Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины




НазваниеПонятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины
страница1/6
Дата публикации21.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука - это совокупность теорий, учений, взглядов по вопросам конституционного права, изучает процесс фор­мирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права. В рамках науки происходит обобщение практи­ки, прогнозируется развитие конституционно-правовых институтов, фор­мируются основные концепции, которые кладутся затем в основу реали­зации прав и свобод человека, построения и функционирования механиз­ма конституционного судопроизводства.

Под объектом конституционного права понимается та сфера общест­венной жизни, правовое существование и регулирование которой находят отражение в нормах конституционного права. К важнейшим институтам конституционного права принято относить принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти.

Возможен и другой подход к определению конституционного права. Специфика конституционного права заключается в том, что оно регули­рует отношения между человеком, обществом и государством, нормы конституционного права призваны обеспечить взаимодействие этих трех слагаемых, определяя те ценности и приоритеты, которые предопределя­ют реальную конституционно-правовую практику.

Особенность конституционного права состоит в том, что оно призва­но регулировать общественно-политические отношения, что и является предметом конституционного права.


  1. ^ Предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отрасли права.

Самостоятель­ность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирова­ния.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулиро­вания, то есть совокупность приемов и способов правового воздей­ствия на общественные отношения. Бывает императивный - способ обязывания; способ запрета; и диспозитивный - основан на дозволениях.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общест­венных отношений основывается на властно-императивных началах. С одной стороны - это властеотношения, но с другой - в демократическом го­сударстве нормы конституционного права устанавливают содержание и гарантии прав человека, что является ограничением для государст­венной власти.

Конституционное право зарубежных стран — это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.


  1. ^ Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы — общеобязательные правила поведения, установленные госу­дарством в целях охраны и регулирования определенных общест­венных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

особен­ности:

1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализа­ции, конкретизации;

3) правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;

4) являются основополагающими для норм других отраслей права;

5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;

6) регулируют поведение специфических субъектов (народ, государство, избирательные объединения и др.)

Система конституционного права содержит большое число норм. Их можно классифицировать:

(I)По функциональной направленности.

(II)По способу воздействия на субъекты права.

(III)По характеру регулируемых общественных отношений.

(IV)По действию во времени: нормы (1)постоянные, (2)временные и (3)ис­ключительные.

Конституционно-правовые институты - система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К их числу относятся (1)правовой статус человека и гражданина, (2)основы общественного строя, (3)форма правления, (4)избирательное право, (5)на­родное представительство, (6)конституционный контроль. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более част­ных.

  1. ^ Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты, виды.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отноше­ние, которое урегулировано нормой конституционного права и содер­жанием которого является юридическая связь между субъектами в фор­ме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, которым правовыми нормами отрасли конституционного права предоставлены права и на которых возложены определенные обя­занности. Подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся (1)граждане, (2)иностранцы, (3)группы граждан, (4)избиратели и (5)депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы.

Ко второй группе субъектов принадлежат (1) государство в целом, (2) его органы, (4) территориальные единицы, (5) учреждения и органы самоуправления, (6) полити­ческие партии.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь.

Объектами - предме­ты или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.

Объектами являются: государственная территория; государственная власть; местное самоуправление; имущественные и неимущественные блага; поведение людей, действия органов государства, органов местно­го самоуправления и общественных объединений.

^ По целевому назначению конституционно-правовые отношения под­разделяются на учредительные, правоустановительные и правоохрани­тельные.

По своему содержанию конституционно-правовые отношения под­разделяются на материальные и процессуальные.

По времени действия конституционно-правовые отношения делятся на временные (срочные) и постоянные (бессрочные).


  1. ^ Источники конституционного права зарубежных стран как отрасли права.


Под источником права в юридическом смысле понимаются формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. ОСНОВНЫМИ являются:

(1)конституции

(2)законы. По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на (а)конституционные – вносят изменения в Конституцию (б)органические в ряде стран определяют статус органов государства на основе бланкет­ных статей конституций (Франции). (в) Обычные законы в тех странах, где имеются конституционные или органические, регулируют менее важные общественные отно­шения. (г) чрезвычайные законы – позволяют приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на определенный срок).

(3)нормативные акты исполнительной власти;

(4)парламентские регламенты и постановления– содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур;

(5)акты местного самоуправления

(6)нормативные акты органов конституционного контроля - Конституционного совета во Франции, Конституционных судов в Италии, Германии, Болгарии. Верховных судов в США, Японии, Индии и т.п.

(7)В некоторых странах судебный прецедент (Великобритании, США)

(8) конституционно-правовые обычаи, - правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством.

(9)отдельные международные договоры

(10) отдельные внутригосударственные договоры (договоры, заключаемые терри­ториальными единицами между собой или с центральной властью).

(11)своды религиозных правил

12 доктрины известных ученых-юристов.


  1. ^ Понятие и сущность конституций.

Первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г.

Это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы взаимоотношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

Помимо этого, существуют понятия юридической и фактической конституции.

Юридическая конституция - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений.

Фактическая же конституция – то, что реально существует. свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной.

Фиктивность конституций характерна для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами.

В большинстве конституций зарубежных стран не содержится специальных норм о верховенстве конституций.

В федеративных государствах признается и провозглашается верховенство конституции федерации перед конституциями и дру­гими нормативными актами ее субъектов.

Помимо юридической сущности любая конституция имеет СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ - конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия.

Однако нередко изменение соотношения политических сил не находит отражения в тексте конституции.


  1. ^ Форма и структура конституций.


Форма конституций – это способ организации и выражения конституционных норм.

По форме конституции делятся на (1)писаные и (2)неписаные. К писаным относятся те конституции, которые (а)признаются основными законами, (б)обладают высшей юри­дической силой и (в)принимаются в особом, более сложном, чем про­стые законы, порядке. Такие акты существуют в подавляющем большинстве стран.

Если конституция представляет собой единый и единственный документ, регулирующий все основные вопросы, то ее можно определить как кодифицированную(в большинстве зарубежных стран).

Если же таких актов несколько (например, Финляндия, Швеция), то конституцию называют некодифицированной.

К неписаным конституциям относятся те нормативные доку­менты конституционного характера, которые принимаются в том же порядке, что и любые другие законы (Великобритания и Новоя Зеландия).

Структура: В преамбуле излагаются цели конституции, В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Заключительные положения содержат различные нормы, обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Приложения. Конституции могут состоять из разделов, частей и глав, раз­деленных на отдельные параграфы или статьи.


  1. ^ Принятие, изменение и отмена конституций.

способы принятия конституций:

(Ι) октроирование, то есть дарование односторонним актом главы государства (монарх-Непал, Катар, Кувейт; Президент-Пакистан 1962 г.; Правительство-Фиджи 1990 г). Источник Конституции – глава государства. Разновидность и дарованы метрополиями своим бывшим колониям и которыми по сути объявлялась их независимость.

(ΙΙ) на основе народного волеизъявления.

Некоторые основные законы принимались специально избран­ными для этой цели представительными органами: учредительными собраниями, конгрессами, кон­вентами, конституционными собраниями.

При изменении конституции различаются: общий пересмотр и внесение поправок и дополнений.

Гибкие путем принятия обычного закона. Жесткие требуется соблюсти ряд дополнительных условий.

Особенности при поправках: поправки, отменяющие статьи конституции, а также являющиеся дополнениями к основ­ному тексту, не должны вести за собой изменения нумерации пре­жних статей, глав, разделов.

В некоторых конституциях содержится запрещение вносить изменения, затрагивающие закрепленные в них конституционные принципы. (Греции, Италии, Франции, Алжира)

ОТМЕНА КОНСТИТУЦИЙ осуществляется следующими способами: В предусмотренном ей же порядке; В результате революций или государственных переворотов.


  1. ^ Классификация (виды) конституций.


I. В зависимости от порядка принятия на октроированные и «народные».

II. По порядку изменения конституции на гибкие, жесткие и смешанные.

III. По форме на писанные и неписанные.

IV. По времени действия на временные и постоянные.

V. По происхождению. Оригинальные – конституции государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Франция). Заимствование характерно для бывших колоний.

VI. С точки зрения целеполагания. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства коммунизма и социализма (Китай). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (США).

VII. По политическому режиму на демократические и авторитарные, тоталитарные.

VIII. По форме правления на монархические и республиканские,

(IX)по устанавливаемой форме территориального устройства на федеративные и унитарные.

В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные, или национальные, и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций и т.п.).

В унитарных государствах иногда существуют конституции автономных образований (напр. Конституция автономной республики Крым в Украине).


  1. ^ Понятие, объекты и органы конституционного контроля в зарубежных странах.


Совокупность средств и способов, с помощью которых дости­гается соблюдение режима конституционной законнос­ти называется правовой охраной конституций, кот обеспечивается с помощью конституционного контроля (надзора).

Под надзором понимается система отношений при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на ошибку и в некоторых случаях приостановить действие его акта, но отменять или исправить акт должен сам поднадзорный орган.

Под конституционным контролем понимается любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, их должностных лиц, а также общественных объединений осуществляющих публичные функции.

ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ делятся на 2 группы:

1) органы общей компетенции: глава государства; парламент; правительство; суды общей юрисдикции, административные суды.

2) специализированные органы

А) судебные (Конституционные Суды, Конституционные трибуналы и т.д. в Австрии, Греции). С предложениями по вопросу о неконституционности норма­тивного акта могут обращаться органы и лица, указанные в кон­ституции или в законе об этом суде.

Б) квазисудебные (т.е. действующие как судебные, но судебными в полном смысле этого слова не являющимися) – напр. Конституционный Совет во Франции.

В некоторых мусульманских странах создаются особые органы – конституционно-религиозные советы (Иран).


  1. ^ Виды конституционного контроля в зарубежных странах.


1) ПО ВРЕМЕНИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ; Предварительный осуществляется либо до принятия закона парламентом, либо после его принятия, но до подписания главой государств. Последующий - проверка уже вступивших в законную силу нормативных ак­тов.

2) ПО СОДЕРЖАНИЮ; Формальный заключается в проверке соблюдения установлен­ных процедурных правил рассмотрения и принятия нормативного акта, матери­альный — в проверке конституционности самого содержания со­ответствующего правового акта или отдельных его положений.

3) КАКИМИ ОРГАНАМИ ПРОВЕРЯЕТСЯ КОНСТИТУ­ЦИОННОСТЬ, Если он осуществляется судами общей юрисдикции, то его называют де­централизованным, или американским. Если входит в компетенцию специального суда либо только Верховного суда, то его относят к централизованному, или европейскому виду.

4) ПО МЕСТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ: внутренний – конституционный контроль осуществляется самим органом, который издает акт; внешний - проводится иным органом;

5) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ: консультативный – решение обладает моральной, а не юридической силой; постановляющий – решение обязательно;

6) ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ: обязательный; факультативный – осуществляется только в случае заявленной инициативы;

7) ПО ФОРМЕ: абстрактный – проверка акта или нормы вне связи с конкретным делом; конкретный – только в связи с конкретным делом;

8) ПО ОБЪЕМУ: полный – охватывает всю сферу общественных отношений; частичный – распространяется только на определенные сферы общественных отношений (напр. на права человека и гражданина)


  1. ^ Понятие и конституционное закрепление статуса человека и гражданина в зарубежных странах.


Правовое положение (статус) человека и гражданина характеризу­ется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделя­ется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Положения, характеризующие систему взаимоотношений государ­ства и личности:

I) правовые положения, связанные с принадлежностью к гражданст­ву и регулированием отношений по поводу гражданства, а также закреп­ляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без граждан­ства, бежен­цев и лиц, получивших политическое убежище;

II) общие принципы статуса личности - это признаваемые и охра­няемые правом, государством начала, исходя из которых осуществля­ются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей:

(1)равноправие (равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равенство мужчин и женщин);

(2) неотъемлемость прав и свобод личности;

(3) запрет незаконного ограничения прав и свобод;

(4) гарантированность прав и свобод.

III)основные права, свободы и обязанности.

IV) гарантии прав и свобод


  1. ^ Понятие и принципы гражданства (подданства) в зарубежных странах.


Под гражданством понимают устойчивую правовую связь человека с конкретным государством, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

В монархических государствах употребляется тер­мин "подданство", который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен граж­данству.

принципы:

1 Единство и равенство гражданства.

2. Принцип сохранения гражданства за лицами проживающими за границей.

3. Недопустимость лишения гражданства или права изменить его.(не везде)

4. Недопустимость высылки гражданина за пределы государства (не везде) или выдачи иностранному государству.

5. Сокращение безгражданства.

6. Допущение двойного гражданства.

7. Защита государством граждан, находящихся за пределами государства.

8. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.(не везде) Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.


  1. ^ Основные способы приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины icon1. Разграничение понятий конституционного права как системы правовых...
Материальная и формальная, фактическая и юридическая конституция в зарубежных странах 4

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины iconКраткий курс лекций по конституционному праву зарубежных стран тема...
Тема № Понятие конституционного права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, его предмет,...

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины iconАрановский К. В. Государственное право зарубежных стран: Учебник...
Предмет отрасли конституционного права. Место конституционного права в системе права, его соотношение с другими отраслями права

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины icon1. Общая характеристика конституционного права России Понятие, предмет...
Наука конституционного права. Предмет, система и источники науки конституционного права

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины icon1. Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права....
Наука конституционного права – это система юридического знания о конституционном праве как отрасли национального права, закрепляющем...

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины iconНегосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права и науки. Место конституционного права в системе права...

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины icon1. Понятие конституционного права зарубежных стран
Данная наука системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-право­вой...

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины iconТема Предмет и методология истории государства и права зарубежных...

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины iconПланы семинарских занятий для бакалавров дневного отделения Тема...
Понятие и предмет конституционного (государственного) права как отрасли публичного права

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины iconКонтрольно-измерительный материал №38
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов