8594329
1. Особенности образования, характерные черты древневосточных государств.
Древний Восток – страны, которые располагались на восток и юго-восток от греко-римского мира. Южная Азия, Северная Африка, Индия, Китай. Причины возникновения: 1) Благоприятный климат, 2) Строительство ирригационных сооружений, 3) Следствие перехода к искусственному орошению, процесс повышения производительности труда – появляется прибавочный продукт, 4) ранний упадок родовых отношений, 5) сложная, многослойная социальная структура общества, разобщенность разных слоев общества. Война – не причина, а следствие надобщинного объединения. Общая характеристика: 1) наличие пережитков первобытно-общинного строя, наличие патриархального быта, 2) слабое развитие частной собственности, 3) длительное сохранение сельской общины, 4) дуализм сельской общины: коллективная собственность на землю, частная на инвентарь, 5) коллективное рабовладение, 6) патриархальный характер рабовладения: рабы могли иметь имущество, вступать в брак, 7) особая важность храмового хозяйства, 8) преобладание особой формы правления восточной деспотии, 9) встречаются и другие формы правления (Месопотамия, Финикия), 10) государственный механизм стран Древнего Востока был приспособлен к осуществлению 3 основных функций: сбор налогов, ведение войны, общественные работы.
|
2. Законы Хаммурапи.
Правление царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) ознаменовано со¬зданием сборников законов. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация (не сохранилась) создана на втором году правле¬ния. Царь «установил право стране». Известные ЗХ относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст содержит три части: 1 часть - обширное введение, в котором Х. объявляет, что боги передали ему цар¬ство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. 2 - статьи законов (282 статьи), 3 - обстоятельное заключение.
В основу сборника положены нормы обычного права, судебный прецедент, законодательство Хаммурапи, заимствование из более ранних древнешумерских кодексов. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей кате¬горичности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.
Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территоии, самосуд, др.
Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой - по методу свободных ассоциаций.
В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения. В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. Особенности: архаичность, казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь.
|
|
3. Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне.
Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения.
Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству.
Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители Вавилона.
Второе сословие «мушкенум» - стоящие на коленях, склоненные вниз, сводные, но неполноправные по отношению к авилум, люди.
Историки предполагают, что мушкенум находились в личной зависимости от царя.
За совершение одних и тех же правонарушений мушкенум несли более серьезное наказание; услуги, оказанные мушкенум, дешевле. При этом посягательство на имущество мушкенум, наказывалось строже, так как хозяином этого имущества считался сам царь.
3-е сословие – вардум – «раб». Судебник закрепил патриархальное рабство, т.е. рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определенной правоспособностью, т.е. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д.
|
4. Правовое регулирование имущественных отношений по судебнику Хамурапи.
Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.
В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.
Пр собств. Ч собств достигла высокого уровня развития. зем собств: земли царские, храм, общ, частные. И цар, и храм управлял царь (важн источник дохода.) Происх. интенсивное развитие ч. собств на землю. Ч. землевлад. разл. по своему объему: кр землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обраб землю. Развитие ч.собств. вело к сокращению общ земель, упадку общины. Земли могли свободно продав, сдаваться в аренду, передав по наследству. Обяз-ва. 1. статьи, регули-р. аренду. Плата за аренду поле - 1/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 г.). На более длит срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Если поле не обрабатывалось, то аренд. платил исходя из объема урожая соседей.2. имущ найм: помещ, дом жив, судов, повозок, рабов. Уст. не только плату за наем, но и ответств. за порчу или потерю им-ва. Был широко распр. договор личного найма. Наним. сел-хоз. рабочих , врачей, ветеринаров, строителей. 3.регулир. договор займа. Хар -но: стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долг рабство. (уст. макс. срок отработки долга (3 года), огранич. проценты, взимаемых ростовщиком). 4. бол развитие - договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) - в пис форме при свидетелях. Продавцом мог быть только собств вещи. Кроме названных зак -во Х знает договоры хранения, товарищества, мены, поручения+ обязательства из причинения вреда
|
5. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по судебнику Хаммурапи.
Брачно-сем отнош. Брак был действит только при наличии пис. договора, закл. между буд. мужем и отцом невесты. Сем отнош строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась сур наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Но! жена могла иметь свое им-во, сохр пр на приданое, имела пр на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Сильная вл. отца над детьми проявл. в возмож-ности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон в ряде случаев ограничивал эту власть.
|
6. Преступление и наказание. Судопроизводство. Система наказаний по судебнику Хаммурапи.
Виды преступлений: • против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; • против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; • против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; • другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).
З.Х. знают следующие виды наказаний: • смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), • членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); • телесные наказания (нанесение ударов плетью); • другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).
Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.
Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе. Доказательство: клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия.
Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда.
|
7. Источники права др.Индии явл-ся религиозно нравственными предписаниями. Выд-ся дхармошастры. Они писались брахманами. Дх-ы – это религиозно нравственные правовые предписания, наставления о жизни. Ньяя – светское законодательство, понятие близкое к закону, обозначает норму права поведения и определяет наказания.
Постепенно правовые нормы приводятся в систему. Артхашастры – источник права, приписываются 1 человеку, закону светского хар-ра, гов-ся о внешней, вн-ей политики. Их называют шатрийским законам права. Строятся на нормах царского законодательства. Они отражают судебную систему Индии. Это нормы угл. и гр. права.
