Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление




НазваниеФедеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление
страница1/12
Дата публикации25.02.2014
Размер1.55 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
zadocs.ru > Право > Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Проект


федеральный государственный ОБразовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ I.

Основания для дифференциации ФГОС для детей с нарушениями

речи………………………………………………………………………………6

I.1. Аргументация создания вариативных стандартов образования

обучающихся с нарушениями речи………………………………………6

I.2. Организация обучения детей с нарушениями речи………………….…9

I.3. Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи…..13

^ РАЗДЕЛ II.

Общие положения ФГОС обучающихся с нарушениями речи……………15

II.1. Функции специального федерального государственного

образовательного Стандарта для детей с нарушениями речи…….....16

II.2. Принципы, положенные в основу разработки специального

федерального государственного Стандарта для детей с нарушениями

речи……………………………………………………………………….24

II.3. Дифференциация ФГОС образования детей с нарушениями речи…..25

II.3.1. Вариант Стандарта А………………………………………………….25

II.3.1.1. Требования к структуре основной образовательной программы

варианта Стандарта А……………………………………………….29

II.3.1.2. Требования к результатам освоения основной образовательной

программы варианта Стандарта А…………………………………37

II.3.1.3. Требования к условиям получения образования обучающимися

с нарушениями речи по варианту Стандарта А…………………..50

II.3.1.4. Требования к материально-техническому обеспечению

реализации основной образовательной программы в варианте

Стандарта А…………………………………………………………53

II.3.2. Вариант Стандарта В………………………………………………….59

II.3.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной

программы варианта Стандарта В………………………………….62

II.3.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной

образовательной программы варианта Стандарта В…………….70

II.3.2.3. Требования к условиям получения образования обучающимися

с нарушениями речи по варианту Стандарта В…………………..85

II.3.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению

реализации адаптированной образовательной программы в

варианте Стандарта В……………………………………………...93

II.3.3. Вариант стандарта С………………………………………………….101

II.3.3.1. Требования к структуре адаптированной образовательной

программы варианта Стандарта С……………………………...103

II.3.3.2. Требования к результатам освоения адаптированной

образовательной программы варианта Стандарта С…………109

II.3.3.3. Требования к условиям получения образования обучающимися

с нарушениями речи по варианту Стандарта С……………….125

II.3.3.4. Требования к материально-техническому обеспечению

реализации адаптированной образовательной программы в

варианте Стандарта С………………………………………….128

II.4. Требования к итоговым достижениям освоения образовательной

программы начального общего образования обучающимися с

нарушениями речи……………………………………………..……136

Введение
Современные тенденции модернизации специального образования детей с нарушениями речи
Существующая система обучения детей с нарушениями речи построена с учетом не только неоднородности вида и формы речевой патологии, но и комплекса взаимосвязанных факторов, отражающих их личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие. На основе вариативности и степени выраженности расстройств речевой/языковой способности, характера их влияния на различные стороны психического развития разработаны научно-теоретические основы построения специального (коррекционного) педагогического процесса, система обучения детей с речевыми нарушениями.

Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.

В настоящее время на основе комплексного разностороннего изучения различных видов нарушений речевой деятельности создана фундаментальная научная база для развития и функционирования сети образовательных организаций для детей с нарушениями речи, определены структура таких организаций и содержание образовательного коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия.

Современная образовательная система обучения детей с нарушениями речи должна развиваться в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности с особыми образовательными потребностями. Она должна представлять динамическую, развивающуюся структуру, характеризоваться наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации детей с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре.

Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, современные тенденции в области образования предопределяют необходимость пересмотра целей, задач, содержания, форм получения образования детьми с нарушениями речи. Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями речи строятся на основе методологического подхода, предусматривающего непростое накопление суммы знаний, а формирование «академических» достижений обучающегося, трансформирование уровня полученных знаний в области «жизненной компетенции».

В связи с этим изменяется роль участников педагогического процесса. Акцент с получения учащимся готовой информации, транслируемой учителем, смещается на самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Методологической основой специального федерального Стандарта образования детей с нарушениями речи является системно-деятельностный подход, ключевым условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

Специальный федеральный Стандарт образования детей с нарушениями речи, созданный с учетом особенностей их речевого и общего развития, будет обеспечивать обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности учащихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Область применения стандартов - образование и воспитание детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательных организаций (интегрированное, инклюзивное обучение); образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся с тяжелыми нарушениями речи в 2-х отделениях: 1-е отделение – для учащихся с выраженным общим недоразвитием речи (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) и с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; 2-ое отделение – для учащихся с тяжелой степенью выраженности заикания, грубо нарушающего коммуникативную функцию речи.

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями речи Стандартом предусматривается широкий диапазон в организации и содержании школьного образования, соответствующий возможностям и потребностям всех категорий детей.

Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребенка на образование, государственную гарантию получения качественного образования вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушений речевого развития в форме классно-урочного, семейного, дистанционного обучения и воспитания, по индивидуальному учебному плану.
^ Раздел I. Основания для дифференциации ФГОС для детей с нарушениями речи

I.1. Аргументация создания вариативных стандартов образования обучающихся с нарушениями речи.

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены рядом позитивных и негативных факторов:

- влиянием позитивных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями речи, которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое развитие ребенка и его обучаемость;

- широким внедрением ранней логопедической помощи на основе ранней диагностики детей группы риска по возникновению речевой патологии;

- повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы;

- возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития.

В связи с этим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественном изменении контингента учащихся.

Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми средствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению явлений школьной дезадаптации.

Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у школьников, множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.

Решить проблему обязательного образования (но не одинакового уровня для всех категорий обучающихся) в действующей системе обучения в какой-то мере помогают вариативные учебные планы, коррекционная направленность педагогического процесса, которая реализуется через учебный план, программы, методы обучения. Различия в психофизическом и речевом развитии детей и, соответственно, в образовательных потребностях, обуславливают необходимость создания специальных Стандартов разного уровня.

Возможности детей с нарушениями речи в овладении образованием определяются видом и глубиной речевого расстройства, характером и степенью выраженности его влияния на другие высшие психические функции, эмоционально-волевую, личностную сферу, степенью зрелости речевой функциональной системы и высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора, повреждающего механизм речеобразования. Для школьников с нарушениями речи типичными являются значительные внутригрупповые различия по уровню речевого развития.

Теория и практика дифференцированного обучения детей с нарушениями речи свидетельствует о том, что для большинства детей школьного возраста доступно освоение полного среднего образования в объеме, предусмотренном для нормально развивающихся школьников, но при оказании им необходимой коррекционной помощи, что дает возможность получения цензового уровня образования (цензовый уровень образования, вариант Стандарта А).

Для другой категории детей с нарушениями речи (обучающихся в настоящее время в специальной (коррекционной) школе V вида) требуется разработка специального Стандарта, включающего две части - освоение основного (общего) образования, разработанного для нормально развивающихся детей, но реализуемого в специально созданных условиях обучения, и специфический компонент, связанный с коррекционной работой и формированием социальной компетенции ребенка (цензовый уровень образования, вариант Стандарта В).

Для третьей категории детей, имеющей комбинированную структуру дефекта, выраженные сложные нарушения в виде сочетания речевых, двигательных и психических расстройств, обусловливающих значительные трудности в овладении речевой и учебной деятельностью, получающих периодически только логопедическую помощь, предусматривается не цензовый вариант специального Стандарта (вариант С). Для таких детей в предлагаемом Стандарте законодательно обосновывается реальная возможность достижения максимально возможной жизненной компетенции и доступной академической успешности по индивидуальной реабилитационной программе.

Все варианты Стандартов требуют разработки конкретных материалов применительно к детям с нарушениями речи. Различия в вариантах Стандартов опережают уровень подготовки, степень речевого развития детей и их потенциальные психофизические возможности в освоении образования.

Реализация дифференциации ФГОС для детей с нарушениями речи предусматривает не фиксацию факта определенного уровня развития ребенка, а достижение оптимальных (лучших для данного учащегося в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения. Новые формы дифференцированного подхода, которые не учитывают этиопатогенез и механизм речевого нарушения, рассматривают предпосылки учения как неизменные, не соответствуют принципам, реализуемым специальным федеральным государственным Стандартом для детей с нарушениями речи.

Любой ребенок с нарушениями речи должен найти свое место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант Стандарта образования, который обеспечивает реализацию его специальных образовательных потребностей. Ребенок с нарушениями речи овладевает образованием в общеобразовательных школах по месту жительства, в специальной (коррекционной) школе V вида. Важно учитывать готовность ребенка с нарушениями речи к той или иной форме получения образования. Форму обучения ребенка, осваиваемый вариант Стандарта, вид учреждения выбирают родители с учетом рекомендаций ПМПК.

^ I.2. Организация обучения детей с нарушениями речи

Реализация основных теоретических положений ФГОС обосновывает новый подход к организации учебного процесса в зависимости от различных стартовых возможностей усвоения цензового уровня образования детьми с нарушениями речи.

Значительная часть детей с нарушениями речи получают дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях при условии оказания логопедической помощи в дошкольном возрасте или в начальных классах общеобразовательной организации (логопедические пункты). В этих случаях им обеспечивается полная инклюзия (обучение на общих основаниях и устранение речевого нарушения); обучение по частично адаптированной программе при помощи учителя-логопеда и консультирования педагога класса.

Обучение в общеобразовательной организации одному из основных учебных предметов – русскому языку – для детей с нарушениями речи является сложнейшей дидактической задачей, поскольку у них изначально недостаточно сформированы необходимые для этого предпосылки.

Типичным является и ограниченная речевая практика. Предшествующий бедный лингвистический опыт препятствует усвоению ряда учебных предметов на общих основаниях. В связи с этим целесообразным и необходимым является включение в содержание обучения логопедических занятий, в обязательном порядке предусмотренных специальной коррекционной программой, направленной на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.

Дети с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) нарушениями, препятствующими усвоению общеобразовательной программы на общих основаниях, обучаются в специализированных образовательных организациях (специальных (коррекционных) школах V вида) в условиях, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию и модификацию общеобразовательной программы в соответствии с их возможностями.

В этих случаях осуществляется постоянный мониторинг результативности академического компонента образования, сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из индивидуальных особенностей первичного речевого дефекта.

Эти организации являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе присущих ей принципов.

Специфика содержания и методов обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи является особенно существенной в младших классах (на ступени начального общего образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекции речевого и психофизического развития.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода с учетом сложной структуры учебной деятельности (мотивационно-целевой, операциональный этапы, этап контроля).

При формировании операционального компонента учебной деятельности учитывается психологическая структура процесса овладения письменной речью, орфографическими навыками, счетными операциями.

При обучении детей предусматривается взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками. Осуществляется поэтапное формирование умственных действий и «пошаговое», «пооперациональное» их закрепление в устной, письменной и внутренней речи.

Процесс обучения строится с учетом принципа программирования, позволяющего формировать в развернутом виде психологическую структуру той или иной деятельности школьника. При этом каждая из операций сложной деятельности выносится во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В процессе дальнейшего обучения обеспечивается интеграция различных операций в единую программу деятельности.

Обучение школьников с тяжелыми нарушениями речи предусматривает включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности учащихся. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности, включается в учебную деятельность как на этапе ориентировки в задании, так и на этапе реализации и контроля.

Образование учащихся с тяжелыми нарушениями речи предполагает овладение как общеобразовательной программой (но с учетом специфики обучения детей данной категории), так и программой, реализуемой на коррекционных занятиях. На протяжении всего процесса обучения при овладении каждым учебным предметом (родной язык, литературное чтение и др.), наряду с решением общеобразовательных задач, проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи, формированию диалогической и монологической речи. Вместе с тем, реализуются и специфические для специальной общеобразовательной организации курсы («Произношение» и «Развитие речи» и др.), обеспечивающие развитие фонетического и фонематического компонентов языковой способности, формирование всех видов речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

Полноценность усвоения математического материала детьми с нарушениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью развития речевого, деятельностного и когнитивного компонентов математической готовности; уровнем сформированности сенсорно-перцептивных и интеллектуальных функций, «математической речи»; наличием определенного запаса элементарных математических представлений.

Обучение музыке и ритмике включает общеразвивающие, музыкально-ритмические занятия, пение и слушание музыки, что способствует не только успешной коррекции нарушений моторики и речи, но и воспитанию личности, нравственному и эстетическому воспитанию школьников. При проведении занятий по логопедической ритмике осуществляется развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формирование темпа, ритма, мелодической выразительности речи, слухового восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственной организации движений.

В учебном процессе на ступени начального общего образования в специальной общеобразовательной организации должна реализовываться интегративная коммуникативно-речевая цель, т.е. формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

Параметры оценки успешности обучения должны отражать сформированность учебных навыков в рамках академического компонента в сопоставлении с уровнем развития коммуникативной компетентности исходя из учета стартовых возможностей коммуникации при разных формах нарушений речи, что дает возможность получить целостную оценку качества образования ребенка с нарушением речи.

^ I.3. Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи

Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, только в звуковой стороне речи, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у значительной части школьников отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

Тем не менее, интеграция ребенка с нарушенным речевым развитием в среду сверстников не столь проблематична, как для других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация и интеграция детей с нарушениями речи – задача вполне выполнимая при условии учета образовательных потребностей школьников данной категории.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи включают как общие, свойственные всем детям с отклонениями в речевом развитии, так и специфические.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее:

- раннее выявление детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

- получение начального образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

- создание условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции;

- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность адаптации образовательной программы при изучении лингвистического (филологического) блока с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- возможность обучаться на дому и/или дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconЛекция федеральный государственный образовательный стандарт основного...
Стандарт не может рассматриваться как статичный, раз и навсегда принятый и утвержденный канон. Следовательно, нуждается в соответствующем...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconМетодические рекомендации по организации и материально техническому...
Методические рекомендации по организации и материально техническому оснащению внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconНа новый государственный образовательный стандарт основного общего...
Они позволят проводить государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с учетом установленных...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального...
Клиническая психология образовательными учреждениями высшего профессионального образования, (высшими учебными заведениями, вузами)...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconПрограммы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида...
Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление icon«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»
Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение,...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconОбразовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая...
Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconПрограмма практики Выписка из учебного плана Курс 4
...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
...

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования для детей с Нарушениями речи Оглавление iconОсновная образовательная программа начального
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов