Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету




НазваниеТесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету
страница1/21
Дата публикации18.02.2014
Размер1.83 Mb.
ТипТесты
zadocs.ru > Право > Тесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………….. 2

2. Цели освоения дисциплины…………………………………………………………………… 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины …………4

4. Рабочая программа учебной дисциплины…………………………………………………….10

5. Образовательные технологии………………………………………………………………….23

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………………...24

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………….28

8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя…………………….............. 28

9. Методические указания для студентов………………………………………………………..30

9.1.Лекционный курс……………………………………………………………………………...30

9.2Тематика семинарских занятий с методическими рекомендациями……………………… 41

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………… 56

10.1 Задания для самостоятельной работы по темам…………………………………………... 59

10.2 Дополнительные вопросы для самопроверки…………………………………………….. 60

10.2 Тематика рефератов…………………………………………………………………………. 63

11. Контрольно-оценочные материалы…………………………………………………………..66

11.1 Тесты по проверке остаточных знаний……………………………………………………..66

11.2 Вопросы для подготовки к зачету…………………..............................................................90

11.3 Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………………. 91

12. Рейтинг-планы дисциплины по семестрам…………………………………………. …… 93



1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.



Дисциплина «История отечественного государства и права» относится к базовому циклу ООП Б3.Б2.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке студентов по специальности 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. №464, дисциплина «История отечественного государства и права» является базовой (обязательной) в системе дисциплин профессионального цикла.

Курс дисциплины «История отечественного государства и права» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры студентов, и служит надежной основой для дальнейшего освоения иных правовых дисциплин.

Изучение курса «История отечественного государства и права» позволит студентам лучше понимать общественно-политические процессы, происходящие в России на современном этапе, и поможет ориентироваться в действующем законодательстве.

«История отечественного государства и права» совместно с иными историко-правовыми дисциплинами, также рядом других, узкоспециализированных учебных дисциплин, образуют группу наук, которая дает теоретические знания и фактические материалы, без освоения которых невозможно успешное изучение отраслевых и других общеюридических дисциплин, а также применение действующего законодательства на практике.

Требования к уровню подготовки студента (входные данные), предшествующие дисциплины.

Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов (дисциплин) как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Использование студентом дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач. Приступая к изучению курса «История отечественного государства и права», обучающийся должен:

Владеть

• базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов, как «История» и «Обществознание»;

• комплексом знаний об истории развития России и особенностях этого развития;

• знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;

• умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;

• знаниями об основных этапах и важнейших исторических событиях;

• начальными знаниями о базовых философских и юридических учениях.

Уметь

• оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины;

• сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи;

• выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного этноса;

• применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований.

Взаимосвязь с последующими дисциплинами.

Успешное освоение курса «История отечественного государства и права» будет способствовать освоению иных отраслевых дисциплин, заложит прочный фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретенных в результате изучения общеюридических дисциплин, создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридического языка, без знания которого невозможно понимание других, важнейших отраслевых дисциплин конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, процессуального

права и др.
2.Цели освоения дисциплины
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины.

Учитывая, что объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм и решение вопросов обеспечения законности и правопорядка, бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» в рамках изучения дисциплины «История отечественного государства и права» готовится к следующим видам профессиональной деятельности, которые можно разделить на нижеследующие основные категории:

• нормотворческая,

• правоприменительная,

• правоохранительная,

• экспертно-консультационная,

• педагогическая.

Дисциплина «История отечественного государства и права » дает обучающемуся необходимый багаж базисных знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее успешное овладение специализированными предметами и дисциплинами, а также применение полученных знаний на практике.

При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов — будущих бакалавров, профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент. В соответствии с п.4.4. ФГОС ВПО, бакалавр по направлению под-

готовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

• нормотворческая деятельность,

• участие в подготовке нормативно-правовых актов,

• правоприменительная деятельность,

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализаций правовых норм,

• составление юридических документов,

• правоохранительная деятельность,

• обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства,

• охрана общественного порядка,

• предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений,

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,

• консультирование по вопросам права,

• осуществление правовой экспертизы документов,

• педагогическая деятельность,

• преподавание правовых дисциплин,

• осуществление правового воспитания.

Знание теоретических основ и научных представлений о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права в России, позволит студентам приобрести и развить способности самостоятельно оценивать конкретные задачи и, используя исторический опыт развития, искать наиболее оптимальные пути их решения.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине).

При прохождении дисциплины «История отечественного государства и права» комплексно формируются и достигаются три главные цели — общеобразовательная, правоведческая и практическая, раскрывающие вопросы о сущности произошедших и происходящих

государственно-правовых явлений, о развитии государства и права России в русле мировой цивилизации, о теориях российской государственности, о тенденциях ее развития.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения истории отечественного государства и права студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

^ 1) способен аргументированно устно и письменно излагать свои мысли (ОК-4);

- умеет логически грамотно и последовательно изложить материал на практических занятиях, при выполнении различных форм письменных работ (эссе, рефератов, проектов и др.)

- через участие в учебных судебных процессах (moot-court), основанных на знании материального и процессуального отечественного права умеет убедить противоположную сторону процесса в своей правоте.

^ 2) он способен к обобщению и анализу полученной информации (ОК-3):

– умеет работать с информацией (отбирать, анализировать, обобщать, синтезировать);

– умеет определить цели деятельности по выполнению письменных работ, выбирать пути их достижения;

3) способен участвовать на практических занятиях в разработке проектов нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- через изучение отечественного законодательства, его истории, понимает специфику законотворчества, знает особенности построения нормативно-правовых актов, правильно применяет термины и понятия;

- понимает и применяет специфическую терминологию в правотворческом процессе.

^ 4) обладает культурой поведения, готов к работе в коллективе (ОК-5);

– умеет организовать совместную деятельность в группе при выполнении групповой работы;

– умеет бесконфликтно общаться, использовать различные средства коммуникации для достижения учебных целей;

– имеет мотивацию к работе в коллективе;

^ 5) способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- знает и понимает цели и виды наказаний за нарушение норм права в отдельных правовых системах на различных этапах развития государства и права;

- знает методы и средства контроля за соблюдением законодательства в различные этапы развития отечественного государства и права;

^ 6) владеет навыками анализа юридических документов (ПК-7);

- умеет разрабатывать модели нормативно-правовых актов

- умеет правильно определить структуру и специфику конкретного юридического документа (закона, нормативного и гражданско-правового договора, и др.)

^ 7) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- знает отечественный опыт в различные исторические эпохи в создании эффективной систе мы защиты прав и свобод личности и понимает важность этого для процесса построения демократического государства;

- изучил и умеет анализировать отдельные отечественные нормативно-правовые акты в области прав и свобод человека («Русская правда»; «Псковская судная грамота»; «Манифест 17 октября 1905 г.» и др.)

^ Планируемые результаты освоения дисциплины




п./п.


Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Коды формируемых

компетенций



Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)




^ I СЕМЕСТР



1.

Государство и право IX-XVII вв.

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ЩК-

11, ОК-12,

ОК-13, ПК-2,

ПК-5, ПК-6,

ПК-8, ПК-9,

ПК-12, ПК-

15, ПК-17.

Знать: предпосылки образования

Древнерусского государства: территория, население, публичная власть; правовое положение социальных групп; государственный строй; источники права.

Ключевые понятия темы. Славяне и «военная демократия». Вече. Князь и дружина. «Очередной порядок». Дворцово-вотчинная система управления. Кормления. «Закон русский», церковные уставы, Русская правда. Бояре, огнищане, княжьи мужи. Смерды, закупы, холопы. Договоры и обязательства.

Преступление-обида. Состязательный процесс.

Знать: факторы, под влиянием которых распалось Древнерусское государство. Акцентировать внимание на различных принципах правления в разных княжествах. Ключевые понятия темы. «Оседание дружины на

землю». Новгородская боярская республика. Вечевые собрания. Оспода. Ростово-Суздальское княжество. Княжеский домен. Поместная система. Псковская судная грамота. Договорное право. Преступление — государственное дело. Письменные акции («доски»). Судебное представительство.

Уметь: Перечислить направления развития государственных и общественных процессов в Древней Руси; ориентироваться в содержании источников права и в их отраслевых характеристиках; анализировать процессы исторического характера, оказавшие влияние на развитие и укрепление отдельных территорий Руси в XII–XV вв.; рассказать о господстве монголов, их влиянии на изменение принципов правления в русских землях.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Знать: исторические предпосылки, основные черты процесса централизации, систему власти и управления в Московском государстве в XV–XVII вв.; правовое положение сословий, правовое положение церкви. Основные источники общерусского права, новые формы законодательства (Судебники, Соборное Уложение).

Ключевые понятия темы.

Централизация и возвышение Москвы. Принцип местничества. «Москва — третий Рим». Боярская дума и приказы. Вотчина и поместье. Прикрепление крестьян к земле. Церковная юрисдикция. Земские соборы. Освященный собор. Земские и губные избы на местах. Опричнина и земщина.

Уметь: показать, как сословная структура общества в XVI–XVII вв., способствовала появлению новых политических и государственных образований (Земских соборов) и проведению ряда сословно-ориентированных реформ в экономике и государстве; проанализировать процесс создания общенациональных кодификаций, главной задачей которых стала унификация судебной организации и судебного процесса.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых

отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

2.

Государство и право XVIII-XIX вв.

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ЩК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: предпосылки становления абсолютной монархии в России, изменения в государственном и общественном строе в XVIII —

пер.пол. XIX вв.; основные источники и отраслевую характеристику права, кодификацию права.

Ключевые понятия темы. Абсолютная власть. «Полицейское государство». «Просвещенный

абсолютизм». Указ о единонаследии. Табель о рангах. Сенат. Приказы и коллегии. Генеральный регламент. Синод. Подушная подать. Рекрутские наборы. Губернские реформы. Ратуши и магистраты. Кодификация права. Формы законодательных актов.

Воинские артикулы. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Юридическая техника. Сословность суда. «Положение о министерствах». Правительственный конституционализм. «Полное собрание законов Российской империи». Свод законов.

Уметь: анализировать государственные и общественные процессы в России в изучаемый период; назвать особенности абсолютизма в России; ориентироваться в содержании источников права и анализировать применение их норм, рассказать о кодификационных работах, проводимых в XVIII в первой половине XIX в.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.







^ II СЕМЕСТР




3.

Государство и право России 1900-1945 гг.

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ЩК-

11, ОК-12,

ОК-13, ПК-2,

ПК-5, ПК-6,

ПК-8, ПК-9,

ПК-12, ПК-

15, ПК-17,

ПК-18, ПК-

19

Знать: социально-политические предпосылки буржуазных реформ, их цели, содержание; политическую эволюцию самодержавия в начале XX века, переход к конституционной монархии. Знать события революции 1905–1907 гг., правительственные уступки в этот период; содержание Манифеста 17 октября 1905 года и Основных законов; изменения в

государственном аппарате в годы Первой мировой войны (1914–1916 гг.), в феврале–октябре 1917 года.

Ключевые понятия темы.

Государственный совет. Комитет министров.

Контрреформы в сфере суда и самоуправления. Новое Уголовное уложение 1903 год.

Конституционная монархия. Политические партии. Государственная дума и Государственный совет. Совет министров.

Избирательное законодательство. Императорская власть. Аграрный вопрос в I, II, III

Думах. Новый избирательный закон 3 июня 1907 год. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Война с Германией. Особые совещания и военно-промышленные комитеты. Земгор. «Прогрессивный блок» в Думе. Отречение императора. Двоевластие. Россия - республика. Права и свободы граждан.

Уметь: анализировать процессы общественного, политического и правового характера, связанные с революционными событиями

1905–1907 гг., Первой мировой войной, Февральской революцией 1917 г.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений,

юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Знать: государственные и общественные процессы в Советской России периода Октябрьской революции 1917 года, гражданской войны; особенности и тенденции развития общественного строя, государственности и права в период нэпа, в 30-е годы XX вв. Национально-государственное строительство в 20–40-е годы. Изменения в государственном, общественном строе и праве в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые понятия. Большевизация Советов. Вооруженное восстание. II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. ВЦИК. СНК. Декреты о мире и земле. Учредительное собрание. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР 1918 года. Национализация промышленности, ВСНХ, рабочий контроль, «главкизм», продразверстка. ГОЭЛРО. «Военный коммунизм». «Революционное правосознание». КЗоТ. «Руководящие начала по уголовному праву». Декреты о суде. Ревтрибуналы. ВЧК. Милиция. Нэп. Перестройка органов власти и управления. Госплан. Продналог. Хозрасчет. Тресты. Биржи. Налоги. Прокуратура и

адвокатура. ОГПУ. «Проект автономизации». Федерация. СССР. Конституция 1924 г. Кодификация. ГК РСФСР. Земельный кодекс. КЗоТ. УК РСФСР. Процессуальные кодексы. Общие начала и Основы союзного законодательства. Административно-командная система. Режим личной власти. Политические репрессии. Планы народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства, индустриализация. Реорганизация управления промышленностью. Кредитная реформа. Централизация прокуратуры и судебной системы. Госбезопасность. ГУЛАГ. Конституция СССР 1936 года. Великая Отечественная война. ГКО. Чрезвычайные органы. Уголовная репрессия. Гражданское и семейное право. Право владения и бесхозное имущество. Трудовая мобилизация.

Уметь: анализировать изменения в

государственном общественном строе и праве СССР в 20–30-е годы XX в.; правовые процессы во взаимосвязи с государственными и общественными изменениями в период Великой Отечественной войны.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений,

юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Знать: особенности и тенденции развития общественного строя, государственности и права в этот период.

4.

Государство и право России в период с 1945. Перестройка. Современная Российская Федерация

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ЩК-

11, ОК-12,

ОК-13, ПК-2,

ПК-5, ПК-6,

ПК-8, ПК-9,

ПК-12, ПК-

15, ПК-17,

ПК-18, ПК-

19

Знать: особенности и тенденции развития общественного строя, государственности и права в послевоенный период; эволюционные процессы в государственно-политической системе, в государственном аппарате в 60–70-е годы XX века. Развитие конституционного законодательства в 70–90-е годы, обновление законо-

дательства в период кризиса и «перестройки» и преобразования в государственном аппарате и праве в период с 1991-1993 годов. Распад СССР.

Ключевые понятия темы. Программы КПСС. Централизация управления экономикой. Сужение сферы планирования. Министерства. Конституция СССР 1977 г. Новые правовые формы. Перестройка. Гласность. Ускорение. Хозрасчет. Частная хозяйственная инициатива. Аренда и кооперация. Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Президент. Правовое государство. Рыночная экономика и политический плюрализм. «Война законов». ГКЧП. Развал СССР. Свод законов СССР. Государственная дума и Совет Федерации. Формы собственности. Общественные объединения, политические партии. Приватизация. Демонополизация. Кризис власти. Вооруженный мятеж. Новые органы власти. Конституция РФ 1993 года.

Уметь: анализировать государственно-правовые процессы, произошедшие в 90-е годы в Советском союзе и России.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений,

юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.



^ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconТесты для оценки остаточных знаний по дисциплине «маркетинг»
К. т Благожелательное отношение потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам – это основание для реализации...

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconКонтроль знаний студентов вопросы для подготовки к зачету и темы контрольных работ по курсу
Документационное обеспечение делопроизводства. Организация постановки этой работы

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету icon5 курс
Вопросы для тестирования по проверке конечного уровня знаний по внутренним болезням

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconМетодика лингвистического анализа (5 курс, Яг-108) Анализ основных...
Первое занятие: 1) проверка домашнего задания: разбор по схемам основных единиц лексического уровня языка (слов и фразеологизмов)...

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconТест на проверку остаточных знаний по культурологии (май 2012)
В любой области знаний о человеке и его деятельности существует аспект исследований

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconРепетиционные тесты по химии учебное пособие
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов ргупс к промежуточной и итоговой аттестации по общей химии, проводимой в тестовой...

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к зачёту (экзамену) по дисциплине «Психология»

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к зачету/экзамену по гражданскому праву

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconТесты по курсу биологии для самостоятельной подготовки и контроля...
Представитель простейших, имеющий реснички и паразитирующий в толстом кишечнике человека

Тесты по проверке остаточных знаний Вопросы для подготовки к зачету iconВопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «Конституционное право России»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов