Скачать 83.13 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный лингвистический университет Кафедра БЖД и ОМЗ Доклад (сообщение) Тема: Политическая безопасность Выполнила: Студентка уч. группы 0-1-34 1 курса факультета ГПН Косарева Н.В. Проверил: Профессор Силуков М.А. Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу первостепенных основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение людей в сообщества, государства, предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность всего населения Земли. В Российской Федерации, также как и во всем мире, проблемы обеспечения безопасности государства, социума и отдельных личностей все больше выходят на первый план в государственной политике. Трагические события, произошедшие с огромными разрушениями и массовыми жертвами в Москве и Буйнакске, Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде, заставляют повышать степень готовности государственной власти и социумов защищаться от современных угроз, опасностей и вызовов, зачастую носящих политический характер. Действительно, экстремизм и терроризм, наркотрафики и незаконная торговля оружием, распространение оружия массового поражения — все это напрямую угрожает стабильности социумов и их политических систем. Одновременно с этим новые угрозы проверяют прочность и эффективность государственной власти, политических и общественных структур, выявляют возможность и адекватность их реагирования на опасные процессы и явления. Под политической безопасностью мы понимаем совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства, а также превратить политику из созидательно-конструктивной в разрушительную, источник бед и несчастий для людей, страны. Базовый закон «О безопасности» (1992 года) формально установил равенство трех основных видов безопасности: личности, общества и государства. Однако отечественная практика убедительно свидетельствует о том, что государственная власть традиционно имеет значительное преимущество перед другими политическими субъектами и участниками в обеспечении собственной безопасности. Именно государственная власть инициирует и принимает доктринальные документы и формирует правовую систему обеспечения всех видов безопасности, в том числе и безопасности политической. Важнейшая роль в структуре политической безопасности принадлежит государственной безопасности, но только ею не исчерпывается. Общественная безопасность и безопасность личности в современных условиях также занимают определенное и полноправное место в политической безопасности. Однако их значение для государственной политики обеспечения безопасности значительно варьируется в зависимости от характера политического режима. В широком смысле политическая безопасность является характеристикой совокупности государственной, общественной безопасности и безопасности личности. Ключевую роль в обеспечении политической безопасности любого общества играют политическая элита, высшие органы государственной власти, а также силовые структуры (спецслужбы) государства, которые являются первичными субъектами ее обеспечения. При этом важно, чтобы в процесс обеспечения политической безопасности были вовлечены (на правовой основе) общественные организации и в целом гражданское общество. Обеспечить эффективное поступательное развитие современного социума и надежно гарантировать устойчивость политической системы общества возможно только совместными и согласованными усилиями государственные и гражданские структуры. Сила и эффективность любой политической власти в XXI веке оценивается уже не столько количеством и мощью репрессивного аппарата, сколько богатством и степенью распространения технологий отношений с общественностью, современных технологий и методик социального контроля (пиар-технологиий и связей с общественностью). Большую нагрузку в процессе обеспечения политической безопасности выполняют силовые структуры (спецслужбы), которые особыми методами своей работы, в том числе и агентурными, собирают необходимую информацию и своевременно предоставляют ее политическому руководству государства. Именно оперативная (и другая тоже) информация спецслужб зачастую служит основанием для своевременного принятия тех или иных социально значимых политических решений. Проблема же заключается в том, насколько политическое руководство заинтересовано в получении такой информации и насколько оно доверяет ей. Обеспечение политической безопасности связано с социальным контролем масс и политическим сыском. Оба этих социально-политических института обеспечения политической безопасности активно использовались государственной властью на протяжении столетий. Аналогичным образом действовала ранее и действует в настоящее время и современная государственная власть в Российской Федерации. В последние годы социальный контроль масс и политический сыск анализируются наукой и стали объектом пристального исследовательского внимания ученых, средств массовой информации и общественности. Социальный контроль масс осуществляется в виде общественных связей. Эти общественные связи являются необходимым средством в процессе регулирования отношений между политической властью и обществом во всех сферах человеческой деятельности. Политический сыск рассматривается как социальный институт, предназначенный для выявления и нейтрализации лиц, групп и организаций, для которых существующая власть является предметом низвержения, а также для пресечения их активности, когда они борются с политической властью. К функциям политического сыска относятся также изучение настроений и мнений, как элиты общества, так и широких кругов населения. Сама деятельность спецслужб, кроме позитивного содержания, может приводить в определенных условиях и к негативным последствиям для политической безопасности. Поэтому проблема гражданского (общественно-политического) контроля над деятельностью спецслужб является важной теоретической проблемой и практической задачей современной политики. Процесс формирования российской модели обеспечения политической безопасности в настоящее время продолжается. Политическая безопасность (включающая в себя общественную и государственную безопасности) наряду с национальной обороной является основным приоритетом национальной безопасности Российской Федерации. Это одно из положений раздела 3. « Национальные интересы РФ и национальные приоритеты» Указа Президента №537 от 12 мая 2009 года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020года». Этот документ стал следующим после базового закона « О безопасности « 1992,отвечающий современным изменениям на мировой политической арене и роли России. В пункте 1 « Общие положения « говориться: 1. Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. 2. ^ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Этот Указ является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. «Стратегия» является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства, т. е. обеспечения политической безопасности. ^ обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной (т.е. политической безопасности) в Указе названа защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. ^ государственной политики в сфере обеспечения политической безопасности на долгосрочную перспективу должны стать: - усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков - совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, - повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом - расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: - совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти - реализуется Национальный план противодействия коррупции - развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм - создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов - формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника - развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности - укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения - повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Политическая безопасность является гарантом жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать их материальные и духовные ценности. В силу этого политическая безопасность взаимоувязана с таким свойством политической системы как «политическая стабильность». В основе политической безопасности лежат политические интересы и ценности, т. к. именно они направляют политическую активность субъектов политики, формируя цели политической деятельности. Они определяются не какими-то прирожденными качествами, а особенностями геополитического положения страны, ее обеспеченностью ресурсами, населением и его национальной и расовой структурой, уровнем социально-экономического развития, наличием внешних и внутренних угроз, государственным устройством, уровнем ее социально-экономического развития, политической культурой, в которой сублимирован и спрессован весь ее опыт. Литература: 1.Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года Указ президента № 537 от 12 мая 2009 года. 2.Грищенко Д.Ю. кпн « Политическая безопасность современного Российского государства: состояние и механизм обеспечения», 2008г 3. Кротов Д. «Политическая безопасность России-государства русских.2012. |
![]() | Учебным планом изучения дисциплины предусматривается такой вид работы студента, как доклад или сообщение. Мможно сделать 1 доклад... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный... |
![]() | Политическая система представляет собой одну из подсистем совокупной общественной системы,занимает в нем особое место. Это обусловлено... | ![]() | Основные принципы внешней политики Российской Федерации в современном мире. Роль молодёжных организаций в их реализации |
![]() | Безопасность как одна из основных потребностей человека в современном мире. Понятие «безопасность». Системы безопасности (экологическая,... | ![]() | Тема Политическая теория марксизма а место учения К. Маркса о диктатуре пролетариата в политической |
![]() | В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой... | ![]() | Сообщение содержит 4096 символов. Объем сообщения при использовании равномерного кода составил 1/512 Мбайт. Мощность алфавита, с... |
![]() | Крупные государства формируют системы геополитического могущества международного характера (региональные или глобальные) | ![]() | Социальная стратификация и политическая дифференциация населения. Политические интересы |