Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1




Скачать 204.53 Kb.
НазваниеАзаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1
Дата публикации07.04.2014
Размер204.53 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
I. Учебные цели

Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о Политико-правовых учениях Нового времени и Просвещения.

II. Воспитательные цели




Воспитывать у курсантов и слушателей правовую культуру, уважение к историческому опыту развития государства и права, к политико-правовым доктринам прошлого и современности.
III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)


Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
^

1. Теория естественного права и общественного договора Г.Гроция.

2. Теоретическое обоснование буржуазной демократии в учениях Б.Спинозы и Д.Локка.

3. Политико-правовые взгляды Т.Гоббса.

^

4. Политические и правовые теории идеологов Просвещения.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


5

80

20

20

20

20


5



IV. Литература
Основная

1. Азаркин Н.Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 – М.: Юристъ,

1994. __

2. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений. Вопросы

и ответы: Учебное пос. М.: Юриспруденция, 2003.__

3. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект.

Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. __

4. История политических и правовых учений: учебник для вузов. /под ред. В.С.

Нерсесянца, В.Г. Графского – М.: Норма, 2001. __

5. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов /под ред. Г.Г.

Демиденко – Харьков: Факт, 1999. __

6. Мартышин О.В. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.:

Норма, 2004. __

7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 4-е

изд., перераб и доп. М.: Норма, 2004. __

Y. Текст лекции
^ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 7

«Политико-правовые учения Нового времени и Просвещения».



В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

^

1. Теория естественного права и общественного договора Г.Гроция.

2. Теоретическое обоснование буржуазной демократии в учениях Б.Спинозы и Д.Локка.

3. Политико-правовые взгляды Т.Гоббса.

^

4. Политические и правовые теории идеологов Просвещения.




Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

1. Теория естественного права и общественного договора Г.Гроция.


Голландия — первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI — начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика.

Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями (вплоть до победы буржуазной революции в Англии во второй половине XVII в.), протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий — республиканской (буржуазно-патрицианской ориентации) и оранжистской (приверженцев правления Оранского дома, представители которого по наследству занимали должность штатгальтера — главы государства).

В религиозной жизни господствующие позиции занимал кальвинизм, сыгравший существенную идеологическую роль в объединении сил и освобождении страны от гнета Испании — оплота тогдашнего католицизма. После победы официальная кальвинистская церковь, пользовавшаяся влиянием не только среди знати, но и у широких масс народа, в тесном союзе с оранжистами выступала против республиканской партии, осо¬бенно против ее курса на свободу мысли и духовного творчества, на веротерпимость по отношению к приверженцам различных вероисповеданий и многочисленных религиозных сект.

Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рас¬сматриваемой эпохи.

Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной полити¬ко-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Гроций и Барух Спиноза.

Большой вклад в разработку прогрессивных взглядов на государство и право сделал голландский философ и правовед Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В его произведениях содержалось теоретическое обоснование рационализма, нового”юридического мировоззрения”.

Гроций был юристом, энциклопедически образованным человеком, плодовитым автором(более 90 работ). Его основной труд - “О праве войны и мира».Три книги, в которых объясняются естественное право и право народа, а также принципы публичного права”. Получили широкую известность его трактаты:”О праве добычи”, “Введение в изучение права Голландии” и др.

Гроций вслед за Аристотелем делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как “предписание здравого разума”, согласно которому то или иное действие человека признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Оно и есть “право в собственном смысле слова”. Источником этого права является разумная природа человека как социального существа,”стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными.

Человек добровольно и сознательно живет и действует по общим разумным правилам,которые и являются источником так называемого права в собственном смысле. К ним относятся воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной от нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний,возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, воздаяние людям заслуженного наказания. “Мать естественного права есть сама природа человека”,-утверждал Гроций.

Если естественное право “столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом”, то волеустановленное право Гроций считает правом постольку, поскольку оно не противоречит здравому смыслу. На основе естественного права он стремится создать нормативно значимую систему юриспруденции, легко применимую к конкретным ситуациям. Происхождение государства и внутригосударственного права Гроций также выводит из естественного права:”Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”.

До возникновениия государства,считал Гроций, люди жили в “естественном состоянии”, пользовались”общностью имущества”и находились между собой в состоянии “некоей чрезвычайной приязни”. Но постепенно в связи с развитием ремесел и искусства они стали вести “более изысканный образ жизни”, появились пороки,произошел переход к неравному положнию людей в труде и распределении движимых и недвижимых вещей. Появилась частная собственность, которая тоже стала следствием некоего соглашения: “Как только общность имущества опостылела,но не был проведен еще её раздел, надо полагать, что все согласились в том, чтобы каждый получил в собственность то, чем успел завладеть”.

Люди объединились в государство,писал Гроций, “не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть”. Т.о. государство у него выступает как результат общественного договора, как соглашение большинства против меньшинства, слабых против сильных. При этом он обходит вопрос, почему у власти всегда стоит богатое меньшинство, а большинство трудящихся влачат полурабское существование.

Сущность верховной власти Гроций видит в ее суверенитете:”это власть,действия которой не могут быть отменены по усмотрению чужой власти”. Общим носителем верховной власти(суверенитета) является государство в целом, а носителем власти в собственном смысле могут быть одно или несколько лиц - сообразно законам и нравам того или иного народа.

Рассматривая различные классификации форм правления, Гроций высказывает мнение,что форма правления не имеет существенного значения: все зависит от осуществление воли людей, стоящих у власти. Он все же отрицательно относится к тирании, отдавая предпочтение просвещенной монархии и аристократии. При этом всячески опровергал мнение о необходимости свержения государей, злоупотребляющих властью. По его”закону о непротивлении” выступление народа против существующей власти допускается только в пределах,исключающих потрясение государства и гибель многих невиновных.

В целом учение Гроция нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Отвечая на вопрос, что предпочтительнее - свобода или мир,он отдавал предпочтение миру. Утверждал, что война не совместима с правом, а гражданская война - хуже незаконного правления. Гроций пытался разработать целую теорию о войне, считая, что она не противоречит естественному праву. Он разделял войны на несправедливые(захватнические, с целью покорения других народов) и справедливые(оборонительные, для сохранения целостности государства, защиты имущества). При этом он считал, что мир является конечной целью войны.

Вклад Гроция в разработку новой светской доктрины международного общения дал основания называть его”отцом международного права”.

^

2. Теоретическое обоснование буржуазной демократии в учениях Б.Спинозы и Д.Локка.


Барух(Бенедикт)Спиноза (1632-1677 гг.), голландский философ-материалист, отлученный за свободомыслие от еврейской церковной общины Амстердама, развил новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права. Его политико-правовые взгляды изложены в “Богословско-политическом трактате”,”Этике, доказанной геометрическим методом” и в “Политическом трактате”.

Законы природы он характеризовал как “решения Бога, открытые естественным светом”,то есть раскрытые человеческим разумом,а не данные в божественном откровении. На таком понимании законов природы он трактует и естественное право, поскольку человек - частичка природы.

Естественное право запрещает только то,чего никто не желает и чего никто не может. По природе и естественному праву все люди - враги. В постоянной борьбе отдельных сил-прав высший закон природы состоит в стремлении каждого к самосохранению,”чтобы остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой”. Законами природы и вечными истинами Спиноза считает также выбор каждым лучшего из благ и меньшего из зол.

Спиноза отвергал разного рода идеальные и утопические проекты государственного устройства и считал, что предшествующий опыт уже показал все виды государств и средства управления. Причины и естественные основы образования государств следует выводить”из общей природы или строя людей”.

Жить по разуму полезнее,чем по естественному праву,т.к. разум видит истинную пользу людей. Но чтобы перейти к жизни по разуму, люди должны были договориться об этом. Заключение такого договора и означало переход к гражданскому обществу, отличительной чертой которого является наличие высшей власти(imperium), совокупное тело которой и есть государство(civitas).

Верховная власть является тем общим духом государства, которым должны все руководствоваться. Она не связана никаким законом, но все должны ей повиноваться, даже если она отдает нелепые распоряжения. В ведении верховной власти находятся издание законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела. Верховная власть“устанавливается свободным народом, а не...приобретается народом по праву войны”.

Под частным гражданским правом Спиноза понимает часть естественных прав индивида, разрешенные верховной властью. Осуществление не санкционированных властью естественных прав есть преступление. В этой связи задачей правосудия является воздаяние каждому того, что ему следует на основании гражданского права.

Мера свободы индивида или государства определяется степенью их разумности. Только разумная воля является свободной. Наиболее свободно то государство, законы которого основаны на здравом рассудке. В таком государстве каждый может быть свободен, если будет,не кривя душой, жить по указанию разума. Человек свободен лишь постольку, поскольку он руководствуется разумом, так как в этом случае он действует со знанием тех причин,которые определяют его действия: “Свобода - осознанная необходимость”.

Пределы мощи и права государства Спиноза определяет так:

1)Наиболее крепким является государство,которое опирается не на произвол и насилие, а на разум и руководствуется им; оно свободно в пределах необходимости, присущей его природе, и должно соблюдать им самим изданные законы.

2)Государство не имеет права вмешиваться во внутренний мир индивида и отнимать его естественные права.

3)Государство обязано считаться с общественным мнением, чтобы не дать повода к заговору против него со стороны народа.

Спиноза защищал свободу совести и веротерпимость.

Из всех форм государственного устройства он предпочитал аристократическую федерацию, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц(патрициев) в соотношении к народу 1 : 50. Власть в федерации делится между городами.

Демократию Спиноза описывал как идеальное государство, которое наиболее естественно и наиболее полно приближается к свободе, В демократии все, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.

Спиноза вписал в историю политической и правовой мысли яркие страницы как прогрессивный мыслитель-гуманист, один из творцов светского учения о государстве и праве.

Идеологом буржуазного либерализма и социального компромисса выступил в Англии философ-материалист, экономист и политический писатель Джон Локк (1632-1704 гг.). Его философская концепция была изложена в труде “Опыт о человеческом разуме”, а политико-правовые взгляды - в работе “Два трактата о государственном правлении”.

В первом трактате Д.Локк опровергал феодально-патриархальные взгляды на божественное право абсолютной королевской власти, во втором - изложил свою теорию конституционной парламентской монархии. По существу эта теория явилась своеобразным обоснованием политического строя, который утвердился в Англии после “Славной революции” - военного переворота, приведшего к власти Вильгельма Оранского.

Необходимость государства Д.Локк излагает с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, считает Д.Локк, передается только некоторая часть естественных прав отдельных граждан(отправление правосудия, внешние сношения и т.п.). Это делается для эффективной защиты всех остальных прав - свободы слова, веры, собственности.

Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной(включая судебную) и “федеративной” ( внешних сношений). Само правительство должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже свергнуть безответственное правительство.

Идеи Д.Локка сыграли огромную роль в общественной и политико-правовой мысли Европы. Они оказали большое влияние на Ф.М.Вольтера, Д.Дидро, Ш.Монтескье, отразились в политико-правовых теориях французской и американской революций.
^

3. Политико-правовые взгляды Т.Гоббса.


Выдающийся английский ученый-материалист Томас Гоббс (1588-1679), родившийся в семье приходского священника, после окончания Оксфорда и до начала революции в Англии был сторонником монархии. Большое влияние на его мировоззрение оказали Ф.Бэкон,сочинения Галилея, Декарта. В своих основных работах”Элементы законов,естественных и политических”, трилогии”Основы философии”(“О теле”,”О человеке”,”О гражданине”) и “Левиафан”(нечто огромное) Гоббс на первый план выдвигал научное понимание общества как средства познания причин гражданских войн и их преодоления. Он был одним из первых мыслителей механистического материализма, пытался применить математические методы к познанию природы и общества.

Гоббс определял государство как “искусственное тело”, рассматривал его как часть человеческой, а не божественной деятельности. Государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния, когда люди жили в состоянии “войны всех против всех”. Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и обеспечения безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, которые добровольно ограничили свою свободу. В государстве Гоббс видел абсолютного суверена. На государя,считал он, возложены функции охраны мира и благоденствия. В вопросах о формах государства он отдавал предпочтение абсолютной монархии, которую всячески возвеличивал.

Благо народа - высшая цель государства. Государство гарантирует гражданам свободу, под которой он понимал право делать все, что не запрещено законом. Забота о мире - основа политического права, созданного на основе общественного договора.

Гоббс требовал подчинения церкви государству. Понимая ложность теистических предрассудков, он все же признавал необходимость и полезность веры как средства воздействия на народные массы.

Политические и правовые взгляды Гоббса оказали значительное влияние наразвитие европейской общественной мысли.
^

4. Политические и правовые теории идеологов Просвещения.


Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии, широких народных масс. В ходе этой борьбы наиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции, определившие развитие политической мысли в эпоху ранних буржуазных революций. Этот период вошел во всемирную историю как Век Просвещения.

Просветительство выражало интересы третьего сословия, которое надеялось осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. Исторический оптимизм – характерный признак просветительства. В нём развиты идеи свободы, самоуправления, равенства перед законом, отстаивания интересов народных масс. Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозным мракобесием. Выступали против сословных привилегий, выдвинули идею народного суверенитета против суверенитета монарха. Наиболее ярко в плеяде просветителей выделялись Вольтер, Монтескье, Руссо.

Общепризнанным корифеем французского Просвещения был выдающийся, высокоодарённый и универсально образованный писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.). Мировоззрение Вльтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провёл в изгнании. Развивая идею прогресса человечества, Вольтер написал ряд произведений: “Опыт всеобщей истории и нравах и духе народов”, “Философские письма” (в первоначальном варианте – “Письма об англичанах”), “Кандид или оптимизм” и др.

Появившиеся в 1734 г. “Философские письма” Вольтера принесли ему европейскую известность и произвели огромное впечатление на современников. В этой работе, рассказывая своим соотечественникам о передовых по сравнению с французскими социальных порядках и политических учреждениях Англии, Вольтер выступил против деспотической власти, против феодально – сословного неравенства, нетерпимости и религиозных гонений. Философ считал, что социальное зло коренится в отсталости просвещения и невежестве, которое стремится сохранить церковь. Будучи сторонником деизма он допускал существовавание бога как первопричины мира, но отрицал его вмешательство в жизнь природы и общества.

На страницах многочисленных трудов мыслитель воспроизводит злодеяния религиозных организаций против народа, рассказывает о вопиющих нарушениях норм нравственности деятелями церкви, об их алчности и других пороках. Вместе с тем Вольтер утверждал, что веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещённым (“черни”, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда – его известное изречение: “ Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать”.

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позицией естественно - правовой доктрины. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права: право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода слова, печати, совести и т. д. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Он сводил понятие свободы к независимости граждан от произвола: “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”. Признавая естественное равенство, Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство.

Образцом государственной организации своего времени Вольтер считал конституционную монархию во главе с просвещенным монархом. Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъёмом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость проведения реформ.

Проявляя большой интерес к такому социальному феномену, как революция, Вольтер осознавал, что революции не могут возникнуть, не имея серьёзных экономических, социальных, политических оснований, не могут пройти бесследно для данного народа. Он не скрывал своего отрицательного отношения к революционной активности социальных низов, страшился этой активности. “Когда чернь принимается философствовать, - утверждал Вольтер, - всё погибло”. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

В целом, своими произведениями, идеями, взглядами Вольтер способствовал развитию и распространению передовых политико – правовых идей. В России “вольтерьянство” воспринималось дворянскими консервативными кругами как революционная крамола, хотя Екатерина II длительное время вела с Вольтером оживленную дружескую переписку.

Шарль Луи Монтескье (1689-1775 г. г.) – выдающийся политический мыслитель и правовед эпохи Просвещения. Он родился в городе Лабред близ Бордо в старинной аристократической семье. С большой настойчивостью и весьма плодотворно изучал право. В 1721 г. Монтескье анонимно выпустил одну из своих важнейших работ – “Персидские письма”, в которой выразил отрицательное отношение к абсолютной монархии, к царившему в стране политическому произволу. Он возмущался несправедливостью феодальных порядков:“…Государь, придворные и некоторое количество частных лиц владеют всеми богатствами, в то время как все остальные стонут от крайней бедности”.

В работе “Рассуждения о причинах величия и падения римлян” учёный пытался проанализировать происхождение деспотизма и его гибельные последствия для судеб государства. Над книгой “О духе законов” он работал свыше 20 лет. В этой работе автор обобщил и привёл в систему свои философские, социологические, правовые, экономические и исторические взгляды.

В целом правовая теория Монтескье имеет обобщающий, синтетический характер. Это своеобразная энциклопедия правовых знаний, накопленных человечеством к XVIII в. Создавая её, он использовал идеи как античных политических мыслителей, так и мыслителей Нового времени. Подобно другим теоретикам естественного права, Монтескье различал право и закон. Право – это то, что предшествует закону и определяет его. Право является выражением справедливости. Только справедливое, согласно Монтескье, может быть правом.

Цель всей правовой концепции учёного – доказать, что справедливое право должно стать основой положительного законодательства. Он полагал, что для реализации такой цели надо дать людям основы необходимых знаний, методы познания справедливых отношений. Эти задачи, по Монтескье, решаются не сразу, а в процессе становления и развития человека и общества при помощи воспитания и просвещения людей, но прежде всего – законодателей. Сложность соблюдения права в человеческих отношениях заключается, согласно Монтескье, в изменчивости природы человека и государства в процессе их исторического развития.

Среди основных факторов, влияющих на содержание права, философ отличает: формы правления, климат, географическое положение страны, ландшафт и почвы, численность населения, его образ жизни, характерные психологические черты народа, нравы, обычаи, религию, которые находятся в постоянном взаимодействии. Результат данного сочетания всех этих факторов и будет представлять справедливое право того или иного конкретного государства на определенном историческом этапе развития.

Существующие формы государственного правления Монтескье разделял на три группы: республику, монархию и деспотию. В деспотии, считал он, господствующим принципом является страх: он пронизывает всю систему снизу до верху. В таком государстве нет твердых законов, их заменяют воля и прихоть тирана. Монтескье пытался отделить монархическую форму правления от деспотии, заявляя, что в условиях монархии хотя и управляет один, но управляет по существующим твердым законом. Республику он разделял на два вида: демократическую и аристократическую. В республике господствует принцип добродетели. И хотя конституционная монархия была политическим идеалом Монтескье, он подчеркивал, что республиканская форма государства зависит от размера территории: небольшие государства должны быть республиками, средней величины – монархиями, обширные государства – деспотиями.

Монтескье указывал, что в каждом государстве существуют три власти: “Власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная ведущая вопросами права гражданского”. По его мнению, недопустима передача названных им властей в руки одного лица или группы лиц. Он полагал, что независимость этих видов власти и взаимная их уравновешенность являются основой свободы и безопасности граждан. Теория разделения властей была зафиксирована в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., где говорилось, что “общество, в котором не обеспечено разделение властей, не имеет конституции”.

Идеи Монтескье оказали огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной идеологии как во Франции, так и в других странах. В Конституции США 1787 г. они были впервые реализованы. Ряд положений мыслителя впоследствии был возведен в конституционные принципы многих других государств.

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) замечательный французский философ, писатель и теоретик педагогики, социально-политические воззрения которого, положили начало новому направлению общественной мысли – политическому радикализму. Он родился в Женеве в семье часовщика. Литературную известность Руссо принесла работа “Рассуждение о науках и искусствах”. В последующих трудах мыслитель приступает к созданию целостной социально- политической доктрины. Главный трактат Руссо -“Об общественном договоре, или Принципы политического права”(1762г.).

В своем политико-правовом учении философ исходит из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все люди были равны и которое он в отличии от Гоббса и Локка, называет золотым веком. Частной собственности и социального неравенства в тот период не было. Появление частной собственности, и прежде всего, на землю обусловило, по Руссо, первую ступень неравенства. С возникновением государства – заговора богатых – неравенство между людьми усугубилось, образовалась неравенство политическое. Третья, крайняя, ступень неравенства – перерождение государства в деспотию. Отдельные лица теперь вновь становятся равными между собой, ибо перед деспотом они ничто.

Мыслитель отмечает, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял бы своих естественных прав, а сохранял свободу. Соглашения людей, по Руссо, есть основа всякой законной власти. Выражением их является общественный договор, в результате которого образуется ассоциация равных и свободных индивидов. Вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Суверенитет, таким образом, принадлежит народу. Он проявляется в осуществлении им законодательной власти.

Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Законом же, по мнению ученого, может стать только такой акт, который прямо одобрен народом, т.е. закон – это акт общей воли.

При народовластии возможна только одна форма правления – республика. Идеалом Руссо была небольшая патриархальная республика. Он мечтал превратить Европу в конгломерат мелких патриархальных республик. Философ хотел установления такого общественного строя, при котором не будет ни бедных ни богатых, но частная собственность сохраняется.

В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Так как законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит и решение о форме правительства. Правительственная власть учреждается актом суверенной законодательной власти, что обуславливает подчинённую роль правительства. В целях предотвращения узурпации власти, со стороны правительства Руссо предлагал периодически проводить народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Помимо этого он предусматривал организацию специального учреждения – трибуната, являющегося органом, охраняющим законы и законодательную власть.

Политическая концепция Руссо оказала огромное воздействие как на общественное сознание, так и на развитие событий в период Великой французской революции. Авторитет Руссо был настолько высок, что к его идеям обращались представители самых разных течений, начиная от умеренных конституционалистов до сторонников коммунизма.

Век Просвещения, как часто называют XVIII в., был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал. Главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно- феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах.

^ В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Ж.-Ж.Руссо «О духе законов». Французские просветители об идеальном политическом устройстве и законодательстве. Общая характеристика итальянского и немецкого Просвещения.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Теория естественного права и общественного договора Г.Гроция.

2. Теоретическое обоснование буржуазной демократии в учениях Б.Спинозы и Д.Локка.

3. Политико-правовые взгляды Т.Гоббса.

4. Политические и правовые теории идеологов Просвещения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconЛитература: История политических и правовых учений
История политических и правовых учений: учебник для вузов. Под общ ред. В. С. Нерсесянца. М.; 1996

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 icon1. Предмет и метод истории политических и правовых учений > Предмет...
Это обусловлено тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения...

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconТема Предмет и методология «Истории правовых учений»
Предмет истории правовых учений. История правовых учений и история политических учений

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconРабочая программа учебного курса «история политических и правовых...
Данная рабочая программа дисциплины «История политических и правовых учений» предназначена для студентов факультета юриспруденции...

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconВ каком аспекте выступает история политических и правовых учений...
Охватывает история древнеримской политической и правовой мысли?

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине «История политических и правовых учений»
Политико-правовые идеи в летописном наследии и юридических памятниках Киевской Руси

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconГрафский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов
Федерализм в развивающихся странах" (1968, в соавтор­стве), "Государство и технократия, историко-критическое исследование" (1981),...

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconВ. С. Нерсесянц История политических и правовых учений
Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных...

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 iconУчебника по дисциплине «История политических и правовых учений»
Марченко Михаил Николаевич д-р юрид наук, проф., заведу­ющий кафедрой теории государства и права и политологии юриди­ческого факультета...

Азаркин Н. Н. История политических и правовых учений: Вып. 1 icon1. Роль теории государства и права в системе юридических дисциплин...
К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов