1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга




Скачать 203.37 Kb.
Название1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга
Дата публикации19.02.2014
Размер203.37 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Право > Реферат

powerpluswatermarkobject1




Содержание
Введение………………………………………………………………….. .2

  1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга ..……..…………………………………………………………….3

  2. Внутренний и внешний государственный долг и их последствия….….8

  3. Особенности государственного долга в России……………...………...12

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы. .………………..……………………………………19

Введение
В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится политика, направленная на сокращение общего объема государственного долга. Вместе с тем, общее сокращение долговых обязательств происходит при сокращении внешних долговых обязательств и увеличении внутренних долговых обязательств. Это имеет под собой определенные основания, поскольку внутренний долг для государства менее рискованный и не зависит от курсовых колебаний.

Постепенное увеличение внутренней составляющей в объеме государственных долговых обязательств Российской Федерации и постепенное уменьшение государственного долга в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.

В настоящее время создаются предпосылки для возможного в дальнейшем увеличения объема долговых обязательств, при сохранении на безопасном уровне показателей долговой устойчивости, и использования средств, получаемых от государственных заимствований в инвестиционных целях.

В то же время остаются нерешенными некоторые проблемы, связанные с осуществлением государственных заимствований, а также потенциально существует вероятность повторения ранее допущенных ошибок в управлении государственным долгом.

Цель работы – рассмотреть возникновение государственного долга, его последствия и особенности в России. Также в курсовой работе мы обратим особое внимание на бюджетный дефицит, поскольку он имеет взаимосвязь с государственным долгом.

^ 1.Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга
Когда экономика находится в состоянии равновесия, то должно соблюдаться условие равенства сбережений S и инвестиций I: I=S. В более развернутом и приближенном к практике виде условие макроэкономического равновесия можно представить как S+T=I+G, поскольку к сбережениям домашних хозяйств S прибавляются доходы государства, состоящие в основном из налогов T, а к частным инвестициям добавляются государственные расходы G.

Преобразив последнее уравнение, получим S-I=G-T. Согласно данной формуле разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. дефициту государственного бюджета, если текущие расходы государства превышают его доходы, или профициту государственного бюджета, когда текущие доходы государства превышают его расходы.(12; с.443). В истории новой России бездефицитный бюджет был зафиксирован в 2001 г. на уровне 1,193 трлн. руб. (11;с.385)

Более широко дефицит государственного бюджета можно определить как превышение расходов чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации расходов и доходов. Наличие дефицита нередко являются симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

К числу основных причин существенных бюджетных дефицитов следует отнести:

- цикличный характер развития экономики - на фазе спада, с одной стороны, налоговые поступления сокращаются, что связано с уменьшением доходов домохозяйств и предприятий, а с другой - государственные расходы увеличиваются в связи с необходимостью выплачивать дополнительные социальные пособия, что приводит к росту бюджетного дефицита;

- использование фискальных методов для стимулирования экономики, которые предполагают сокращение налогов для активизации инвестиционной деятельности фирм и увеличение государственных расходов;

- политические факторы, в частности – состав, партийная принадлежность членов правительства и органов законодательной власти.

При анализе бюджетного дефицита возникает вопрос, можно ли избежать бюджетного дефицита и иметь постоянно сбалансированный бюджет и нужно ли вообще обращать внимание на наличие бюджетного дефицита или излишка. В экономической теории существует три основных концептуальных подхода к этой проблеме:

1) ежегодно балансируемый бюджет;

  1. бюджет, балансируемый в рамках экономического цикла;

  2. функциональные финансы;

Каждый из этих методов имеет как достоинства, так и недостатки. Ежегодно балансируемый бюджет не создает проблемы финансирования бюджетного дефицита (поскольку такого не существует). Но он значительно снижает встроенную стабильность экономики и усиливает циклические колебания. Это связано с тем, что в период спада правительство, для того чтобы сбалансировать бюджет, вынуждено поднимать ставки налогов, а в случае подъема – снижать их. В этом случае действия правительства направлены не на сглаживание колебаний экономического цикла, а на их усиление.

Метод, направленный на балансирование бюджета на циклической основе, предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же время балансирует бюджет, т.е. наращивает бюджетные дефициты в периоды спадов и компенсирует их за счет бюджетных излишков, возникающих в период подъемов. Однако подъемы и спады в рамках экономического цикла, как правило, неодинаковы по длительности глубине, и задача стабилизации экономики может вступить в противоречие с задачей сбалансированного бюджета.

Метод функциональных финансов основан на предположении, что основной целью экономической политики является установление макроэкономического равновесия с высоким уровнем занятости и низкими темпами инфляции. И если это приводит к образованию бюджетного дефицита, то это не представляет угрозы для экономики, т.е. вопросы, связанные с бюджетным дефицитом, второстепенны по сравнению с вопросами макроэкономической стабильности.

Дефицит государственного бюджета – явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит – это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решить по крайней мере две проблемы:

  1. определить, порожден ли дефицит спадом или является следствием финансовой политики государства;

  2. выяснить, уменьшает ли дефицит частные инвестиции или поощряет их.

Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны ввести новые понятия: циклический и структурный дефициты. Циклический дефицит – это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, структурный – это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. В первом случае дефицит скорее зло, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Вторая проблема связана с так называемым эффектом вытеснения частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с методами покрытия бюджетного дефицита, основными из которых являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.(11;с.385)

Что касается состояния государственного бюджета в российской экономики, то нарастание бюджетного дефицита в 90-х годах при недостаточном стимулировании развития реального сектора вызвало быстрое увеличение государственного долга, которое привело в 1998 г. к глубокому финансовому кризису. Начало ХХI в. было ознаменовано принципиальным изменением ситуации в рассматриваемой сфере: начиная с 2000 г. федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Профицит бюджета 2006 г. был одним из самых больших за последние годы – 7,5% ВВП.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, - это проблема государственного долга. Государственный долг в экономической теории представляет собой двойственную категорию. С одной стороны, это одна из макровеличин, которая является объектом управления, составляющим звеном экономической политики государства. С другой стороны, долг может быть не объектом, а средством, вспомогательным инструментом для решения более важных экономических задач, таких как проведение макроэкономической стабилизации. В экономической теории существует определение государственного долга как задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки. (11;с.388).

Анализ влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде позволяет перейти к рассмотрению долговременного воздействия на состояние ее государственного долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долга.


^ 2. Внутренний и внешний государственный долг и их последствия

В России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Внутренний долг - это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.

К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее.

Рыночные внутренние долговые обязательства можно включают в себя: краткосрочные (до 1 года) – государственные краткосрочные облигации (ГКО); казначейские обязательства (КО); облигации банка России (ОБР); среднесрочные (от 1 года до 5 лет) - облигации федеральных займов с переменными и постоянными купонами (ОФЗ); облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ); облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ); к долгосрочным (от 5 до 30 лет), некоторые экономисты относят облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ Внешэкономбанка).

Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.

Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. С одной стороны, это «заем нации сам себе». Он не вызывает оттока средств из страны и не ведет непосредственно к прямому сокращению богатства нации, тогда как положительные эффекты от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, обусловившие стабилизацию темпов экономического роста и их повышение, могут существенно перекрыть издержки по обслуживанию внутреннего государственного долга.

С другой стороны, нельзя не учитывать ряд возможных отрицательных последствий внутреннего долга:

1. При погашении задолженности за счет бюджетных средств, а по сути, за счет налогоплательщиков происходит отток доходов к владельцам ценных бумаг, а значит, к состоятельным слоям общества, что ведет к усилению дифференциации доходов.

2. Необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и, как следствие, снижение деловой активности в экономике.

3. При большом внутреннем долге может проявиться и усилиться эффект «вытеснения частных инвестиций». Выход государства на ссудный рынок ведет к усилению на нем конкуренции, вследствие чего повышается процентная ставка, что сокращает число прибыльных инвестиционных проектов, снижает инвестиционную активность в экономике, а значит, и темпы ее экономического роста.

Облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации – с другой, являются для экономических субъектов взаимозаменяемыми. Вторые могут быть для определенных групп населения даже привлекательнее, поскольку обладают большей надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора.

Средства, которые могли бы производительно использоваться в экономике, вкладываться в развитие реального частного сектора, тратятся на приобретение государственных ценных бумаг и в конечном счете могут превратиться в значительной степени в непроизводительные расходы государства.

Интенсивность вымывания частного капитала зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать масштабы увеличения государственного долга, доверие экономических субъектов к действующему правительству и связанную с ним склонность осуществлять сбережения, хранить финансовые активы в той или иной форме.

4. Современные теории инфляции обращают внимание на связь между темпами инфляции в стране и величиной ее государственного долга. Механизмы этой связи разнообразны. В частности, экономические агенты могут ожидать, что государство в будущем профинансирует выплаты по долгам за счет денежной эмиссии, а это приведет к росту цен, который через механизм рациональных ожиданий приведет к росту цен в настоящем. Наращивая внутренний государственный долг, государство стимулирует инфляцию. Выплата внутреннего государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии может привести к лавинообразному росту темпов инфляции, разрушительному для экономики.(12;с.448)

Внешний долг – задолженность перед иностранцами, он предполагает утечку ресурсов из страны – должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике. Наличие внешнего долга страны является обычной нормальной общемировой практикой. Многие страны с развитой рыночной экономикой имеют большой внешний долг.

Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП. По абсолютным цифрам российский внешний госдолг – один из самых низких в Европе. А по относительным показателям – самый низкий, составляя лишь 8% от объема ВВП. Для сравнения – после кризиса 98-го года, внешний долг составлял почти 100% ВВП.

Вместе с тем возможны его следующие объективные отрицательные последствия:

  1. Обслуживание внешнего государственного долга предполагает утечку ресурсов из страны – должника, что сужает возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

  2. Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна вынуждена больше экспортировать, чем импортировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

  3. Быстрый рост внешнего долга может поставить страну в неблагоприятное зависимое положение от кредиторов, снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечение средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. По той же причине нежелательно привлечение новых займов, если выплаты по внешним обязательствам составляют более четверти внешнеторгового оборота страны.(12;с.449)

^ 3. Особенности государственного долга в России
Процесс смены социально – экономической формации, проходившей в России в начале 90-х годов, и кризисные явления в мировой экономике и экономике России в августе 1998 года привели к тому, что вопросам государственного долга в Российской Федерации в настоящее время уделяется повышенное внимание.

Следует отметить, что для некоторых областей анализа, например процесса накопления долга или перемещения долгового бремени, тип кредитора (внешний или внутренний) не играет особой роли, важна вся масса долга в целом. Внутренний или внешний долг является лишь составной частью общего долга, которая подчиняется общим закономерностям функционирования и подвергается действию факторов, оказывающих влияние на весь долг в целом.

Как свидетельствует мировая практика, более жесткие условия займов и кредитов предлагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций и двусторонняя помощь развитию. Исходя из этого, в основном и строится структурная политика правительства России по привлечению ссудных инвестиций.

В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно – рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшение) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

В- третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) часть созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.(4;с. 406)

Новая бюджетная политика в России основательно затронула и расходную часть бюджета, значительно сократив государственные расходы. Это сокращение почти целиком проводилось за счет экономических и прежде всего социальных ассигнований.

За последние годы ситуация в долговой сфере России принципиально поменялась. Погашен долг перед МВФ и Парижским клубом кредиторов, активно идет работа по переоформлению задолженности официальным кредиторам – не членам Парижского клуба и коммерческой задолженности. В настоящий момент отмечаются и существенные изменения в сфере управления долгом России. Действия Правительства Российской Федерации и Министерства финансов постепенно начинают выходить за рамки краткосрочных, тактических мер, понимание важности скорейшего освоения современных подходов к безопасному управлению суверенной задолженностью находят все большее число сторонников в структурах российской федеральной власти.

Основные положения долговой политики на 2009 – 2011 гг. включают в себя новейшие технологические подходы к решению долговых проблем, присущие мировому долговому менеджменту. Правительство включило долговую политику наряду с трехлетним финансовым планом и налоговой стратегией в число обязательных элементов бюджетного процесса, т. е. показатели долговой политики теперь утверждаются наряду с доходами и расходами федерального бюджета, а финансирование расходов по обслуживанию государственного долга должно быть по замыслу Минфина России увязано с достижением определенных долговых показателей: снижением его размера по отношению к ВВП, замещением внешнего долга внутренним, сокращением нерыночной части долга (именно поэтому основное внимание правительства было сосредоточено на досрочной выплате долга Парижскому клубу кредиторов – не торгуемого и дорогостоящего долга).

Постепенно ситуацию удалось изменить. К началу 2010 г. внешний государственный долг был снижен до 46, 7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2007 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2008 г. - 851 млрд. руб., на начало 2009 г. - 1028 млрд. руб. В 2009 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2012 г. будет не менее 1, 5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459, 6 млрд. долл. и неконтролируемо растет. Ситуация становится Благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей (цены на нефть еженедельно перекрывают исторический максимум и с начала 2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл. за баррель и к концу года могут превысить уровень 150 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего десятилетия нефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях - в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000 г. профицитный, причем профицит быстро растет и в 2010 г. превысил 2 трлн. руб.

Накопление профицита стало фактором формирования стабилизационного фонда, преобразованного в феврале 2010 г. в два самостоятельных - резервный и фонд национального благосостояния (в Бюджетном кодексе РФ он значится как фонд будущих поколений). Реальная возможность поддерживать за счет растущих доходов определенный рост расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы была сопряжена с использованием финансового резерва для досрочного погашения внешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба. По итогам 2009 г. при объеме ВВП России свыше 31 трлн. руб. (это эквивалентно примерно 1, 3 трлн. долл.) внешний государственный долг составляет около 4% ВВП. Государственная часть его приблизилась к историческому минимуму за последние 18 лет. Это можно считать достижением, если абстрагироваться от того, что рассчитываться приходилось благодаря обеспечению непрерывного потока за рубеж невоспроизводимого природного ресурса - российской нефти, что закрепило положение страны как сырьевого придатка развитых стран.

Резкое сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

Рост объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному увеличению процентных расходов бюджета - со 156, 8 млрд. руб. в 2009 г. до 247, 1 млрд. руб. в 2012 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2009 г. на 119, 95 млрд. руб. и составит в 2010 г. 172, 8 млрд. руб., в 2011 г. - 233, 5 млрд. руб., в 2012 г. - 333, 31 млрд. руб.

В 2011 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планировалось привлечь 463, 3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2010 г. на 169, 67 млрд. руб. В 2011-2012 гг. привлечение составит 496, 7-673, 3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2009 г. на 14, 15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94, 25 млрд. руб., в 2011 г. - 100, 44 млрд. руб. в 2012 г. - 148, 4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2010-2012 гг. возрастет с 369, 04 млрд. руб. до 524, 8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

Рассмотрим структуру государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 февраля 2012 года:

  1. Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) – 37523,2 млн. долл.

  2. Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации – 984,3 млн. долл.

  3. Задолженность официальными кредиторами - не членами Парижского клуба – 1819,2 млн. долл.

  4. Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ – 1289,2 млн. долл.

  5. Коммерческая задолженность бывшего СССР – 822,6 млн. долл.

  6. Задолженность перед международными финансовыми организациями – 3734,6 млн. долл.

  7. Задолженность по еврооблигационным займам – 26239,6 млн. долл.

  8. Задолженность по ОВГВЗ – 1775,3 млн. долл. в т.ч. ОВГВЗ 7 серии – 1750,0 млн. долл.

  9. Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте – 858,4 млн. долл.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 01 марта 2012 года, который в целом составляет – 2118249,727 млн. руб., в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 292977,072 млн. руб. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ – ГСО) на 01 апреля 2012 года составляет 1869599,745 млн. руб.( 13)

Заключение
Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.


^ Список литературы


  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред.д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Дело и Сервис». 2008. - 448 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).

  2. Булатова А.С. Экономика – М.: БЕК. 2010.- 816 с.

  3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело. 2009.- 472 с.

  4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС.2008. – 640 с.

  5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб.пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т – высшая школа экономики. – 3-е изд. – М.:Изд.дом ГУ ВШЭ. 2010. - 510 с.

  6. Попов А.И. Экономическая теория. Питер: СПб. 2010. – 464 с.

  7. Селищев А.С. Макроэкономика Питер: СПб. 2008. – 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).

  8. Салихов Б.В. Экономическая теория. М.: «Дашков и К».2008. – 704 с.

  9. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров: АСА. 2010. – 848 с.

  10. Экономическая теория. Экспресс – курс: учебное пособие /кол. авторов: под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 4- е изд., стер. – М.: КНОРУС,2008. – 608 с.

  11. Экономическая теория. Макроэкономика – 1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д.э.н. Г.П. Журавлевой. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 920 с.

  12. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 527 с.

  13. http:// www.cbr.ru Центральный банк России.

  14. http:// www.minfin.ru Министерство финансов России.



Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 36430



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconОтчет об исполнении Государственного бюджета составляет центральный...
Государственного бюджета осуществляется согласно правилам, которые утверждены Законом «О бюджетной системе» и другими законодательными...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconСведения об использовании бюджета
О ходе исполнения бюджета Санкт-Петербурга администрацией Калининского района Санкт-Петербурга за 2012 год и размещение государственного...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconИ. О. Начальника государственного учреждения
Легкоатлетический пробег проводится с целью увековечения памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга и патриотического...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга icon23. Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика
Государственный бюджет: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconМеждународное движение капитала
...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconПриглашение уважаемые коллеги!
Российского государственного аграрного университета – мсха имени К. А. Тимирязева, Московского государственного агроинженерного университета...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconОсобенности государственного
Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г второй мировой войны

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconПроект
Настоящий Закон Санкт-Петербурга регулирует отношения в сфере государственного учета домашних животных, государственного кадастра...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconЧто же, будем ли мы покорно ждать, когда яд бездуховности и религиозного...
Руси? Или все же попытаемся вернуть им изначальный священный смысл, возвысимся до понимания своего служения, своего долга — не только...

1. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга iconИнститут управленческих кадров
Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов