Скачать 0.91 Mb.
|
Национальный банк Республики Беларусь УО «Полесский государственный университет» В.Л. Лозицкий ПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям Пинск ПолесГУ 2010 УДК 37.013(075) ББК 74.00Я73 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, философии и права учреждения образования «Полесский государственный университет» Г.Ф. Вечорко; кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики учреждения образования «Полесский государственный университет» Л.Ф. Крюкова. Утверждено научно-методическим советом ПолесГУ ^ Педагогика: методич. рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / В.Л. Лозицкий. – Пинск: ПолесГУ, 2010. – Пособие призвано помочь студентам самостоятельно подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине «Педагогика». Содержит вопросы и задания, а также рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, темы рефератов и список рекомендуемой литературы к каждой теме. Для студентов всех форм обучения. УДК 37.013(075) ББК 74.00Я73 © УО «Полесский государственный университет, 2010» ВВЕДЕНИЕ Семинарское занятие – одна из наиболее сложных и в то же время плодотворных форм вузовского обучения и воспитания. С учетом специфики предметной направленности семинары по педагогике выполняют важную роль: стимулируют системное и мотивированное изучение студентами хрестоматийного материала, научной литературы и периодики; расширяют знаниевый кругозор; развивают навыки научного мышления и дискуссии; приучают свободно использовать научный категориальный аппарат; вырабатывают коммуникативные знания и умения, а также иные профессионально обусловленные общественно значимые и собственно личностные компетенции. Семинар как составная часть учебного процесса в высшей школе выполняет ряд функций, среди которых, наряду с познавательной и воспитательной, не менее важное значение имеют функции контроля и коррекции. В ходе семинарского занятия реализуется возможность осуществления педагогической диагностики и оценивания достижения обучаемыми тех или иных уровней усвоения учебного материала, уровней освоения общеучебных и специальных способов учебно-познавательной деятельности, а также их коррекции до продуктивных. Основная цель семинарских занятий по педагогике заключается в формировании у будущих учителей целостного представления о педагогической деятельности, вооружении их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы и новых стандартов образования. Специфика методики проведения семинаров по курсу «Педагогика» обусловлена неразрывной связью педагогической науки с развитием общества и законами общественного развития в целом. Последовательность предлагаемых к изучению тем представляется оптимизированной и целесообразной, поскольку, приводит процесс подготовки будущего учителя в соответствие с современными требованиями и уровнем развития педагогической науки и практики, а также обеспечивает необходимую теоретическую базу и практическую готовность студентов к эффективной педагогической деятельности. Основные требования к освоению разделов предметного курса «Педагогика» обусловлены нормативными положениями типовой и рабочей программ. ^ Выбор преподавателем формы семинарских занятий зависит от ряда обусловленных факторов: содержание и объем темы; наличествующий уровень подготовки студенческой группы, ее специализация и профессиональная направленность в обучении; объем и характер рекомендуемой для изучения дисциплины хрестоматийной и научной литературы, учебных и методических пособий; наличие электронных и традиционных компонентов учебно-методического комплекса по педагогике. Рекомендуемые методы и технологии обучения: технологии проблемного обучения; технология учебно-исследовательской деятельности; проектные, коммуникативные технологии; игровые (ролевые) технологии и т. д. В качестве основных форм при реализации предлагаемых методов и технологий обучения при организации и проведении учебных семинарских занятий могут быть рассмотрены следующие: ^ – форма семинара, предполагающая подготовку студентов по каждому вопросу, определенному в плане занятия, который разработан преподавателем, при едином для всех перечнем рекомендуемой литературы. В ходе проведения занятия заслушиваются выступления студентов, осуществляется их обсуждение с участием преподавателя, который организует и направляет дискуссию в соответствии с поставленными целями и задачами семинара. Данная форма организации и проведения семинарских занятий позволяет наиболее полно вовлечь студентов в обсуждение актуализируемых в ходе беседы вопросов и проблем. ^ готовятся студентами по заранее предложенной преподавателем проблематике и тематической направленности. Применение данной формы подготовки обусловлено не только необходимостью достижения определенных общеучебных целей и задач, но и необходимостью выработки специальных профессиональных компетенций. Подготовка тематических докладов и выступление студентов с ними преследуют целью привить навыки самостоятельного поиска и отбора обучаемыми учебного материала, развить их ораторские способности. В целях увеличения продуктивности семинарского занятия, на обсуждение учебной группы выносится не более 2–3 докладов, продолжительностью 10–15 минут. Кроме докладчиков, по желанию студентов или по инициативе преподавателя, назначаются содокладчики или оппоненты, что предполагает привнесение элементов дискуссии и научного оппонирования. Реферат – это письменная работа, подготовленная студентом под руководством преподавателя и, отражающая степень разработанности на настоящий момент конкретной научной проблемы или ряда проблем в данной области научного знания, Содержание реферата предполагает не механическое изложение подготовленного материала, а самостоятельное и систематизированное его обобщение через проблематизацию, выраженное в аргументированных самостоятельных выводах по освещаемой проблеме. Реферат обычно зачитывается автором на семинаре, однако может быть прочитан студентами предварительно. Работа студента по подготовке реферата является первичной формой приобщения учащегося к научно-исследовательской работе (хотя научным исследованием не является), поскольку оказывает положительное влияние в дальнейшем на написание студентами курсовых и дипломных работ. Рефераты должны соответствовать следующим требованиям: 1) объем реферата должен составлять не более 10–15 страниц (формат А4, кегль14, междустрочный интервал – 1; поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.); 2) реферат должен структурно состоять из вступления, основной части, заключения и списка использованной литературы; 3) во вступлении должно быть определено проблемное поле реферата; 4) в основной части должна быть в полной мере раскрыта тема, а не отдельные ее аспекты; 5) сноски в реферате должны быть оформлены в соответствии с нормативными требованиями государственных стандартов Республики Беларусь; 6) в заключении должно быть произведено обобщение, представленное основными выводами по теме реферата; 7) реферат должен быть снабжен списком использованных источников; 8) титульный лист реферата необходимо оформить в соответствии с государственными стандартами Республики Беларусь. Семинар-диспут – форма занятия, применяемая для выработки у студентов навыков ведения научной полемики, способности оперативно и аргументировано излагать свои взгляды и успешно оппонировать в дискуссии. Диспут может быть самостоятельной формой семинара, и элементом других форм практических занятий в рамках курса «Педагогика». Вопросы, выносимые преподавателем на семинар-диспут, должны быть актуальными, иметь теоретическую и практическую новизну и значимость. Одним из эффективных приемов вовлечения студентов в дискуссию является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Семинар-брифинг – форма семинара, при подготовке которой по всем вопросам семинара преподаватель поручает студентам подготовить краткие тематические сообщения. После выступления докладчиков каждый студент обязан задать выступавшему вопрос по теме сообщения, а также может, при желании, высказаться по актуализируемой проблеме сам. Грамотная постановка вопросов, краткие и обстоятельные ответы на них предполагают подготовленность студентов по той или иной теме, что и является центральной частью своеобразной «пресс-конференции». ^ форма занятия, которая проводится чаще всего в нескольких параллельных учебных группах потока. Обычно заслушиваются доклады или рефераты студентов из разных групп. Тематика докладов, как правило, носит итоговый характер. ^ на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой основной и дополнительной литературой, является приемом работы на занятии и длится не более 15–20 минут в зависимости от поставленных преподавателем целей и задач. ^ на семинарах могут длиться от 15 минут до 2 часов. Тема письменной работы определяется по одному или нескольким вопросам текущего семинара. Проведение письменной формы опроса и контроля в данном случае должно носить характер фронтальной проверки знаний всех студентов по определенному разделу курса «Педагогика». Коллоквиум-собеседование обычно проводится с целью определения уровня усвоения студентами учебного материала по той или иной теме курса. Продолжительность семинарского занятия определяется темой и формой его проведения и обычно не составляет более 2-х академических часов. В процессе проведения семинара преподавателем должны быть использованы приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления педагогических знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого педагогического явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой учебной информации. Студенты при подготовке к семинарским занятиям должны всесторонне изучить предложенные преподавателем источники и литературу по каждому вопросу семинара, составить план ответа по каждому вопросу, а при необходимости и краткий конспект выступлений. Подготовка к семинару должна носить проблемный и проблемно-поисковый характер. При рассмотрении дискуссионных вопросов студенту необходимо ознакомиться с различными точками зрения по данной проблеме, провести их критический анализ и, если обучаемый придерживается одной из них, аргументировать свое мнение, опираясь на доступные источники. Важным представляется и активное участие студентов учебной группы в организуемой и направляемой преподавателем дискуссии. Вопросы, задаваемые в ходе семинарского занятия, должны, по возможности, носить проблемный характер и предполагать системные и аргументированные ответы студентов. Критерии оценивания результатов учебно-познавательной деятельности студентов должны быть им известны и понятны. 2. Тематика семинарских занятий К РАЗДЕЛУ «общие основы педагогики» Занятие 1. Тема «Педагогика в системе наук о человеке» Вопросы для подготовки: 1. Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. Функции педагогической науки. 2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование 3. Потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и классовый характер воспитания. 4. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. 5. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Студенты должны знать: – многообразие подходов к определению и пониманию педагогики; – основной категориальный аппарат педагогики; – систему педагогических наук и составляющие ее элементы. Студенты должны уметь: – выделять основные подходы в понимании педагогики как научного феномена и определять ее место по отношению к остальным областям научного знания; – полно характеризовать основные категории педагогической науки; – формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения; – определять социальную значимость педагогики, ее теоретический и прикладной характер применительно к собственной профессиональной деятельности; – выполнять предлагаемые тематические задания практикума. Для подготовки к семинару необходимо: – рассмотреть методологические основы педагогической науки в аспекте ее объектно-предметной направленности, определяемых задач и функций; – раскрыть историческое и социокультурное значение педагогической науки, ее значимость в современном обществе; – рассмотреть и определить основное проблемное поле педагогической науки, ее предметно-объектную направленность, цели и задачи, а также функции; – выявить прикладные аспекты дисциплины «Педагогика» применительно к области будущей профессиональной деятельности. Темы рефератов 1. Педагогика как наука. 2. Проблемное поле педагогической науки. 3. Педагогика как область профессиональной деятельности. 4. Педагогическое кредо или CREDO QUI ABSURDUM. Контрольное задание: задания практикума к занятию 1. Рекомендуемая литература 1. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие / В.И. Гинецинский. – СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. – 154 с. 2. Кобринский, М.Е. Педагогика (курс лекций для студентов заочной формы обучения): Учеб. пособие / М.Е. Кобринский. – Минск: БГАФК, 2001. – 112 с. 3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. ; Ростов н/Д : Март, 2005. – 448 с. 4. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с. 5. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов / Б.Т. Лихачев. – М. : Прометей, ЮРАЙТ, 1998. – 464 с. 6. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 544 с. 7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 1998. – 640 с. 8. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с. 9. Педагогика: Учебник для ин-тов физкультуры / под ред. В.В. Белорусовой, И.Н. Решетень. – М. : ФиС, 1986. – 288 с. 10. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2006. – 928 с. 11. Сидоров, А.А. Педагогика: Учебник для студ., асп., и тренеров по дисц. «Физическая культура» / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин – М. : Терра-Спорт, 2000. – 272 с. 12. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с. 13. Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н.К. Степененков – Минск : Адукацыя і выхаванне. 2007. – 496 с. 14. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М. : Совершенство, 1998. – 368 с. Занятие 2. Тема «Методология и методы педагогических исследований» Вопросы для подготовки: 1. Понятие о методологии и методах исследования в педагогике. 2. Общие требования к проведению педагогических исследований. 3. Основные методы педагогического исследования: а) методы теоретического исследования; б) методы изучения литературы; в) методы изучения педагогического опыта; г) математические методы педагогического исследования; д) статистические методы педагогического исследования; е) организационные методы педагогического исследования. Студенты должны знать: – многообразие подходов к определению и пониманию методов педагогических исследований; – основные требования к проведению педагогических исследований; – основные методы педагогических исследований. Студенты должны уметь: – выделять и характеризовать основные методологические подходы в педагогической науке; – выделять и полно характеризовать основные методы педагогических исследований; – определять значимость методов педагогических исследований для собственной педагогической деятельности; – решать прикладные ситуационные задания (задачи) применительно к проблематике выполнения основных требований педагогического исследования; – выполнять предлагаемые тематические задания практикума. Для подготовки к семинару необходимо: – рассмотреть и охарактеризовать основные методологические подходы в педагогической науке (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический, этнопедагогический; – определить и усвоить требования к проведению педагогических исследований и их значимость в профессиональной деятельности педагога; – усвоить сущностное содержание системы методов педагогических исследований; – выявить прикладные аспекты применения методов педагогических исследований в будущей профессиональной деятельности студентов. Темы рефератов: 1. Методология педагогики и ее проблемное поле. 2. Система методов педагогических исследований и ее элементы. 3. Прикладные аспекты применения методов педагогических исследований в будущей профессиональной деятельности. 4. Педагогический эксперимент и методика его проведения. Контрольное задание: задания практикума к занятию 2. Рекомендуемая литература 1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 224 с. 2. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие / В.И. Гинецинский. – СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. – 154 с. 3. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко ; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с. 4. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336 с. 5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001. – 206 с. 6. Загвязинский, В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент : методич. пособие / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник. – М. : Пед. о-во России, 2004. – 144 с. 7. Кавалевіч, М.С. Педагогіка: Вучэб. дапаможнік / М.С. Кавалевіч. – Мазыр : Белы вецер, 2000. – 284 с. 8. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. ; Ростов н/Д : Март, 2005. – 448 с. 9. Кочетов, А.И. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов [и др.]. – Минск: Народная асвета, 1987. – 223 с. 10. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с. 11. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с. 12. Полякова, Т.Д. Методология научного исследования в физической реабилитации: пособие для студентов / Т.Д. Полякова [и др.]. – Минск: БГУФК, 2008. – 62 с. 13. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2006. – 928 с. 14. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин . – М. : Педагогика, 1986.–152 с. Занятия 3-5. Тема «Основные этапы развития педагогической мысли» Вопросы для подготовки: 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания. 2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе. Система воспитания в Древней Греции (Афины и Спарте). Взгляды древнегреческих философов Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля на воспитание и образование. 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (П. Абеляр, Ф. Аквинский). 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень, В. де Фельтре). 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв. 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси. 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки. 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Локка. Теория «естественного и свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо. 9. Педагогическая деятельность и идеи И.Г. Песталоцци. 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования. 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания А. Дистервега. 12. Педагогические взгляды Р. Оуэна. 13. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского. 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта. 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность А.С. Макаренко. 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность В.В. Сухомлинского. 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы ХХ века. 20. Основополагающие документы о развитии образования в Республике Беларусь: Закон «Об образовании», Закон «Об общем среднем образовании», Закон «О правах ребенка», Концепция реформы общеобразовательной школы, Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы; образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». Студенты должны знать: – причины возникновения процессов обучения и воспитания, а также их историческую и социальную обусловленность; – генезис и основные тенденции развития педагогических идей; – сущность взглядов и идей классиков педагогической науки, этапы их просветительской деятельности; – факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения; – мировые тенденции развития современной педагогической науки и образования; – основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь, их основные положения и идеи. Студенты должны уметь: – характеризовать основные этапы развития педагогики; – анализировать хрестоматийный материал и научные источники; – давать характеристику и критически оценивать идеи классиков педагогики, а также историческое значение их просветительской деятельности; – осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ теоретических исследований классиков педагогической науки; – применяя исторический подход при изучении педагогических явлений, определять историко-культурное своеобразие и оценивать процессы развития белорусского национального компонента общеевропейского образования; – выявлять проблемное поле и противоречия в процессе генезиса и развития педагогических идей; – определять значимость идей классиков педагогической мысли применительно к собственной профессиональной деятельности; – ориентироваться в положениях и идеях основополагающих документов о развитии образования в Республике Беларусь. Для подготовки к семинарам необходимо: – изучить и дать анализ процесса генезиса воспитания, развития школы и педагогической мысли в античности, в рабовладельческом обществе, в средние века, просветительской деятельности и взглядов выдающихся белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации, развития школы и педагогики в странах Западной Европы и России в XVII–XVIII вв., общетеоретических и дидактических взглядов классиков западно-европейской педагогики XIX в., системы образования в России и Беларуси в ХIХ–ХХI вв., тенденций развития системы образования в мире на современном этапе; – обратить внимание на социально-историческую обусловленность причин возникновения феноменов обучения и воспитания, их сословный, светский и религиозный характер; – рассматривая различные научные подходы к организации образования, обратить внимание на многомерность видения педагогической реальности в национальных системах образования; – обратить внимание на общие и отличительные тенденции процесса развития системы образования Беларуси в его историзме (просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой и педагогическое наследие Кирилла Туровского; просветительская деятельность Ф. Скорины; педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского; братские школы в западно-белорусских землях: содержание, формы и методы обучения, значение братских школ в классно-урочной системе обучения; реформирование системы образования на белорусских землях в XIX в.); – дать характеристику этапных изменений в организации системы образования Беларуси в различные исторические эпохи; – ознакомиться с содержанием концептуальных трудов классиков педагогической мысли и усвоить их основные идеи в процессе осуществленного сравнительно-сопоставительного анализа; – выявить особенности и тенденции развития взглядов на педагогический процесс и его составляющие в аспекте рассмотрения идей классиков педагогической мысли на различных этапах исторического развития; – обратить внимание на наличие тенденций преемственности и борьбы противоречий в концептуальных положениях их педагогического наследия; – проанализировать и оценить педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания. Темы рефератов 1. Педагогические идеи: от первобытности до цивилизации. 2. Просветительская деятельность мыслителей Античного мира. 3. Образование в эпоху средних веков. 4. Просветительские идеи и образование в эпоху Просвещения. 5. Педагогические идеи европейских философов-гуманистов. 6. Педагогическое наследие западноевропейских классиков педагогической мысли (вариативно по персоналиям). 7. Педагогическое наследие российских классиков педагогической мысли (вариативно по персоналиям). 8. Научное наследие классиков педагогической мысли: преемственность идей и борьба противоречий. 9. Беларусь: процессы реформирования системы образования в их исторической ретроспективе. Контрольное задание: задания практикума к занятиям 3–5. Рекомендуемая литература |
![]() | Кор пед можно рассм-ть как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в кач-ве самостоятельной науки | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,... |
![]() | Педагогика (модуль «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли») | ![]() | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,... | ![]() | Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,... |
![]() | М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства) | ![]() | М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства) |
![]() | «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ![]() | «Педагогика». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает овладение студентами методологией... |