Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года




НазваниеСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
страница1/6
Дата публикации13.02.2014
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


СТРАТЕГИЯ

развития молодежи Российской Федерации

на период до 2025 года
I. Общие положения

II. Современное состояние и проблемы молодежной политики Российской Федерации

1. Вызовы современного развития

2. Состояние молодежного потенциала (ресурса)

III. Стратегия в системе стратегического планирования

IV. Цель и задачи Стратегии. Этапы реализации

1. Цель Стратегии

2. Основные задачи Стратегии

3. Место молодежной политики в социально-экономической политике

4. Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи

^ 5. Этапы реализации Стратегии

6. Национальная молодежная политика

V. Формирование мировоззрения молодежи

1. Нравственность

2. Патриотизм

3. Здоровый образ жизни

4. Инновации

5. Правосознание

6. Экология

VI. Развитие компетенций молодежи

1. Проектная деятельность

2. Креативное мышление

^ 3. Коммуникативные умения

4. Предпринимательские навыки

5. Профессиональные траектории

6. Гражданское участие

VII. Направления развития молодежи

VIII. Институты развития молодежи

^ 1. Государственные структуры

2. Общественные объединения

3. Бизнес сообщество

IX. Молодежная инфраструктура

1. Развитие механизмов финансовой поддержки молодежных проектов и инициатив

^ 2. Развитие инфраструктуры (подведомственные организации, ресурсные центры)

Х. Основные направления совершенствования законодательства

XI. Финансовое обеспечение

ПЕРЕЧЕНЬ

основных направлений реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

ПЕРЕЧЕНЬ

основных мероприятий по реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
^ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

Только вперед, только в будущее!

В.В.Путин
СТРАТЕГИЯ

развития молодежи Российской Федерации

на период до 2025 года
^ I. Общие положения

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в развитии молодежи, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодежи. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, общественные молодежные объединения и в инфраструктуру молодежной политики.

Стратегия является руководством для деятельности участников сферы молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях власти, молодежных общественных объединений, институтов общественного развития.

Стратегия носит межсекторальный характер, предполагает тесное межведомственное взаимодействие в ее реализации. В деятельности каждого федерального ведомства выделяется «молодежное измерение». Стратегия вводит в практику принцип «двух ключей», который обязывает ведомства совместно реализовывать проекты и мероприятия, которые ориентированы на молодых граждан.

Стратегия разграничивает и устанавливает зоны ответственности за ее реализацию между федеральными ведомствами, региональными и местными органами власти. Координатор Стратегии – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики (Минобрнауки России), модератор (проводник) Стратегии – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики (Росмолодежь).

Стратегия опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, развития молодежного потенциала, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики.

Стратегия принята в ходе широкого общественного обсуждения, прежде всего, среди молодежи. При ее подготовке был активно задействован механизм (институт) Открытого Правительства. Стратегия представляет собой общественный договор (социальный контракт) между государством и молодежью.

Стратегия предусматривает механизмы по обеспечению «обратной связи» между органами государственной власти, реализующим государственную молодежную политику, и самой молодежью, что позволит своевременно вносить коррективы в соответствии с изменениями векторов развития, интересами и потребностями современной молодежи.
^ II. Современное состояние и проблемы молодежной политики Российской Федерации
1. Вызовы современного развития

Глобальный контекст

За 2000-2010 годы страна практически удвоила подушевой ВВП и сократила разрыв с уровнем производительности труда в США (с 75% до 60%), но одновременно отстала и от стран-лидеров по уровню накопления инновационного потенциала. Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) 2011-2012 годов занимает 66-е место из 142-х при нисходящем тренде1.


Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 стран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место — такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динамику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай — на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза — в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.

В тоже время, согласно данным Международной организации труда, Россия обладает высоким потенциалом развития. В Российской Федерации доля креативного класса больше, чем в США. Поэтому показателю Россия находится на 20 месте (38,6%), для сравнения Бразилия – на 57 (18,5%), Китай – на 75 (7,4%).



Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. Креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
^ Российский контекст

В предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом вызовов. Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение населения России молодежного возраста (14-30 лет). Динамика численности молодежи такова: 1995 г. – 35,2 млн. человек, 2000 г. – 38,3 млн. человек, 2005 г. – 39,5 млн. человек, 2010 г. – 36,6 млн. человек. Согласно прогнозируемым данным к 2025 г. общая численность молодежи сократится до 25 млн. человек.

Наблюдается кризис культурной составляющей молодой семьи, который проявляется в увеличении количества разводов при заключенных браках, тенденции к созданию незарегистрированных браков, росте числа одиноких матерей, внебрачных детей, в том числе у несовершеннолетних матерей. Серьёзную проблему представляют получившие официальный статус в ряде государств однополые браки, которые противоречат российской нравственности, наша страна демонстративно приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует создание и поддержку молодой благополучной детной семьи.

В тоже время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.

Необходимость привлечения в Россию трудовых мигрантов, усиление притока молодежи из ближнего и дальнего зарубежья поставит в число важнейших вопросы их социальной и профессиональной адаптации, закрепления молодых квалифицированных специалистов, формирования привлекательной среды для молодежи из других стран.

В этой ситуации, очевидно, что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы – обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и как следствие повышение качества жизни.

Снижение численности молодежи ставит перед органами государственного управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств, сохранение и развитие духовно-нравственных и семейных ценностей в современном российском обществе.
^ 2. Состояние молодежного потенциала (ресурса)
Уровень образования

Следует отметить высокий образовательный уровень российской молодежи. В последние пять лет ежегодно в учреждения высшего профессионального образования принималось на обучение более 1,5 млн. человек. В настоящее время численность обучающихся во всех образовательных учреждениях превышает 10,7 млн. человек, из них 7,4 млн. (69%) получают высшее образование. В аспирантурах и докторантурах учится рекордное за все периоды число соискателей.

Количество молодых ученых и исследователей выросло с 69 тыс. в 2008 году до 71 тыс. в 2009 году. При этом специалисты Института проблем развития науки РАН отмечают и одну тревожную тенденцию – указанный рост достигается, в основном, за счет вспомогательного персонала. Удельный вес исследователей уменьшился и составляет сейчас 49%. Средний возраст исследователей составляет 47,8 лет. На долю самых молодых научных работников (до 29 лет) приходится 17%, учёных самого активного возраста
(30-39 лет) еще меньше — 13,1%. Эксперты связывают этот факт во многом с сохраняющимся на высоком уровне числом молодых ученых и специалистов, покидающих страну.

Первоочередной задачей становится запуск эффективно действующих социальных лифтов для наиболее одаренной части молодежи, способной сформировать кадровое ядро инновационной экономики России.
^ Уровень занятости

«Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза, если ничего не делать, такая тенденция продолжится. Либо именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильём, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей, быть счастливыми в своей собственной стране, либо уже через несколько десятилетий Россия превратится в бедную, безнадёжно постаревшую по возрасту (в прямом смысле этого слова) и неспособную сохранить свою самостоятельность и даже свою территорию страну» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года).

В 2009 году экономически активное население в возрасте 15-29 лет насчитывало 19690,3 тыс. чел., из них 2705,1 тыс. чел. значились как безработные. Уровень безработицы среди молодежи в этом году составлял 13,7%. По сравнению с предыдущими годами безработица среди молодежи, выросла, как и в целом среди населения, из-за мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. В наибольшей степени трудности с работой испытала молодежь в возрасте 20-24 лет, имеющая только среднее образование.

По данным Росстата, численность безработных в 2012 г. составила по методологии МОТ 4,13 млн. чел. (в среднегодовом выражении), при этом доля безработной молодежи в общей численности безработных увеличилась до 43,1%; в абсолютных цифрах безработица в молодежной среде немного не дотягивала до 1,8 млн. чел., превалирует молодежь в возрасте 20-24 лет (22,3%, или 922 тыс. чел.).

Недостаточно высокими темпами растет число молодых людей, реализующих собственные предпринимательские проекты и таким образом уже на раннем этапе биографии попадающих в категорию людей, создающих новые рабочие места, источники финансовых и производственных ресурсов. Количество индивидуальных предпринимателей в возрасте до 30 лет выросло с 674842 по итогам 2008 года до 730785 в 2009 году. Это – чуть более 2% от общей численности молодежи. При этом следует учесть, что доля молодежных предприятий в сфере высоких технологий, по самым оптимистическим оценкам не превышает 5% от общего их числа. Доля молодых людей, которые в принципе хотели бы иметь собственный бизнес, по данным ФОМ, снизилась с 63% в 2004 году до 53% в 2009 году. Доля тех, кто принципиально не хочет заниматься предпринимательством, возросла за тот период с 26 до 37%.

Сокращение численности детей, подростков и молодежи России приведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы работы с кадрами для народного хозяйства. В связи с постарением населения возникнет опасность серьезного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего молодежь), обострятся проблемы пенсий и социальных выплат, повысится нагрузка на систему здравоохранения. Все это создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступающих в самостоятельную жизнь.
^ Уровень благосостояния

Доходы молодежи, как и в целом по стране, за последние годы выросли. Средняя начисленная заработная плата молодежи в возрасте до 29 лет в конце 2009 года составила более 17,5 тыс. руб., причем у молодых людей с высшим образованием она составила более 22,2 тыс. руб. В оплате труда молодежи заметны сильные гендерные различия: средняя зарплата мужчин – 20,5 тыс. руб., женщин 14,7 тыс. руб.

Вместе с тем, уровень бедности среди молодежи остается довольно высоким, так более 25% молодых граждан заявляет, что не хватает денег на еду (2,4%) и затруднительно покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги (22,7%). При этом уровень запросов молодежи, прежде всего молодых семей, по заработной плате выглядит весьма высоким. Опросы показывают, что молодые семьи обременены долгами. Так более трети молодых семей оказались в долгу перед банками или частными лицами.

Большинство (52%) молодых семей считает свои жилищные условия удовлетворительными, примерено треть (35%) – отличные и хорошие, небольшое число (13%) – плохие и очень плохие.

«У нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить жилищную проблему. Считаю этот вопрос наиболее важным как для Правительства, так и для руководителей регионов.

Поэтому сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья. В ряде регионов уже идут пилотные проекты, на базе которых отрабатываются различные формы поддержки рынка арендного жилья. Такое жильё должно быть доступно для работающего человека» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р стратеги...
Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconНациональная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconКонцепция развития транспорта общего пользования города Брянска на...
Целью данной концепции и является попытка определить основные из них и наметить концептуально пути их решения с тем, чтобы в соответствии...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconКонцепция государственной семейной политики российской федерации...
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconКонцепция государственной семейной политики российской федерации...
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года icon-
Й семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях (далее – Концепция), взаимосвязанной...

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconПравовое заключение на Концепцию государственной семейной политики...
В условиях современного российского общества грамотная семейная политика играет важную роль для успешного развития государства

Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года iconРаспоряжение
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов