Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права




НазваниеСимонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права
страница1/5
Дата публикации22.08.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Аграрное право.

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805.
Аграрное право как отрасль российского права.

  1. АП – комплексная отрасль права.

  2. Предмет АП.

  3. Методы правового регулирования.

  4. Принципы АП.

  5. АП как наука и учебная дисциплина.


АП относится к комплексным отраслям права. Термин комплексная отрасль подразумевает наличие органического комплекса тесно связанных между собой общественных отношений, как предмета правового регулирования.

Системообразующие признаки формирования комплексной отрасли АП России:

  1. Формирование АП объективно обусловлено прежде всего особенностями с\х как отрасли народного хозяйства страны, наличием в нём органического комплекса постоянно развивающихся аграрных отношений.

Говоря об особенностях с\х можно выделить следующее: наличие ряда самостоятельных форм организации с\х производства, базирующихся на различных формах собственности; использование земли в качестве главного средства производства; разнообразие местных почвенных и природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на специализацию хозяйств; многоотраслевой характер значительного числа предприятий; несовпадение рабочего периода с периодом производства, что обуславливает сезонность с\х труда.

  1. Земельные, имущественные, трудовые, управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и производственно-хозяйственной деятельности с\х предприятий, образуют единый комплекс, т.к. здесь они ориентированы на обеспечение с\х производства. Эти общественные отношения в комплексе создают новый вид отношений – аграрные отношения.

  2. В числе субъективных факторов, обуславливающих формирование АП, следует указать политический критерий, политическую заинтересованность государства в развитии и совершенствовании правового регулирования общественных отношений в с\х. Эти задачи решаются главным образом в рамках аграрной политики государства. Она юридически выражается в комплексе правовых норм и закрепляется ими.

  3. Для формирования АП есть и юридический критерий, т.е. имеется правовой материал в виде большой совокупности актов аграрного законодательства.

^ С 70-х годов 20 в. начинается дискуссия об Аграрном (с\х) праве. Можно выделить 4 группы взглядов:

  1. Не отрицается существование аграрного законодательства, при этом в системе права Аграрному праву нет места ни как основной, ни как комплексной отрасли.

  2. АП признаётся в качестве комплексной отрасли права.

  3. АП называется в качестве подотрасли или разделе хозяйственного права.

  4. Нормы права, регулирующие аграрные отношения надо отнести к отрасли агропромышленного права.

Нередко употребляется термин «Сельскохозяйственное право». По-существу является синонимом термина «Аграрное право». Термин «АП» более предпочтителен, т.к. он лежит в основе понятийной системы (аграрные отношения, аграрное законодательство, аграрная политика и т.д.).
^ 2.Предмет АП.

Предметом АП, как и любой другой отрасли, является определённый круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Речь идёт о многообразии видов общественных отношений в с\х, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной другой отрасли права.

Не смотря на то, что различные виды общественных отношений в с\х не составляют органического, единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. В этом состоит их специфика.

Ядром данных отношений являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления с\х деятельности.

Понятие с\х деятельность в нормативных актах отсутствует, но её содержание и границы определяются ФЗ «О развитии с\х». Согласно которому, под с\х производством понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке с\х продукции, сырья и продовольствия, в том числе и оказание соответствующих услуг.

Аграрные отношения подразделяются на следующие группы:

  1. Земельные отношения, т.е. отношения по владению, пользованию и распоряжению землёй – главным средством с\х производства. Земельные отношения в целом регулируются ЗП. Нормами АП охватывается небольшая группа этих отношений, ограниченная использованием земель в с\х производстве. Институт земель с\х назначения является смежным. В ЗП делается акцент на правовой режим этих земель и его особенности. Нормы АП определяют главным образом права и обязанности с\х товаропроизводителей по рациональному использованию этих земель.

  2. Имущественные отношения. По мере продвижения российского с\х в сторону рыночной экономики, расширяется сфера регулирования АП этих отношений. Общие основы их регулирования определены нормами ГП. Однако, специфика этих отношений не может быть учтена нормами ГП и должна определятся специальным законодательством, являющимся составной частью аграрного законодательства. Предмет АП составляют лишь те имущественные отношения, которые складываются в сфере с\х деятельности.

  3. Важным структурным элементом аграрных отношений выступают отношения, связанные с применением труда в различных с\х организациях, т.е. трудовые отношения.

  4. Организационно-управленческие отношения в сфере с\х деятельности, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние отношения – это управленческие отношения внутри с\х организаций, предприятий. Они регулируются диспозитивными нормами и локальными актами. Внешние отношения – это управленческие отношения органов гос. власти, МСУ, с с\х организациями, предприятиями. Они регулируются в основном императивно.

Аграрное право – это комплексная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные отношения в сфере с\х, производственной и связанной с ней иной деятельностью. Под иной деятельностью понимается социально-экономическая деятельность с\х товаропроизводителей, направленная на социальное развитие села.
^ 3.Методы правового регулирования.

Поскольку предмет АП составляет не единое отношение, постольку нельзя выделить единый метод правового регулирования. Применительно к тому или иному виду аграрных отношений и с учётом содержательной стороны этих отношений будет применяться метод их правового регулирования. Например: метод равноправия сторон - в имущественных отношениях; метод власти и подчинения, либо координации – в организационно-управленческих отношениях. Можно выделить основополагающий метод АП. Это метод сочетания централизованного, государственного регулирования аграрных отношений с хозяйственной самостоятельностью и производственной инициативой с\х товаропроизводителей. Для АП характерно сочетание публично-правовых и частно-правовых методов регулирования. Управленческие публично-правовые отношения касаются регулирования государством показателей качества с\х продукции, взывания налогов, условий предоставления кредитов и т.д. Частно-правовая сфера – это отношения, связанные с созданием и деятельностью с\х товаропроизводителей, заключением и исполнением договоров и т.д.

^ В АП метод правового регулирования характеризуется так же наличием дозволения, запрета и предписания. Примеры:

  1. Дозволение – каждый гражданин самостоятельно выбирает в какой организационно-правовой форме вести с\х.

  2. Предписание – когда речь идёт об использовании земель с\х назначения.

  3. Запрет – при регулировании отношений по охране окружающей природной среды в с\х.


4.Принципы АП.

Принципы любой отрасли выполняют регулятивную функцию, т.е. способствуют установлению отправных, руководящих начал правового регулирования общественных отношений.

Принцип АП – это выраженные в нормах права, основные руководящие идеи, определяющие направления и характер правового регулирования общественных отношений.

Традиционно принципы можно классифицировать на: общеправовые – свойственные всем отраслям права (законность); межотраслевые, т.е. отражающие общие черты нескольких отраслей (целевое использование с\х земель); отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли (государственная поддержка с\х товаропроизводителей); внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов (имущественная ответственность и самостоятельность КФХ).

В настоящее время основными принципами регулирования аграрных отношений являются:

  1. Учёт специфики и особенностей с\х производства.

  2. Равенство участников аграрных отношений.

  3. Право добровольного выбора гражданами формы направлений трудовой и хозяйственной деятельности.

  4. Равенство, охрана и укрепление форм собственности и базирующихся на них организационно-правовых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

  5. Расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства.

  6. Закрепление за государством регулирующих функций в сфере аграрного предпринимательства.

  7. Органическая связь трудовой деятельности с природно-климатическими условиями. Экологическая направленность этой деятельности.

  8. Хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность товаропроизводителей за результаты предпринимательской деятельности.

  9. Обеспечение законности в деятельности всех участников рыночных аграрных отношений.

  10. Демократизация системы управления агропромышленным комплексом.

  11. Государственная поддержка агропромышленного комплекса.


^ 5.АП как наука и учебная дисциплина.

Наука АП – это одна из специальных отраслей юридической науки. Её предметом являются теории, представления и идеи в которых отражается АП как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения взаимосвязанных правовых норм, составляющих комплексную отрасль. АП как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об АП как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений, основных институтов АП. Данная наука изучает так же практику применения аграрного законодательства органами гос. власти и органами МСУ. Она так же изучает зарубежное аграрное законодательство, проводит его сравнительно-правовой анализ. Современная наука направлена на поиск наиболее оптимальных форм правового обеспечения, реализации аграрной политики государства.

В 2006 г. произошёл перелом в аграрной политике. Впервые в новейшей истории с\х отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики (развитие АПК включено в приоритетный национальный проект). И как учебная дисциплина АП – это система научных знаний об АП как отрасли права. Теоретической основой учебной дисциплины служит наука и задачи учебной дисциплины – это изучение правового регулирования аграрных отношений в рамках комплексной отрасли АП.
Источники аграрного права.

  1. Общая характеристика источников, понятие и особенности.

  2. Классификация источников.

  3. Роль Конституции в регулировании аграрных отношений.

  4. Локальные нормативные акты как источники.


Под источниками АП следует понимать документальные формы выражения и закрепления различных норм права, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере с\х деятельности.

Особенности источников:

  1. Т.к. аграрные отношения регулируются нормами не только АП, большое число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях. Например, в ГК есть нормы, определяющие организационно-правовые формы с\х коммерческих и некоммерческих образований; правовой режим имущества хозяйствующих субъектов; договорные отношения коммерческих формирований.

Можно выделить две категории источников АП:

  1. Собственные источники данной отрасли. Например, ФЗ «О развитии с\х».

  2. Нормы, закреплённые в нормативных актах других отраслей права. Они напрямую адресованы субъектам АП, регулируют общественные отношения в с\х без какого-либо воспроизведения их в актах аграрного законодательства. Например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает особенности банкротства с\х организаций, КФХ. Налоговый кодекс закрепляет особый режим налогообложения с\х товаропроизводителей (ЕСН).

  1. Отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, в котором были бы объединены и систематизированы нормы АП. По этому поводу ведется дискуссия и есть две точки зрения:

  1. Одна группа учёных считает нецелесообразным объединение в одном нормативном акте всех вопросов, имеющих отношение к с\х и АПК (агропромышленному комплексу). Это потребует «выдёргивание» отдельных норм из ГК, ТК, других нормативных актов, что разрушит сложившуюся систему и структура российского законодательства.

  2. Поддерживается идея принятия единого, сводного нормативного акта, регулирующего весь комплекс аграрных отношений. При этом, одни учёные считают целесообразным принятие Аграрного кодекса, другие же – специального аграрного закона. В 2006 г. принимается «чудный» закон «О развитии с\х».

  1. Характерно наличие большого числа норм, рекомендательного характера и нормативных актов органов внутрихозяйственного управления. Это обусловлено особенностями регулируемых отношений.

  2. Наличие целевых государственных программ, являющихся основой для текущего правового регулирования экономических отношений государства и с\х товаропроизводителей. Например, гос. программа развития с\х и регулирования рынков с\х продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

  3. Наличие актов унифицированного и дифференцированного характера. Такое деление было первоначально связано с наличием в аграрном секторе двух основных видов с\х формирований – колхозов и совхозов. Их правовой статус, производственно-хозяйственная деятельность регулировались как унифицированными (относящимися ко всем видам формирований), так и дифференцированными актами (относящимися к каждому из них в отдельности). Осуществляемые в настоящее время земельные и аграрные преобразования, не устранили необходимости и сейчас принимать как унифицированные, так и дифференцированные акты, так как в современных условиях многообразия форм ведения с\х увеличилось ядро аграрного законодательства, образуют унифицированные нормативные акты.

Унификация представляет собой процесс создания, объединения, интеграции норм АП в одном источнике, в целях наиболее полного и детального регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Унифицированные акты в равной мере адресованы всем организационно-правовым формам хозяйствования. Унифицированные источники позволяют охватить совокупность однородных общественных отношений, избежать правовых коллизий и многозначности толкования норм АП и уменьшить количество источников. Примеры унифицированных актов: ФЗ «О развитии с\х», «О финансовом оздоровлении с\х товаропроизводителей».

Дифференциация представляет собой процесс создания источников АП характеризующихся выделением совокупности однородных общественных отношений в рамках АП с целью их специального правового регулирования с учётом специфических особенностей этих отношений. Дифференциация позволяет охватить совокупность однородных общественных отношений, требующих специального регулирования, избежать пробелов и неопределённости при регулировании отношений, составляющих предмет АП. Примеры дифференцированных актов: ФЗ «О с\х кооперации», «О личном (подсобном) хозяйстве», «О КФХ» и т.д.
^ 2.Классификация источников.

В литературе утвердилась так называемая трёхчленная классификация источников АП.

  1. По способу правотворчества они делятся на нормативные правовые акты государства, акты санкционированные, акты делегированные. Причём последних двух видов в АП немало. Именно в данных формах с\х, коммерческие и некоммерческие организации осуществляют предоставленную им законом функцию правотворчества.

^ Санкционирующая деятельность – это многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов с\х организаций.

В качестве делегированного правотворчества рассматривается поручение государства с\х организациям издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений.

  1. По субъектам аграрных правоотношений источники можно подразделить на: акты, определяющие правовое положение фермерских хозяйств, с\х производственных и потребительских кооперативов, акционерных обществ, с\х товариществ и т.д.

  2. По предмету правового регулирования источники можно разделить на такие виды как нормативные акты о гос. регулировании с\х, о с\х землепользовании, о финансах и кредитах, о договорных отношениях и т.д.

  3. По юридической силе – законы и подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства – «О совершенствовании лизинговой деятельности в АПК РФ»). Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», «О развитии с\х на территории Воронежской области».

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconСемейное право как отрасль права: виды и характер отношений, регулируемых...
Семейное право как отрасль российского права относится к сфере частного права, регулирующей личные неимущественные и имущественные...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права icon1. конституционное право россии как отрасль права и отрасль науки конституционное право РФ
Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества:...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconАпп как самостоятельная отрасль права
Арбитражное право в разное время по-разному квалифицировали. И как самостоятельную отрасль, и как подостраль гражданского процессуального...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconВопрос Конституционное право как отрасль Российского права
Понятие избирательного права и избирательной системы (в узком и широких смыслах)

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconТема Конституционное право как отрасль права > Конституционное право как отрасль права
Стараясь не воспроизводить общие положения теории права относительно видов норм или правоотношений, сконцентрируем свое внимание...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права icon1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право
Кп – самостоятельная отрасль права, она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconРеализация социальной политики в современной россии
По сути – это кодифицированный источник трудового права. Характерным является и то, что он усиливает отраслевую принадлежность норм...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconАдминистративное право как отрасль права республики беларусь
Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права. Как и любая другая отрасль права, административное право...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права icon1 Понятие и предмет муниципального права Муниципальное право
...

Симонова Наталья Валерьевна, кафедра трудового права 805. Аграрное право как отрасль российского права iconЛекция понятие права социального обеспечения
Право социального обеспечения как отрасль одна из самых мо­лодых отраслей. Это группа отношений, ранее входящих в предмет трудового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов