Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300.




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300.
страница1/3
Дата публикации23.08.2013
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
Гуманитарный институт (г. Москва)
г.Москва, ул. 1-ая Мытищинская, д.23 тел: (495)682-2173


Обсуждено на заседании Ученого Совета Гуманитарного института (г. Москва)

Протокол № __ от «___»_________ 2013 г.

Председатель Ученого Совета

_____________ А.М. Шахрай

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Президент Гуманитарного института (г. Москва)

______________ Асташкина Н.В.

“ ___ “ ____________ 2013 года


Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения
по направлению 030300.62 «Психология»


в негосударственном некоммерческом образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Гуманитарный институт» (г. Москва)



  1. ^ Общие положения

Освоение образовательной программы высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Целью итоговой государственной аттестации выпускника Гуманитарного института (г. Москва) является установление уровня его подготовки к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников Гуманитарного института (г.Москва) относятся:

- государственный экзамен (итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 030300.62 «Психология»;

- защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Данные методические рекомендации предназначены для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по направлению 030300.62 «Психология» к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией решения по присвоению соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

Требования к выпускным квалификационным работам определяются уровнем основной профессиональной образовательной программы и квалификацией (степенью), присваиваемой выпускнику после успешного завершения аттестационных испытаний.

  1. ^ Требования к выпускным квалификационным работам бакалавра


Квалификация (степень) бакалавра - это академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации/профиля и выработке навыков выполнения исследовательских работ.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна представлять собой законченную исследовательскую работу на заданную тему, написанную лично автором под руководством научного руководителя, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, другими источниками, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении основной образовательной профессиональной программы, содержащую элементы научного исследования.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна иметь разделы, посвящённые описанию проблемы, обзору литературы, постановке задачи, характеристике предлагаемого автором решения с использованием математических методов.

Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ.

Рекомендуемый объём выпускной квалификационной работы бакалавра – 40-45 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа бакалавров подлежит обязательному рецензированию.

    1. ^ Порядок закрепления темы ВКР

Вся работа по организации выбора тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей проводится деканатом факультета совместно с заведующим выпускающей кафедры.

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается преподавателями кафедры, утверждается Президентом Гуманитарного института (г. Москва). Перечень тем квалификационных работ ежегодно обновляется с учетом новейших социально-психологических, психолого-педагогических, экономических, политических потребностей общества. Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной работы в рамках соответствующих направлений, которая впоследствии должна быть согласована с выпускающей кафедрой, деканом факультета.

Основным критерием при выборе темы квалификационной работы служит научно-практический интерес студента-выпускника. Это, прежде всего, относится к студентам-выпускникам, которые продолжительное время целеустремленно собирали и обрабатывали материал по той или иной проблеме, участвовали в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках или имеют публикации по избранной теме исследования или уже работают в соответствующей сфере. Тема ВКР должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость.

Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению (приложение 1) на имя Декана факультета и предоставляется на кафедру не позднее, как правило, 10 ноября текущего учебного года. Заявления студентов-выпускников рассматриваются на одном из заседаний соответствующей выпускающей кафедры. Решением кафедры тема квалификационной работы утверждается, либо корректируется, затем назначается научный руководитель, а в некоторых случаях — и научный консультант.

    1. ^ Научное руководство и консультирование

Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой студента осуществляет научный руководитель.

Обязанности научного руководителя выпускной квалификационной работы:

  • практическая помощь студенту в выборе темы выпускной квалификационной работы и разработке плана его выполнения;

  • оказание помощи в выборе методов и методик проведения исследования;

  • квалифицированные консультации по подбору литературы и фактического материала;

  • систематический контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с разработанным планом;

  • оценка качества выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (отзыв научного руководителя);

  • проведение предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к защите.

Научный руководитель выпускной квалификационной работы контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до её защиты. Студент-дипломник не менее двух раз в месяц отчитывается перед руководителем о выполнении задания.

Научный руководитель рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы, другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации по содержанию и оформлению работы; оказывает помощь в сборе дополнительной информации; читает и корректирует по мере готовности отдельные главы работы, оценивает содержание выполненной работы, как по частям, так и в целом, информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика; даёт согласие на представление работы к защите.

Контроль за работой студента, проводимый научным руководителем, дополняется контролем со стороны кафедры и деканата.

После завершения студентом выпускной квалификационной работы научный руководитель даёт письменный отзыв, в котором характеризует текущую работу студента над выбранной темой и полученные результаты.


    1. ^ Основные этапы выполнения выпускной
      квалификационной работы


Подготовка и защита выпускной квалификационной работы состоит из следующих последовательных этапов:

  1. Разработка календарного графика работы;

  2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;

  3. Составление первоначального варианта плана работы;

  4. Изучение литературы;

  5. Составление окончательного варианта плана выпускной квалификационной работы и определение графика выполнения отдельных частей;

  6. Написание выпускной квалификационной работы;

  7. Устранение замечаний научного руководителя;

  8. Подготовка работы для предварительной защиты;

  9. Предварительная защита выпускной квалификационной работы;

  10. Устранение замечаний по результатам предварительной защиты, получение внешней рецензии;

  11. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы;

  12. Защита выпускной квалификационной работы.


Научный руководитель совместно со студентом оформляют «Задание по подготовке выпускной квалификационной работы». Форма задания на выпускную квалификационную работу помещена в приложении 2.

В задании указываются ключевые проблемы, которые должен проанализировать студент в выпускной квалификационной работе.

После получения задания студент составляет развернутый план работ. Календарный график выполнения работы с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов представлен в таблице 1.

После завершения студентом-выпускником исследования научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента-выпускника над выбранной темой, отмечается ее актуальность, научная новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов, а также рекомендация по допуску к защите.
Таблица 1

Примерный план-график подготовки студентом-выпускником
квалификационной (дипломной) работы




п/п

Этап подготовки

Рекомендуемый срок

1

Выбор темы ВКР

до 10 ноября

2

Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме

до 20 ноября

3

Составление первоначального плана ВКР

до 01 декабря

4

Подбор материала, его анализ и обобщение

до 20 февраля

5

Написание текста ВКР, предоставление первоначального варианта ВКР научному руководителю

до 15 апреля

6

Доработка ВКР в соответствии с замечаниями руководителей

до 01 мая

7

Предзащита ВКР на заседании выпускающей кафедры

до 25 мая

8

Доработка ВКР в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление

до 25 мая

9

Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование

до 28 мая

10

Получение рецензии, передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру

до 01 июня

11

Подготовка к защите (подготовка доклада, раздаточного материала см. прилож. 8, разработка презентации в MS PowerPoint)

до 03 июня

12

Защита ВКР

03.06-20.06


3. Написание и оформление ВКР

3.1. Рабочий план выпускной квалификационной работы

Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии научного руководителя.

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы, могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором, может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане дипломной работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана дипломной работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.

^ 3.2 Подбор материала, анализ и обобщение

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы.

При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам, а также использовать систему Internet.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

  • начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – учебной и учебно-методической литературы, монографий и журнальных статей последних лет, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних изданий);

  • детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом;

  • при изучении литературы необходимо отбирать ту литературу, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе;

  • изучая литературные источники, необходимо тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;

  • необходимо ориентироваться на последние данные, по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.; отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Обзор литературы должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности.

Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы, должны быть названы и критически оценены.

^ 3.3 Подбор фактического материала

Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы и составить, по возможности, специальный план его сбора в период практики.

Студент в период практики должен изучить основные нормативно-правовые источники в области выбранной темы исследования; собрать необходимые статистический материал, провести исследование по выбранным методикам сделать необходимые выписки из служебной документации, где он проходит практику. Студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы.

После того, как изучены и систематизированы отобранные по теме источники информации, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана выпускной квалификационной работы.

^ 3.4 Написание выпускной квалификационной работы

Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

Написание текста выпускной квалификационной работы следует начинать с введения и первой главы, последовательно прорабатывая все разделы, включенные в план. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ полученных данных.

Введение - очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, она должна ориентировать читателя в дальнейшем на раскрытие темы. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, определяется значимость полученных результатов, выдвигается гипотеза исследования (объем 2-3 стр.).

^ Объект и предмет исследования

Предмет исследования — это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

^ Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.

^ Задачи исследования квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

^ Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

^ Научная новизна. Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

^ Глава 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы

Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования, понятийного аппарата. По возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе. С помощью теоретического обзора Вы должны показать свою осведомленность о том, что накоплено исследовательской практикой в изучении выбранной темы до Вас. Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение. На основе выявленных в ходе теоретического обзора противоречий формулируются выводы из обзора, а также цель и задачи экспериментального исследования. Главная цель теоретической главы дать обоснование формулируемой гипотезы исследования.

Глава 2. (экспериментальная часть) содержит программу экспериментального исследования, его результаты и их обсуждение.

В программе экспериментального исследования необходимо:

  1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении.

  2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их психологические и другие характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.п.).

  3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.

  4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов.

Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении.

^ Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний. Каждую главу ВКР необходимо заканчивать промежуточными краткими выводами.

^ Выводы – следуют после каждой главы проделанной работы, обычно состоят из нескольких (10-12) высказываний и показывают, насколько решена каждая из поставленных в Вашем исследовании задач, достигнута ли цель, подтвердились ли гипотезы, удалось ли продвинуться в решении рассматриваемой проблемы. Выводы должны коротко и содержательно, в тезисной форме отражать результаты, полученные автором.

Например, можно указать, что в структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты (перечислить их). Или отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми психологическими явлениями. Добавить, в рамках какого научного подхода получены результаты и какова сфера их практического применения.

Заключение Оно представляет собой краткий обзор всей выполненной работы. В нем указывается теоретическая и практическая значимость исследования, результаты, намечаются пути дальнейшего исследования по данной теме, предлагаются рекомендации, практические разработки и т.д. (объём 3-4 стр.).

^ Библиографический список / Список литературы – следует после заключения.

Приложения – первичные материалы, образцы протоколов исследования и наиболее интересных результатов исследования и т.д. – помещаются в конце дипломной работы, после библиографического списка. В тексте на них обязательно даются ссылки.

^ 3.5 Оформление текстовой части

Текст квалификационной работы размещается на одной стороне листа вертикально (ориентация книжная) с полями: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху - 20 мм, снизу - 25 мм.

Текст выпускной квалификационной работы представляется в машинописном виде, печатается через 1,5 интервал с использованием ленты черного цвета. При использовании компьютерной технологии необходимо выбрать шрифт Тimes New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Образец титульного листа представлен в приложении 3.

При переходе от изложения одной мысли к другой текст начинают с нового абзаца. При этом абзацный отступ должен быть равен пяти буквенным знакам (1,25 см).

Главы дипломной работы последовательно нумеруют арабскими цифрами, параграфы - двумя арабскими цифрами, разделенными точкой: первая означает номер соответствующей главы, вторая - параграфа. После номеров глав и параграфов ставится точка. Например, 1.3. - это третий параграф первой главы, 2.2. - второй параграф второй главы и т.п. Номер главы или параграфа указывают перед их заголовком. Пример оглавления представлен в приложении 4.

Введение, каждая глава (кроме параграфов), заключение (выводы и предложения), библиографический список, приложения начинают с новой страницы. Их заголовки печатают без подчеркивания прописными (заглавными) буквами, а параграфы - строчными. Переносы слов в них не допускают, точку в конце не ставят. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу одним интервалом (15 мм). Между заголовками главы и параграфа оставляют расстояние, равное одному интервалу (15 мм) (см. приложение 5). Заголовки глав и параграфов должны соответствовать их содержанию и быть краткими. Если в параграфе указывают пункты, то их нумеруют в пределах этого параграфа. Например, 3.2.4. означает четвертый пункт второго параграфа третьей главы. Номер пункта ставят в начале первой строки абзаца, которым он начинается.

Все страницы дипломной работы последовательно нумеруются арабскими цифрами с размещением их снизу, по центру листа. Нумерация должна быть сквозной от листа содержания до последнего листа. Приложения, включая таблицы и иллюстрации, располагаются на отдельных страницах.

^ 3.5.1 Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, таблица 1, рисунок 3, допускается табл.1, рис.3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над её названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей, и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то её приводят в заголовке таблицы после её названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать в библиографический список. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений, включается в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник. Наличие в тексте выпускной квалификационной работы ссылок, пусть даже многочисленных, подчеркивает научную добросовестность автора.
^ Пример оформления таблицы

Таблица 1

Корреляции переменных, характеризующих стрессоустойчивость
и личностные особенности испытуемых




Разрешение ситуации

Поиск социальной поддержки

Избегание

Стрессоустойчивость

Оптимизм и активность

A

-0,050

-0,170

-0,139

0,107

0,076

B

0,103

-0,016

0,036

-0,252

-0,135

C

0,045

0,091

0,023

0,286(*)

-0,147


Пример оформления рисунка



Рисунок 1 – Соотношение уровней школьной тревожности в выборках мальчиков и девочек
^ 3.5.2 Оформление приложений

Приложение - это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на последних ее страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.
^ 3.5.3 Оформление библиографического списка

При составлении библиографического списка необходимо соблюдать следующие общепринятые правила.

Литературные источники располагают и нумеруют арабскими цифрами в следующей последовательности:

  1. Нормативно-правовые акты, начиная от федерального уровня, до регионального, муниципального уровней;

  2. Монографическая и учебная литература, периодическая литература - статьи из журналов и газет;

  3. Статистические сборники и другие, используемые в работе отчётные и учётные материалы;

  4. Электронные ресурсы.

Сведения о литературных источниках должны включать: фамилию в именительном падеже, затем инициалы автора, заглавие книги (брошюры), повторность издания, наименование места издания, название издательства, год издания, а также область количественной характеристики (для книжного издания общее количество страниц; для статьи указания страниц, на которых расположена заявленная работа).

При наличии двух авторов их фамилии и инициалы пишут в той последовательности, в какой они напечатаны на титульном листе книги. Если авторов более трех, то допускается указывать фамилию и инициалы первого из них с добавлением слов «и др.» В том случае, когда книга издана под редакцией, после ее заглавия указывают слова «Под ред.», а затем инициалы и фамилию редактора (редакторов).

Заглавие книги, повторность издания и его характеристику (переработанное, дополненное и т. д.) приводят в соответствии с оборотом титульного листа литературного источника.

Наименование места издания пишут полностью в именительном падеже, за исключением сокращенных названий двух городов - Москвы (М.) и Санкт-Петербург (СПб.). Издательство указывают так, как оно напечатано на титульном листе книги.

При включении в библиографический список статьи из периодического издания (журнала, сборника трудов и др.) приводят следующие данные: инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания и серии (если такая имеется), год выпуска, том и номер издания, страницы, на которых помещена статья.

Примеры библиографического описания использованной литературы и материалов приведены в приложении 6. Основным источником данных для библиографического описания использованных книг (брошюр) являются сведения, указанные на оборотной стороне их титульного листа.

Список библиографии включает только источники и материалы, фактически использованные при написании квалификационной работы, т.е. те источники и материалы, которые цитируются или на которые делаются ссылки по тексту дипломной работы. Включать в список использованной литературы другие источники и просмотренные материалы не следует.

Библиографический список должен включать в себя не менее 40-45 источников, изданных не более 5 лет назад, а также материалы организации, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы.

^ 3.5.4 Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы том или ином документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Библиографические ссылки в выпускной квалификационной работе могут быть оформлены следующими способами:

1. затекстовая (в квадратных скобках в конце предложения;

Связь основного текста и затекстовой ссылки осуществляется цифровым порядковым номером в квадратных скобках в строке.

Например:

В основном тексте: «^ Л.С. Выготский утверждает, что ……………….. [15, с. 190]», что означает 15-й источник в списке литературы, страница 190.

2. подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

^ Подстрочные ссылки1 на источники используют в тексте выпускной квалификационной (дипломной) работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок.

  1. Например: 26 Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб., 2001.Речь, С. 43-46

В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

^ 3.5.5. Примеры описания источников

1. Книга с одним автором:

Комаров С.А. Общая теория государства и прав: курс лекций. - М.: изд-во «Манускрипт», 1996. – 422 с.

^ 2. Книга с двумя авторами:

Деревнин А.А., Петрушев В.А. Теория государства и права: учебное пособие. Ч.1. - Иркутск: изд-во ИГЭА, 1994. – 265 с.

3. Сборники с коллективным автором:

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА. М-НОРМА, 1997. – 223 с.

^ 4. Статья из книги (сборника):

Курочкин Ю.Н. Теневая экономика и ее эволюция / Сб.: Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Выпуск 1. - СПб.: изд-во Санкт-Петербургского юридического института, 1993. – С. 12-15.

Кузнецов Э.В., Экимов А.И. Законность и справедливость в реализации юридических норм правоохранительными органами / Вопросы профилактики преступлений. – М.: Юрист, 1978. – С. 27-34.

^ 5. Статья из журнала:

Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. - 1995. - № 12. – С 3-8.

Казьмин И.Ф., Поленина С.В. Закон о законах: проблема издания и содержания // Советское государство и право. - 1989. - № 12. – С. 14-17.

^ 6. Статья из газеты:

Рубан В. Опять кадры решают все // Московские новости. - 1994. - 15 сентября.

7. Электронные ресурсы

Дирина А. И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций // Военное право: сетевой журнал. 2007. URL: http: //www. voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007).

Русское православие: [сайт]. URL: http://www.ortho-rus.ru. (дата обращения: 23.08.2007).

^ 3.5.6.Основные требования и критерии оценки по оформлению
выпускных квалификационных работ в ходе предзащиты ВКР


п/п

Критерии

Основные требования

Макс.

балл

  1. Оценка оформления ВКР

1.

Внешний вид ВКР

ВКР представлена в переплете с прозрачной верхней обложкой. Все сопровождающие ВКР документы должны быть сброшюрованы и располагаться в строго установленном порядке

5

2.

Оформление страниц

ВКР выполнена на стандартных листах бумаги формата А4, шрифт Times Now Roman, кегль 14, интервал полуторный. Поля: сверху – 2 см., снизу – 2,5 см., справа – 1 см., слева – 3 см. Страницы пронумерованы арабскими цифрами, номер по центру снизу, титульный лист не пронумерован

5

3.

Оформление текста

Заголовки расположены по центру строк. В заголовках отсутствуют переносы. В конце заголовка отсутствует знак препинания (точка). Отсутствуют заголовки в конце страниц. При использовании заимствованного материала используются ссылки.

5

4.

Оформление таблиц и рисунков

Все таблицы и рисунки имеют нумерацию и названия. Заголовок таблицы расположен вверху по центру. Наименование рисунка под рисунком по центру. На все рисунки и таблицы даны ссылки в тексте.

5

5.

Оформление библиографического списка

Список литературы составлен в алфавитном порядке и с указанием фамилии автора, заглавия, места и года издания.

5
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Беденко Н. Н. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ / Н. Н. Беденко. – Тверь: ООО «Пирамида ххi»,...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению...
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические указания по выполнению выпускных квалификационных работ...
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения с углубленной подготовкой, успешно сдавших государ­ственный...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconКвалификационных работ
Вкр), курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам, выполняемых студентами...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых,...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические указания к курсовой работе «Организация управленческой...
Методические указания по выполнению курсовой работы студентами экономического факультета, обучающимися по направлению 080502 «Экономика...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconРешением Ученого совета
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, являющихся научными руководителями при выполнении студентами курсовых,...

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентами бакалаврами всех форм обучения по направлению 030300. iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ Оренбург
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов