Скачать 68.07 Kb.
|
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи . Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г.1 После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов2, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана. Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана3. Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи. Творения. ^ Экзегетические: Шестоднев, О рае, О Ное и ковчеге, О Каине и Авеле, Об Аврааме, О благе смерти, Об Илии и посте, О Товии, О патриархах, О бегстве от мира. Нравственно-аскетические: Об обязанностях священнослужителей, О девах, О вдовах, О девстве, О наставлении деве, Увещание к девству, О падении посвященной девы. Письма4. Триадология. По учению А., Бог есть самобытная и вечная Сущность. Он - высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо. Он все проницает, но Сам никак не проницаем. Присутствуя одновременно повсюду, Бог тем не менее всюду остается целым. По отношению к миру Бог есть его Творец, Правитель, Господь и Спаситель. А. всю свою жизнь боролся с арианством и защищал никейскую веру в единосущие Отца и Сына. Бог Отец есть источник и начало Божественной сущности. Но не менее важным свойством Отца является способность рождать Сына. Бог Сын, по А., есть Отчее Слово, Образ Божий, Божия Сила и Премудрость, Сияние Славы Отца, без Которых Бог Отец не существовал ни одного мгновения. Кроме того, если бы Сына когда-то не было, то в Боге тогда не было бы «полноты Божественного совершенства». Далее, рождение Сына отлично от творения мира, ибо рождение - действие естества, а не воли: «В предвечном рождении [Сына] нет ни желания, ни нежелания. Единственное5, что Сын не может отразить в своем бытии,- это нерожденность и исходное положение Бога Отца». Бог Св. Дух так же вечно исходит от Отца, подобно реке из источника как Сын вечно рождается от Него. В вопросе исхождения Св. Духа у А., как и у многих богословов того времени (Лактанция, свт. Илария Пиктавийского, блж. Августина и др.), нет полной ясности: иногда он говорит также, что Св. Дух исходит от Отца и Сына (a Patre et Filio) или из Сына (ex Filio ). А., так же как и свт. Василий Великий, утверждает, что христианство исповедует учение о Триедином Боге6. Если множество людей едины по общей для них человеческой сущности, то бесконечно более Отец, Сын и Св. Дух едины по Божеству, в Котором не может быть никакого различия ни в сущности, ни в воле. У Лиц Св. Троицы единые сущность, воля, сила, действие, слава и имя. Поэтому Св. Троица - это не три Бога, но единый Бог. Сотериология Учение А. о спасении носит на себе следы как вост., так и зап. Традиций. Спаситель Своими страданиями и смертью отдал Себя в залог Диаволу. В сотериологии А. нашло отражение понимание крестной смерти Спасителя как умилостивительной жертвы Богу за грех Адама и грехи всех людей. Влияние иной традиции можно увидеть в учении А. о том, что смерть Христова явилась удовлетворением разгневанному Богу за грехи человечества, над к-рым тяготел вынесенный в раю справедливый Божественный приговор. Как и свт. Афанасий Великий, А. полагает, что этот приговор не мог быть просто отменен, ибо это не соответствовало бы правде Божией. Человеку открылся путь не только в потерянный рай, но на самое Небо, к обожению. А. разрабатывает учение о «блаженной вине» Адама. В результате грехопадения все человечество оказалось в бедственном положении, из к-рого своими силами оно выйти уже не могло. Искупительный подвиг Христа А. рассматривает не просто как перемену внешних отношений Бога и человека, но как внутреннее религиозно-нравственное перерождение греховной природы человека Экклезиология В предведении Божием Церковь вечно существует как единая, но в истории она разделяется на Церковь небесную и Церковь земную. В своем таинственном, духовном, аспекте Церковь есть прежде всего Тело Христово. Крещение - это таинство возрождения, в к-ром благодать Св. Духа избавляет человека от вины. В водах Крещения человек умирает для мира и для греха и воскресает для вечной жизни и для Бога Миропомазание означает помазание духовной благодатью на Царство Божие и священство; оно есть духовная печать, означающая дар Св. Духа. Евхаристия есть небесная трапеза, таинство плоти Христовой, хлеб жизни, духовная пища нетления для наших душ и сердец. В ней хлеб и вино, к-рые освящаются словами Господа, произносимыми священником, изменяют свою природу и становятся Телом и Кровью Христовыми, рожденными от Девы Марии в учении А. о Евхаристии не упоминается эпиклеза и не рассматривается пневматологическая сторона таинства, к-рая, однако, ясно выражена в рассмотрении А. таинств Крещения и Миропомазания7. Церковь не должна отлучать от общения впавших в прегрешения, но должна врачевать их в таинстве Покаянии. Однако спасение человека, с т. зр. А., зависит не столько от его заслуг, сколько совершается даром, в силу Божественного предопределения. Поэтому главное место в спасении занимает вера Человеческую свободу и Божественное предопределение А. пытается согласовать, утверждая, что Бог предвидит заслуги каждого человека и в соответствии с этим предвидением разделяет награды. Этика Содержание благоразумия «состоит, главным образом, не в практической житейской мудрости или умении жить, а в мудрости евангельской, в познании Бога - Творца вселенной». Для А. основанием, на к-ром утверждается справедливость, служит вера во Христа, в Воплощение Правды. Справедливость нужно проявлять ко всем, всегда и везде - и во время войны, и во время мира. В делах благотворительности рекомендуется сообразовываться со степенью близости: в первую очередь помощь необходимо оказывать родителям, родственникам, единоверцам и т. д. Благотворительность необходимо оказывать с учетом внутреннего достоинства нуждающихся и со степенью их действительной нужды: помощи заслуживают те, к-рые употребят ее с пользой, для достижения добрых целей. Благотворительность рассматривается как полезное дело для самого благотворящего: она помогает ему приобрести друзей, снискать симпатии народа. Умеренность (или воздержание) - А. полагает в сохранении порядка в жизни вообще и сохранении меры в отдельных вещах. В ряду предписаний, необходимых для нравственного совершенствования, А. важное место отводит посту. Брак А. не отвергает, но жизнь девственную предпочитает. Подобно посту, девственная жизнь имеет происхождение небесное. Однако и брак для А. есть явление вполне нравственное. Избравший супружество не должен порицать девственника, и наоборот. Весьма строг А. в вопросе об одежде мужчин и женщин8. К греч. обычаю, позволявшему пользоваться одеждой иного пола, он относится отрицательно, ссылаясь на прямое запрещение Свящ. Писания (Втор 22, 5). А. подчеркивает также несоответствие такого обычая с природой, давшей один вид мужчине, а др.- женщине. Список литературы:
1 Фокин А.Р. Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского // Св. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. М., 2012. Т. 1. С. 18–25 (0.5 а.л.). 2 http://www.bogoslov.ru/persons/2565017/index.html 3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 4 http://www.bogoslov.ru/persons/2565017/index.html 5 Скурат. Святые отцы и учителя Церкви. 6 http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/ 7 http://krotov.info/spravki/history_bio/04_bio/amvmedi.html 8 http://www.pravenc.ru/text/114346.html |
![]() | Епископ Каллист Уэр (род в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского... | ![]() | Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель... |
![]() | Храм есть место молитвы и поприще ее развития. Для нас введение во храм есть введение в дух молитвенный. И сердце благоволит Господь... | ![]() | Автокефалия самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем... |
![]() | Преподобный Амвросий Оптинский некогда сказал золотые слова: «Где просто, там Ангелов со сто» | ![]() | Филипп де Дрё, епископ Бове (1158-), брат Робера II, боевой священник, командир отряда нормандцев |
![]() | Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. — И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское... | ![]() | Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу |
![]() | «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5), был для своих современников в тяжелое и многострадальное время нашего Отечества... | ![]() | И вообще ни одного доброго дела нельзя совершить без самоотвержения; ибо как скоро участвует в нем самолюбие, то оно или делается... |