1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв




Скачать 76.24 Kb.
Название1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв
Дата публикации26.08.2013
Размер76.24 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
§ 1. Общая характеристика культуры ХVІ - ХVІІІ вв.

В ХVІІ в. наступила эпоха государственности. Великие брожения предшествовавших столетий отличались в более или менее стабилизировавшиеся политические формы, внутри них отныне созревала и росла капиталистическая экономика. Весь этот период заключен между двумя буржуазными революциями: нидерландская революция начала ХVІІ века и английская буржуазная 1648 г., а в конце - Великая французская революция 1789 г.

Самая типичная для этой эпохи форма правления - абсолютная монархия, ее классический тип - французское государство ХVІІ - ХVІІІ вв.

Духовная жизнь общества вступает под новые созвездия. Происходят перемены в мироощущении, которые зависят за от очень многих причин, но главная из них - изменение понимания роли и места человеческой личности. Гуманизм Возрождения воспитал в людях представление о ценности личности, и это было необратимо.

Кроме того, искусство ХVІІ в. стремится отражает мир в изменчивости и движении. При этом возникают новые стилевые формы:

1) барокко (с итал. - «причудливый») - зарождается еще в эпоху Возрождения;

2) рококо (с франц. - «раковина») - приходит на смену барокко в 1730-е гг.

3) классицизм

1. Барокко

Наиболее ярко барок проявило себя в Италии.

Барокко (от итал. barocco - странный, причудливый) - жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, подвижной».

Если для искусства Возрождения были характерны горизонтальные линии и большие плоскости, то для барокко стремится к подвижному, постоянно меняющемуся облику здания. В моду вошли зеркала, которые расширяли пространство помещения, множили количество присутствующих в зале.

«Вечный город» Рим - это город барокко. Хотя Италия в ХVІІ в. была унижена, хотя ряд стран в результате Реформации отпал от католической церкви, Ватикан оставался всемирным центром католицизма, и теократическое папское государство не щадило средств на декор. Строительство в Риме по размаху и богатству не уступало строительству французских Людовиков.

Динамизм стал художественной основой барочного мировосприятия. Идеал барокко:

- возвышенная духовность на грани аффекта

- стремление к величию и пышности

- совмещение реальности и иллюзии.

Начало итальянского барокко связано со строительством римской церкви Джезу (1575 г.), фасад которой был оформлен Джакомо делла Порта (1540 - 1602). Эта церковь была построена орденом иезуитов. Это еще раннее барокко. Но она в буквальном смысле «создала эпоху», став выражением стилевых тенденций времени и основой для множества повторений:

1) традиционное деление на 2 этажа

2) полуколонны

3) дробные фронтоны, ниши

4) статуи

5) волюты по углам.

Форма волюты применялась издавна, но барокко питало к ней особое пристрастие, увеличивая их размеры до огромных размеров.

Широкое распространение подобных барочных храмов было связано с тем, что в ХVІІ в., в отличие от Средневековья и эпохи Возрождения, храм больше мыслился как самостоятельный объем, отделенный от светских зданий. Теперь он органично вписывался в сплошную линию застройки.

^ Первой по времени и самой крупной дворцовой постройкой барокко было палаццо Квиринале, летняя резиденция римских пап, возведенная на вершине Квиринальского холма.

Главным архитектурным памятником ХVІІ в., определившим облик сооружений дворцового типа, стало палаццо Барберини (архитекторы Мадерна, Л.Бернини, Ф.Борромини).

^ 2. Характерные черты живописи барокко

1) Античные и библейские сюжеты, сочетающие гедонизм с героикой (например, «Похищение дочерей Левкиппа» Рубенса).

2) Сюжеты из аристократической жизни, для которых характерны «благородная сложность» и «беспокойное величие» (например, портреты знати работы Ван Дейка или охотничьи сцены Воса).

3) Демократические сюжеты, к которым применима та же эстетическая формула (например, «Букинист» Рембрандта, некоторые сцены Иорданса и «лавки» Снейдерса).

4) Культ движения и борьбы связанная с этим патетическая героика.

Недаром во время работы над картиной Рубенс нередко любил слушать отрывки из Плутарха и Сенеки, которые ему читал специальный чтец. На картинах, написанных в стиле барокко, «бурно вздымаются волны моря и складки почвы, громоздятся скалы и камни, холмы и горы, извиваются стволы деревьев»1 - во всем чувствуется грандиозное напряжение героических стихийных сил. В связи с этим любопытно, что даже сцены человеческих страданий окутываются своеобразным гедонистическим флёром (например, «Снятие с креста» Рубенса в Эрмитаже). Такой подход может показаться парадоксальным и непонятным, если его рассматривать с позиций современного зрителя, воспитанного в реалистических традициях, или, например, с точки зрения средневекового идеала мистического человека. В этом случае подобная трактовка хорошо известных библейских сцен может показаться даже «богохульной». Между тем все становится на свои места и оказывается вполне естественным, если сделать «мерой всех вещей» гедонистически-героического человека.

5) Культ богатства и роскоши, уподобляющий картины рогу изобилия2 и демонстрирующий социальное здоровье и силу.

С особым блеском этот культ проявляется в барочных натюрмортах Снейдерса и Бейерена, П.Класа и В.Кальфа. Хотя в них человек обычно отсутствует, но дыхание гедонистически-героического человека - его незримое присутствие - ощущается на каждом шагу - как в подборе вещей для натюрморта, так и в манере их изображения и сочетания. Эти композиции - отнюдь не «копии действительности» (в обычном натуралистическом смысле), а типичные умозрительные модели. Сооружая подобные композиции, поражающие воображение зрителя своим блеском и роскошью, гедонистически-героический человек как бы говорит про себя: вот каким бы мне хотелось видеть его героической деятельности, с хрестоматийной ясностью иллюстрирующие справедливость формулы «идеальный человек есть мера всех идеальных вещей».

6) Культ здорового цветущего тела, демонстрирующий природное здоровье и силу и представляющий своеобразный аккомпанемент к любимому изречению Рубенса: «Здоровый дух - в здоровом теле». Это латинское изречение, в согласии с идеологией барокко, может быть перефразировано и так: «Героический дух - в цветущем теле».

7) динамизм элементов

а) буйство линий и форм:

- замысловатые изгибы складок одежды; - причудливые лохмотья;

- изборожденные морщинами старики; - суета улицы;

- разваливающиеся стены; - витые лестницы.

То есть все то, что мы в изобилии встречаем в произведениях Караваджо, Риберы, Рембрандта и других художников ХVΙΙ века.

б) буйство света и тени (резкие светотеневые контрасты).

Последовательное изучение динамики линий и форм неизбежно должно было привести художников барокко к поиску аналогичной динамики в области светотени (Караваджо, Латур, Рембрандт) и колорита (Рубенс, Ван Дейк, Иорданс). Самым крупным достижением было здесь открытие выразительности контражура, т.е. освещения, при котором источник света на картине закрыт каким-нибудь предметом так, что вокруг предмета образуется светящийся контур. Контражур создавал особое драматическое настроение. И вообще трудно придумать более удачный прием для передачи эмоционального отношения к борьбе добра со злом, чем борьба света и тени3.

в) Буйство красок (резкие цветовые контрасты).

Это требование порождает нечеткость и «размытость» линии. Если ренессансный идеал «совершенно не допускает красочного впечатления, которое не связывалось бы с восприятием определенной формы», то барочный идеал выдвигает альтернативное требование: «краска может разрушать форму»4.

3. Живопись ХVІІ- ХVІІІ вв.

В самой Италии живопись в ХVІІ веке находилась в довольно сложных отношениях к барочной культуре папского государства. Однако Италия выдвинула ряд выдающихся художников и живописных школ.

Болонская школа

1580-е гг. - болонский академизм начинает складываться в стройную систему. Три брата Каррачи организовали в 1580 г. Академию. В ней была разработана система преподавания предметов, необходимых для практики художника (рисунок, анатомия, перспектива, живопись).

^ Основной принцип Академии - подражание античности

- изучение натуры.

По мнению академиков, натура несовершенна и ее необходимо художнику исправлять, приводить в соответствие с идеалом. Новый метод болонской школы получил распространение и стал основой всех европейских академий, открывавшихся с ХVІІ века.

Римская школа

Рим постепенно становился чем-то вроде всемирного города - музея, Меккой художников всех стран, куда они съезжались на поклонение его руинам.

Начатые раскопки древних Помпей, появившиеся в середине века книга Винкельмана «История искусства древностей» - первое научное исследование истории античной культуры - подогревали всеевропейский интерес к Риму.

И среди самих римских художников выделялись те, кто обладал чувством истории и ценил прошлое больше настоящего. Таким был гениальный архитектор, за всю жизнь не построивший ни одного здания, архитектор мечты - Пиранези. Он не строил - он рисовал архитектуру гравировальной иглой и резцом по меди. Собрание его офортов составили 29 томов.

Венецианская школа

Венеция в ХVІІІ в. еще не стала музеем и не только хранила, но и продолжала традиции своего века. Она жила весело и сравнительно привольно - Венецианской республике удалось избежать испанского ига, хотя она начисто утратила господство на Средиземном море. Венецию больше не отвлекали серьезные дела - она могла вволю веселиться, пока еще не совсем обеднела. Если Рим превращался в город-музей, то Венецию теперь можно было назвать городом - театром, также привлекавшим из всех стран путешественников - любителей праздников. Нигде не было такого вихря карнавалов, таких сладкозвучных певцов, таких искрометных театральных представлений.

Гольдони и Гоцци - корифеи знаменитой итальянской комедии, выросшей из народной комедии масок - соперничали на сценах венецианских театров.

В живописи царил блистательный Тьеполо - президент Венецианской Академии художеств. Но он был театрален. Венеция была для Тьеполо слишком тесной - его слава распространялась повсюду. Он работал и в Испании, и в Германии, и даже в России («Пир Клеопатры» и «Встреча Клеопатры с Антонием» в Архангельском принадлежат, вероятно, Тьеполо). Он был замечательным колористом (характерная черта венецианской школы), предпочитая не яркие, а изысканные сочетания.

В Венеции сформировался новый жанр - ведута, в котором прославился Каналетто. Он писал виды Венеции, ее лагуны, каналы и дворцы, ее праздники, ее веселую толпу с такой бережной точностью, что его полотна помимо их художественной ценности предстают и как документ, «портрет города». Каналетто писал и Лондон.

Другой последователь Каналетто, ^ Франческо Гварди, пошел значительно дальше. Изящные ведуты Каналетто кажутся суховатыми рядом с поэтичными пейзажами настроения, созданными Гварди.


1 Варшавская М.Я. Рубенс. Л., 1948. С.59.

2 Искусство фламандского барокко «могло бы быть выражено символически в виде рога изобилия» (Жеффруа Г. Рубенс. Пг., Огни, с. 28)

3 «Быть может, это не случайность, что как раз этот человек (Караваджо), так часто сидевший в темноте тюремного заключения, ввел этот стиль “погребных окон”» (Мутер Р. История живописи в ХΙХ в. Т. 2. С.139).

4 Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.; Л., 1930. С. 63




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconОбщая характеристика задач энергоснабжения и автоматизации энергоучета
Общая характеристика систем потребления электрической и тепловой энергии

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconПервый период
Тема 19. Общая характеристика творчества А. Н. Островского. Общая характеристика драмы «Гроза»

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconБанкротство: общая характеристика
Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв icon1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы...
Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconТест №1 Общая характеристика металлов главных подгрупп I
Общая характеристика металлов главных подгрупп I – III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов...

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconУчебный план по курсу «Ландшафтный дизайн»
Экосистема. Общая характеристика Ленинградской области: рельеф, климат, природные зоны. Общая характеристика растительного материала:...

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconКоц Я. М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры
Первый. Физиологическая классификация и общая характеристика спортивных упражнений

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconЛекция Стебель Общая характеристика стебля
Общая характеристика стебля. Стеблем называют осевую часть побега, несущую на себе листья, почки, цветы и плоды. Основные функции...

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconПлан: Общая характеристика первичнополостных животных. Классификация....
Круглые, или Первичнополостные черви – низшие билатеральные животные. Более 100 тыс видов. Паразитические и свободноживущие виды....

1. Общая характеристика культуры ХVІ хvііі вв iconТрудовое право. Общая и особенная часть Экзаменационные вопросы
Цели и задачи трудового законодательства. Общая характеристика и классификация источников трудового права

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов