Программа государственного экзамена по педагогике




Скачать 253.27 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по педагогике
страница1/3
Дата публикации24.08.2013
Размер253.27 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Право > Программа
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра педагогики

ПРОГРАММА




ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПЕДАГОГИКЕ

Утверждена на заседании кафедры педагогики 24 ноября 2009 года Протокол № 4

Зав. кафедрой ______________

Щекина С.С.
Содержание программы соответствует требованиям, утвержденным в 2005 году Государственным образовательным стандартом по педагогическим специальностям высшего образования
Архангельск - 2009

^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Задача государственного экзамена по педагогике – проверка уровня профессионально-педагогической подготовленности будущих учителей. В отличие от курсовых экзаменов он носит комплексный характер.

В своих ответах на экзамене студенты должны показать глубину и осознанность знаний в свете следующих требований:

  1. Понимание задач развития образования, проблем воспитания и обучения.

  2. Рассмотрение вопросов в теоретико-педагогическом, историко-педагогическом, сравнительно-педагогическом, психологическом аспектах.

  3. Подтверждение теоретических положений, сформулированных в ответе, примерами из современной практики воспитания и обучения, из личного опыта педагогической практики.

Ответы студентов должны свидетельствовать об осведомленности в важнейших вопросах педагогики, об осознанности опыта современной школы, о готовности к учебно-воспитательной работе в учреждениях системы образования.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Предмет педагогики. Педагогические категории. Связь с другими науками, с практикой деятельности школы

Педагогика – наука о воспитании. Институциализация педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. Предмет педагогики и основные проблемы исследования. Связь педагогики с другими науками как фактор ее развития. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследований. Связь педагогической науки с практикой деятельности образовательных учреждений. Формы связей.
^ 2. Педагогическое исследование и его методы

Понятие педагогическое исследование, его функции, виды, уровни. Деятельностный, личностный, системный подходы в педагогическом исследовании. Структура и логика педагогического исследования. Классификации методов педагогического исследования. Характеристика методов в рамках одной из классификаций (по выбору студента).
^ 3. Краткая история развития и становления отечественной педагогической науки

Развитие педагогической мысли в донаучный период: памятники педагогической мысли XII – XVI веков, педагогические взгляды Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого.

Педагогические идеи М.В.Ломоносова и их значение для институциализации педагогики. Педагогические взгляды Н.И.Новикова – цели воспитания, идея развивающего обучения и исследовательского начала в обучении.

Цели, содержание и методы воспитания в русской революционно-демократической педагогике.

Развитие научно-педагогического знания К.Д.Ушинским – природосообразность и народность воспитания и обучения, цели и методы обучения и воспитания, роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности и т.д. Экспериментальный характер педагогики в 20-е годы XX века. Эксперименты С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др.

Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории коллектива, системного подхода к организации обучения и воспитания детей.

Многообразие проблематики педагогики в 60-90-е годы XX века: развитие методологии педагогики, возникновение теорий воспитывающего, развивающего, проблемного, программированного обучения. Интенсификация педагогических исследований в области профессионального образования. Разработка концепции непрерывного образования.
^ 4. Система образования Российской Федерации. Перспективы ее развития. Закон РФ «Об образовании»

Становление отечественной системы образования. Факторы развития системы образования. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Федеральная программа развития образования на 2000 – 2005 годы. Закон РФ «Об образовании»: понятия: система образования, получение образования, образовательная программа, государственный образовательный стандарт, образовательное учреждение; структура системы образования; принципы государственной политики в области образования; социальные и государственные гарантии реализации прав граждан на образование. Закон РФ «Об образовании» – правовая основа развития отечественной системы образования. Областной закон «Об образовании».
^ 5. Общеобразовательные учреждения инновационного типа

Инновации в образовании: понятия инновация, инновационный процесс, педагогическая инноватика; признаки, классификации, уровни инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, условия внедрения инноваций в образовательный процесс. Общеобразовательные учреждения инновационного типа как средство качественного изменения системы образования и удовлетворения образовательных потребностей общества.

Гимназии, лицеи, негосударственные общеобразовательные учреждения (частные школы): история и современность. Специфика целей, содержания образования, организации педагогического процесса.
^ 6. Природные и социальные факторы развития личности

Понятия развитие личности, формирование личности, их взаимосвязь. Движущие силы и закономерности развития личности. Роль наследственности и среды в формировании личности. Биогенетическая и социогенетическая концепция развития личности.

Воспитание – ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности, деятельности и общения в развитии и формирования личности.

Периодизация возрастного развития.
^ 7. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Краткая характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления. Основные виды деятельности младшего школьника. Формирование у учащихся компонентов учебной деятельности. Формирование личности в младшем школьном возрасте: становление характера, развитие самостоятельности и трудолюбия, усвоение правил и норм общения и т.п. Проблемы адаптационного периода и пути их преодоления.

Инновации в обучении младших школьников: развивающее обучение Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина; гуманное обучение Ш.А.Амонашвили; опережающее обучение С.Н.Лысенковой и т.п.
^ 8. Психолого – педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста и особенности работы с ними

Анатомо-физиологические особенности подростков. Специфика социально-психологической ситуации развития подростков: перестройка памяти, мышления, развитие общих и специальных способностей, изменение мотивации основных видов деятельности, волевые, деловые, моральные качества личности подростков. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях.

Особенности воспитания подростков: вовлечение в социально-полезную деятельность, формирование нравственных взглядов и убеждений, использование клубных форм воспитания. Значение общественного мнения в воспитании подростков. Самовоспитание подростков.


^ 9. Психолого – педагогическая характеристика юношеского возраста. Проблема социализации личности старшеклассников

Юношеский возраст – период стабилизации в физическом, психическом и эмоционально-волевом развитии. Особенности познавательной деятельности: теоретичность и абстрактность мышления, преобладание аналитико-синтетических процессов, устойчивость и направленность познавательных процессов.

Половое образование и нравственное воспитание старшеклассников. Подготовка к семейной жизни. Жизненное самоопределение и выбор профессии. Роль личности педагога в воспитании и обучении старшеклассников.

Специфика социализации старшеклассников: агенты и механизмы социализации в ранней юности. Трудности социализации старшеклассников в условиях социально-экономической нестабильности и многообразия морально-этических ценностей.
^ 10. Педагогика межнационального общения

Актуальность проблемы межнационального общения. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Взаимосвязь местного, национального и всечеловеческого компонентов в воспитании культуры межнационального общения.

Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Современные подходы к проблеме национального воспитания и образования: «модель Русской школы», концепция культурно-славянского воспитания, концепция глобального образования

Этнопедагогика как базовая наука курса педагогики межнационального общения. Этнопедагогика и этнопсихология о воспитании национального характера, культуры чувств, национального самосознания.
^ 11. Современные концепции воспитания

Понятие воспитание. Воспитание – как глобальное социальное явление и собственно педагогический процесс. Функции и принципы воспитания.

Концепции воспитания в отечественной педагогике: функционально-ролевая концепция (В.М.Коротов), системно-ролевая концепция (Н.М.Таланчук и др.), потребностно-мотивационная концепция (В.П.Созонов и др.), концепция личностно-ориентированного воспитания (Е.В.Бондаревская и др.), концепция воспитания на основе общечеловеческих ценностей (В.А.Караковский и др.) (по выбору студента).
^ 12. Методы воспитания как способы педагогического взаимодействия

Подходы к определению понятия метод воспитания. Двусторонний характер методов воспитания. Классификация общих методов воспитания. Характеристика методов воспитания в рамках одной из классификаций (по выбору студента). Зависимость методов воспитания от целей, принципов, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня развития коллектива. Условия оптимального выбора и применения методов воспитания. Творческий подход к применению методов воспитания в педагогической практике.
^ 13. Проблема коллектива и личности в педагогической науке и практике.

Понятие коллектив. Коллективная жизнедеятельность и свобода волеизъявления личности. Педагогика коллектива и коллективной деятельности в трудах И.Г.Песталоцци, В.А.Лая, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.

Современные подходы к теории коллектива. Признаки, функции, структура коллектива, динамика и этапы его развития, критерии сформированности. Особенности развития процесса коллективообразования детей разных возрастов. Типы детских групп и коллективов. Деформации развития детских коллективов в современной школе и пути их преодоления.

Коллектив как среда развития школьника. Положение личности в коллективе, модели взаимодействия личности и коллектива. Межличностные отношения в детском коллективе и их диагностика.
^ 14. Педагогическая работа в детских коллективах

Педагогическое руководство процессом формирования коллектива: развитие межличностных отношений, общественного мнения, навыков коллективной деятельности, системы самоуправления и др.

Организация коллективной жизнедеятельности: основные направления, методы, формы работы.

Детские общественные объединения и их роль в социализации и воспитании личности. Опыт педагогической работы в общественных объединениях (на 1-2 примерах по выбору студента): коллективное творческое воспитание (коммунарская педагогика), скаутинг и др.
^ 15. Классный руководитель (классный воспитатель) в современной школе

Становление института классного руководства. Поиски альтернативных моделей классного руководства: концепция освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Функционально-должностные обязанности классного руководителя (классного воспитателя). Целеполагание, планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя (классного воспитателя). Концепция содержания деятельности классного руководителя (О.С. Газман) – теоретическая основа воспитательной работы в классе. Актуальные и перспективные характеристики класса и личности как источники планирования воспитательной работы в классе. Структура и содержание плана воспитательной работы.
^ 16. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи

Воспитательные функции семьи. Организация жизни ребенка в семье. Забота семьи об учебной деятельности школьника. Влияние на формирование личности ребенка внутрисемейных отношение и отношений семьи с окружающим миром. Условия успешного воспитания детей в семье.

Задачи совместной воспитательной работы школы и семьи. Организационно-педагогическая работа школы с родителями.

Участие родителей в управлении образовательным учреждением. Педагогическое просвещение родителей. Индивидуальная работа классного руководителя и учителя-предметника с родителями учащихся. Источники конфликтов в системе «школа – семья» и пути их профилактики и преодоления.
^ 17. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности

Теоретико-методологические основы социальной педагогики. Современная социальная педагогика – интегративная область знания о развитии человека в социуме. Взаимосвязь социальной педагогике с другими науками. Предмет и основные категории социальной педагогики: социум, социализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, социальное воспитание, личность, развитие, детство, социальный институт, социально-педагогическая деятельность. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.

Социальный педагог: квалификационная характеристика. Сферы практической деятельности социального педагога в современном обществе.

Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов). Основные формы и методы социально-педагогической деятельности.
^ 18. Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми

Понятия девиация и трудновоспитуемость. Признаки трудновоспитуемости. Причины образования отрицательных качеств личности. Специфика трудновоспитуемости мальчиков и девочек. Диагностика трудновоспитуемости.

Понятие перевоспитание. Функции и направления перевоспитания. Методы перевоспитания: переубеждение, переучивание, реконструкция характера, переключение и т.д. Превентивная педагогика и профилактика трудновоспитуемости.
^ 19. Воспитательная система школы: понятие, элементы, этапы развития. Авторские воспитательные системы

Системный подход к воспитанию. Понятие воспитательная система школы, ее структура. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Этапы развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательных систем: критерии факта и критерии качества.

Авторские воспитательные системы С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.С.Библера, В.Н.Тубельского и др. (по выбору студента).
^ 20. Понятие о дидактике, ее основные критерии и задачи. Сущность процесса обучения

Дидактика – теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук.

Цели, функции и движущие силы обучения. Двусторонний характер обучения. Взаимосвязь преподавания и обучения. Структура и логика процесса обучения.
^ 21. Проблема формирования познавательной активности учащихся

Познавательная активность как деятельность и как качество личности. Социальное значение познавательной активности. Признаки познавательной активности. Уровни познавательной активности: репродуктивный и продуктивный. Критерии сформированности познавательной активности. Активизация познавательной деятельности учащихся: использование активных форм и методов обучения, проблемных вопросов и задач, изменение мотивов учения и т.д.

Творчество учителя в решении проблемы формирования познавательной активности учащихся.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по педагогике iconВопросы государственного экзамена по педагогике
Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития педагогики на современном этапе

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма государственного экзамена по химии по специальности «химия»
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта, с учетом требований учебного плана, рекомендаций Учебно-методического...

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности...
Рггу по программам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальностям 080507 «Менеджмент организации»,...

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма комплексного междисциплинарного Государственного экзамена...
Перечень дисциплин для Государственного экзамена по специальности 080115 «Таможенное дело»

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма государственного комплексного экзамена по специальности...
Цели и задачи программы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» заключаются...

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма государственного экзамена по государственно-правовой специализации...
Итоговая государственная аттестация. Программа государственного экзамена по государственно-правовой специализации для студентов специальности...

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма итогового государственного экзамена по направлению 050400....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа государственного экзамена по педагогике iconЛитература Физика
Гиа проводится в форме единого государственного экзамена (егэ) или в форме государственного выпускного экзамена

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма государственного экзамена по информатике и методике преподавания информатики

Программа государственного экзамена по педагогике iconПрограмма государственного экзамена по уголовному праву и уголовному процессу
Программа предназначена для методического обеспечения дисциплин основных образовательных программ 030501 (021100) Юриспруденция

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов