Скачать 296.83 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет» Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Основы менеджмента. История менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Омск – 2007 Составители: Корнейчук Т.П., ст. преподаватель, Коберник Е.Г., ассистент Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета. ![]() ![]() ![]() Введение Переход к основам рыночной экономики в России определил необходимость преобразований в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения энергичных и подготовленных специалистов. Важнейшим аспектом конструктивной направленности освоения инструментария современного менеджмента, приобретения новых навыков экономической и организационной диагностики состояния предприятия, финансового анализа и принятия экономически обоснованных управленческих решений является самостоятельная работа студентов. Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, возможна на основе повышения роли самостоятельной работы студентов в освоении курсов образовательного стандарта и в научно-исследовательской работе. Курсовая работа является составной частью учебно-научного процесса. Она преследует основные взаимосвязанные цели: научить студента владеть методикой самостоятельного научного исследования; закрепить и углубить полученные знания по специальности; выработать навыки их применения в решении конкретных учебно-научных проблем и практической работе после окончания вуза. В методических рекомендациях последовательно изложены основные этапы выполнения научной работы, требования, предъявляемые к курсовым работам. Методические рекомендации составлены в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 – «Менеджмент организации». ^ Цели курсовой работы - более углубленное изучение курса, расширение профессионального кругозора студентов, а также приобретение и развитие навыков самостоятельной работы над теоретическими вопросами. Центральным моментом является положение об общей для всех студентов задаче курсового работы: разработать концепцию системы управления и обосновать ее эффективность для развития организации (предприятия). Сформулированная таким образом задача - это комплексная проблема, в процессе решения которой, стоит повторить, используя практически все знания, полученные в лекционном курсе, на семинарах и в процессе индивидуальной работы над темой. ^ Научная работа состоит из следующих структурных частей: введение, основная часть, заключение, список источников и литературы, приложение, список сокращений (если необходим). При оформлении научной работы обязательными являются: титульный лист и оглавление. Краткое описание содержания каждого раздела должно дать представление о комплексности данной разработки и о ее обучающей результативности. Во введении сжато обосновывается актуальность темы, показывается значение решения поставленных задач для развития народного хозяйства Российской Федерации в условиях осуществления рыночных преобразований; кратко освещаются состояние проблемы и ситуация, в которой она решается; раскрываются методы и последовательность разработки концепции системы управления, приводятся источники информационного обеспечения курсовой работы. Основная часть включает пять разделов: обоснование выбора объекта управления; его миссия и ключевые цели; формулирование стратегии развития объекта управления; предложение по формированию системы управления, которая должна обеспечить реализацию этой стратегии (обязательными элементами здесь являются предложений по функциональному содержанию, процессам и методам принятия управленческих решений, по изменениям в структуре и кадрах управления); аргументация эффективности предлагаемой системы управления. В разделе «Обоснование выбора объекта управления» излагаются главные мотивы рассмотрения конкретной организации, в связи с чем развертывается её характеристика. В последней в первую очередь рекомендуется выделить следующие моменты: 1. Вид деятельности организации: производимая продукция, оказываемые услуги, отраслевая принадлежность, границы распространения (региональная, национальная, межгосударственная). 2. История создания и развития объекта: время образования, основные вехи развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно правовой формы и т.д.). 3. Масштабы деятельности: объемные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах «крупное», «среднее» или «малое» предприятие), значение и роль организации в отрасли, регионе, стране, в международном разделении труда. . 4. Организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ), законодательная основа функционирования. 5. Территориальное размещение – указание территории (или нескольких территорий), на которой расположены подразделения объекта. 6. Современное состояние объекта, позволяющее получить представление об условиях его функционирования, проблемах и намерениях (или заданиях) руководства по дальнейшему развитию. Разработка концепции управления выбранным объектом начинается с установления и формулирования в соответствующем разделе курсовой его миссии и ключевых целей. Следует исходить из того, что миссия – это понятие, приоритетное по отношению ко всем остальным целям организации и отражающее направленность ее работы путем декларирования принципов, заявлений и действительных намерений руководства. При формулировании миссии рекомендуется давать ее широкую трактовку, включающую не только описание предоставляемых услуг или производимой продукции, но и указание на социальную значимость организации для общества и работающих в ней людей. Характеризуемая миссия, обязательно должна быть сверена с миссией той системы, составной частью которой является выбранный объект. Эго позволяет обоснованно подойти к определению ключевых целей организации, реализуя которые последняя претворяет в жизнь свою миссию. Ключевые цели включают общую цель организации, а также цели входящих в нее структурных подразделений и функциональных подсистем. В разделе «Выбор и обоснование стратегии развития организации» можно выделить два направления разработки: анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить возможности развития организации и соответствующие угрозы, се сильные и слабые стороны; формулировку стратегии развития и ее обоснование. Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на положение организации. Он включает, во-первых, короткий, но обстоятельный аналитический обзор экономической ситуации в стране и отрасли, тенденций развития и состояния рынка продукции или услуг, дополненный изучением социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и платежеспособный спрос населения на товары или услуги, предоставляемые предприятием. Во-вторых – рассмотрение таких внешних по отношению к объекту факторов, как экономическая политика, система и масштабы государственного регулирования, политика местных органов власти. B-третьих – изучение инфраструктуры в се производственной и непроизводственной составляющих (это связано с тем, что судьба каждой организации во многом определяется состоянием транспортной системы, средств связи, коммунального хозяйства и строительного комплекса, степенью развитости таких элементов инфраструктуры рыночной экономики, как банки, страховые агентства, консультационные фирмы и т.п.). В-четвертых, – оценку тенденций развития техники и технологии в изучаемой области; обработку данных об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках, в уровне образования и распределении доходов; характеристику потенциала и направленности общественных движений по защите окружающей среды, потребителей и различных общественных образований. При анализе внешних факторов прямого воздействия рекомендуется обратить внимание на: а) поставщиков (их количество, качество и регулярность поставок, цены, другие условия); б) потребителей (категории, рынки, ассортимент, предпочтения, изменение вкусов и требований); в) конкурентов (состояние, возможность появления новых конкурентов или новых стратегий и программ у действующих, барьеры на пути выхода на рынки и возможности изменения сложившейся практики конкурентных отношений); г) акционеров (здесь особенно важно установить долю так называемых внешних акционеров, их интересы, приоритеты и ожидания). Факторы внутренней среды рекомендуется анализировать в разрезе таких се составляющих, как структура, ресурсы и культура организации. Рассмотрение структуры организации включает характеристику ее производственных подразделений (в аспектах организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.п.) и существующей в ней организационной структуры управления (с позиций построения последней, уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей, технологии процесса принятия решений и т.д.). Изучение ресурсов организации важно нацелить на выявление возможностей или ограничение ее дальнейшего роста. Нужна оценка всех видов используемых организацией ресурсов: трудовых (здесь первостепенна оценка ее менеджмента – компетентности и способности работников системы управления успешно реализовать стратегию развития); материальных (зданий, сооружений, оборудования, материалов и пр.); финансовых (учитываются не только наличные финансовые ресурсы, но и привлекаемые средства, необходимые для стратегического развития); позиционных (определяются позиция, которую компания занимает на соответствующем рынке, и ее репутация в отрасли или регионе). Характеристика культуры организации, обязательная для выбора и обоснования стратегии, должна дать представление об организационных ценностях, об участии работающих в принятии решений, об отношениях между членами организации и их готовности к переменам. Результаты_ анализа факторов внешней и внутренней среды, представленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат основой для раскрытия возможностей этого развития и угрозы ему со стороны окружающей среды, выявления сильных и слабых сторон данной конкретной организации. В курсовой работе рекомендуется применять SWOT –это и есть алгоритм изучения сильных (Strength) и слабых (Weakness) сторон организации, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны окружения. Соответствующий анализ позволяет определить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития организации. Задача разработчика стратегии состоит в том, чтобы определить эти альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность задачи выбора и обоснования стратегии развития объекта. Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять ее долгосрочную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть направленной на воплощение ее миссии. Она служит основой для детальной разработки и постановки стратегических целей каждой функциональной сферы управления предприятием: маркетинга, производства, персонала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, ее практической реализации. Раздел «Предложения по формированию системы управления объектом» включает следующие разработки: 1) построение «дерева решений» стратегии развития и установление стратегических целей по каждой функциональной подсистеме; 2) моделирование процессов принятия решений; 3) обоснование изменений в структуре управления (или принципиально новой организационной структуры); 4) подготовку предложений по работе с управленческими кадрами в аспекте обеспечения заинтересованности всех работающих в реализации стратегии развития организации. «Дерево решений» стратегии организации рекомендуется формировать в виде графа, ветви которого отражают основные направления работ по реализации стратегии. Например, если стратегия развития нацелена на рост производства и повышение качества продукции, то в декомпозиции следует выделить каждое из этих направлений: одна ветвь дерева будет характеризовать мероприятия, обеспечивающие рост, вторая – уровень качества. В результате такого подхода (опыт курсового проектирования показывает, что обычно при декомпозиции выделяются 3-4 уровня) создается довольно полная картина тех конкретных и адресных задач, которые необходимо решать в процессе реализации стратегии. Это является хорошей базой для формирования стратегических целей по функциональным подсистемам управления (маркетингу, производству, инновациям и т.д.). Следующий шаг – моделирование процессов принятия решений. В его основе лежит структурирование задач дерева решений по трем классам: сильно структурированные, слабь структурированные и неструктурированные. Для каждого из них предлагается своя модель принятия решений, возможности которой иллюстрируются на примере одной задачи (выбранной разработчиком по своему усмотрению). Намечаемые изменения в организационной структуре прямо вытекают из принятых в соответствии с вышесказанным решений, поэтому разработчик должен четко сформулировать все факторы, которые вызывают необходимость таких преобразований. Введение новых звеньев, изменение числа уровней и характера связей в структуре управления организации необходимо обосновать, показав направленность этих мер на достижение целей стратегии. Для вновь введенных звеньев рекомендуется установить те новые функции, которые непосредственно вытекают из стратегических цепей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем. Завершающим аккордом является разработка предложений по организации и оплате труда работников системы управления, способствующих реализации намеченных целей развития. Здесь уместно рассмотреть принципы приема и расстановки управленческих кадров, организации и оплаты их труда, подготовки и переподготовки, демократизации и социализации отношений внутри организации, а также расширения степени участия работников в принятии решений, имеющих стратегическое значении для организации. Мероприятия по реализации стратегии организации и эффективность их проведения Таблица 1
В разделе «Эффективность концепций системы управления» необходимо обосновать целесообразность предложенной разработки и направления ее реализации, которые позволяют повысить эффективность организации. Рекомендуется составить и заполнить таблицу, указав по каждому мероприятию методы реализации, целевую направленность и эффект от его проведения (см. табл. 1). Анализ (в нашем случае он носит логический характер) третьего и четвертого столбцов данной таблицы позволяет сделать общий вывод об интегральном воздействии всех мероприятий разработанной концепции системы управления на эффективное развитие организации. Работа завершается заключением и перечнем использованных источников. Заключение, которое является самостоятельной частью научной работы, не должно содержать пересказ содержания исследования или повтор выводов, которые были сделаны в главах. В заключении подводятся основные итоги разработки и намечаются возможные пути дальнейшего совершенствования системы управления организацией при достижении ею намеченных стратегией рубежей развития. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов, а выводы должны логически вытекать из основного текста работы. При составлении списка использованных источников желательно указывать не только авторов и названия работ, но и те разделы, параграфы или части текста, которые были использованы при написании курсовой. Как правило, при разработке задействуется 6-8 источников; в обязательном порядке привлекаются законодательные акты и другие официальные документы, регулирующие деятельность в той сфере, где функционирует объект управления. Приложения могут быть выполнены в виде таблиц, рисунков, графиков, ксерокопий документов и т.д. В приложении надо указать, на основе каких источников оно составлено. Но данный раздел работы не является обязательным. В работу может быть включен список сокращений, в котором должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения – наименования учреждений и структурных подразделений, понятий, аббревиатуры и т.д. ^ Курсовая работа представляется в виде текста, набранного на компьютере. Общий объем курсовой работы – 23-25 страниц, что обеспечивает возможность четкого изложения всех разделов концепции и соответствует современным требованиям к управленческим документам. Курсовая работа выполняется на бумаге стандарта А4 на одной стороне листа. Каждая страница работы должна иметь поля (см. приложение 3). На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты: наименование Федерального агентства образования, университета, факультета, кафедры, название работы, сведения об авторе, научном руководителе, месте (город) и год написания работы (см. приложение 1). Титульный лист не нумеруется. Оглавление отражает содержание и структуру работы и помещается вслед за титульным листом. В оглавлении указываются: введение, названия всех глав и подглав, список источников и литературы, приложения. Названию каждой главы (раздела) работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте, при этом слово «страница» опускается. Страница оглавления также не нумеруется. Оформление оглавления – см. приложение 2. Нумерация страниц курсовой работы начинается с введения, на которой проставляется цифра «3». Все последующие страницы работы, начиная с введения и завершая списком источников литературы, без пропусков и повторений нумеруется по порядку: 4,5,6… Номер страницы ставится в центре верхнего поля листа. Приложения в общем объеме листажа не учитываются. Количество их нормативно не ограничивается и определяется автором исходя из задач работы. Страницы, на которых выполнены приложения, нумеруются. Приложениям присваиваются номера. Курсовую работу рекомендуется вначале выполнять в черновом варианте. Затем, обсудив его с научным руководителем, устранив замечания, оформляется чистовой вариант. Однако, в любом варианте работа должна быть написана строго научным языком, не должна иметь грамматических, стилистических, пунктуационных ошибок и опечаток. При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
Ссылочные данные на литературу и источники оформляются в виде подстрочных библиографических ссылок на каждой странице (см. приложение 4). Ссылки нумеруются постранично. ^ списка использованных источников и литературы Источники и литература, использованные в научной работе прямо или косвенно, группируются по следующим разделам:
1.1. Опубликованные 1.2. Неопубликованные
В состав опубликованных источников входят: 1) Законодательные нормативные акты Российской Федерации. Систематизация этих материалов должна проводиться по их значимости:
а внутри каждой выделенной группы по хронологии. 2) Нормативно-методические документы: стандарты, технические условия, методические рекомендации, технико-экономические нормативы и нормы, прейскуранты, патентные документы, перечни, инструкции и др. Располагаются они в пределах каждой группы по времени издания. Опубликованные сборники документов располагаются по алфавиту изданий. Материал, который заносится в раздел «Опубликованные источники» обязательно согласовывается с научным руководителем. ^ В состав неопубликованных источников могут быть включены: положения об учреждениях и структурных подразделениях, уставы фирм и организаций, различного рода инструкции. В список источников следует включить адреса сайтов сети Internet, которые были использованы в ходе сбора информации. Литература в разделе «Исследования» располагается в алфавитном порядке фамилий авторов и названий работ. Не следует отделять книги от статей. Работы одного автора располагаются в алфавите названий. Издания на иностранных языках помещаются после работ на русском языке. В список включаются не только цитируемые работы, а также и те, что изучались, но не упоминались в тексте. Библиографическое описание проводится в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок». Описание книг Сведения для описания книг берутся с титульного листа. ^ Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие/ Е.Е. Вершигора. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 283 с. Книга двух авторов: Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с. Книга трех и более авторов описываются под заглавием: Управление организацией: Учебник / Под. Ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с. – (Серия «Высшее образование»). ^ В списках литературы, кроме книг, всегда приводятся статьи из газет, журналов, сборников, произведений из собраний сочинений. Описание материалов, которые являются частью издания, называются аналитическими. Аналитическое описание предполагает в своем составе две части. Первая включает сведения о статье (главе, части, параграфе), вторая – об издании, в котором она опубликована. Они разделяются знаком //. Статьи из журналов: Соловьев Э.К. Имидж делового человека/ Э.К. Соловьев// Управление персоналом. – 2000. – № 6. – С. 35-37. Статьи из сборников: Баева Е.А., Коберник Е.Г. Формирование экономико-статистических показателей для управления деятельностью корпорации/ Е.А. Баева, Е.Г. Коберник// Двенадцатые «Апрельские экономические чтения»: сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. «Экономика. Образование»/Омский гос. ун-т. – Омск, 2007. – С. 6-9. Статьи из газет: Александрова М. Оплата труда работников предприятий / М. Александрова // Труд. – 2007. – 25 марта. – С. 6. Нормативные документы: Конституция Российской Федерации: Принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. – Екатеринбург: Уралюриздат, 2002.- 47 с. О Федеральном казначействе: Постановление правительства Рос. Федерации от 1 дек. 2004 г. №703// Российская газете. – 2004. – 8 дек. – С. 10. Пример оформления списка использованных источников и литературы – см. приложение 5. Этапы выполнения курсовой работы Научная работа студента включает следующие этапы:
Защита курсовой работы и критерии ее оценки Курсовая работа должна быть защищена до начала зачетной недели. Защиту курсовой работы проводит комиссия, составленная из преподавателей кафедры. Защита курсовой работы представляет собой следующую процедуру:
Комиссия, оценивая курсовую работу, руководствуется в совокупности следующими критериями:
Приложение 1 шрифт 8^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ шрифт 12 ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ шрифт 14 ^ Кафедра «Менеджмент» шрифт 20 КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ заглавные УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ буквы __________________________________ ^ шрифт 14 Курсовая работа студента курса ______________ группы _______ Фамилия И.О. Научный руководитель ученая степень, ученое звание Фамилия И.О. Омск год Приложение 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 |
![]() | Основы 3d-моделирования. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 261400. 62 / Сост. Конягина... | ![]() | Современными организациями перерабатывающей отрасли невозможно эффективно управлять без глубоких знаний теории и практики менеджмента.... |
![]() | Лукьяненко О. В. Бухгалтерский управленческий учёт: методические указания и задания к выполнению курсовой работы для студентов специальности... | ![]() | Написание курсовой работы по дисциплине Экономика предприятия важнейший элемент учебного процесса. Подготовка и защита курсовой работы... |
![]() | Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела | ![]() | Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление... |
![]() | Подготовлено на кафедре экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве | ![]() | Методические указания предназначены для студентов изучающих дисциплину «Экономика отрасли» |
![]() | Методические указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Маркетинг» ивыполняющих, согласно учебному плану, курсовую... | ![]() | Цель курсовой работы – ознакомление студента и закрепление теоретических и практических компонентов учебного курса, результатом которого... |