Законы Ману – это свод религиозных, этических и юридических наставлений.: 1.Это различные религиозные предписания брахманов. 2.Это нормы регулирующие организацию гос-ой власти и взаимоотношение ее с граж-ми.3.Это нормы гражданского и уголовного законадательства. Сборник делится на 12 глав.
|
8. Правового пол-е различных соц-ых групп в Индии. Каждая варна занимала ступень на общественной лестнице. Члены варны шудр находились в зависимом положении. Брахманы составляли одну из двух привилегированных варн и занимали самого высокое пол-е в обществе, сильна была своим единством. Принимали участие в управление гос-ом. По учению брахманов м/у ними и кшатриями необходима прочная связь и взаимопомощь. Брахман признавался владельцем всего, мог потребовать от варн все что хочет. Для шудры обслуживание брахмана, считалось лучшим занятием, брахман был неприкосновенен. Кшатрии - 2 группа господствующего класса, состояла из представителей кшатриев, возникла в результате войн, к. велись м/у, а потом небольшими гос-ми, появилась правящая варна. К нец принадлежали Царь и все представители аппарата управления страной, обязанность – охранять порядок в обществе. Вайшии – все свободные общинники, обязанность – создание всего необходимого для пропитания себя и других. Шудры – самые низшие среди варн, находились в зависимом пол-е от варн Ариев. Шудры не пользовались пол-ми правами, но были лично свободны, могли иметь семьи и приобретать им-ва. Основным ист-ом рабства в Индии являлись: 1) обращение рабов в военнопленных 2)естественное воспроизводство рабов 3)продажа свободных в рабство 4)превращение св-го в раба за долги 5)обращение св-го в рабство за совершенное пр-е.
|
9. Правового регулирование им-ых отн-ий по з. Ману. Главная отрасль сельское хоз-во, земля – собственность царя. Земли: общинны0е и принадлежавшие царскому дому. Земли не большие, ими управлял смотритель. Зн-ая часть земель находилась во владении общин. Кр-не – общинники владели участками земли сообща, т.о. община являлась вл-цем земли, а члены общины получали лишь право пользованию этой землей. 7 правомерных способов приобретения соб-ти: 1)получение наследства 2)находка 3)покупка 4)добыча 5)ссуда по % 6) исполнение работы 7) получение подарков от людей. Им-во добытое во время войны, того кто его захватил. Гражданскоправовые сделки совершались устно в присутствии свидетелей. Купля-продажа- любые движимые вещи надлежащего качества, веса, объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Заем – займодатель передавал вещь займополучателю а полную собственность. Главными объектами были деньги и продукты сельского хоз-ва. Поклажа – на хранение отдавались движимые вещи, если затем предмет не возвращался, то он допрашивался судьей и он д.был проверить его на честность. Обязательство из причинения вреда – возникали из причинения вреда им-ву другому. За вред причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки.
|
10 Брачно-семейные отношения. По законам ману. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полнос¬тью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим обра¬зом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина ни¬когда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требу¬ют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добро¬детели.
Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смерт¬ной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запреща¬лось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова¬ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.Основания для развода: 1)бесплодие супругов 2)прелюбодеяние 3)постыдное пов-е 4)безвестное отсутствие 5)дурное обращение. Вступали в брак: мужчина с 24, а женщина с 8 лет.
|
11. Преступлениеие и нак-я. Суд. в Индии. В них проводилось различие м/у умышленным и неумышленными пр-м. Были известны гс-ые пр-ия, против им-ва, личности, чести и др. За г44ос-ые пр-ия – смертная казнь. Против личности – Уб-во человека рассматривалось как религиозное пр-е, но за умышленное уб-во брахмана – см.казнь. Телесные повр-ия – кто поднял руку на высшего по сословию, то тому отрезали руку или ногу.Против чести и достоинства – за наезд на брахмана кшатрий-100 пан, вайшии-150-200 пан. Злословие к близким – нак-е – деньги.Против собственности – вор пайманный на месте – см. казнь, Если ночью, то отрубали руку,затем сажали на кол.
Наказания – тюремное, кандалы, телесные. См.казнь за пр-е против гос-ва и прелюбодеяние, также отрезали части тела, за пр-е против высшей варны.
Судопроизводство – не сущ-ло различий м/у угл. и гр. Процессом. Суд не был отделен от адм. Суд-ые ф-ии осущ-ли брахманы. Царский суд был апелляционным: рассматривал жолобы низших. Разб-во гр. угл. дел могло нач-ся только по требованию истца и потерпевшего.
|
12. Особенности образования Афинского гос-ва, его история
В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.
Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления.
Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:
базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.
Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.
Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.
Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.
Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.
Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.
Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.
|
13. Реформы Солона. (Афины)
Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц (разбогатевшие торговые и промышленные круги общества). Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии. Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.
Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.
Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.
Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10 (было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов (ремесленников).
|
14. Реформы Клисфена. Тирания в 509г до н.э. была свергнута демосом, во главе со своим лидером, выходцем из торгово-промысловых кругов – Клесфеном.
Клисфен, будучи героем, провел следующую реформу:
Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет.
Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.
Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников.
Т.о. эти реформы ослабили влияние родоплеменной аристократии, но при этом Клисфен не посмел лишить ареопаг его высших контрольных функций.
Поэтому большое значение имеет принятие закона Эфиальта 462 г. до н.э., по которому ареопаг сохранил лишь судебные функции и не мог отменять решения других органов.
|
15. Реформы Эфиальта и Перикла. Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:
Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.
Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).
Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.
В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.
Эфиальт обрушился на ареопаг. Ареопаг имел право: 1.Налагать вето на постановление народного собрания 2.контроль за долж.лицами и 3.надзор за исполнением законов.
|
16.Афинская рабовладельческая демократия. Высшая власть полиса - народное собрание (экклесия) полноправных граждан не моложе 20 лет. Место заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, внутр. и внешн. политика). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. | |