способов, направлений модернизации образования и др. (В.И. Андреев, Н.Г. Багдасарьян, В.А. Болотов, Б.Л. Вульфсон, Ю.С. Давыдов, А.Я. Данилюк, Э.Д. Днепров, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, А.С. Запесоцкий, А.М. Кондаков, А.П. Лиферов, В.Л. Матросов, В.М. Полонский, И.М. Осмоловская, В.А. Садовничий, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, Я.С. Турбовской, Г.Н. Филонов, А.В. Хуторской, Е.И. Шиянов и др.).

Особо следует отметить работы А.Г. Асмолова, в которых представлена социокультурная стратегия модернизации образования и сформулированы ее задачи, среди которых одной из ведущих является задача формирования гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности.

Модернизация образования не может сводиться исключительно к повышению качества образования, к устранению перегруженности учебных планов предметами и сведениями, не являющимися фундаментом для новых знаний, к переходу на более гибкую отраслевую систему оплаты труда при сохранении определенных гарантий по оплате труда работникам учреждений образования, подведомственных муниципалитетам и субъектам Российской Федерации, к открытию новых школ и их оснащению компьютерами, к разработке новых стандартов общего и профессионального образования и т.д. Модернизация образования должна быть нацелена на развитие духовно-нравственной сферы личности, на формирование гражданской идентичности. Нельзя оценивать качество образования, результаты деятельности по совершенствованию содержания образования и внедрению инновационных, информационных и иных технологий обучения, методов воспитания учащейся молодежи в отрыве от качества той жизни, которую мы себе обеспечиваем. Образование, которое никак не сказывается на нравственности человека, на его поведении и отношении к другим людям, нельзя считать качественным.

Модернизация педагогического образования есть его осовременивание, которому подлежит то, что выбрано в качестве современного. Такое современное на социальном уровне вытекает из тенденции построения гражданского общества, а на педагогическом уровне придает направленность педагогической деятельности по строительству мира нравственных ценностей для себя и для другого человека, мира ценностей, вокруг которых консолидируются люди.

Таким современным, подлежащим осовремениванию, являются ценностные основания педагогического образования. Необходимость такого осовременивания педагогического образования стимулирует поиск таких универсалий культуры, мировоззренческих универсалий, которые, обладая значением ценностей, «в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ человеческого мира. Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, природы, пространства, времени, истины, добра, зла и т.д. Они определяют не только рациональное осмысление, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий предстают как базисные ценности культуры. В их содержании сплавлены общечеловеческие и исторические особенности каждой культуры, принятые в них шкалы ценностей» (В.С. Степин).

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что задача разработки ценностных оснований образования была частично реализована в исследовании Л.Я. Хоронько, обосновавшей, что «сущность культурологического подхода как методологии модернизации образования выражается: 1) в признании личности как высшей ценности, способной реализовать культурно-этнические идеи в процессе саморазвития и самоидентификации; 2) во взаимопонимании и взаимодоверии участников разных культур; 3) в ориентации учащихся в эстетических, нравственных, экологических, правовых и других ценностях; 4) в индивидуализации процессов овладения культурой и создании герменевтических установок в процессе гуманитаризации образования».

Отмечая плодотворность исследований вышеназванных ученых, следует признать, что ученые не в полной мере акцентируют внимание на аксиологических основаниях модернизации педагогического образования. Не стали предметом специального исследования ценностные основания педагогического образования, которые, будучи представленными в виде категорий культуры, понятий морали, категорий педагогики, обладающих значением ценностей, образуют категориальный каркас педагогической реальности как «локальной картины мира» (В.С. Степин).

Для современной России важным является не столько экономический эффект, обеспечиваемый человеком, который для этой цели должен обладать соответствующими ключевыми компетенциями и компетентностями, знаниями и способностями, сколько социальный, нравственный эффект, достижение которого является одной из ведущих задач модернизации педагогического образования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении процесса модернизации педагогического образования, необходимо исследовать такие, которые связаны с раскрытием консолидирующей функции образования; с обоснованием социально-нравственной сущности модернизации современного образования и сущности социально-нравственного ориентира образования; с конкретизацией научного представления о педагогической реальности как особенного уровня культуры, как локальной картины мира и правомерности выделения в педагогической реальности ценностных оснований; с разработкой аксиологической концепции модернизации педагогического образования; с обоснованием подходов к формированию и к реализации содержания педагогического образования, и ряд других.

Источником этих проблем в педагогической практике является определенная рассогласованность, а порою и противоречие между стремлением преподавателя педагогического вуза развивать мотивацию будущих учителей на освоение ценностей «для себя», на рефлексию относительно собственных целей, личностного «Я» сквозь призму своих желаний, стремлений, интересов, установок и недостаточным осознанием преподавателем того, что развитие мотивации будущих учителей на реализацию ценностей во имя и ради другого человека, во благо другого, мотивации на развитие у них способности к осмыслению личностного «Я» среди людей, учащихся выводит (развитие мотивации) будущих учителей на осознание того, что моральный закон «есть не побуждение к нравственности, а сама нравственность» (И. Кант).

Как показывает анализ опыта работы образовательных учреждений, даже те учителя, которые целенаправленно и сознательно осуществляют строительство мира нравственных ценностей для себя и для учащихся, в полной мере не осознают, что только благодаря встречному движению различных ценностных миров становится возможным «оптимизм нравственных ценностей» (Н. Гартман), вокруг которых консолидируется общество.

Реализация ценностей культуры и морали при организации восхождения будущих учителей к культуре по ее ступеням не может основываться только на уважении к этической содержательности ценностей культуры и морали. Требуется видение реальных путей воплощения и реализации данных ценностей в содержании педагогического образования.

Налицо противоречие между потребностью общества в учителе, способном практически осуществлять адаптацию учащихся к социальной реальности, сотканной из противоречий, формировать у них способность к духовно-практическому освоению мира в морали, и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических предпосылок для разработки практико-ориентированной аксиологической концепции модернизации педагогического образования, реализация которой обеспечивает ориентацию будущего учителя на развитие человеческих отношений и человечности отношений, становящихся фактором единения людей, консолидации общества.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане – это проблема разработки аксиологической концепции модернизации педагогического образования. В практическом плане это проблема конструирования и реализации ценностных оснований содержания педагогического образования.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconО ходе модернизации системы общего образования в Удмуртской Республике...
Удмуртская Республика включилась с первых шагов – с апреля 2011г. Ключевой целью проекта модернизации, как вы знаете, является достижение...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconРаскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы...
Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Минобразования РФ от 25. 03. 03 №1155, и Методическими рекомендациями по проведению итоговой государственной аттестации выпускников...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconСластенин Виталий Александрович
Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconФакультет педагогического и художественного образования кафедра педагогики...
Оценочный лист по комплексной (организационно-методической и психологической) практике

Аксиологические основания модернизации педагогического образования icon«инновационный потенциал субъектов образовательного пространства...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Кузбасская...
Приглашаем принять участие в III международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы модернизации...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования icon1 Описание и анализ эффективных зарубежных программ по основам предпринимательской...
Марина Сизова, к п н., доцент кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического...

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconОсновные направления конференции
Психолог в условиях модернизации образования. Психологическое сопровождение подготовки педагогов к внедрению фгт и фгосов

Аксиологические основания модернизации педагогического образования iconУчебный курс «Педагогическая антрополотия»
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов