Скачать 59.95 Kb.
|
Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Российское законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В НК РФ закреплены основные принципы налогообложения, такие как: обязанность каждого платить законно установленные налоги; запрет на дискриминационный характер налогов и недопустимость их различного применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; недопустимость установления дифференцированных ставок налогов, сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала; недопустимость установления на территории РФ налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств; невозможность возложения на кого-либо иного, кроме законно установленного плательщика, обязанности уплачивать налоги и сборы; законодательное определение всех элементов налогообложения (акты законода-тельства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда, в каком порядке он должен платить); толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. Далее сформулированы принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков, а также необходимость учета возможностей налогоплательщиков по уплате налогов. Принцип всеобщности налогообложения устанавливает обязанность каждого члена общества участвовать в уплате налогов и исключает предоставление индивидуальных льгот и привилегий при уплате налогов. Как нарушение принципа всеобщности налогообложения можно рассматривать практиковавшееся во второй половине 1990-х гг. освобождение от отдельных видов налогообложения (подоходный налог, взносы в Пенсионный фонд РФ) отдельных категорий государственных служащих (судей, прокуроров, следователей, а также служащих силовых министерств и ведомств), а также предоставление льгот отдельным лицам. Декларируя «равенство налогообложения», законодатель под этим под-разумевает равенство прав налогоплательщиков, а не обязанность государства устанавливать одинаковое налоговое бремя для всех категорий налого-плательщиков. Обязывая каждое лицо уплачивать законно установленные налоги и сборы, НК РФ определяет обязанность государства при установлении налогов учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. Следует отметить, что при этом законодатель не упоминает о необходимости учитывать фактическую способность плательщиков нести обязанности по уплате сборов. В п. 2 ст. 3 НК РФ декларируется принцип недискриминации обложения налогами и сборами. Следует обратить внимание на то, что законодатель вводит запрет на установление любых особых условий налогообложения в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Под «иными подобными критериями», вероятно, следует понимать различия по полу, возрасту, идеологии и т.д. В отношении же формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала вводится запрет только на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот. Другими словами, данная норма НК РФ не запрещает устанавливать различные условия налогообложения, относящиеся к способу определения налоговой базы, налогового периода, допускает различия в порядке и способах исчисления налога или сбора в порядке, способах и сроках уплаты. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. Перечень региональных налогов установлен НК РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. К ним относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территории этих субъектов. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства. К местным относятся следующие налоги: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Кроме того, частью второй НК РФ регламентируется действие специальных налоговых режимов на территории РФ: 1) система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-дельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продук-ции. Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему, т.е. систематизировать или классифицировать. Таким образом, всю совокупность платежей налогового характера можно подразделить на группы (классифицировать) по определенным критериям и признакам. Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Так, для выявления отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей: по способу взимания налогов; по плательщикам; по объекту налогообложения; по уровню власти; по целевой направленности введения налога; периодические и разовые налоги и т.д. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три груп-пы: налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами. К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доходы; прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В РФ к таким налогам относятся налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут быть одновременно как юридические, так и физические лица. В РФ к таким налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, транспортный налог, таможенная пошлина и др. Следует отметить, что к плательщикам третьей группы могут относиться не все физические лица, а только те, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы: налоги на доходы; налоги на имущество; налоги на реализацию товаров (работ, услуг); налоги на определенные виды расходов; По уровню власти налоги следует подразделять на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, – это общегосударственные (федеральные и конфедеральные). Следует отметить, что на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие–либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях. |
![]() | Налоговая система РФ включает следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, а также специальные режимы | ![]() | Основы налоговой системы рф- виды налогов и сборов, принципы построения налоговой системы РФ |
![]() | Налоги возникли с момента возникновения государства. Становление налогов и налоговой системы в Древней Руси – оброк, барщина,пошлина,... | ![]() | Знать причины возникновения и развития налогов; экономическую природу налогов; правовое определение налогов и сборов; специфические... |
![]() | Предел функции. Непрерывность функции в точке. Точки разрыва функции и их классификация | ![]() | Акт налоговой проверки: понятие и значение. Требования к акту налоговой проверки. Срок составления акта и порядок его передачи проверяемому... |
![]() | Налоговое право в системе зарубежного права. История налогов. Функции налогов. Особенности предмета финансового права в зарубежных... | ![]() | Уплата индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и страховых взносов, представление налоговой и страховой отчетности |
![]() | ... | ![]() | Курс лекций «Налоги и налогообложение» (2010 год) для студентов заочного обучения |