Святитель Амвросий, епископ Медиоланский




Скачать 68.07 Kb.
НазваниеСвятитель Амвросий, епископ Медиоланский
Дата публикации24.02.2014
Размер68.07 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи . Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г.1 После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!"

Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов2, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана. Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана3.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи.

Творения.
^

Догматические:

О вере, О покаянии, О таинствах, О священнодействиях, Толкование Символа веры для готовящихся [к Крещению].


Экзегетические:

Шестоднев, О рае, О Ное и ковчеге, О Каине и Авеле, Об Аврааме, О благе смерти, Об Илии и посте, О Товии, О патриархах, О бегстве от мира.

Нравственно-аскетические:

Об обязанностях священнослужителей, О девах, О вдовах, О девстве, О наставлении деве, Увещание к девству, О падении посвященной девы.

Письма4.

Триадология.

По учению А., Бог есть самобытная и вечная Сущность. Он - высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо. Он все проницает, но Сам никак не проницаем. Присутствуя одновременно повсюду, Бог тем не менее всюду остается целым. По отношению к миру Бог есть его Творец, Правитель, Господь и Спаситель.

А. всю свою жизнь боролся с арианством и защищал никейскую веру в единосущие Отца и Сына. Бог Отец есть источник и начало Божественной сущности. Но не менее важным свойством Отца является способность рождать Сына.

Бог Сын, по А., есть Отчее Слово, Образ Божий, Божия Сила и Премудрость, Сияние Славы Отца, без Которых Бог Отец не существовал ни одного мгновения. Кроме того, если бы Сына когда-то не было, то в Боге тогда не было бы «полноты Божественного совершенства». Далее, рождение Сына отлично от творения мира, ибо рождение - действие естества, а не воли: «В предвечном рождении [Сына] нет ни желания, ни нежелания. Единственное5, что Сын не может отразить в своем бытии,- это нерожденность и исходное положение Бога Отца».

Бог Св. Дух так же вечно исходит от Отца, подобно реке из источника как Сын вечно рождается от Него. В вопросе исхождения Св. Духа у А., как и у многих богословов того времени (Лактанция, свт. Илария Пиктавийского, блж. Августина и др.), нет полной ясности: иногда он говорит также, что Св. Дух исходит от Отца и Сына (a Patre et Filio) или из Сына (ex Filio ).

А., так же как и свт. Василий Великий, утверждает, что христианство исповедует учение о Триедином Боге6. Если множество людей едины по общей для них человеческой сущности, то бесконечно более Отец, Сын и Св. Дух едины по Божеству, в Котором не может быть никакого различия ни в сущности, ни в воле. У Лиц Св. Троицы единые сущность, воля, сила, действие, слава и имя. Поэтому Св. Троица - это не три Бога, но единый Бог.

Сотериология

Учение А. о спасении носит на себе следы как вост., так и зап. Традиций. Спаситель Своими страданиями и смертью отдал Себя в залог Диаволу. В сотериологии А. нашло отражение понимание крестной смерти Спасителя как умилостивительной жертвы Богу за грех Адама и грехи всех людей. Влияние иной традиции можно увидеть в учении А. о том, что смерть Христова явилась удовлетворением разгневанному Богу за грехи человечества, над к-рым тяготел вынесенный в раю справедливый Божественный приговор. Как и свт. Афанасий Великий, А. полагает, что этот приговор не мог быть просто отменен, ибо это не соответствовало бы правде Божией. Человеку открылся путь не только в потерянный рай, но на самое Небо, к обожению. А. разрабатывает учение о «блаженной вине» Адама. В результате грехопадения все человечество оказалось в бедственном положении, из к-рого своими силами оно выйти уже не могло. Искупительный подвиг Христа А. рассматривает не просто как перемену внешних отношений Бога и человека, но как внутреннее религиозно-нравственное перерождение греховной природы человека

Экклезиология

В предведении Божием Церковь вечно существует как единая, но в истории она разделяется на Церковь небесную и Церковь земную. В своем таинственном, духовном, аспекте Церковь есть прежде всего Тело Христово. Крещение - это таинство возрождения, в к-ром благодать Св. Духа избавляет человека от вины. В водах Крещения человек умирает для мира и для греха и воскресает для вечной жизни и для Бога Миропомазание означает помазание духовной благодатью на Царство Божие и священство; оно есть духовная печать, означающая дар Св. Духа. Евхаристия есть небесная трапеза, таинство плоти Христовой, хлеб жизни, духовная пища нетления для наших душ и сердец. В ней хлеб и вино, к-рые освящаются словами Господа, произносимыми священником, изменяют свою природу и становятся Телом и Кровью Христовыми, рожденными от Девы Марии в учении А. о Евхаристии не упоминается эпиклеза и не рассматривается пневматологическая сторона таинства, к-рая, однако, ясно выражена в рассмотрении А. таинств Крещения и Миропомазания7. Церковь не должна отлучать от общения впавших в прегрешения, но должна врачевать их в таинстве Покаянии. Однако спасение человека, с т. зр. А., зависит не столько от его заслуг, сколько совершается даром, в силу Божественного предопределения. Поэтому главное место в спасении занимает вера Человеческую свободу и Божественное предопределение А. пытается согласовать, утверждая, что Бог предвидит заслуги каждого человека и в соответствии с этим предвидением разделяет награды.

Этика

Содержание благоразумия «состоит, главным образом, не в практической житейской мудрости или умении жить, а в мудрости евангельской, в познании Бога - Творца вселенной». Для А. основанием, на к-ром утверждается справедливость, служит вера во Христа, в Воплощение Правды. Справедливость нужно проявлять ко всем, всегда и везде - и во время войны, и во время мира. В делах благотворительности рекомендуется сообразовываться со степенью близости: в первую очередь помощь необходимо оказывать родителям, родственникам, единоверцам и т. д. Благотворительность необходимо оказывать с учетом внутреннего достоинства нуждающихся и со степенью их действительной нужды: помощи заслуживают те, к-рые употребят ее с пользой, для достижения добрых целей. Благотворительность рассматривается как полезное дело для самого благотворящего: она помогает ему приобрести друзей, снискать симпатии народа.

Умеренность (или воздержание) - А. полагает в сохранении порядка в жизни вообще и сохранении меры в отдельных вещах. В ряду предписаний, необходимых для нравственного совершенствования, А. важное место отводит посту. Брак А. не отвергает, но жизнь девственную предпочитает. Подобно посту, девственная жизнь имеет происхождение небесное. Однако и брак для А. есть явление вполне нравственное. Избравший супружество не должен порицать девственника, и наоборот. Весьма строг А. в вопросе об одежде мужчин и женщин8. К греч. обычаю, позволявшему пользоваться одеждой иного пола, он относится отрицательно, ссылаясь на прямое запрещение Свящ. Писания (Втор 22, 5). А. подчеркивает также несоответствие такого обычая с природой, давшей один вид мужчине, а др.- женщине.

Список литературы:

  1. Фокин А.Р. Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского // Св. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. М., 2012. Т. 1. С. 18–25 (0.5 а.л.).

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

  3. http://www.bogoslov.ru/persons/2565017/index.html

  4. Скурат. Святые отцы и учителя Церкви.

  5. http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/

  6. http://krotov.info/spravki/history_bio/04_bio/amvmedi.html

  7. http://www.pravenc.ru/text/114346.html




1 Фокин А.Р. Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского // Св. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. М., 2012. Т. 1. С. 18–25 (0.5 а.л.).

2 http://www.bogoslov.ru/persons/2565017/index.html

3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

4 http://www.bogoslov.ru/persons/2565017/index.html

5 Скурат. Святые отцы и учителя Церкви.

6 http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/

7 http://krotov.info/spravki/history_bio/04_bio/amvmedi.html

8 http://www.pravenc.ru/text/114346.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconКаллист (Уэр), епископ Диоклийский
Епископ Каллист Уэр (род в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconСвятитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский один из трех Вселенских святителей
Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconСвятитель Феофан Затворник Четыре слова о молитве Святитель Феофан...
Храм есть место молитвы и поприще ее развития. Для нас введение во храм есть введение в дух молитвенный. И сердце благоволит Господь...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconСамоуправление, независимость. Автокефальной называется административно...
Автокефалия самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconВ защиту не-простоты или о ереси гносеомахии (2007)
Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто»

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconСписок локаций и основных персонажей
Филипп де Дрё, епископ Бове (1158-), брат Робера II, боевой священник, командир отряда нормандцев

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconР радость
Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. — И когда так будем поступать, тогда и на нас будет испол­няться псаломское...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconСвятитель Феофан Затворник Болезнь и смерть
Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconПротоиерей Алексий Гирич Введение
«во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5), был для своих современников в тяжелое и многострадальное время нашего Отечества...

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский iconСвятитель Феофан Затворник Наставление о преспеянии в христианской жизни Содержание
И вообще ни одного доброго дела нельзя совершить без самоотвер­жения; ибо как скоро участвует в нем самолю­бие, то оно или делается...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов