Дипломатия в средние века




Скачать 437.38 Kb.
НазваниеДипломатия в средние века
страница1/4
Дата публикации22.08.2013
Размер437.38 Kb.
ТипДиплом
zadocs.ru > Право > Диплом
  1   2   3   4
Тема 2. ДИПЛОМАТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА.

План лекции (2 часа)

1 занятие

1. Особенности дипломатии в средние века.

2. Дипломатия времен великого переселения народов.

3. Византийская дипломатия.

2 занятие

1. Папы и франкское государство.

2. Дипломатия Багдада.

3. Дипломатия Киевской Руси.

1 занятие

1. Особенности дипломатии в средние века.

Дипломатия периода средних веков отражала в своей деятельности последовательные этапы в развитии феодального государства. Сначала она служит интересам феодализирующихся варварских держав, которые сложились на развалинах бывшей Римской империи и в других частях Средней, Северной и Во­сточной Европы. После распада этих государств деятельность средневековой дипломатии определяется взаимоотношениями обособленных политических мирков, образовавшихся в про­цессе феодального раздробления Европы. Наконец, в связи с возникновением крупных феодально-абсолютистских монар­хий дипломатия средних веков становится орудием их объеди­нительной политики.

Средневековый строй покоился на феодально-крепостни­ческих отношениях. Эти отношения представляли собой в це­лом прогрессивную общественную систему в сравнении с ра­бовладельческим строем древнего мира. Начали они склады­ваться уже в варварских государствах раннего средневековья. Феодально-крепостническими интересами определялась и внеш­няя политика этих государств. Стремясь захватить возможно больше земли, награбить военной добычи, получить людей, нужных для крепостной эксплуатации, варварские государства вели непрерывную борьбу между собой. Сталкивались они и с Восточной Римской империей – этим обломком прежней великой римской державы.

Волей-неволей варварским государствам приходилось, од­нако, договариваться между собой и с соседями, чтобы как-нибудь регулировать свои внешнеполитические отношения. Так возникла их дипломатия, которая носила отпечаток при­митивности этих новых политических образований раннего средневековья.

Глубокое влияние на дипломатию молодых варварских государств оказала Византия, которая хранила дипломати­ческие традиции Поздней Римской империи. Высокоразвитая организация этой восточной дипломатии, ее торжественный церемониал, ее изворотливость, коварство, умение изобретать всякого рода комбинации, разъединять врагов, использовать в своих целях торговые, культурные и религиозные связи – оказали сильнейшее воздействие на дипломатию средневе­ковья.

Другим мощным проводником влияния римских традиций на дипломатию средних веков была церковь в лице папства с его сложными международными связями. Папство являлось не только религиозной, но и государственной силой. Опи­раясь на собственную территорию, располагая огромными материальными средствами и широко раскинутой сетью своих агентов, папство противопоставляло свое единство и между­народный авторитет розни и борьбе, которые кипели в фео­дальной Европе. Разжигая эти противоречия, чтобы исполь­зовать их в интересах своего владычества, папство разви­вало активнейшую дипломатическую деятельность. В ней применялись все доступные папству средства, начиная от испы­танных методов политики великодержавного Рима, вплоть до отлучений от церкви, интердиктов, подкупа, шпионажа и тайных убийств.

Папская дипломатия успешно участвовала в организации таких международных предприятий средневековья, как кре­стовые походы. Она проявила чрезвычайную энергию и изво­ротливость в борьбе со Священной Римской империей. Но и ей не удалось преодолеть центробежные стремления, кото­рые подтачивали основы как папского государства, так и власти императоров.

Дело в том, что в основе средневекового общества лежала система натурального хозяйства. Вместе с низкой техникой производства она препятствовала установлению прочных эко­номических связей и способствовала политическому раздробле­нию Европы. Государственные образования, возникавшие на основе, завоеваний, оказывались непрочными и легко распа­дались. Такова была судьба варварских королевств. Таков был конец и более крупных государственных объединений раннего средневековья: на западе – империи Карла Вели­кого, на востоке – державы Рюриковичей. Тем же объяс­няется и крушение позднейших попыток создания всемирной папской державы и Священной Римской империи.

Дипломатия периода раздробления средневековой Европы носит отпечаток сложившегося феодально-крепостнического строя. В это время Европа распадается на великое множество самостоятельных мирков. Сеньерия (феодальная земельная собственность) отождествляется с госу­дарством. Крупный землевладелец является государем, а го­сударство – его вотчиной. Граница между государством и частным владением стирается; исчезает различие между пуб­личным и частным правом, отношениями частными и между­народными.

Несмотря на существование своеобразной системы подчи­нения, которая определяла отношения сюзерена и вассалов, каждая крупная сеньерия ведет более или менее самостоятель­ную внешнюю политику. Провозглашается право частной войны. В конечном счете право заменяется силой.

Деятельность дипломатии этого периода сводилась к уре­гулированию споров и столкновений, которые рождались между государями-вотчинниками на почве постоянной борьбы из-за грабежа соседних владений или захвата чужих поддан­ных для увеличения числа плательщиков феодальной ренты. Порой, однако, эта дипломатия разрешает и более крупные вопросы, возникавшие между государями-вотчинниками перед лицом какого-либо общего врага – мусульман для Западной Европы, половцев и татар для феодальной Руси. Характерный образец такой дипломатии представляют, между прочим, кня­жеские отношения Руси феодального периода.

Однако в недрах раздробленного феодального общества действовали и централизующие силы. ^ Рост производительных сил сопровождался расширением хозяйственного общения; шло вперед разделение труда; развивались товарно-денежные отношения; стали складываться нации; создавались города, в которых формировался новый класс – буржуазия. Эта буржуазия была жизненно заинтересована в создании на­ционального рынка и централизованной государственной власти, способной охранять внутренний порядок, обеспечи­вать безопасность торговли, проводить в жизнь правовые нормы, соответствующие развитию товарных отношений. Уста­новлению сильной государственной власти содействовали и группы мелких феодалов, стремившихся найти защиту против произвола крупных сеньеров, упрочить свое классовое господ­ство, закрепить эксплоатацию крестьян. Союзником усили­вающейся феодальной монархии являлась и церковь, ибо она также зачастую страдала от самовластия сеньеров и при­том сама постепенно втягивалась в торговый оборот.

В крупных феодальных монархиях – Франции, Англии, Испании, Московской Руси – внешняя политика и диплома­тия направлены были на преодоление феодальной раздроблен­ности, объединение и расширение государственной террито­рии, борьбу с соперниками за военное и торговое преоблада­ние, поиски союзников, необходимых для разрешения этих задач. В такой обстановке дипломатическая деятельность все более приобретает значение государственной работы. В ее ор­ганизации и приемах обозначаются черты, уже сближающие ее с дипломатией нового времени.

Особую роль в истории дипломатии средневековой Европы играли итальянские города. В Италии раньше других стран начали развиваться капиталистические отношения. Здесь торговые и промышленные независимые города находились в со­стоянии непрерывного соперничества и постоянной борьбы за внешние рынки. Ни один из них не обладал достаточной силой, чтобы подчинить себе соперников и создать единую итальянскую монархию. Такому объединению мешало и го­сударство пап, которое занимало серединное положение на Апеннинском полуострове. Необходимость регулировать слож­ные внешние отношения итальянских городов, ведших интен­сивную внешнюю торговлю, вызвала к жизни их искусную и тонкую дипломатию, многое позаимствовавшую от Востока и особенно от Византии. В свою очередь дипломатия италь­янских городов оказала сильнейшее влияние на дипломати­ческую практику складывавшихся в Европе абсолютных монархий.
^ 2. Дипломатия времен великого переселения народов.

Римская империя и варвары. С конца IV века нашей эры волны нашествия германских племен, давно бившиеся о границы Римской империи, прорываются внутрь и затопляют ее области. Сотрясаемая кризисом рабовладель­ческого способа производства, нарастающей революцией ра­бов и колонов, Империя не в состоянии была отражать все новые полчища варваров, привлекаемых плодородием ее зе­мель и молвой о неисчислимых богатствах ее вилл и городов. Экономически более слабая Западная империя, в которой кризис рабовладельческого хозяйства сказался к тому же с большей силой, теряла область за областью. С крайним напряжением сил отражала все новые удары и Восточная империя. Вестготы Алариха опустошили ее провинции, разгро­мили Италию, взяли и разграбили древнюю столицу Импе­рии – «вечный город» Рим. В Испании и юго-западной Галлии вестготы основали свое королевство – первое варварское госу­дарство на территории Римской империи. За ними вандалы, свевы, бургунды, франки отнимали одну область Империи за другой. Наконец, гунны, представлявшие монгольские племена, захватили огромные пространства от Волги до Рейна, вплотную подошли к границам Империи, опустошали ее земли, требовали дани, угрожали самому ее существованию.

Империи как Восточной, так и Западной приходилось не только воевать с варварами, но и вступать с ними в слож­ные политические сношения. Обычно варвары являлись в Им­перию сначала не как завоеватели, а как вассалы и союзники. С ними устанавливались договорные отношения, быстро ме­нявшие свой характер, поскольку вчерашние вассалы сегодня превращались в бунтовщиков, а завтра в завоевателей. С ними надо было договариваться, их надо было подкупать, от них надо было избавляться. Они в свою очередь предъявляли все новые притязания, требуя золота, серебра, новых земель для поселения. На этой почве возникали сложные дипломатиче­ские отношения между варварами и Римской империей, или, вернее, двумя римскими империями.

Варвары, размещаясь в областях Западной империи, быстро переходят к новым общественным порядкам. Ускоренным тем­пом идет у них процесс образования классов, возвышается королевская власть, из догосударственного состояния они пе­реходят в государственное. Между возникающими варварскими королевствами границы неясны и не установлены. Споры раз­решаются не только оружием, но и переговорами. По мере образования варварских королевств неизбежно возникает у них и своя дипломатия.

^ Константинопольский двор и Аттила. Столкновения римского и варварского миров рождают своеобразные формы международного общения. Сохранилось подроб­ное и богатое живыми деталями описание дипломатических сношений восточно-римского (константино­польского) двора с вождем гуннов Аттилой. Это описание оставлено неким Приском – лицом, близко стоявшим к дипло­матическим кругам Константинополя. Из его рассказов можно видеть, как варвары постепенно усваивали приемы римской дипломатии. Но и Империи приходилось приспособляться к обычаям варваров. Приск описывает одно из посольств во­сточного императора Феодосия. II к гуннам в 433 г. Встреча послов императора с гуннами произошла близ границы. Гунны заявили, что желают вести переговоры, не сходя с лошадей. «Римские послы, заботясь о своем достоинстве, имели с ними свидание также верхом», – говорит Приск. Был заключен до­говор, унизительный для Империи, по которому она обязалась выдать гуннам всех перебежчиков и платить ежегодно по 700 фунтов золота. После этого обе стороны принесли клятву соблюдать договор, каждая по обычаю своих предков.

Варвары, усваивая обычаи римской дипломатии, старались извлечь из них для себя пользу, иногда в довольно грубой форме. В Империи был обычай делать послам подарки. Аттила отправил в Константинополь послов с требованием выдать перебежчиков. Послы были осыпаны подарками и отправлены назад с ответом, что в Империи перебежчиков нет. Тогда Аттила отправил других послов. Когда и эти получили подарки и были отпущены, он отправил третье посольство, а за ним и четвер­тое. «Аттила, зная щедрость римлян, зная, что они оказывали ее из опасения, чтобы не был нарушен мир, – кому из своих хотел сделать добро, того и отправлял к римлянам, придумы­вая к тому разные пустые причины и предлоги». Но Аттила из переговоров с Империей научился не только этому. Приск сообщает, что у Аттилы был присланный ему Аэцием писец Констанций, который составлял для него грамоты, – по-видимому, на латинском языке. Для ведения переговоров Аттила использовал опытных в этих делах римлян из захваченных им областей Империи. Приск подробно описывает посольство Аттилы к Феодосию II в 448 г. Послом Аттилы был гунн Эдикон, «отличавшийся великими военными подвигами». С ним вместе был послан римлянин Орест, который жил в одной из пограничных областей, недавно отошедших под власть Аттилы. Эдикон был представлен императору и вручил ему грамоту Аттилы, в которой вождь гуннов жаловался на невыдачу пе­ребежчиков и требовал установления новых пунктов для тор­говли между гуннами и Империей. Император прочел грамоту, написанную по-латыни. Затем Эдикон сделал устные добавле­ния к грамоте, переведенные придворным Вигилой, знавшим гуннский язык.

Судьба этого посольства интересна для характеристики приемов византийской дипломатии. Некоторые из константи­нопольских сановников с ведома императора подбивали Эдикона убить Аттилу, обещая ему «великое богатство». Эдикон притворно согласился на сделанное ему предложение и отпра­вился в страну гуннов вместе с посольством императора, в ко­торое вошел и Вигила, бывший главным исполнителем всего замысла. Эдикон выдал Аттиле заговор. Интересно, что Аттила не решился убить Вигилу, хотя и обратился к нему с гневной речью, заявив, что его следовало бы посадить на кол и бро­сить на расклевание птицам, если бы этим не нарушались права посольства. Отсюда видно, что у варваров уже укоре­нялось представление о неприкосновенности послов.

Аттила требовал, чтобы к нему присылали для перегово­ров не простых людей, а самых знатных, носивших консуль­ское звание. Послы в переговорах с ним ссылались на то, что в посольства к варварам обычно отправляют незнатных людей, преимущественно военных, но Аттила настоял на своем. В 449 г. к нему были отправлены патриции Анатолий и Ном. Аттила из уважения к их сану выехал встречать их к самой границе, «чтобы не подвергать их трудам дальнейшего стран­ствования». Сначала он говорил с ними надменно, но потом смягчился и заключил выгодный для Константинополя до­говор. На прощание он дал им богатые подарки – лошадей и меха. Так, сносясь с Империей, варвары постепенно усваи­вали римские понятия и обычаи в посольском деле.

^ Одоакр и Теодорих. В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Вождь германо-варварской дружины Одоакр низложил по­следнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Первым же актом завладевшего Италией Одоакра было установление дипломатических отношений с Восточной Римской (Византийской) империей. Он отправил в Кон­стантинополь знаки императорского достоинства – диадему и пурпурное одеяние, в знак того, что на Западе больше не будет особого императора. Себе Одоакр испрашивал раз­решение носить титул патриция и править Италией. Импера­тор Востока (Зенон) повел против Одоакра сложную интригу. Он направил на завоевание Италии вождя остготов Теодориха, который угрожал перед тем Константинополю. Этим отводилась опасность от Империи, и натравливались друг на друга два беспокойных соседа-варвара. Теодорих, долго живший в Кон­стантинополе, показал, что он неплохо усвоил принципы ви­зантийской дипломатии. Не добившись решительной победы, он предложил Одоакру разделить господство над Италией и на пиру собственноручно его убил. Коварство и измена отдали Италию в руки остготов.

Хорошо известна приверженность Теодориха к римским политическим формам. Этот варвар, не умевший даже подпи­сать свое имя, окружил себя римскими учеными и государ­ственными людьми, поручил всю администрацию и посольское дело римлянам. Международное положение Остготского коро­левства было сложно. Византийские императоры с опасением смотрели на нового сильного соседа. Отобрание остготами у римских землевладельцев трети земель вызвало крайнее недовольство римской аристократии, которая смотрела на ви­зантийского императора, как на свою защиту, и нетерпеливо призывала его к интервенции. Хотя Теодорих-арианин и терпимо относился к католичеству, духовенство готово было поддержать византийскую интервенцию, которая должна была восстановить господство католической церкви. Это осложняло отношения остготов с Востоком.

Остготскому государству пришлось вести сложную дипло­матическую игру и на Западе, среди варварских государств. Здесь одним из средств умиротворения опасных соседей была политика брачных союзов. Одна из дочерей Теодориха была выдана замуж за короля бургундов, другая - за короля вестго­тов, сестра – за короля вандалов, сам Теодорих женился на сестре короля франков. Руководителем политики Теодо­риха был знаменитый Кассиодор, продолжавший традиции римской дипломатии. Кассиодор придавал дипломатии огром­ное значение. «Дело посла, – пишет он, – великое искус­ство». Послов надо выбирать осторожно. «Поскольку каждое посольство требует мудрого человека, которому можно было бы доверить дела провинции и государства, надо выбирать для этого самого умного, способного спорить с наиболее хитрыми и говорить в собрании мудрых так, чтобы множество искус­ных людей не могло взять над ним верх в поручаемом ему деле». Послами отправляли самых знатных людей, чтобы ока­зать честь чужим государям и в то же время повысить авто­ритет посольства. Через остготские посольства римские обычаи прививались и у западных варваров. При франкском и вест­готском дворах устанавливается константинопольский эти­кет. Варварские короли начинают требовать от послов земных поклонов, какие отдавались императорам. Правда, в сношениях с западными варварами приходилось иногда прибегать к своеобразным мерам, чтобы обеспечить себе успех. Так, к Хлодвигу вместе с двумя послами Теодорих отправил певца и музыканта, чтобы музыкой смягчить сви­репый дух франкского завоевателя. Посольство это увенчалось полным успехом.

У варваров все более укореняется представление о непри­косновенности послов. Дополнение к «Салической Правде» уста­навливает за убийство посла огромный вергельд (выкуп) в 1800 солидов (убийство простого франка выкупалось вергельдом в 200 солидов, убийство королевского дружинника – вергельдом в 600 солидов). Подобные же постановления встречаются в аламанской, саксонской, фризской «Правдах». «Правды» устанавливают право послов на даровое помещение и питание в пути и налагают штрафы на тех, кто откажет им в этом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломатия в средние века iconПлан. Особенности и этапы развития философии в средние века. Августин...
Никейский собор) христианство стало доми­нирующей государственной религией. В это же время (375 – 568) происходило переселение германских...

Дипломатия в средние века iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия» История
Средние века: соотношение философии и религии. Августин Блаженный и Фома Аквинский

Дипломатия в средние века iconДэн Браун. Ангелы и демоны
Иллюминаты. Древний таинственный орден, прославившийся в Средние века яростной борьбой с официальной церковью

Дипломатия в средние века iconЗадачи 10 класс 4 часть
Средние совокупные и средние постоянные затраты при выпуске 100 ед продукции составляют соответственно 2,5 и 1,5 руб. Рассчитайте...

Дипломатия в средние века iconI цивилизационное наследие Древнего мира, Средние века и Беларусь
Определите, какой из не восточнославянских языков оказал влияние не только на лексику, но и на фонетику белорусского языка

Дипломатия в средние века iconФгбоу впо «иркутский государственный университет» исторический факультет VI i
Секция «мировая история и международные отношения в средние века, новое и новейшее время» аудитория 323

Дипломатия в средние века iconТема: Физическая культура в средние века
Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иероним...

Дипломатия в средние века iconВоевода – военный и административный руководитель территории, назначенный царём Подьячие
...

Дипломатия в средние века iconИллюминаты. Древний таинственный орден, прославившийся в Средние...
Но – почему тогда на груди убитого при загадочных обстоятельствах ученого вырезан именно символ иллюминатов?

Дипломатия в средние века iconРабочая учебная программа дисциплины б б «история мировых цивилизаций:...
Оксана Алексеевна Перенижко, кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатии Кубанского государственного университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов