Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви»




НазваниеОтветы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви»
страница1/32
Дата публикации01.03.2014
Размер4.31 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви».

Заочный сектор КДА. Программа для абитуриентов.
Билет № 1
1. Положение Христианской Церкви в Римской империи в I – начале IV вв. Гонения на христиан.
Апостолы, по слову Спасителя, ходили с проповедью Евангелия ко всем известным тогда народам. Центром их деятельности была Греко-Римская империя, но многие из них проповедовали и вне пределов Римской империи. Препятствий и затруднений для них не существовало: голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их.

Результатом деятельности апостолов было то, что во всех больших и важнейших городах Греко-Римской империи, например, в Иерусалиме, Антиохии, Ефесе, Филиппах, Солуни, Афинах, Коринфе, Александрии, Риме и др. были основаны церкви. Даже во многих малых городах были христианские общины.

Ученики апостолов были их ближайшими помощниками и преемниками. Как быстро шло распространение христианства, видно из донесения императору Траяну Плиния Младшего, правителя Вифинии. Он говорит, что в его области христианство проникло, по его выражению, как зараза, не только в города, но даже в села, так что опустели языческие храмы и прекратились языческие празднества.Что касается причин такого быстрого распространения христианства в век апостольский, то такое распространение, как замечали позднейшие христианские писатели, есть само в себе чудо, труднообъяснимое причинами естественными. И действительно, трудно объяснить, как апостолы, люди простые, бедные, незнатные, без всяких пособий распространяли Евангелие на огромном пространстве между тысячами людей. Естественными причинами только отчасти можно это объяснить. С одной стороны — обилие чудес в век апостольский, высокая нравственная жизнь христиан и Божественное учение привлекали многих в Церковь, с другой стороны — сами иудеи и язычники чувствовали потребность и нужду вступить в Церковь.

^ Распространение христианства на востоке и западе

После апостолов распространение христианства вели их преемники и основанные ими церковные общины. Из таких преемников апостолов известны: Климент, епископ Римский (+101 г.); Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (+107); Поликарп, епископ Смирнский (+155); Дионисий Ареопагит (нач. II в.) и другие. Эти апостольские ученики в свою очередь приготовляли к проповеднической деятельности новых подвижников. Христианские общины, основанные апостолами и их преемниками, распространяли христианство по меньшим городам и селам.

Причиной успеха христианской проповеди была высоконравственная жизнь христиан. В III в. Церковь Христова имела своих членов уже во всех классах общества и имела такой успех в Римской империи, что возбуждался вопрос о том, что должно существовать — язычество или христианство.

Преследования христиан язычниками вели к тому, что на место замученых христиан становились новые во множестве из самих же гонителей. Христианский апологет Тертулиан писал, что “кровь мучеников — семя христиан”.

Во II и III вв. из внутренних областей Римской империи христианство проникло в самые отдаленные ее провинции. Из Малой Азии оно проникло в Южную Галлию. В I в. в Галлии славились уже христианские Церкви в Лионе и Вьене.

Из Галлии через малоазийских проповедников христианство было занесено к германцам, обитавшим на восток от Галлии. В конце III в. процветают уже христианские церкви в отдаленной Британии.

В начале II в. христианство распространилось в Африке, а именно, в Карфагене, а отсюда проникло в Мавританию и Нумидию. Во II в. известна была уже Церковь в Испании.

Кроме стран, входящих в состав Римской империи, христианство распространялось и среди на

Знаменитые учители Александрийского училища — Пантен (II в.) и Ориген (III в.) совершали миссионерские путешествия с проповедью веры Христовой. Пантен с этой целью путешествовал родов, не знавших римского господства. Так, из пограничного города Эдессы, в котором основал Церковь Фаддей, спутник ап. Фомы, христианство проникло в Персию. В половине II в. христианство распространилось в Индии, Парфии, Бактрии.

в Индию, а Ориген в Аравию.

^ Причины гонений со стороны язычников; периодизация истории гонений

После гонений на Церковь со стороны иудеев начинаются страшные гонения на христиан со стороны язычников, продолжавшиеся два с половиной века. Главная и более общая причина гонений — это совершеннейшая противоположность христианского учения нравам, обычаям и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему.

Христианская вера изменила образ жизни. Вместо роскоши, христианство требовало воздержания, вместо гордости проповедовало любовь, христианство искоренило многоженство, в семейной жизни жен и рабынь считало равными созданиями, христиане не поклонялись идолам, царей не называли богами, не приносили жертв идолам, не посещали языческих храмов.

Язычники, поэтому, обвиняли христиан в отступничестве от отечественной религии и в безбожии. Язычники вообще не были знакомы с учением христиан, но знали, что они отвергают всех богов, а поэтому и называли их безбожниками, противникам царской власти и бунтовщиками.

Прежде всего обратили внимание на христиан жрецы, лично заинтересованные в существовании языческой религии. Образованные язычники, отрицая возможность богопознания, называли веру христиан в Христа и будущую жизнь грубым суеверием и тоже признавали их вредными для общества.

Отчуждение христиан от языческого общества, их молитвенные собрания вызывали подозрения. Простой народ обвинял их в гнусных преступлениях, о христианах говорилось, что на своих собраниях они предаются разврату, умерщвляют младенцев и питаются их телом и кровью. Мнимая преступность христиан послужила для язычников причиною к гонению на христиан.

В первое время появления христианства римское правительство не отличало христиан от иудеев. По крайней мере не видно, чтобы императоры Тиверий (14-37 гг.), в последние годы царствования которого ярилось христианство, Кай Калигула (37—41) и Клавдий (41-54) имели понятие о христианах как составляющих особое, отдельное от иудеев религиозное общество. Когда же с течением времени, с увеличением числа христиан выяснилось, что христиане и иудеи — не одно и то же, римское правительство отнеслось к христианам враждебно.

Римские законы различали два рода религий: дозволенные, к каковым, кроме национальной, принадлежали все древние религии покоренных народов, и недозволенные. Христианство как религия новая, не принадлежащая никакому отдельному народу, являлась недозволенной. Ввиду этого правительство и считало своей обязанностью преследовать христианство.

История гонений разделяется на три периода:

1. Правительство в течение всего I века не обращает внимания на христианство, и если оно и преследуется, то вследствие личных побуждений императоров, а не в видах правительственных.

2. С начала II в. воздвигаются на христиан гонения в видах правительственных, но они имеют характер случайный и зависят от воззрения государей.

3. С половины III в. до начала IV в. христианство ожесточенно преследуется с целью совершенного искоренения его.
^ 2. Падение Константинополя. Положение Православной Церкви в Османской империи.

Столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II во вторник, 29 мая 1453 г. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Победа дала туркам господство в восточном бассейне Средиземноморья. Город оставался столицей Османской империи до её распада в 1922 году.

Хотя Константин XI пытался привлечь на свою сторону всех христиан, включая католиков, и всячески защищал унию, считая её необходимой для государства, этому была большая оппозиция внутри страны, и особенно среди среднего и младшего клира.

После поражения в битве при Манцикерте в 1071 году, значительные массы греческого и армянского населения оказались за пределами империи. Несмотря на частичное бегство на Балканы и некоторое начальное сопротивление, большинство греческого и эллинизованного населения Малой Азии приняло османское правление; первоначально османы относились ко вновь покорённым иноверным народам довольно лояльно.

Во время штурма Константинополя в мае 1453 года, победоносный султан Мехмед II приказал помиловать добровольно сдавшихся греков, которых было особенно много в квартале Фанар (где располагался главный маяк Константинополя, откуда русское слово «фонарь»). Именно Фанар и стал центром греческой общины в Константинополе.

В Османской империи была создана система миллетов, объединявших подданых по религиозному признаку. Греки входили в православный миллет. Политическим и религиозным лидером греков, а также советником cултана в христианских делах признавался Вселенский патриарх. В соответствии с мусульманскими законами Зимми, греки должны были платить особый вид налога (джизья). Христиан и евреев не рассматривали как равных с мусульманами в гражданских правах: им запрещалось свидетельствовать против мусульман в суде, запрещалось носить оружие и строить здания выше, чем у мусульман. Нарушение этих правил могло привести к штрафу или принуждения к выполнению.

Хотя вся правящая верхушка поверженной империи была уничтожена вскоре по взятии Константинополя, новый режим не мог не опираться на православное греческое духовенство и образованных греков в деле управления населением в новых владениях.

Со второй половины XVI века начала появляться прослойка состоятельных греков, занимавшихся торговлей. Их называли фанариотами (по названию греческого квартала Фанар) Первым греческим богачом оттоманской эпохи был Михаил Кантакузен, прозванный турками «Шайтан-оглу», который получил от султана монополию на торговлю пушниной с Московским царством, зарабатывая 60 тысяч дукатов в год; в 1578 году он был казнён, а его имущество конфисковано.

С конца XVII века ряд семейств фанариотов составили правящий класс в вассальных османских дунайских территориях. В частности, из фанариотов назначались господари княжеств Молдавия и Валахия, где их правление вызывало недовольство коренного населения. На Балканах термин фанариоты употребляется и в негативном смысле для обозначения коллаборационизма с турками во времена османского ига. Отдельные фанариотские деятели вынашивали планы реставрации Византийской империи путём постепенного завладения органами власти Османской империи и выступали за сохранение империи и контроля над негреческим православным населением со стороны Патриархии, которая находилась в значительной от них зависимости (см. также статью Великая идея (Греция)).

XIX век

После восстания 1821 года число греков на высоких постах государственной службы Османской империи значительно уменьшилось. На фанариотов, как и на всех греков, смотрели теперь с особым подозрением; в банковском деле и торговле бо́льший вес стали приобретать соответственно армяне и болгары. Великие драгоманы теперь назначались либо из христиан, принявших ислам, либо из армян. (Замечательными исключениями были Александр Каратеодори, ставший во главе управления иностранными делами, а также первый посланник Порты в Афинах с 1840 года, а с 1851 года в Лондоне, — Константин Музурус, известный как Музурус-паша, ранее также бывший губернатором на Самосе). Старых родовитых фанариотов сменила новая генерация греческих банкиров и торговцев.

Тем не менее сохранялась система миллетов, по которой религиозно-церковная, а следственно и гражданская юрисдикция над всеми православными империи, сохранялась в руках греческого духовенства Патриархата, что вызывало недовольство и противостояние в ряде балканских территорий, в особенности среди болгар (см. статью Греко-болгарская схизма).

Начиная с 1839 года, Османское правительство проводило реформы по расширению прав граждан второго класса, однако в целом они были неэффективны. В 1856 году вышел указ Hatt-ı Hümayun, который уравнял в правах всех граждан империи. Правовые реформы достигли своего апогея с принятием Конституции Османской империи (тур. Kanûn-ı Esâsî) в 1856 году и провозглашенной младотурками. Эта Конституция устанавливала свободу совести и равенство всех граждан перед законом.
После русско-турецкой войны 1877—1878 годов правительство Абдул-Гамида вело кампанию постепенного, явочным порядком, сужения гражданских полномочий Патриарха и митрополитов Константинопольского трона (в частности, в вопросах оспариваемых завещаний и суда Патриарха над митрополитами трона по гражданским делам), что, среди прочего, вынудило Патриаха Иоакима III 9 декабря 1883 года в знак протеста принести правительству и Синоду отречение от престола, а Синод Патриарха Дионисия V — объявить осенью 1890 года беспрецедентный для православия интердикт.

XX век

Провозглашение Конституции 1924 года турецкий, греческий и армянский лидеры

Однако надежды греков на равенство растаяли со свержением власти султана Абдул Гамида II младотурками. Во главе Османской империи встал неэффективный правитель Мехмед V.

Перед Первой мировой войной в Османской империи жило около 2,5 млн греков. В Парламенте Турции было немало греков: в 1908 году их было 26, а в 1914 — 18.

В период Первой мировой войны турецкие греки во Фракии и Малой Азии нередко подвергались гонениям и внутренним депортациям. Международная ассоциация ученых по исследованию геноцида представляет эти события как геноцид греков, однако ряд историков полагают, что эти меры являлись вынужденными.
3. История Православия на Руси как учебная и научная дисциплина. Периодизация истории Русской Православной Церкви. Обзор основных исследований по истории Русской Церкви.

История Русской Церкви как наука систематически изображает ход постепенного внешнего и внутреннего развития Христовой Церкви на Руси.

Она выясняет: как распространялось христианство среди русских людей и инородцев, живущих на территории Руси; какое было внутреннее иерархическое устройство; какие были отношения к государству; как усваивались законы Вселенской Церкви Русской Церковью, какие особенности под влиянием народных понятий и местных жизненных условий обнаруживались в православном богослужении Русской Церкви и как под влиянием Церкви шло нравственное преуспеяние русского народа.

РАЗДЕЛЕНИЕ НА ПЕРИОДЫ. История Русской Церкви разделяется на четыре периода: период — КИЕВСКИЙ — от начала Русской Церкви до перенесения митрополии из Киева на север. Церковная жизнь в этот период развивается преимущественно на юге с центром в Киеве под непосредственным влиянием Греческой Церкви.

II-й период — МОСКОВСКИЙ — от утверждения митрополичьей кафедры в Москве до конца патриаршества. Жизнь обеих митрополий текла отдельными руслами. Для Московской митрополии наступил период внутреннего преуспеяния, а Киевская митрополия терпела бедствия от иноверных польско-литовских государей.

III-й период — ПЕТЕРБУРГСКИЙ (синодальный). С начала ХVIII в. настало новое время для всей русской жизни. Русская Церковь на протяжении всего этого времени была под сильным нажимом и влиянием государства.

IV-й период — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.

Характерной особенностью этого периода является — отделение Церкви от государства и лояльное отношение государства к Церкви и Церкви к государству, а также — восстановление патриаршества.

ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ. Одни источники бывают общие с общей церковной историей (вещественные памятники и литературные произведения), иные — частные, относящиеся непосредственно к церковной жизни на Руси. Таковы: правила, грамоты и законы русских князей и иерархов, предания, проповеди, легенды, обряды, обычаи, жития святых. Пособиями при изучении истории Русской Церкви являются: “История Русской Церкви” митр. Макария Булгакова в 12-ти томах, которая доведена до патр. Никона, труд по истории Русской Церкви Е.Голубинского (доведен до И.Грозного), учебники П.Знаменского, П.Смирнова, П.Дмитревского и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconОтветы на билеты экзаменационной программы по предмету «Догматическое богословие»
До́гматы непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских...

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconОтветы на билеты экзаменационной программы по предмету История Нового Завета
Этот отдел известен в науке под названием Введения в Священные книги Нового Завета, или исагогики. Сюда же относятся сведения о том,...

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconОтветы на билеты к экзамену по курсу “всемирная история”
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;...

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconЭкзаменационные билеты для проведения государственной (итоговой)...
Перечень экзаменационных билетов по предмету «История и культура Башкортостана» за курс основной средней школы в 9 классе

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconРабочая программа по учебному предмету «окружающий мир»
Фгос ноо), Примерной программы по предмету «Окружающий мир», Планируемых результатов начального общего образования, программы формирования...

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconЭкзаменационные билеты по предмету «История»
Золотой червонец. Различие исторических взглядов на внешнюю и внутреннюю политику при Александре III

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconМакарий История Русской церкви
История русской церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589)

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconМакарий История Русской церкви книга 2
История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconСписок обязательной литературы: Знаменский П. В. История Русской...
История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. I. (1917 1970) / Под общей редакцией М. Б....

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви» iconМакарий История Русской церкви книга 5 период разделения русской церкви на две митрополии
Если и государи Восточной Руси позволяли себе иногда действовать, по-видимому, во вред своей Церкви, то эти действия направлялись...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов