Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления




НазваниеНаркотизм как социальное зло и пути его преодоления
страница1/8
Дата публикации02.03.2014
Размер0.88 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8







Н.А. Гринченко, А.Л. Афанасьев


НАРКОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Томск 2004
Министерство образования и науки Российской Федерации

Томский государственный университет систем

управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра истории и социальной работы
Н.А. Гринченко, А.Л. Афанасьев

^ НАРКОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО

И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ


Учебно-методическое пособие

2004



Корректор: Воронина М.А.


Рецензенты: Зиновьев В.П., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, декан исторического факультета Томского государственного университета, Жаворонок Т.В., кандидат медицинский наук, старший преподаватель кафедры биохимии и молекулярной биологии Сибирского государственного медицинского университета.

Гринченко Н. А. Афанасьев А.Л. Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления. Учебное пособие: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 69 с.

^
 Н.А. Гринченко, А.Л. Афанасьев 2004
 Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2004

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ.............................................……………………………………….

3

1. Структура профессиональной подготовки………………..

9

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………………..


10

^ 3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

10

4. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА……………………………….


11

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

15

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК………………………………………..

15

ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. СЛОВО ПАСТЫРЯ (список аудиокассет радио-школы трезвения)……………….………………..

35

^ ПОДПИСКА НА ТРЕЗВЕННЫЕ И АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.

38

АДРЕСА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ………………………………..

42

^ КОМПЛЕКС ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ К ПСИХОАКТИВНЫМ ВЕЩЕСТВАМ (ПАВ)

(В.Е. Пелипас, Институт педагогических инноваций Министерства образования Российской Федерации)………………………………………………


44

^ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы……………………………………………………………………………..

52

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ Закон об ограничении курения табака…….


54

Европейская хартия по алкоголю. Этические принципы и цели………………………………………………………………………….


59

ПОЛОЖЕНИЕ о Кабинете по профилактикЕ Злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) у детей и подростков (Институт педагогических инноваций Министерства образования Российской Федерации)………………………………………………………..


61

Распространенность употребления ПАВ среди школьников, родителей и педагогов………………………………………….


65

КАКИЕ КАТАСТРОФЫ СТРАШНЕЕ………………………………………..

66

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ТРЕЗВЕННЫХ ДАТ …………………………..

67


ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных задач современного Российского общества является воспитание антинаркотической устойчивости и формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Размах алкоголизма в России принял беспрецедентные масштабы, что приводит к широкому распространению пьянства и алкоголизма среди молодежи, причем алкоголизм "молодеет" с каждым годом, то есть приобщение к регулярному потреблению алкоголя начинается все раньше и сейчас из-за агрессивной рекламы пива и его широкой доступности сместилось к возрастной границе 12-13 лет. Россия  одна из самых курящих стран в мире, а по вовлеченности в наркоманию уже догоняет самые неблагополучные с точки зрения наркотизма страны Запада.

Существует мнение, что массовый наркотизм среди молодежи является только следствием неблагополучия в обществе. Не отрицая такой зависимости, следует подчеркнуть, что массовый наркотизм, в том числе молодежный, нередко является не следствием, а причиной прогрессирующего развала в экономике и социальной сфере, роста преступности и криминализации общества. Без отрезвления общества, в том числе школы, невозможно проведение каких-либо прогрессивных реформ. Как показывает мировой опыт, сами по себе эти проблемы не исчезнут. Даже в самых благополучных странах профилактика наркотизма занимает важное место в системе воспитания и образования детей и молодежи.

В профилактике наркотизма есть существенные противоречия, которые определяют его сложность. Мы хотим, чтобы наши дети и молодежь не пили, не курили и не употребляли наркотики, а сами пьем и курим. Мы говорим о вреде алкоголя и табака, между тем само государство разрешает их производить, продавать и при этом использовать как средство для пополнения бюджета. Мы призываем подростков и молодежь вести здоровый образ жизни, а в кино, по радио, телевидению, в прессе зачастую содержится скрытая и явная реклама алкоголя и табака, программирующая на употребление этих веществ. Мы говорим о необходимости профилактики, а между тем сами учителя, родители, многие уважаемые взрослые люди имеют вредные привычки и не знают, как вести профилактическую работу с детьми и молодежью. Между тем, именно школа, дворовые клубы, учреждения дополнительного образования, социальные службы способны сгладить и разрешить указанные противоречия. Главное в настоящих условиях  это профессиональная подготовка специалистов – педагогов, социальных работников, школьных психологов и др. Необходимо уже в вузе закладывать основы здорового, безнаркотического образа жизни, вооружить будущих специалистов необходимыми специальными знаниями и умениями для осуществления профилактической работы с подростками и молодежью.

Целью данного спецкурса является специальная подготовка будущих социальных работников к организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в коллективе учащихся, неформальных группах и т.п., формирование у самих студентов осознанной потребности в здоровом, безнаркотическом образе жизни.

Основные задачи спецкурса:

1. Сформировать понятие готовности специалиста к профилактике злоупотребления ПАВ среди детей, подростков и молодежи, разработать таблицы проверок и самопроверок такой готовности;

2. Сформировать у студентов основные компоненты готовности: мотивационно-волевой, содержательно-теоретический, процессуально-технологический и рефлексивный, стремиться к развитию этих компонентов до среднего уровня и выше.

В основу данной работы заложены следующие идеи:

1. ^ Идея аксиологического ценностного подхода к антинаркотическому воспитанию предполагает формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, пробуждение в связи с этим высших человеческих чувств: чувства собственного достоинства, патриотизма, национальной гордости, которая состоит, конечно, не в пресловутом "умении пить", а в нравственных и духовных подвигах нашего народа.

Необходима опора на традиционные ценности, которые на протяжении многих веков помогали нашему народу выжить. Сегодня стоит вопрос о сохранении российской цивилизации и государственности. Определённые силы пытаются претворить в жизнь идеи бывшего директора ЦРУ А. Даллеса по разрушению России изнутри, в том числе с использованием алкоголя, табака, наркотиков. Противостоять этому можно только с помощью традиционных ценностей народов России. В их ядре лежат ценности религии, прежде всего православия, а также ислама, буддизма и других традиционных конфессий.

Безусловно, часть людей является неверующими. Но и для них важно относиться с уважением к вере своего народа, его религиозным традициям, определяющим духовное, а подчас и физическое здоровье народа. Наличие твёрдых ценностей, определённых традиций, норм поведения  уже серьёзная защита от бездуховности, безнравственности, формирования алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости. Не случайно многие методики избавления от такого рода зависимостей используют молитву, обращение к Богу и святым, которые могут помочь. Этому можно противостоять только с помощью традиционных народных ценностей, определенных православием на протяжении тысячелетия, при уважении ко всем традиционным для территории России конфессиям.

2. ^ Идея целостного формирования личности в единстве сознания, чувств и поведения в опыте личности. При проведении всех форм профилактической работы учитывается необходимость комплексного воздействия на сознание, чувства и поведение, предполагается вовлечение в профилактическую деятельность;

3. ^ Идея личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Курс нацелен на развитие индивидуальности каждого студента, максимальную опору на его личные способности и возможности. Следует исходить из того, что профилактика злоупотребления ПАВ  это вид деятельности, которой может овладеть далеко не каждый. Кроме того, педагогические аспекты профилактической работы  это искусство, которое передается "из рук в руки" в педагогической мастерской. Спецкурс предполагает творческую самостоятельность будущего специалиста, поэтому необходимо ясное представление о том, какими знаниями и умениями следует овладеть и какие личностные качества в себе развить, чтобы чувствовать себя подготовленным к профилактической работе.

4. ^ Идея системного подхода предполагает рассмотрение процессов профилактики злоупотребления ПАВ в контексте всего обучения и воспитания, во взаимосвязях с психической и средовой адаптацией подростков и молодежи. Взаимосвязи устанавливаются и между различными формами наркотического поведения.

5. ^ Идея комплексного подхода требует охвата различными формами воспитания всех без исключения детей, подростков и молодых людей с учетом возрастных особенностей и уровня их воспитанности, сочетания средств коллективного и индивидуального воздействия, сочетания разнообразных методов, средств, приемов воспитательного воздействия, взаимодействия семьи, школы, других социальных институтов, подключения средств массовой информации.

Концептуальными основаниями данной работы также стали классические и некоторые нетрадиционные положения педагогики и психологии: учение о личности, концепция психической средовой адаптации, идеи об экопсихотерапевтических аспектах воспитания и т. д.

^ Этапы подготовки:

1. Подготовительный. На этом этапе проводится агитационная работа среди студентов о спецкурсе, формируется первичная мотивация выбора;

2. ^ Этап программирования. Будущие специалисты знакомятся с проблемой наркотизма как социального зла, теорией и практикой трезвеннического воспитания и профессиограммой специалиста – социального работника  по профилактике злоупотребления ПАВ. Учатся работать с таблицами проверок и самопроверок готовности к специальности.

3^ . Этап практических действий предполагает овладение знаниями и умениями, предусмотренными программой курса (см ниже: Тематическая программа курса).

4. Этап реальных дел частично возможен уже в вузе, но по-настоящему осуществим лишь в процессе профессиональной деятельности.
Методика самоподготовки
В процессе самоподготовки студента предусматривается:

  • изучение лекционного курса;

  • ознакомление с рекомендуемой литературой;

  • изучение краткого словаря-справочника в течение всего периода подготовки;

  • ознакомление с приложениями;

  • конспектирование, аннотирование и реферирование источников;

  • освоение основных трезвенных понятий;

  • выполнение собственного исследования по одной из 10 тем контрольных работ (по выбору);

  • заполнение таблиц готовности к профилактике злоупотребления ПАВ: в начале изучения спецкурса и перед экзаменом (2 раза). Самооценка студента дополняется оценкой экзаменатора (во второй раз). Файлы с таблицами 1-4 отправляются в университет для проведения исследования качества обучения;

  • изучение рекомендаций с помощью программного обеспечения для домашнего компьютера.


^ 1. Структура профессиональной подготовки


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconЗ. Н. Гиппиус: антиномии «двоящегося пола». Преобразование пола на...
З. Н. Гиппиус: антиномии «двоящегося пола». Преобразование пола на пути преодоления раздвоенности духа и тела

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconИли подвиг любви об искупительной жертве государя императора николая
То зло, которое сейчас в мiре, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только – Любовь

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconКонфликты в коллективе и пути их преодоления
Значительно повышается и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconВиктор Рогожкин «Эниология»
Субъективность и объективность пути познания. Добро и зло, созидание и деструкция 10

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconУрок иностраного языка как основная единица организации учебного...
Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку. Трудности в обучении письму и письменной речи и пути их преодоления

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconУникальное бесплатное пособие Международной акции “Бросай Пить!”...
Алкоголизм… Слабая воля? Влияние компании? Семейный сценарий? Социальное зло? Особенности национального характера?

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconДоклад: «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления»
Потребление табака – причина демографического кризиса и экономических потерь в России

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления icon-
Русскую землю, спасая своих детей, свой народ от погибели, от омерзительной, бесовской, зло несущей и зло творящей власти

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconТема социология как наука
Социология – это своеобразная анатомия и физиология общества, позволяющая выявлять его нормальное и патологическое состояние и предлагать...

Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления iconТема 15
Понятие международной политики. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Национализм, межнациональные конфликты и пути...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов