Скачать 116.91 Kb.
|
Лекция 14 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
1. Налоги: сущность и функции. Налоговые ставки и их виды. Налоги – это обязательные платежи, производимые в доход государства юридическими (предприятия и организации) и физическими (население) лицами. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях: 1.Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. 2. Перераспределительная функция заключается в перераспределении денежных средств в экономике. 3. Экономическая функция состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство. Налоги могут играть стимулирующую, ограничительную и контролирующую роль. ^ – это тот, кто обязан платить налог. Объект налогообложения – это то, что облагается налогом (заработная плата, прибыль, недвижимость). Ставка налога – это величина налога на единицу обложения. ^
По форме взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются государством на доходы и имущество налогоплательщиков. Представляют собой прямой вычет из дохода налогоплательщиков (например, подоходный налог, налоги на недвижимость). Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам на товары и услуги. Они непосредственно не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). К ![]() Рис. 1 К – налоговая ставка на доходы; R – общая сумма налоговых поступлений; К1 – ставка налогов, обеспечивающая максимальные налоговые поступления в бюджет. Из графика видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до некоторого оптимального значения К1 происходит увеличение размера налоговых поступлений в бюджет. Дальнейший рост налоговой ставки подрывает налоговую базу, приводит к бегству капитала из страны, росту теневого сектора, что приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. По мнению Лаффера, оптимальной величиной К1 является налоговая ставка порядка 35-40%. Эта концепция была использована при проведении налоговых реформ в США и России, приведших к понижению налоговых ставок. ^ государственный долг. Главную роль в финансовой системе играет государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой систему отношений между государством, с одной стороны, и населением и предприятиями, с другой стороны, по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. После утверждения государственный бюджет становится законом. В основу построения госбюджета положены следующие принципы:
Государственный бюджет призван выполнять следующие функции:
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета формируются за счет:
Расходная часть определяет направления использования государственных средств:
Государственный бюджет является сбалансированным при равенстве доходов и расходов государства. Та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, составляют бюджетный дефицит. Причинами бюджетного дефицита могут быть: спад общественного производства, эмиссия ничем не обеспеченных денег, непроизводительные расходы государства и т.д. Различают структурный и циклический дефициты. Структурные сдвиги в бюджете происходят в результате изменений в системе налогообложения и государственных расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако при исполнении бюджета реальный дефицит оказывается, как правило, больше структурного. Основной причиной этого является характерная для рыночной экономики цикличность развития. Спад производства приводит к тому, что доходы предпринимателей и населения сокращаются. Следствием этого является уменьшение налоговых поступлений в госбюджет. В то же время расходы из бюджета увеличиваются, так как растут выплаты по безработице и другим социальным программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит бюджета. Важно, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% национального производства. Если реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Существует несколько способов погашения бюджетного дефицита:
Можно выделить три основные концепции регулирования государственного бюджета:
Бюджетный дефицит порождает государственный долг.^ . Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков). Различают внутренний долг и внешний. ^ Основной проблемой является обслуживание долга. Внешний долг возникает в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, а также в связи с продажей государственных ценных бумаг иностранным лицам и государствам. Последствия внешнего долга являются более тяжелыми для страны, чем последствия внутреннего. Нация вынуждена отдавать другим странам товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых займов. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем:
Рефинансирование – это выпуск новых займов государственных ценных бумаг, дохода от которых направляются на погашение старых займов. Конверсия – это изменение условий займа или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. Консолидация – это изменение сроков погашения займа, когда краткосрочные обязательства консолидируются в средне- и долгосрочные. ^ Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса, посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов. ^ относят стимулирование экономического роста, стабилизацию экономики, обеспечение полной занятости. Воздействие государственных расходов на совокупный спрос можно проанализировать графически. На оси абсцисс отложим величину ВВП, на оси ординат – совокупные расходы. Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем производства и занятость. На рис. 13 показано, что увеличение государственных расходов на величину ∆G привело экономику в новую точку равновесия E2 и обеспечило рост общественного производства до значения Y2. Государственные расходы, так же как и инвестиции, приводят в действие мультипликационный эффект. Следовательно, можно записать, что ∆Y = kg ∆G где ∆Y - прирост общественного производства; ∆G - прирост государственных расходов; kg - мультипликатор государственных расходов. ![]() ^ Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле: kg = 1/ (1 – MPC), где MPC- предельная склонность к потреблению. Другой составляющей фискальной политики являются налоги. Изменение налогов также приводит к мультипликационному эффекту, причем при увеличении налогов размер общественного производства сокращается. Однако налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на совокупный спрос, чем мультипликатор государственных расходов. В фискальной политике существует понятие так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета, которое показывает, что если госрасходы и налоги увеличиваются на определенную величину, то равновесный уровень национального продукта тоже увеличится на ту же самую величину. Мы можем записать, что ∆Y = kT∆T, где ∆Т – изменение налогов; kT – налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор рассчитывается по формуле: kT = - MPC(1 – MPC). Различают две формы фискальной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую). ^ . Правительство принимает соответствующие законы об изменении налоговых ставок, введении налоговых льгот и новых налогов, о направлении использования бюджетных средств и т.д. На фазе спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику: снижает налоговые ставки, увеличивает свои расходы. Данные меры увеличивают совокупный спрос и способствуют более быстрому выходу из кризиса. На фазе подъема правительство осуществляет сдерживающую фискальную политику: увеличивает налоговые ставки и уменьшает свои расходы, стремясь не допустить перегрева экономики. ^ Речь идет о встроенных стабилизаторах, которые работают в режиме саморегулирования и независимы от принимаемых правительством решений. Они реагируют на изменение ситуации в экономике. Встроенные стабилизаторы уменьшают колебания цикла, играют роль амортизаторов и таким образом способствуют более «плавному» развитию экономики. К их числу относят:
Выработка оптимальной фискальной политики государства – задача довольно сложная. Во-первых, существует временной лаг между принятием фискальной политики и ее первыми результатами. Он составляет, по разным оценкам, от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому программы, принятые правительством на одной фазе цикла (например, во время спада) могут начать действовать на противоположной фазе и приведут лишь к углублению циклических колебаний. Во-вторых, эффективность фискальной политики снижается из-за противоречий между политическими и экономическими интересами. Стремление к политической ренте заставляет принимать неадекватные экономические решения. В-третьих, при проведении фискальной политики наблюдается эффект вытеснения. Государство, стремясь получить необходимые средства, выступает конкурентом частным инвесторам на рынке ценных бумаг. Увеличение спроса на временно свободные денежные средства населения приводит к росту процентной ставки и, следовательно, к сокращению частных инвестиций. Ожидаемого роста общественного производства может вследствие этого и не произойти. Вопросы к семинарскому занятию:
В чем состоят основные проблемы фискальной политики государства? |
![]() | ... | ![]() | Высокий ур-нь занятости насел-ия Стабильн ур-нь цен Достиж-ие эффективности пр-ва Справедливое распределение доходов Поддержание... |
![]() | Какова была финансовая политика в период нэпа? Финансовая реформа Г. Сокольникова | ![]() | В современных условиях одной из наиболее важных, сложных и до конца непознанных, остается система управления финансовыми отношениями... |
![]() | Государственный бюджет: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета | ![]() | Информационная политика государства предполагает регулирование рынка информационной продукции и услуг. В мировой практике сложились... |
![]() | ![]() | Содержание бюджета как экономической категории, его роль в регулировании социально-экономических процессов | |
![]() | Наименование дисциплин, включаемых в Программу итоговой государственной аттестации | ![]() | Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств |