Общая характеристика государственной власти




Скачать 274.69 Kb.
НазваниеОбщая характеристика государственной власти
страница1/3
Дата публикации21.02.2014
Размер274.69 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3

powerpluswatermarkobject2563613


Содержание
Введение 3

Глава 1. Общая характеристика государственной власти 5

    1. Понятие государственной власти 5

    2. Виды государственной власти 10

Глава 2.Особенности государственной власти 14

2.1 Признаки государственной власти 14

2.2 Формы и методы осуществления государственной власти 20

Заключение 24

Библиографический список 26

Введение

Власть - одно из основных понятий политической науки и практики. Политика и власть неразрывны: власть – организационное и контрольно-регулятивное начало политики. Борьба за власть и осуществление власти – один из основных аспектов политической жизни общества. Власть как центральная категория политологии обусловливает характер политических процессов, отношений, систем, институтов.

Власть, следовательно, является необходимым элементом жизнедеятельности любой государственной системы и одним из условий самой этой жизнедеятельности. Всякое общество предполагает властное руководство им. Оно нуждается во власти как необходимом условии функционирования государственной системы, регуляторе общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия в сфере общих интересов.

В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Государственная власть реализуется через государственное управление целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы, на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. В связи с тем, что современная власть отказалась от термина «государственное управление», который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин «исполнительная власть», актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и государственной власти. Разделение властей это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

Целью работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей.

Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к особенностям государственной власти в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью данного вопроса. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане.

Феномен власти во все времена вызывал большой интерес у представителей практически всех гуманитарных наук. И это не удивительно, если принять во внимание, что достаточно не просто найти более распространенную форму человеческих отношений, но в то же время столь таинственную среди других механизмов социального взаимодействия. Редкие формы человеческого общения выступают предметом столь оживленных дискуссий и диаметрально противоположных оценок в их понимании, и именно к ним относится власть.

Задачей работы является изучение понятий и видов государственной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования является понятие и признаки государственной власти, а предметом исследования методы осуществления государственной власти.
^ Глава 1. Общая характеристика государственной власти

1.1 Понятие государственной власти

Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о государственной власти привело к множеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно, государственная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Ученые различных областей гуманитарного знания разрабатывают понятие государственной власти в частности, пытаются создать оригинальные теории государственной власти. В итоге сложилось большое количество подобных концепций, но к единому мнению по поводу понятия власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось сущностное оспариваемым, что порождает прямо противоположные его трактовки.

Наличие множества подходов, выделяющих разные аспекты власти, объясняется сложностью самого явления властвования, его присутствием в любом элементе человеческих отношений. Ведь это одно из проявлений управления, самоорганизации социальных систем, координации, распределения ролевых функций влияния между людьми. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода общественных организациях и учреждениях, во всем государстве.1 В последнем случае она выполняет функции политической власти, т.е. власти, осуществляемой специфически политическими способами и механизмами и преследующей именно политические цели.

С учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение. Власть в общем смысле есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, воли, убеждения.

Государственная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле государственная власть вторична по отношению к обществу, она - его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.

Выступая во множестве проявлений, власть наделена и единым принципом деятельности – командованием в различных его формах – распоряжение, директива, приказание. Она выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях. Однако сам факт отдачи приказа, распоряжения еще недостаточен для того, чтобы можно было обоснованно судить о наличии властных отношений. Кроме этого, должно существовать повиновение. Нет власти без повиновения. Поэтому концентрированным выражением власти являются отношения господства – подчинения.

Власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов:

а) власть – это отношение не менее двух партнеров, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;

б) необходим приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

в) власть проявляется тогда, когда тот, над кем осуществляется власть, подчиняется тому, кто ее осуществляет, то есть имеет место подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть;

г) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.1

Таким образом, власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которого состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли и т.д. с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия. При этом власть опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции как отдельного человека, так и социальных групп в системе общественных и политических отношений.

Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в отношения господства – подчинения, управления – исполнения, в иерархичности системы взаимоотношений. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержать целостность и стабильность общества.

Власть превращается в самую главную привилегию в обществе. Не случайно власть становится предметом особых вожделений, постоянным источником противоречия и борьбы в обществе. Власть неизменно дает преимущества тем, кто оказывается близок к ней, держит ее в своих руках. Только власть дает право на принятие авторитарных для всех решений на требования к любому члену общества об обязательности следования принятым властными структурами решениям. Власть предоставляет право карать, налагать санкции за непослушание принятым решениям, законам.

Государственная власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.1

Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание.

Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения, либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования.

Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.

Существует несколько классификаций государственной власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая, государственная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую в широком, собственном значении этого слова.

Таким образом, государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.

    1. Виды государственной власти

Власть в самом общем виде представляет собой способность некого субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.

2. Власть является атрибутом общества на всех этапах его развития. То обстоятельство, что власть является постоянным спутником об­щества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему, которая постоянно нуждается в уп­равлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функциони­рования.

3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общест­венного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми. Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным.

4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-во­левой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъек­та, прежде чем детерминировать волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения лю­ди с деформациями сознания и воли.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют назва­ние властеотношений.

6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это мо­жет быть физическая сила, сила оружия, си­ла интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т. п.

7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле власт­вующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, со­знательное подчинение является условием наличия власти в данном конкрет­ном отношении над данным конкретным субъектом.

Существуют различные виды власти.

Власть можно классифицировать по различным основаниям, например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива;

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую.  Поли­тической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов боль­ших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы над другой; государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических ли­деров. 

Власть внутри той или иной социальной общности в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической  или недемократической. Причем это деление каса­ется не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управле­нием коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть в обществе может быть легальной  и теневой. Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны.  Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господ­ства внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер.

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть се­мейную  как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами, то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.1

Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, мож­но сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, призна­ки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетают­ся, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

3.Государственная власть  суверенна,  что означает ее  независимость  вовне и  верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть  обладает прерогативой, то есть исключитель­ным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая характеристика государственной власти iconОбщая характеристика задач энергоснабжения и автоматизации энергоучета
Общая характеристика систем потребления электрической и тепловой энергии

Общая характеристика государственной власти iconПервый период
Тема 19. Общая характеристика творчества А. Н. Островского. Общая характеристика драмы «Гроза»

Общая характеристика государственной власти iconБанкротство: общая характеристика
Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику

Общая характеристика государственной власти icon1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой...
Правила исчисления государственной трудовой пенсии, действовавшие до 1998 г. (по Закону РФ «О государственных пенсиях в рф» от 20...

Общая характеристика государственной власти iconТест №1 Общая характеристика металлов главных подгрупп I
Общая характеристика металлов главных подгрупп I – III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов...

Общая характеристика государственной власти iconУчебный план по курсу «Ландшафтный дизайн»
Экосистема. Общая характеристика Ленинградской области: рельеф, климат, природные зоны. Общая характеристика растительного материала:...

Общая характеристика государственной власти iconКонцепция государственной политики Пр-1355 от 2 июля 2008 года «Концепция...
Тетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее...

Общая характеристика государственной власти iconСущность государственного управления, система органов государственной...
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного...

Общая характеристика государственной власти iconПриоритеты государственной библиотечной политики в РФ вопросы для дискуссии
Общая характеристика направления и приоритетов федеральной библиотечной политики

Общая характеристика государственной власти iconЛекция Стебель Общая характеристика стебля
Общая характеристика стебля. Стеблем называют осевую часть побега, несущую на себе листья, почки, цветы и плоды. Основные функции...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов