Скачать 0.73 Mb.
|
Тема 3. Основы статуса судей в Российской Федерации 1. Порядок наделения судей полномочиями Судьями являются лица, наделенные в соответствии в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи: 1) определенный возраст. Для назначения на должность судьи районного и равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен. 2) Кандидат в судьи военного суда, кроме того, должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы. 3) стаж работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). Кандидаты на должность судьей судов среднего звена - не менее 7 лет, во все другие суды - не менее 5 лет (ст. 4 Закона «О статусе судей в РФ»). 4) иные требования, которые не обязательны, но учитываются при отборе кандидатов: судья обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвав сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Новеллой отечественного законодательства, регулирующего отбор кандидатов в судьи, является обязательное медицинское освидетельствование претендента на должность судьи. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. В этот период на него не распространяются гарантии неприкосновенности. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе по результатам квалификационного экзамена. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. После сдачи квалификационного экзамена гражданин вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, которая проверяет достоверность документов, представляемых кандидатом в течение двух месяцев при содействие соответствующих правоохранительных органов. В случае если гражданин соответствует законным требованием к претендентам на должность судьи, квалификационная коллегии судей принимает решение о рекомендации его на должность судьи Оно направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия вносит представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В отношении остальных претендентов (персонально), по тем или иным основаниям не прошедших квалификационную комиссию, выносится мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи, которое может быть обжаловано в судебном порядке. Если председатель суда не согласится с решением квалификационной коллегии судей, то он возвращает его для повторного рассмотрения. В том случае если квалификационная коллегия судей при повторном рассмотрении персонального дела кандидата двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента рп которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи арбитражных судов округов и апелляционных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком за исключением судей Конституционного Суда РФ (15 лет – срок исполнения полномочий и 70 лет – предельный возрастной срок), а также мировых судей (на 5 лет назначаются). Однако за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона «О статусе судей в РФ» и положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи. Установлен определенный срок пребывания на должности председателей судов и их заместителей - 6 лет. В ст. 13 Закон «О статусе судей в РФ» приводится исчерпывающий перечень оснований приостановления полномочий судьи. К ним относятся: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительное власти субъекта Российской Федерации; 4) избрание судьи в состав органа законодательной (представитель ной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. Ст. 14 Закона «О статусе судей в РФ» предусматривает следующие основания прекращения полномочий судьи: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительны: причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении Предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда; 12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи. ^ признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. ^ В соответствии с ним судьям и членам их семей обеспечивается: 1) применение органами внутренних дел мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также обеспечение сохранности принадлежащего им имущества; 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; 3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожение или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью. Неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Законом предусмотрен особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности. В частности, решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается в десятидневный срок: - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - Генеральным Прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ либо с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ соответственно; - в отношении судьи иного суда - Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суд суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в десятидневный срок: - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллеги ей в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; - в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в состав трех судей соответственно верховного суда республики, краевого областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ. Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей по представлению Генерального прокурора РФ, а для проведения ОРМ – без представления Генерального прокурора. В том случае, если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному деду, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, связанных с ограничением гражданских прав судьи либо с нарушением его неприкосновенности, допускается только на основании решения, принимаемого: - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; - в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. ^ Судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации, выражающие интересы судей как носителей судебной власти. Ими являются: 1) Всероссийский съезд судей, представляющий интересы судей общих, арбитражных и военных судов РФ. Всероссийский съезд судей созывается один раз в четыре года; 2) конференции судей субъекта Российской Федерации – это территориальные и межтерриториальные органы судейского сообщества, созываемые ежегодно. На них избираются советы судей сроком на два года; 3) Совет судей Российской Федерации – выполняет в период между Всероссийскими съездами судей полномочия высшего органа судейского сообщества. Кроме того, они: - созывают конференции судей; - вносят предложения о штатной численности судов; - рассматривают конфликтные ситуации между членами судейского сообщества. 4) советы судей субъектов Российской Федерации; 5) Общее собрание судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, созываемые их председателями по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В полномочия Всероссийского съезда судей, конференций и собраний судей входит: - обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства (по результатам обсуждения они вправе обращаться в Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ с предложениями о внесении в Государственную Думу представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов); - проведение общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей (по результатам экспертизы они вправе представлять заключения в соответствующие государственные органы); - рассмотрение актуальных проблем кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судебной деятельности, правового и социального положения судей (по результатам рассмотрения они вправе вносить соответствующие предложения в органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ и председателям судов); - представлять интересы судей в государственных органах и общественных объединениях; 6) Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации - избирается тайным голосованием Всероссийским съездом судей и состоит из самостоятельных секций, образуемых из судей судов общей юрисдикции, арбитражных, военных судов и осуществляющих полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ состоит из 29 членов. Она проводит квалификационную аттестацию председателей и заместителей председателей судов (за исключением районных и гарнизонных) и судей, представленных к присвоению первого и высшего квалификационных классов; 7) квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации состоят из 11 членов. Квалификационным коллегиям судей предоставлены следующие полномочия: - утверждать персональный состав экзаменационной комиссии для сдачи квалификационного экзамена лицами, претендующими на Должность судьи; - рассматривать заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена давать заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней; представлять председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов на должность судьи; Для судей РФ устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Квалификационные классы присваиваются: |
![]() | Российской Федерации в составе Председателя В. Д. Зорькина, судей К. В. Арановского, А. И. Бойцова, Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева,... | ![]() | Понятие и структура конституционного института основ правового статуса личности в Российской Федерации. Конституционные принципы... |
![]() | Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона... | ![]() | Дума, руководствуясь статьей 66 Конституции Российской Федерации, основываясь на истории, традициях и культуре населения Ярославской... |
![]() | Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные... | ![]() | Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Основные нормативные правовые акты (Конституция Российской Федерации,... |
![]() | Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов,... | ![]() | Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области... |
![]() | В настоящий момент основополагающим актом законодательства в области культуры является действующий базовый закон «Основы законодательства... | ![]() | Суд Российской Федерации в составе Председателя В. Д. Зорькина, судей Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой,... |