Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан




НазваниеТеория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан
страница1/14
Дата публикации26.08.2013
Размер2.02 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Лекционные занятия

Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа).
Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­тема. Социальные системы. Системный подход и системный ана­лиз. Системные свойства организации. Организация как открытая система.

Организация это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей. Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу “Принципы научного управления”. С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации (рис.1.1).



Рис. 1.1 Место курса “Теория организации” в системе науки управления

Термин “организация” имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, организатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.

^ Организация производства — это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

^ Организационные отношения — это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации.

Организационные отношения могут быть трех уровней:

• здравого смысла;

• взаимного уничтожения;

• заранее спроектированного взаимодействия.

Предмет теории организации

Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций. Аналогично общему подходу к развитию научной теории, состоящей из цикла, включающего шесть этапов, развитие теории организации включает шесть конкретных этапов:

• сбор фактов, явлений, прогнозов, исторических и фольклорных сведений, например, из данных археологии, легенд и мифов Древней Греции;

• систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности;

• создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы ,например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость;

• нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации, закон синергии;

• привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем, например, психология Зигмунда Фрейда, кибернетика Винера;

• обобщение отрывочные сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений теории организации.

Выполнение перечисленных этапов должно проводиться в приведенной последовательности: пропуски каких-либо этапов недопустимы (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Циклический процесс формирования научной теории

Предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе:

• страны мирового содружества;

• организации России (заводы, концерны, банки и т.д.);

• структурные подразделения организаций (цеха, отделы);

• первичные образования (бригады, группы);

• человек и интеллектуальная система (техническая, биологическая).

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.

Основой теории организации является теория систем.

Система это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Система может быть большой и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, экономическая, организационная, техническая подсистема).

Свойства систем:

• система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации — законе самосохранения (см. гл. 3);

• система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

• в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам. Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1.2.).



Рис. 1.2 Схема функционирования системы

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

^ Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный — может испортить информационную и техническую базу компьютера. Среди выдающихся персоналий, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571—1630) —-немецкий астроном; И. Ньютон (1643—1727), английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711—1765) — российский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749—1827) — французский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879—1955) — физик-теретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07—1966) — советский конструктор и др.

^ Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решении в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т. е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если...? Среди выдающихся персоналий, работавших с биологической подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок.460 — ок. 370 до н. э.) — древне-греческий врач, материалист; К. Линней (1707—1778) — шведский естествоиспытатель; Ч.Р. Дарвин (1809—1882) — английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863—1945) — естествоиспытатель, гео- и биохимик и др.

^ Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского царя Петра I, американского бизнесмена Г. Форда и других личностей.

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую (рис. 1.3.).



Рис. 1.3. Взаимодействие подсистем

Кроме основной, системы имеют следующую классификацию:

• искусственные и естественные,

• открытые и закрытые,

• детерминированные и стохастические,

• жесткие и мягкие.

В дальнейшем каждый подвид системы будем именовать также системой ввиду большого набора организаций, включаемых в них. Таким образом мы будем говорить о технической ,биологической , социальной, искусственной и других системах.

^ Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.

^ Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.

^ Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации.

^ Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, семья на Востоке.

^ Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

^ Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.

^ Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы — это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности.

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектом подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Соответственно комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке недостаточных данных и в результатах решения.

^ Таблица 1.1.возможные результаты при нарушении целостности системы

Наименование отсутствующего признака

Возможный результат в деятельности организации

Множество элементов

Нехватка ресурсов, не все составляющие технологического процесса имеются в наличии

Единство главной цели у всех элементов

Отсутствие единой сплоченной команды

Связи между элементами системы

Каждый элемент организации будет обособлен от общего дела (нет возможности проявления закона синергии)

Относительная самостоятельность элементов системы (касается персонала)

Отсутствие возможности проявления творческого подхода (не реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении)

Четко выраженное управление

Наличие хаоса и анархии в производственной деятельности

^ Виды социальных систем

Ранее мы рассматривали деление систем на технические, биологические и социальные. В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы — человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, , экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 1.4 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.



Рис. 1.4. Виды социальных систем

Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных — достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил. В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией организации).

В организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер — это член организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

На рис. 1.5 (а, б, в, г) представлены базовые схемы отношений индивидов в организации и наименования связей.



Рис. 1.5 а. Линейная схема (линейные связи)

В схеме нет обратной связи. Линейная схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе организации.

Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.



Рис. 1.5 б. Кольцевая схема (функциональные связи)



Рис. 1.5 в. Схема “колесо” (линейно-функциональные связи)

Схема “колесо” хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.



^ Рис. 1.5 г. Схема “звезда” (линейная связь)

Схема “звезда” дает положительные результаты при филиальной структуре, организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации.

Базовые схемы дают возможность формировать большое разнообразие производных от них схем отношений (рис. 1.5 д, е, ж).



^ Рис. 1.5 д. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Иерархическая схема основана на схеме “колесо” и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.



^ Рис. 1.5 е. Штабная схема (линейная связь)

Схема основана на базовой схеме “звезда”. Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решения и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.



^ Рис. 1.5 ж. Матричная схема (линейные и функциональные связи)

В основе матричной схемы лежат схемы “линия” и “кольцо”. Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения:

административную — от непосредственного руководителя и функциональную — от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

На рис. 1.6 представлена смешанная схема отношений.



Рис.1.6. Смешанная схема отношений в организации

Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации — это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.

Приведем примеры использования некоторых схем отношений при проведении занятий со студентами.

Линейная схема. Преподаватель выдает задание на коллективное выполнение одному студенту, который после выполнения дает его другому для дополнений в той же или смежных областях знаний; второй дает третьему и т.д. (рис. 1.7). В результате вклада каждого студента должен получиться хороший и многогранный ответ на один вопрос.



Рис. 1.7. Схема наращивания ответов на один вопрос по линейной схеме отношений индивидов

При линейной схеме отношений преподаватель не проверяет конечный результат, если студенты сами заинтересованы в хорошем выполнении задания.

Кольцевая схема. Эта схема в отличие от линейной имеет обратную связь, и преподаватель получает возможность контролировать результат выполнения после каждого ответа студента.

Схема “колесо”. Это типовая схема проведения занятий. Преподаватель задает вопрос одному студенту и оценивает его ответ, остальные студенты коллективно принимают участие в дополнениях по ответу основного. Роль преподавателя заключается в корректировке и соблюдении технологии проведения занятий.

Схема “звезда”. При проведении занятий преподаватель учитывает индивидуальную подготовку каждого студента. Каждому студенту или подгруппе преподаватель готовит персональные задания.

Схема позволяет эффективно проводить занятая при индивидуальном, а не групповом подходе. Формирование однотипных подгрупп может быть осуществлено с помощью тестирования или других методов.

Иерархическая схема. Преподаватель дает набор вопросов старосте на всю группу. Староста сам определяет, кому какой вопрос дать для подготовки ответов, так как предполагается, что староста лучше преподавателя знает возможности и степень подготовки студентов своей группы. Преподаватель освобождается от индивидуального подхода. Схема дает аналогичные для схемы “колесо” результаты.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconОсновные понятия, цели и задачи курса. Место и роль моделирования...
Системный подход. Обобщенное сравнение традиционной и современной организации. Информационная система и организация. Информационные...

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconТеоретические вопросы Организация как система. Понятие системы и...
Внешняя и внутренняя среда организации. Информационный (управленческий) аспект организации

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconВопросы к экзамену по курсу ”Теория организации и организационное поведение”
Понятие организации. Организации как система. Классификация организационных систем

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconЛекция основы теории организации. Понятие организации. Его содержание....
«внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную...

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconУчебное пособие содержание
Деятельность человека и потребность в организации. Фазы фундаментальных изменений в организациях ХХ века. Характеристика различных...

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория управления»
Взаимосвязь теории управления с теорией менеджмента и теорией организации. Место теории управления в системе современных знаний

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconЛекция 1 Тема: «Организация как система. Понятие «системы»
Теория организации традиционно изучает принципы, законы и закономерности, связанные с созданием, функционированием, реорганизацией...

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconОсновные принципы системного и ситуационного подходов в теории управления
Системный подход (а)Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации. (б)учет переменных окружающей среды и обратной...

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан icon1. Предмет и метод теории государства и права Понятие теории государства...
Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права....

Теория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа). Возникновение теории организации как науки. Объект и пред­ мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­ тема. Социальные системы. Системный подход и системный ан iconНекоторые проблемы теории и методологии социологических исследований
Говоря о методологии и методах социологического исследования, мы должны, конечно, уяснить, каков пред­мет социологии как науки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов