Скачать 0.77 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА СУД, ПРАВОСУДИЕ, СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Учебно-методический комплекс для студентов очной и очной на базе СПО формы обучения по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр» г. Ростов-на-Дону 2012 Авторы: Г.С. Досаева к.ю.н., зав. кафедрой уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ РАП, председатель Ворошиловского районного суда ^ к.ю.н., доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ РАП. Рецензенты: Е.В.Серегина к.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ РАП В.Н.Ткачев, председатель Ростовского областного суда, заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Одобрен на заседании кафедры уголовного права Российской академии правосудия (протокол № от 2012 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2012 г., протокол № . ©Российская академия правосудия, 2012. © Досаева Г.С., Кузьменко Ю.А., 2012. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………….……………….….4 Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..7 Тематический план дисциплины……………………......……………………….8 Программа курса……………………....………………………...………………..9 Планы семинарских занятий дисциплины……………………..………………28 Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей…….34 Вопросы к контрольной работе…………………………………………………44Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………..45 Литература……………………………………………………………….………52 Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………58 Введение «Суд, Правосудие, Судебная система» является дисциплиной по выбору студента вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки Юриспруденция. «^ – один из основополагающих предметов, изучаемых студентами дающий общее представление об организации судебной власти, судебной системы России, принципов ее организации и функционирования в Российской Федерации, поскольку судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Именно суд как орган, осуществляющий правосудие, выступает главным гарантом защиты прав и законных интересов личности в демократическом обществе. Курс дисциплины «Суд, Правосудие, Судебная система» будет способствовать системному усвоению знаний о судебной власти, об осуществлении правосудия, о гражданском, уголовном, административном и арбитражном судопроизводстве, об организационном обеспечении деятельности судов, исполнении судебных решений, основных направлениях развития судебной системы в современных условиях, о роли судейского сообщества и других институтов гражданского общества в реформировании судебной деятельности. В рамках дисциплины «Суд, Правосудие, Судебная система Российской Федерации» раскрываются полномочия, компетенция судов в РФ, акты судебных органов, процессуальные формы осуществления правосудия в РФ, значение альтернативных разрешений споров и их классификация. В процессе проведения лекционных и семинарских занятий применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (дискуссии, пресс-конференция) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Основной целью курса дисциплины «Суд, Правосудие, Судебная система Российской Федерации» является: -сформировать у студентов полное, комплексное представление об основных началах организации судебной власти, ее соотношении с другими ветвями власти, -о составе и структуре судебных органов, -об ее полномочиях; -об организационном обеспечении деятельности судов. В соответствии с поставленными целями курса основными задачами является: -ознакомление студентов с действующей системой судебной власти, -раскрытие основных понятий, категорий и институтов; -изучение полномочий, принципов организационного построения и особенности формирования судов, формы и методы их работы; -представление о концепции судебно-правовой реформы, о механизме осуществления правосудия, процедурах судебного контроля. -ознакомление студентов с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы. ^ Студент должен знать: -демократические (конституционные) принципы правосудия; - понятие судебной власти и судебной системы; - основные цели, задачи и результаты судебной реформы; - сущность и проблемы судебного федерализма; -компетенцию, состав и структуру судов, образующих единую судебную систему; -органы судейского сообщества и правовой статус судей; ^ -распределять компетенцию Конституционного Суда РФ , арбитражных судов, военных судов и судов общей юрисдикции; -выделять основные направления деятельности судебных органов; -пользоваться нормативными правовыми актами; -ориентироваться в системе судебных органов; ^ -об истории становления и развития судов в России на разных этапах становления государства; -об особенностях работы всех ветвей судебной системы, судов различных звеньев, органов, обеспечивающих работу судов. - о современной ситуацией, сложившейся в сфере правосудия; - о деятельности органов тесно соприкасающихся в своей деятельности с судами: прокуратуре и адвокатуре Российской Федерации. ^ обладать следующими компетенциями бакалавра юриспруденции: I. общекультурными (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7). II. профессиональными (ПК): способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16). ^
^
^ РАЗДЕЛ 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тема 1. Конституционно-правовые основы судебной власти Формирование федеральных органов судебной власти. Судебная власть: понятие, признаки и принципы её осуществления. Её соотношение с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти. Суд как самостоятельный орган судебной власти. Символы судебной власти. Нормативно-правовые источники судебной власти. Концепция судебной реформы и ее роль в модернизации судоустройства и судопроизводства РФ. ^ Тема 2.Судебная система Российской Федерации и ее инстанционное строение Основные этапы развития судебной системы России. Судебная реформа 1864 года (система общих и местных судебных установлений, система военных судов, мировые суды, суды с участием присяжных заседателей, суды с участием сословных представителей). Создание и эволюция судов в послеоктябрьский период. (Общая характеристика основных этапов: 1917-1924, 1924- начало 30-х годов, начало 30-х годов –1953 г., 1953- середина 80-х годов, современный период). Понятие и характерные черты судебной системы Российской Федерации. Единство судебной системы. Суды в Российской Федерации. Порядок создания и упразднения судов. Федеральные суды и суды субъектов РФ. Суды общей юрисдикции (включая военные суды). Суды специальной юрисдикции: арбитражные суды, конституционные суды. Судебное Дисциплинарное присутствие. Понятие звена судебной системы. Звенья судебной системы в Российской Федерации. Понятие судебной инстанции. Виды судебных инстанций: понятие и отличительные черты первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Структурные подразделения и состав судов различных звеньев, рассматривающих дела в первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Гетман Я. Б., к ю н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия |
![]() | Колодкина В. Н., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия | ![]() | Приволжского филиала гоу впо «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации)... |
![]() | Денисова Г. С., доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала... | ![]() | Довлекаева О. В., кандидат философских наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии... |
![]() | Колесник И. В., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии... | ![]() | Мамыкин А. С., профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, канд юрид... |
![]() | Пилипенко В. Г.: доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия | ![]() | Носова Ю. Б., к ю н., доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия |