Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал




Скачать 73.18 Kb.
НазваниеТема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал
Дата публикации13.02.2014
Размер73.18 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Тема: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Теоретический материал:

  1. Государственно-общественная система управления образованием.

  2. Принципы управления педагогическими системами.

  3. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

  1. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть:

- биологические,

- технические,

- социальные системы.

Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

^ Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Основные признаки государственного управления образовательными системами:

1 - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием (объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений);

2 - государственный характер системы образования ( в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», в редакции, введенной в действие в 1996 г.).

Государственные органы управления — министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы:

1 - разработка и реализация целевых федеральных и международных программ;

2 - разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

3 - государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров;

4 - формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка;

5 - финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

6 - разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности образовательного процесса;

7 - прогнозирование сети образовательных учреждений, контроль исполнения законодательства Российской Федерации бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия, на общешкольной конференции избираются совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

- организует выполнение решений конференций;

- наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы учащихся;

- устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;

- рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

- заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;

- совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений — гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов — как государственных, так и негосударственных.

II^ . ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.
Закономерности внутришкольного управления и менеджмента:

1 - зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;

2 - обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др.

Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называет:

- аналитичность,

- целесообразность,

- гуманистичность,

- демократичность управления,

- готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.

Основные принципы управления:

1) демократизация и гуманизация управления педагогическими системами - предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей;

2) системность и целостность в управлении - предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива;

3) рациональное сочетание централизации и децентрализации - обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы;

4) единство единоначалия и коллегиальности - обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса;

5) объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами - эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации; противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации.

III^ . ШКОЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы.

Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.

Цель школы сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности.

Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления:

- Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

- Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

- Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

- Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали:

    1. общешкольный коллектив

    2. классные коллективы.

По горизонтали управляемая система представлена:

  1. ученическими общественными организациями,

  2. спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т. д.

Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно-полезной), в которых участвуют школьники.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconЗадача управления заключается в формировании такого закона изменения...
Сущность проблемы автоматического управления. Принципы и алгоритмы управления. Примеры систем автоматич. Управления(сау). Основные...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconТема Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2 Тема Основные...
Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам и нематериальным активам 20

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconТема: обучение как общественное явление теоретический материал
Принципы обучения исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconРаскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы...
Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconСластенин Виталий Александрович
Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал icon1. Теоретические основы управления системами снабжения и логистики закупок
Сущность и понятие закупочной деятельности предприятия в рамках логистического подхода

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconЩёкин Г. В. Теория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал icon1. Проаналізувати принципи менеджменту та можливість застосування...
Принципы управления — руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управле­ния. Так же...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал icon1 Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Понятие...
Сущность понятия "рынок". Основные элементы рынка: товарное предложение, спрос, цена. Маркетинговая классификация спроса. Товарное...

Тема: сущность и основные принципы управления образовательными системами теоретический материал iconТема 3 Основные принципы действия регуляторных механизмов клетки
Принципы регулирования физиологических процессов клеткой (межклеточные системы регуляции)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов