Скачать 0.9 Mb.
|
Ответы к экзамену по организации работ органов социального обеспечения и праву социального обеспечения.
В действующем законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Социальная защита – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, т. е. материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека. Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст.18 Конституции РФ. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты министерства и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Субъекты социальной защиты. Определив объект-субъектные отношения общества и гражданина, необходимо конкретизировать объект и субъект социальной защиты. Представляется возможным к субъектам социальной защиты отнести: государство, профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы социальной защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей. >Объектом социальной защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, напри мер, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д. Исходя из этого, определяется и цель социальной защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики. Одной из важнейших проблем защиты населения сегодня, стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействий условий переходного периода. При этом в качестве субъекта воздействия выступают государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной по мощи. Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения и принципы их реализации. Эти принципы объединяй» основополагающие правила, нормы и положения, на основе которых строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее роль экономике государства.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений. Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджеты городов и поселений, средства благотворительных и других некоммерческих организаций. Фонд социального страхования Российской Федерации -- специализированное финансово-кредитное учреждение. Основная задача Фонда социального страхования -- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью; - страховых взносов иных категорий работающих граждан; - ассигнований из федерального бюджета и др. Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации. Фонд занятости (Федеральная служба по труду и занятости) --предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости. Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации. Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи. Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации. Фонды социальной поддержки населения -- это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения. Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям: - предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам; - оказание социальных услуг, в том числе и на дому; - организация бесплатного питания; - предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг; - обеспечение ночного проживания бездомных граждан; - создание собственных предприятий; - содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Это основной орган соц. обеспечения. Министерство осуществляет функции по выработке гос. политике в сфере здравоохранения труда, соц.развития, физ. культуры, спорта, туризма, защиты прав потребителей , мед. помощи, санитарного эпидемиологического контроля, уровня жизни и дохода населения, а также медико-сонитарного обеспечения раб-ов. Министерство контролирует дея-ть следующих учреждения: 1.Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей 2.Фед. служба по труду к занятости 3.Фед. служба по надзору в сфере здравоохранения и соц.развития 4.Фед. агентство по физ. культуре спорту и туризму 5.ПФ 6.Фонд соц. страхования 7.Фед. фонд обязательного мед. страхования Функции министерства: 1.Охрана здоровья населения, предупреждение и лечение заболеваний. 2. Разработка критериев определений в степени утраты проф. Трудоспособных 3.Разработка программ реабилитации пострадавшего 4.Решение комплексных проблем соц.развития 5.Оплата труда кроме гос. служащих 6.Развитие кадрового потенциала 7.Соц. обслуживание населения 8.Пенсионное обеспечение 9.Законодательство о труде занятости и соц.защиты 10.Перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. 11.Междунродное партнёрство
Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое было создано на основе РСФСР от 22.12.90 г. Осуществляющее свою деятельность в соответ. С положением о ПФ РФ , утвержденным постановлением верховным советом РФ от 27.12.97 № 2112-1 с целью управления финансовым пенсионным обеспечением. Средства бюджета ПФРФ является федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, что подтверждает их целевой характер. Бюджет ПФРФ формируется за счет: - страховых взносов -средства фед-го бюджета -сумм пеней и других финансовых санкций -добровольных взносов физ. И юр. лиц уплаченных ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц -доходов от размещения (инвестирования) временно-свободных средств ОПС. Доходов от инвестирования и др. Назначение ср-в бюджета в ПФРФ.
Организация управ. фондом на федеральном уровне является. Правление ПФРФ и исполнительная дирекция. На региональном уровне управление ПФРФ осуществляется его региональным отделением (Красногорское отделение ПФРФ) Состав правления ПФРФ: -Председатель -1ый заместитель -Заместитель председателя -Исполнительный директор -Управляющие 12ти отделениями В качестве страховщиков обязательное пенсионное страхование признается не только ПФРФ, но и государственные пенсионные фонды.
В различных S-ов Федерации органов соц. защиты населения называются департаментами, управлениями , отделами и комитетами. Органы соц. защиты S-ов находятся в двойном подчинении они подчиняются администрации области и министерству здравоохранения и соц. защите. Департаменты явл-ся юр. лицами и имеют самостоятельный баланс расчётный счёт печать с изображением гос-го герба и своим наименованием, а также печати штамбы и бланки.
Функции депортамента: 1.В области пенсионного обеспечения. А) Назначение перерасчёт выплата и доставка пенсий. Б) Назначение и выплата гос. пенсий с помощью автоматизированных систем. В) Контроль за правильностью назначения и выплаты гос. пенсий, пособий и компенсации. Г) Выплата пенсий гр-ан наход-ся за пределами России 2. В области соц. обслуживания: А) Оказание помощи гр-ам оказавшихся в экстремальной ситуации в том числе бомжи, беженцы и вынужденным переселенцам. Б) Создание гос-ых и муниц.служб по реабилитации и соц. обслуживанию инвалидов, а также отделение соц.помощи на дому в помощи семье и детям в центрах обслуживаниях пожилых инв-ов и нетрудоспособных, центра в помощи детям, оставшихся без попечения родителям и реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. 3.В области МСЭ: А) Развитие службы МСЭ, а также по обеспечению инвалидов спец транспортными ср-вами. Б) Орг-ия протезной ортопедической помощи В) Проф. реабилитации инвалидов Г) Помощь в общественном объединением инвалидов 4.В области соц.поддержки – контроль за реализацией соц.гарантий установленных для пожилых и ветеранов 5.В области общ-ой поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. А) Поддержка выпускников, школ, интернатов и дет.домов Б) реализация соц.гарантий 6.В области соц. обслуживаний гр-ан уволенных с военной службы: А) соц.реабилитация инвалидов военной службы. 7. В области охраны труда: А) Осущ-ет меры по повышению роли соц-о партнёрских соглашений и коллективных договоров между раб-лями и раб-ми и профсоюзами Б) Контроль за обеспечение гарантий по оплате труда В) Изучает причины возникновения коллективно-трудовых споров и принимает участие в их разрешении. Г) Разрабатывает мероприятия направленные на обеспечение здоровых безопасных условий труда , соблюдение норм и правил по охране труда р-ов. |
![]() | Понятие, признаки, классификация компенсационных выплат по системе социального обеспечения | ![]() | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и... |
![]() | Понятие и цели государственной социальной помощи. Реализация права на ее получение | ![]() | Право социального обеспечения как отрасль одна из самых молодых отраслей. Это группа отношений, ранее входящих в предмет трудового... |
![]() | Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от... | ![]() | В рамках дисциплины «Право социального обеспечения» изучаются вопросы прав человека в области социального обеспечения |
![]() | Цели изучения курса: сформировать у студентов знания о праве социального обеспечения как одной из важнейших отраслей права, определить... | ![]() | Цель: сформировать у студентов знания о праве социального обеспечения как одной из важнейших отраслей права, определить его понятие,... |
![]() | Понятие и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, социальные услуги) | ![]() | Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в рф, член Независимого экспертно-правового совета, эксперт Комиссии по... |