Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология»




НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология»
страница1/7
Дата публикации06.04.2014
Размер0.88 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
Филологический факультет

Кафедра современного русского языка
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа итоговой государственной

аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология»,

специальности 031000 «Филология»

Алгоритмы и образцы видов лингвистического анализа

Екатеринбург

Издательство Уральского университета

2009

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

работе С. А. Рогожин

________________

(Подпись)

________________

(Дата)

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров составлена в соответствии с требованиями федерального и национального-регионального (вузовского) компонентов к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки:

бакалавра по направлению 031000 «Филология»
Составители: Т. М. Воронина, кандидат филологических наук, доцент;

М. Ю. Мухин, кандидат филологических наук, доцент;

И. К. Мухина, кандидат филологических наук;

А. М. Плотникова, кандидат филологических наук, доцент; М. В. Слаутина, кандидат филологических наук

(кафедра современного русского языка Уральского государственного университета им. А. М. Горького).
Рекомендовано к изданию ученым советом филологического факультета. Протокол заседания от ___ октября 2008 г. № ___


© Уральский государственный университет, 2009

© Воронина Т. М., Мухин М. Ю., Мухина И. К., Плотникова А. М., Слаутина М. В., составление , 2009

Утверждено учебно-методической

комиссией филологического

факультета 2009 г.
^ I. ВВЕДЕНИЕ

Цель аттестации

Итоговая аттестация служит для проверки результатов обучения и оценки уровня профессиональных компетенций студентов филологического факультета. Итоговый государственный экзамен по русскому языку призван определить усвоенный студентами объем теоретических знаний и практических навыков, который лежит в основе высшего филологического образования.

^ Задачи аттестации

Поскольку программа охватывает содержание целого ряда дисциплин курса «Современный русский язык» (фонетика, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис), а также курс «Культура речи и стилистика», в задачи аттестации входит: 1) проверка теоретических знаний по экзаменационным билетам; 2) проверка умений применить теоретические знания в практике лингвистического анализа.

^ Требования к уровню освоения содержания образовательной программы бакалавра (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)

Теоретические вопросы предполагают логически стройное изложение наиболее существенных положений теории. Ответы на теоретические вопросы должны продемонстрировать уровень лингвистического мышления выпускника, владение лингвистической терминологией, знание основных понятий курса «Современный русский язык», умение аргументировать ответ и приводить необходимые примеры. При ответе на практический вопрос выпускник должен применить на конкретном языковом материале один из видов лингвистического анализа.
^ II. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

Государственный экзамен по русскому языку.

III. СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ

ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ,

ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Понятие «современный русский язык»: хронологические и географические рамки. Генеалогическая характеристика русского языка. Происхождение русского языка и русской письменности. Место русского языка в индоевропейской языковой семье. Структурно-типологическая характеристика современного русского языка. Флективно-синтетический характер русского языка. Проявление тенденций к аналитизму в современном русском языке.

^ Тема 1.2. Социолингвистическая характеристика современного русского языка. Функциональные компоненты национального русского языка. Современный русский литературный язык — нормированная и кодифицированная форма существования русского языка. Современный русский литературный язык — язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России и язык международного общения.

Тема 1.3. Лингвистические дисциплины, изучающие различные уровни системы русского языка: фонетика, лексикология, морфемика и морфонология, словообразование, морфология, синтаксис, стилистика.
Раздел 2. Фонетика

Тема 2.1. Фонетика как раздел лингвистики

Объект и предмет фонетики. Единицы изучения (сегментные и суперсегментные). Аспекты фонетических исследований (артику­ля­ци­онный, акустический, перцептивный, функциональный). Фонетическая система языка и типы системных отношений между ее единицами. Транскрипция, ее разновидности и задачи.

^ Тема 2.2. Артикуляционная фонетика

Устройство произносительного аппарата и стадии звукопроизводства: инициация, артикуляция, фонация. Звуки речи. Варианты соотношения тона (голоса) и шума при образовании звуков. Артикуляционные признаки гласных: ряд, подъем, лабиализация (основные для русского языка), длительность, носовой резонанс (факультатив­ные). Артикуляционные признаки согласных: место и способ образования, твердость / мяг­кость, глухость / звонкость. Дополнительная артикуляция согласных: палатализация, веляризация, лабиализация. Позиционные изменения звуков: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Редукция; типы редукции гласных.

^ Тема 2.3. Акустическая фонетика

Физические характеристики звука: частота, сила, спектральный состав, длительность. Восприятие физических характеристик звука человеком. Чистый и комплексный звук, гармоники, тембр. Явление резонанса и речевые резонаторы. Спектральный анализ речи. Гласные и согласные звуки с акустической точки зрения. Акустическая теория речи. Типы звуковых источников и фильтров. Акустическая классификация русских звуков. Проблемы анализа и синтеза речи.

Тема 2.4. Перцептивная фонетика

Работа слухового аппарата. Этапы и закономерности человеческого восприятия речи. Акустическая теория восприятия речи.

Тема 2.5. Фонология

Звуки речи и звуковые типы. Фонема как языковая единица. Смыслоразличительная и отождествительная функция фонемы. Учение о фонеме И. А. Бодуэна де Куртенэ. Фонема в представлении Московской (МФШ), Санкт-Петербургской (СПФШ), Пражской фонологических школ.

Фонологические оппозиции и их типы. Типология фонологических позиций (МФШ): позиции сигнификативно и перцептивно сильные и слабые. Вариации и варианты фонем. Нейтрализация. Вопрос о слабой фонеме в разных фонологических теориях. Гиперфонема и архифонема.

Фонетические позиционные и исторические чередования. Теория чередований в Московской и Санкт-Петербургской фонологических школах.

Вопрос о составе гласных и согласных фонем русского языка. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Тенденции развития фонологической системы русского языка.

Фонема и морфонема. Объект морфонологии.

^ Тема 2.6. Суперсегментные единицы в фонетике и фонологии

Понятие «просодия», просодические признаки. Слог, его функции и структура. Типы слогов. Теории слога и проблемы русского слогоделения. Фонетическое слово. Клитики. Ударение, его функции и типы. Акцентология. Синтагма и фонетическая фраза. Интонация, ее компоненты и функции. Подходы к изучению интонации. Система интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.

^ Тема 2.7. Поэтическая фонетика

Фонетическая организация художественного текста. Роль сегментных и суперсегментных единиц в текстовой организации. Аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, звукопись. Фоносемантика. Звукобуква как носитель фонетического значения. Аспекты фоносемантического исследования текста. Ритм и его единицы. Метр. Ритм в стихе и прозе. Рифма, типы рифм. Исторические изменения в звуковой организации русского стиха.

^ Тема 2.8. Орфоэпия

Произносительная норма и факторы ее развития (фоно­логические и экстралингвистические). Варианты произношения. «Шкала нормативности» (Р. И. Ава­не­сов). Исторические изменения нормы русского языка. Старо­московская и старопетербургская произносительные нормы. «Старшая» и «младшая» нормы. Фонетические законы и орфоэпические правила современного произношения гласных и согласных. Особенности произношения отдельных грамматических форм. Орфоэпия фонетических подсистем. Стилистические колебания в орфоэпии.

^ Тема 2.9. Графика

Графика и ее связь с фонетикой. Графема. Соотношение алфавита, графики и орфографии. Русский алфавит: история и современное состояние. Классы букв. Буквенные и небуквенные средства графики. Значения русских букв. Принципы русской графики. Способы обозначения мягкости согласных, обозначения . Понятие графического слога. Слоговой (позицион­ный) принцип русской графики и отступления от него.

^ Тема 2.10. Орфография

Разделы орфографии. Орфограммы и их типы. Принципы русской орфографии, различия в пониманиях МФШ и СПФШ. Фонетические, фонематические (морфоло­ги­че­­ские) и традиционные написания. Принципы слитных, раздельных и дефисных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов, графических сокращений. Специфика преподавания орфографии в школе. Реформы русской графики и орфографии; возможности дальнейшего совершенствования орфографии.
Раздел 3. Лексикология

Тема 3.1. Лексикология как раздел лингвистики

Лексическая система языка и ее основная единица — слово как объекты синхронной лексикологии. Объект, предмет и задачи лексикологии. Слово как многоаспектная единица, функционирующая на всех уровнях системы языка. Специфика слова как лексической единицы: воспроизводимость, непроницаемость, цельнооформленность, идиоматичность. Обращенность слова к действительности. Аспекты и направления изучения словарного состава русского языка (сущ­ность социолингвистического, системного, функционального и когнитивного подходов). Основные формы проявления системных отношений в лексикологии. Семасиологический и ономасиологический подходы к изучению слова.

Общая и частная лексикологии. Связь лексикологии с лексикографией, фонетикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом. Основные этапы развития русской лексикологии.

^ Тема 3.2. Лексическая семантика в семиологическом освещении

Слово как центральная единица языка. Знаковые функции слова. Проблема определения слова. Соотношение значения слова и понятия. Лексическое и грамматическое значения. Отношения манифестации, связывающие две стороны слова как знака. Соотношение формы и содержания в слове. Мотивированность и немотивированность слова. Понятие внутренней формы слова.

^ Тема 3.3. Лексическая семантика в семасиологическом освещении

Структура лексического значения. Макрокомпоненты лексического значения: денотативный, сигнификативный, коннотативный. Типология микрокомпонентов лексического значения — сем. Принципы и методы описания лексических значений. Методика компонентного анализа. Представление значения слова в когнитивной семантике (концеп­ту­аль­ный анализ). Вопрос о семантическом языке описания значений слов. Семантические примитивы. Референция как отнесенность актуализованного имени к объектам действительности. Типы референции. Ассертивная и пресуппозитивная часть лексического значения.

^ Тема 3.4. Лексическая семантика в ономасиологическом освещении

Типы слов по общему характеру лексических значений: самостоятельные, служебные и междометные, знаменательные и местоименные. Типы слов по характеру номинации: именующие – указующие. Понятие о дейксисе и анафоре. Слово как действие: перформативы. Функциональные типы лексических значений: значения идентифицирующие и характеризующие (предикатные).

Основные способы номинации. Типы лексических значений по способу номинации: первичные – вторичные; прямые – переносные. Способы переноса: метафора, метонимия, расширение, сужение значений. Типы лексических значений по степени актуализации: виртуальные – узуальные – актуальные.

^ Тема 3.5. Лексическая эпидигматика

Вариантные отношения в лексике. Многозначность слова (полисемия). Факторы, определяющие развитие многозначности. Смысловые отношения между лексико-семантическими вариантами (ЛСВ) многозначного слова. Иерархия и диффузность ЛСВ в семантической структуре слова. Многозначность и контекст. Вопрос об общем значении. Метафора и метонимия как способы семантической деривации. Виды метафор и метонимий. Регулярные типы метафорических и метонимических переносов. Модели развития многозначности (радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная).

Семантическое представление структуры многозначного слова в словаре. Словари метафорической лексики.

^ Тема 3.6. Лексическая парадигматика

Парадигматические отношения в лексике. Формы проявления межсловных парадигматических связей слов: микропарадигматические и макропарадигматические связи слов, парадигмы классифицирующего и вариантного типа. Словесные оппозиции и их типология. Понятие лексической категории. Семасиологические (полисемия, омонимия, паронимия) и ономасиологические (синонимия, антонимия, конверсия) лексические категории.

Омонимия. Лексические омонимы и их виды. Причины омонимии. Проблема разграничения омонимии и полисемии.

Синонимия как фундаментальный тип отношений языковых единиц. Синонимический ряд и его доминанта. Узкое и широкое понимание синонимии. Типологии синонимов, их семантические и стилистические функции. Функциональная эквивалентность, типы функциональных эквивалентов. Словари синонимов.

Антонимия. Семантическая асимметричность антонимов. Структурные и семантические типы антонимов. Понятие энантиосемии. Словари антонимов. Лексические конверсивы. Их структурные и семантические типы. Отличие конверсии от синонимии и антонимии. Паронимия и парономазия. Словари паронимов. Гиперо-гипонимия. Меронимия.

Классы слов как максимальные формы проявления лексической парадигматики. Типология классов слов. Основные семантические классы слов: тематические группы, лексико-семантические группы, семантические поля. Словарный состав языка как система пересекающихся классов слов. Идеографические словари.

^ Тема 3.7. Лексическая синтагматика

Синтагматические отношения в лексике. Взаимодействие синтагматики и парадигматики. Семантическое согласование — основной закон сочетаемости слова в синтагматическом ряду. Семантическая и синтаксическая валентность слова. Морфосинтаксическая, семантическая и лексическая сочетаемость слова. Сильная и слабая позиция слова в контексте. Типы контекстных факторов и типы лексических значений слов (по классификации В. В. Виноградова). Представление сочетаемости слова в словаре. Словари сочетаемости.

^ Тема 3.8. Русская лексика в функциональном рассмотрении

Слово в высказывании и тексте. Понятие лексической функции. Функциональная семантика слова. Семное варьирование слова в речи как проявление вариантных отношений в лексике. Основные типы смысловых модификаций: смысловые наращения, смысловая редукция, актуализация семантических признаков, ассоциативно-образная актуализация. Словари поэтического языка и словари языка писателей.

^ Тема 3.9. Социолингвистическая характеристика лексики современного русского языка

Систематизация лексики русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика (праславянская, восточнославянская и собственно русская). Заимствования из древних и новых языков. Классификация заимствований по происхождению (языку-источнику), времени заимствования и тематическим группам. Типы и признаки заимствованных слов. Старославянизмы, их признаки и роль в формировании словарного состава русского языка. Калькирование и кальки. Интернациональная лексика. Словари иностранных слов.

Систематизация лексики с точки зрения динамики употребления. Эволюция словарного состава русского языка. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их разновидности. Неологизмы и их разновидности. Потенциальные и окказиональные слова. Активные семантические процессы в лексике русского языка конца ХХ – начала ХХI в. Словари новых слов.

Систематизация лексики в точки зрения ее употребления в «социальном пространстве». Социальная и территориальная дифференциация русской лексики. Лексика общенародная и специальная (профес­сио­на­лиз­мы, термины). Специфика термина. Источники терминообразования в русском языке. Понятие терминосистемы. Словари терминов. Просторечная, жаргонная, диалектная лексика и ее отражение в словарях.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников фгбоу впо...
Положения об итоговой государственной аттестации пл магу 01-20081. Данная специальность утверждена приказом Министерства образования...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по направлению...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации
Для проведения итоговой государственной аттестации создается Государственная аттестационная комиссия в соответствии с приказом директора...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального...
«Филология», бакалавра, магистра по направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников специальности 032401 «Реклама»
Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы мфюа по специальности...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconМетодическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург
«Филология», направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственного образовательного...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма и методические рекомендации для самостоятельной работы...
Государственной аттестации по направлению 080500. 62 – Менеджмент / сост. Л. В. Пасечникова, О. В. Киселева, И. В. Зенченко, Ю. В....

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Минобразования РФ от 25. 03. 03 №1155, и Методическими рекомендациями по проведению итоговой государственной аттестации выпускников...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconПрограмма Государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности...
Виды Государственной (итоговой) аттестации в соответствии с учебным планом итоговый экзамен по педагогике с вопросами частных методик,...

Программа итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 031000 «Филология» iconУчебное пособие для бакалавров по направлению «Филология»
Пособие отвечает требованиям образовательного стандарта бакалавриата по направлению подготовки 0327000 – филология, предусматривающего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов