Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»




Скачать 415.42 Kb.
НазваниеПримерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»
страница1/3
Дата публикации25.02.2014
Размер415.42 Kb.
ТипПримерная программа
zadocs.ru > Право > Примерная программа
  1   2   3
УДК …

ББК…


Серия «Духовно-нравственное воспитание школьников»

подготовлена в рамках совместного проекта Екатеринбургской Епархии Русской Православной

Церкви и лаборатории педагогики православия Уральского отделения

Российской академии образования

Авторы:

Моисеев Д.А. – иерей, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, кандидат биологических наук;

Монахиня Нина (Крыгина) – насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук.

Рецензент:

С.Т.Погорелов, профессор кафедры эстетического воспитания УрГПУ, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией педагогики православия УрО РАО, Почётный работник высшей школы.
^ Моисеев Д.А.

Монахиня Нина (Крыгина)

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений. – Екатеринбург; Издательство Екатеринбургской епархии, 2010. – … с.

УДК …

ББК…

ISBN…

Copyright Моисеев Дмитрий Александрович, 2010

Монахиня Нина (Крыгина), 2010

Екатеринбургская епархия, 2010

Все права защищены
Часть 1.Пояснительная записка к программе

учебного курса

«Нравственные основы семейной жизни»
1.1. Описание программы курса
Актуальность

Социально-педагогическая

Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья государство будет сильным.

Иван Александрович Ильин называл семью первичным лоном человеческой культуры. «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».1 Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья – это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»2.

В настоящее время, как в российском обществе, так и во всём мире, наблюдается кризис семейных отношений. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности.

Начиная с 90-х годов, в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности.

Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв в культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания. Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности. Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий. В содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребенке.

Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно-нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, являясь одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажений процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни.

За прошедшее столетие в нашем Отечестве постепенно нарушалась трансляция семейных традиций. В связи с социальными преобразованиями XX века, войнами, духовно-нравственными деформациями во многих семьях прервалась преемственность педагогических традиций. Октябрьская революция явилась переворотом не только в политической системе, но и в системе ценностей, включая семейные. У многих современных родителей наблюдается отсутствие четких представлений о закономерностях становления внутреннего мира ребенка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития,.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций по распаду семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.

Научно-теоретическая

Семья является феноменом, к постижению которого требуется не узко-дисциплинарный подход, - чисто психологический, культурологический, социологический, утилитарно-правовой, или чисто этический, а системный, объединяющий все эти подходы и основывающийся на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме может дать только отечественная духовно-нравственная традиция.
^ На личностном уровне учащегося

Для старшеклассника, как и для любого человека, характерно внутреннее стремление к счастью. Достижение этой цели во многом завит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака. Сложность задачи заключается и в том, что в современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество анти-семейных и анти-родительских установок.

Даже в том случае, когда у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, в таких условиях ему очень трудно их реализовать. Тем более, почти невозможно достичь семейного счастья тем молодым людям, у которых не сформированы эти позитивные стремления и установки.

Неудача в попытке создать гармоничную семью для многих современников завершается жизненными трагедиями, в конечном итоге - потерей смысла жизни. Курс «Нравственные основы семейной жизни» призван помочь старшеклассникам справится с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания гармоничной семьи.
^ Для воспитательной системы школы

Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несёт в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия участников педагогического процесса: педагогов, учащихся и их родителей, предполагает привлечение родителей и других членов семей старшеклассников к участию в педагогическом процессе. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских отношений.
^ Новизна программы

До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялось в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные о почти полном отсутствии разводов (только 3%), многодетности семей (в среднем пять детей в семье), почти полном отсутствии абортов и случаев отказа от детей и стариков.

После Октябрьской революции многие семейные традиции начали разрушаться. Возникла необходимость создания специальных учебных программ по подготовке к семейной жизни. В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920-30-е годы ХХ века половое воспитание было направлено на выработку сознательного поведения в сфере пола и имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы.

Половое воспитание в этот период разрабатывалось в рамках педологии. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, с использованием психологических, анатомо-физиологических, социологических и других знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой.

В конце 60-х годов ХХ века в России после долгого перерыва в школьное образование вновь стали вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы, открывались кружки и клубы, освещающие в своей деятельности темы любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя-предметники.

В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Она широко внедрялась в общеобразовательных школах в течение десяти лет и получила положительные отзывы, как от учащихся, так и от педагогов.

Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» для 8 класса. В ходе осуществления данных программ целью ставилась подготовка к ответственному супружеству, формированию полового самосознания. Однако реализация этой цели затруднялась тем, что отсутствовали специалисты-психологи. Занятия проводились учителями-предметниками и нередко сводились к сухому чтению лекций.

В постсоветский период начинают распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Эти программы были составлены с грубым нарушением принципов культуросообразности и природосообразности.

Начиная с 90-х годов ХХ века, половое воспитание в нашей стране стало нередко заменяться сексуальным просвещением. Примером этого является разработка и внедрение программы «Половое воспитание российских школьников». С точки зрения строго научного подхода недопустима подмена понятия «пол» понятием «сексуальность». Понятие «пол» гораздо шире, чем «сексуальность», оно включает помимо физиологических, широкий спектр духовно-нравственных и социальных отношений между мужчинами и женщинами. Семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно-экономическую и др. Подготовка к семейной жизни не может сводиться только к натуралистическому изучению физиологии. Сужение многообразия семейных отношений до биологического уровня принижает достоинство человеческой личности, игнорирует душевные и нравственные сферы его бытия, препятствует созданию гармоничной семьи, вступает в острое противоречие с традиционными культурными ценностями. В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.

После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 году преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести по нему занятия. Возникла потребность в переработке программы 1982 года по данному предмету.

Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дому твоему» доктора психол. наук Т.А. Флоренской. В начале 2000-ых годов стали появляться программы, прежде всего православной конфессиональной ориентации («Нравственные основы семейной жизни» Герасевич Е.В., Рябкова Л.М., Петрова Н.И., 2004; учебное пособие «Культура семьи» Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А. и др.).

    Данная примерная программа является одной из первых в постсоветский период разработок по преподаванию знаний относящихся к сфере семейной жизни для старшеклассников общеобразовательных школ. Впервые предлагается учебный курс, включающий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. Советский вариант курса - «Этика и психология семейной жизни» рассматривал предмет изучения – семейную жизнь, прежде всего с идеологической точки зрения и охватывал не все её аспекты. В нём рассматривались главным образом психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались. В предлагаемом варианте программы внимание уделяется в том числе и проблемам семейного счастья, смысла жизни в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме, проективности личности – в аспектах построения ею будущей семьи и др.

    В существовавших ранее программах отсутствовал системный подход, включающий одновременно психолого-педагогический, богословский и культурологический анализы. Данная программа предполагает использование более современных, полных и упорядоченных представлений о семейной жизни, синтез знаний разных научных областей: психологии и культурологии, христианской этики и богословия (теологии).

Недостатком курса «Этика и психология семейной жизни» в плане содержания и технологии преподавания было ориентация преимущественно на информационный подход, что в значительной мере снижало мотивацию учащихся. Форма подачи материала часто носила лекционный характер, и поэтому предмет был менее интересен учащимся. Не хватало проживаемости содержания учебного материала данного курса.

    Предполагается, что при преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни» будут применяться наряду с когнитивным, еще и интерактивный и ценностный подходы. Это требует от преподавателя особых усилий по созданию условий благоприятствующих формированию старшеклассниками собственной иерархической системы личностных ценностей, ориентированных на традиционную систему семейных ценностей. От учащегося же ожидается не формальное выучивание учебного материала, а внутреннее принятие его содержания как значимого для себя. Ценности семейной жизни должны им переживаться, выстраиваться в особую иерархию, характерную для него.



^ 1.2. Объект, цели, задачи и принципы изучения курса

    «Нравственные основы семейной жизни» представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний о семье.

Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.
^ Миссия курса: укрепление основ семейной жизни в российском обществе.
Задачи:

- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;

- преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;

- содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей;

- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;

- снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи;

- ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;

- обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений;

- помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.
^ Система семейных ценностей традиционных для отечественной культуры

Каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Так как «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, то для взрослого сообщества важно осознанно и ответственно относится к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения.

В данном курсе должны быть рассмотрены следующие базовые семейные ценности:

Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство.

Супружество, мужественность, женственность.

Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание.

Общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака.

Взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие.

Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других.

Мир в семье, духовное единение супругов, родство душ.

Традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи.

Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание.

Семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом).

Любовь к Родине, служение Отечеству.

Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.
^ Принципы преподавания курса

    Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуре. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности. Среди основных принципов следует назвать:


^ Группу методологических принципов:

Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России.

^ Принцип системности – использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики.

Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности.

^ Принцип доступности – предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта.

^ Принцип наглядности – представление содержания курса выразительными средствами – зрительными образами (фотографиями, картинами, рисунками, фрагментами видеофильмов), слуховыми образами (музыкальными средствами и аудиолекциями), литературными образами и пр.

^ Принцип доверительности – достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе.

^ Принцип диалогичности - раскрытие содержания предмета в полноте средствами диалога. При этом старшеклассники должны быть привлечены к участию во внешнем и внутреннем этическом диалоге.

^ Принцип этической сокровенности – соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса. Поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, чтобы не затронуть болевые стороны душевной жизни старшеклассников, их родителей, родственников и не допустить излишней откровенности со своей стороны.

^ Принцип индивидуального подхода – преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов.
^ Группу антропологических принципов:

Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной, в т.ч. семейной, жизни, который имеет свою специфику в соответствии с полом.

^ Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников.
Группу онтологических принципов:

Принцип экзистенциального переживания – раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни.

^ Принцип ценностного восхождения - раскрытие от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание позитивного восприятия брака в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника.

^ Принцип соотнесённости - опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями.

Принцип со-бытийности – раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества.

^ Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственной жизни, поиска ими смысла жизни, проектирование ими собственной семейной жизни.

^ Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ и поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отложенного действия.
^ 1.3. Структура программы курса

Программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение по выбору в рамках реализации задач «Формирования духовно-нравственной личности» (ст. 9. ст. 14. поправки к Закону «Об образовании РФ» от 01.12.2007 г.) в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю. Программа курса направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений.
^ 1.4. Место курса «Нравственные основы семейной жизни» в учебном плане школы

Курс «Нравственные основы семейной жизни» может выступать в качестве курса по выбору (вариант светской этики для старших классов) или отдельного курса.

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми; смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как:

«Религиозная культура и светская этика», «Обществоведение», «Биология», «История», «Литература».

Содержание учебного предмета «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.
^ 1.5. Требования к учителю

Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» требует от учителя личного освоения содержания курса. Это предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на традиционные базовые семейные ценности. В связи с этим учитель должен иметь установку на саморазвитие и самовоспитание, работу над собственными недостатками в характере, высокий уровень самокритичности.

В процессе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» учитель должен ориентироваться не столько на когнитивное содержание предмета, сколько на ценностное восприятие его учащимися, наблюдение за тем как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам.

Одним из требований преподавания этого курса является принятие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, достичь счастья.

От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрение, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке. Ученики сами хотят видеть перед собой того «значимого взрослого», на которого они бы хотели походить в своей жизни, который бы стал для них примером.

Учитель должен при отборе и подаче материала быть предельно осмотрительным, учитывать возможную «болевую» реакцию на ту или иную изучаемую проблему, поскольку в настоящее время многие учащиеся живут в дисгармоничных (неполных, конфликтных, созависимых и пр.) семьях.

Учитель должен быть готовым к появлению у старшеклассников желания дополнительно общаться вне урока, к продолжению разговора «душа к душе».

Преподаватель должен учитывать наличие барьеров в общении, вызванных разницей возраста, пола, социального статуса, предварительной психической травматизацией одного из участников общения. Он должен также учитывать наличие смысловых барьеров, когда наличие одного и того же явления несет для учителя и общающихся разную смысловую нагрузку. Несовпадение смыслов приводит к недопониманию и неэффективности общения в ходе педагогического процесса.
^ 1.6. Учебно-методическое обеспечение курса

Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» должен строиться с учётом необходимости развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к изучаемому материалу и актуализации потребности школьников в его изучении. Осуществлению этой задачи способствует широкое применение художественно-образных, диалоговых средств обучения на основе использования информационных технологий, создающих возможности включения широкого культурного контекста в изучаемый материал, активизации познавательных интересов учащихся при работе с современными медиаресурсами.

В качестве учебно-методического обеспечения курса «Нравственные основы семейной жизни» предусмотрены: УМК для учащегося и содержательно связанный с ним УМК для учителя.

УМК для учащегося должен включать в себя учебное пособие с мультимедийным приложением. Учебное пособие и мультимедийное приложение должны иметь общую структуру содержания и быть взаимосвязаны.

УМК для учителя должен включать в себя Хрестоматию для учителя, Методические рекомендации по организации обучения и мультимедийное приложение к ним. Мультимедийное приложение должно содержать учебно-дидактические материалы учебника, дополнительные материалы по отдельным темам, а также специальные программы создания презентаций из предлагаемых информационных ресурсов.

Информационная «избыточность» УМК должна быть обеспечена возможностью целенаправленного использования ресурсов сети Интернет и других медиаресурсов, что позволит учителю оперативно осваивать для себя новые источники педагогических средств.
^ 1. 6. 1. Технология преподавания курса

Особенностью технологии преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» является системное использование средств мониторинга учителем процесса усвоения содержания курса учащимися с помощью: методик анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения, анализа творческих работ и др.

Технология преподавания курса предполагает также следующие компоненты.

^ Педагогический маневр – УМК создает условия для вариативной разработки форм реализации содержания курса, использования разнообразных дидактических ресурсов, позволяющих учителю гибко реагировать на ситуацию, складывающуюся в классе в процессе изучения курса.

^ Тестирование и анкетирование – мониторинг класса, позволяющий оперативно отслеживать усвояемость материала курса, значимость его для учащихся и наличие личностных проблем у старшеклассников, затрудняющих изучение курса.

^ Проектирование педагогической ситуации на уроке - владение учителями умениями и навыками проектной работы для построения эффективного преподавания курса.

^ Привлечение новых педагогических ресурсов – использование для раскрытия содержания курса различных материалов, таких как: видеофильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей и т.д.

^ Активизация деятельности учащихся через творческие задания, семинары, диспуты, просмотр и обсуждение фильмов, прослушивание и обсуждение песен и др.

Предупреждение рисков средствами мысленного моделирования старшеклассниками своей будущей семейной жизни: перспективное видение, предупреждение возможностей манипуляций в проектировании семейных отношений – навязывание абортивного мышления, пробного брака, стимулированного брака, скороспелого брака, внушение неизбежности и неразрешимости семейных конфликтов, распада семьи и др.

Сотрудничества педагога, старшеклассников и родителей - предполагает создание доверительной атмосферы, позволяющей совместно учителям, учащимся и их родителям осваивать содержание курса.
^ 1.6.2. Структура представления содержательной учебной информации в учебно-методических комплексах для учащегося

Построение учебника

Учитывая особенности содержания курса, представляющего сложную для понимания систему ценностей, авторам УМК следует особое внимание уделить обеспечению эмоциональности восприятия учащимися материала за счет включения в текст учебных пособий рисунков, иллюстраций, крылатых выражений, эпиграфов и пр. Текст учебника должен быть структурирован по тематическому признаку и снабжен аппаратом для самостоятельного изучения материала учащимися.

В текст учебного пособия должны быть вставлены навигации, подсказывающие учащемуся, в каком месте и к какому учебно-дидактическому материалу мультимедийного приложения необходимо обратиться в том или ином случае. Кроме того, в тексте учебного пособия должны быть использованы цветовые выделение слов, обозначающих основные понятия и определения курса, материал о которых должен содержаться в мультимедийном приложении.

Педагогическое общение в процессе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» должно строиться на опережающем рациональное знание переживании образа той ценности, которая служит предметом, объединяющим учащихся и учителя. Для создания такого образа могут применяться художественные средства, примеры реальных событий, непосредственное общение с носителями этих ценностей. На следующем этапе должна осуществляться вербализация опыта непосредственного эмоционального переживания, что позволит включить в педагогический процесс процессы осознания и осмысления. Только после такой проработки возможно углубление понимание на основе объяснений учителя, обогащение непосредственного опыта примерами, то есть обращение к опосредованному опыту. На завершающем этапе необходимо включить учащихся в активную деятельность по воссозданию ценности в собственном творчестве, в общении со сверстниками, с взрослыми, с младшими по возрасту. Эта деятельность осуществляется в процессе выполнения заданий, тренингов, семинаров, разработки проектов, участия в социально значимых мероприятиях.
^ 1.7. Формы проведения занятий

Ведущая форма обучения – урок-семинар (или обсуждение в группах) с привлечением учителем и учащимися данных, касающихся изучаемой темы (доклады, рефераты, выступления по заданной проблеме).

Методы:

- культурологической экстраполяции – раскрытие темы на основе произведений отечественной и мировой культуры; активация интереса к теме путём обращения к проблемной ситуации, совместной попытки решить её; самостоятельного научного поиска (реферат, научная работа); апелляция к жизненному опыту и его анализ; гипотетическое рефлексирование (мысленный эксперимент).

- обращение внимания учащихся на постижение смыслов семейной жизни;

- пробуждение в старшеклассниках положительной мотивации в обретении ими семейного счастья;

- пробуждение в старшеклассниках стремления восприятия произведений литературы, живописи, фотоискусства, кинематографа с точки зрения семейных ценностей;

- раскрытие в старшеклассниках потребностей и пробуждение их творческих способностей (в том числе и нравственных и психологических), необходимых им для построения крепкой и счастливой семьи.

– анкетирование, тестирование, самоконтроль, самоанализ.
^ 1.8. Средства мониторинга

В качестве средств мониторинга педагогического процесса можно применять первоначальное и завершающее анкетирование по основным проблемам курса, тестирование (например: выявление типа эмоциональной направленности личности учащихся), наблюдение за эмоциональным откликом учащихся на содержание учебного материала, анализ результатов деятельности (выполнения творческих заданий и др.).
^ 1.9. Формы контроля знаний

Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» может быть построена по-разному. Во-первых, на основе принципа самоконтроля учащихся – за счёт выполнения ими тестовых занятий для самопроверки в конце каждой темы. Во-вторых, на основе контроля со стороны учителя, осуществляемого в виде выполнения контрольных заданий в классе конце каждого раздела, а также оценок выставленных за самостоятельные работы – за выполнение творческих заданий, написание рефератов или исследовательских работ и др.

^ Часть 2. Содержание программы учебного курса «Нравственные основы семейной жизни»
10 класс

Введение. Что такое счастье и как его достичь?

Как достичь счастья в таком странном и негармоничном мире. Обладание счастьем – личный выбор каждого.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconПояснительная записка Примерная программа разработана в соответствии...
«В» (далее – Примерная программа) представляет собой усовершенствованную примерную программу подготовки водителей данной категории...

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconОрганизационное поведение Программа курса для специальности 08050...
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. С. В. Корчагиной

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconСлавянство это поклонение святому духу природы, частью которой является...
Это почитание Рода, предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним славянским обычаям. Славянство, по словам Государственного...

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» icon1. 14. Государственная семейная политика Республики Беларусь
Семья – главный объект семейной политики. Понятие государственной семейной политики, история её развития. Цели и принципы государственной...

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconРабочая программа курса «административное право зарубежных стран»...
Программа предназначена для студентов 3 курса Международно-правового факультета

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconЭкономическая теория
М 91 Муратова Н. К. Основы экономической теории: Программа курса. Учебно-методические рекомендации. М: Теис, 2006. — с

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconКнига обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на...
В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая...

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconКнига обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на...
В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая...

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconКурса: «Основы естественнонаучных дисциплин (физика)»
Программа дисциплины (syllabus) составлена доцентом, кандидатом педагогических наук Деминой Н. Ф

Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» iconПрограмма курса для специальности №080504 Государственное и муниципальное управление
Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. Ю. Н. Акуленком

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов