Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука




НазваниеЙ курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука
страница1/11
Дата публикации20.06.2013
Размер1.37 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика.

1-й курс заочный сектор КДА.
1 билет
1. Этика как наука.

Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика гуманитарная дисциплина и след аспекты духовно практичной жизни и общества.

Предмет науки. Предмет религиозной этики мораль и нравственное состояние человека. Мораль – горизонталь- криминал мира, в истории жизни, правил, чел и мир. Нравственная вертикаль, духовное состояние чел. Этика, мораль нравственность, это разные слова в процессе развития культуры, которое менялось в отношение к этим словам, но общие принятым является – определённая ветвь знания, науки, а уже нравственность и мораль это предмет изучаемой этикой. По Гегелю: мораль это субъективный аспект,отношение, соответствующих поступков, а уженравственные это сами поступки, сама жизнь человека. В целом закрепить за словами этика, мораль, нравственность, какие нибуть точные определения безуспешна, они выходит за рамки академической дисциплины. Этика обычно соприкасается с нравственным богословием философией, психологией и рядом других наук.

Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в поведении человека.

Этика исследует конечную цель жизни человека и поведение его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели или отклонении от неё.
^ 2. Священная политика иудаизма и ислама.

Этика ислама

Этика (Ахлак) в арабском языке - множественное число от "Хулук". "Хулук" означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель - повиновение Его наказам, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях.

Но этика не проявляется лишь только в поведении. О ней не может быть и речи, если отсутствуют другие люди, с которыми человек может вести взаимные дела. Мы можем в целом сказать, что эти дела, составляющие содержание поведения любого человека, бывают трех категорий: таковые, ограничиваемые кругом семьи и соседей; кругом друзей и коллег; а также кругом мусульман и не мусульман.

В делах с родственниками, по известному выражению Ислама "кровными узами", (Силату аррахм), что означает неувядаемый характер любви, всем родственникам предназначается милость, помощь и забота.

Первое и самое основное, забота о родственниках имеет особый статус в Исламе. Пророк (мир ему и благословение) сказал одному мусульманину, поинтересовавшемуся у него насчет заботы о своем отце: "Ты и то, чем ты владеешь, принадлежит твоему отцу" (по Ибн Маджа и Табарани). Мать заслуживает всяческой любви и заботы: "Рай лежит у ног матерей" (по Кадаи в "Муснад Ашшихаб" и Хатибу Багдади в" Аль Джаами"). Повиновение родителям в Исламе безоговорочное. Есть лишь одно исключение: когда родители принуждают своих детей отступить от веры или стать язычниками.

Быть может, мы не спешили бы с оценкой ценности учений Ислама о милости и сострадании к родителям, если бы не нынешнее время, когда появились "дома для престарелых". В эти дома сыновья и дочери сдают своих престарелых родителей, чтобы там заботились об их здоровье и досуге; но эти места лишены тех теплых отношений, которые обозначены исламским выражением "кровные узы".

Ислам также создает все условия, благоприятствующие достойного отношения к жене. Хорошее к ней отношение - это и удовлетворение ее материальных потребностей, и почтение, и гарантия уважения к ней дома, обращение к ней с любовью и заботой. Способ обращения к женщине различен в зависимости от традиций и обычаев; примером добропорядочных традиций в некоторых обществах является обращение к жене "мать такого-то или такой-то", а не по ее первому имени.

Ислам не признает браков, заключенных по принуждению. Любая пара свободна вступить в брак и хранить его, уважая друг друга. Если совместное проживание становится невозможным по какой-то причине, в таком случае разрешением проблемы является развод. И даже тогда мужу надлежит проявить огромное благородство. Аллах сказал в Коране:

"…О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора)".

Это означает, что брак или продолжает существование, но достойно, или, же разрывается, но уважительным и благородным образом.

Почтение по отношению к соседу также занимает важное место в этике Ислама. В этом кроется великая мудрость, неслыханная для социологов. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Джибраил столь неустанно советовал мне насчет заботы о соседе, что я уже стал подумывать, а не даст ли он ему (заботящемуся) право наследовать (от своего соседа)" (по Бухари, Муслиму, АбуДавуду, Тирмиди и Ибн Ханбалу). Это означает, что соседи – продолжение семьи. Мусульманин обязан посещать своего больного соседа и успокаивать его, если на него обрушится горе, а также принимать участие в его празднествах и выказывать свою заботу о нем подарками и приглашениями. Уважение подобного рода отношений - это определенно то, отчего «соседство»  в исламском обществе представляет собой органическое и взаимосвязанное целое. Иностранные туристы всегда замечают этот феномен, посещая исламские страны, в которых сильны культурные традиции.

Помимо этого, относясь по-доброму к друзьям и коллегам, мусульманин становится верным претендентом для сотрудничества: "Один верующий для другого верующего все равно, что прочное здание, каждая часть которого поддерживает другую" (по Бухари, Муслиму, Тирмиди и Нисаи).

Тот же самый принцип касается всех мусульман, являющихся братьями в вере в Аллаха. В Изречении Пророка говорится, что "Человеку должно желать для своего брата (мусульманина) того же, чего он желает для себя".

Пророк (мир ему) сказал также: "Никто из вас не будет истинным верующим, покуда он не желает для своего брата того же, чего он желает для себя" (поБухари, Муслиму, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбалу). То же самое относится и к искренности, оправданию доверия, исполнению обещанного, даче доброго совета, а также постоянного стремления помочь друзьям.

Что касается отношений с мусульманами в целом, мы находим изречение Пророка (мир ему и благословение), в котором мусульманин определен как таковой, слова и действия которого не наносят ущерба другим людям. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Мусульманин - тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди" (по Бухари, Муслиму, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбалу). Это значит, что добрый мусульманин не наносит вреда другим ни словами, ни поступками. Именно поэтому лучше очищать путь от мусора и камней, которые могут причинить вред людям по ней идущим.

Если воздержание от причинения боли другим - это действие, не имеющее позитивного внешнего проявления, заключающееся в том, чтобы не делать чего-либо плохого. Но есть и другие действия, несущие позитивное внешнее проявление. Например: приветствие людей, которые сидят или проходят мимо, ответ на приветствия других (столь же или даже более доброжелательный), обращение за разрешением перед тем, как войти в чужой дом, стремление не смотреть на незнакомых женщин, ведение споров в уважительной манере, дача мудрых советов. К этому можно добавить щедрость к гостям, предоставление пищи голодному или бездомному незнакомцу, а также подобные действия, выражающие общественную солидарность.

Живущие среди мусульман не мусульмане,- а, это, как правило, или евреи, или христиане, - имеют те же права и обязанности, что и мусульмане. Мусульмане проявляют всяческое уважение к их ритуалам. Мусульманам разрешено делить с ними трапезу и жениться на христианках или иудейках. Если кто-то вступает с ними в спор, это следует делать в уважительной манере. Разрешено вести с ними также и товарообмен. Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, его щит все еще продолжал оставаться заложенным одному еврею. Среди жен Пророка мы находим Марию из коптских христиан, мать его сына Ибрагима.

Омар Ибн Хаттаб (мир ему), второй Халиф, дал одному бедняку, принадлежавшему к народу - обладателю Книги, деньги из исламского казначейства. Он также освобождал от налогов (вводил налоговые послабления для) священников и раввинов. На протяжении истории Ислама врачи халифов и правителей в большинстве были выходцами из евреев и христиан. Исламская цивилизация была для них страной возможностей, где они обретали процветание и благосостояние. Преследования случались лишь во времена господства фанатизма и отсталости, с руки людей, не понимавших духа Ислама, действовавших исключительно из испорченных личных интересов. Исламская этика не сводится лишь к проблемам отношения к людям; она распространяется на животных и природу, в том числе и на неодушевленные объекты и растительный мир.

Коран гласит, что земля - это место, где сеют зерна, а не творят опустошение. Моря призваны служить человеку, используются для перевозки людей и продуктов питания, для добычи полезной здоровью пищи, а не для проведения ядерных испытаний, как это делается в наши дни. Пророк (мир ему и благословение) запрещает мусульманам во время войны срубать деревья, если только это делается не в продовольственных целях. Ислам также милостив к животным. Люди не должны устраивать бои с их участием (наподобие петушиных и собачьих) или использовать их для тех целей, для которых те не созданы (как, например, бычьи бои). Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел птицу, чуть ли не бившуюся крыльями о землю, он сказал своим сподвижникам: "Кто нанес вред этой птице, забрав от нее ее сына? Верните ей ее сына" (по Абу Давуду в "Сунан").

Есть хадис, в котором излагаются такие слова Пророка (мир ему и благословение): "Одна женщина отправилась в ад, ибо она связала кошку, не кормила ее и не дала ей поесть травы на земле, пока та не померла" (по Бухари и Муслиму).

Еще в одном изречении Пророка (мир ему и благословение) говорится о том, что один человек почувствовал сильную жажду; поэтому он спустился вниз к источнику, дабы напиться; когда он вышел оттуда, то обнаружил собаку, высунувшую язык и лизавшую землю от жажды. Он сказал: "Эта собака страдает от такой же жажды, от которой страдал и я". Он спустился, наполнил свой башмак и дал собаке напиться. Бог затем простил его.

Это лишь краткий набросок некоторых из многочисленных и разнообразных аспектов исламской этики. Можно сказать, что Ислам этичен от начала идо конца. Пророк (мир ему и благословение) подчеркивал, что он послан только для того, чтобы поставить точку на перечне благородных черт человеческого нрава (по "Муснад" Ибн Хамбала и"Муватта" Малика). Он говорил о себе: "Мой Бог - мой наставник; Он усовершенствовал мои познания" (по Ибн Самани в "Адаб Аль имла").

 Когда Айшу, жену Пророка, спросили о нравственных принципах Пророка, она сказала: "Его нравы - Коран" (по Муслиму, Абу Давуду и Ибн Хамбалу). Это значит, что Пророк (мир ему и благословение) в повседневной жизни служил идеальнейшим образчиком претворения этики и нравственности, проповедуемой Святым Кораном. Отсюда совершенно ясно, что нравственные принципы и ценности Ислама, несмотря на их возвышенность и безукоризненность, всегда реализуемы в повседневной жизни людей.

Будучи еще ребенком, Аль Хассан Бин Али (мир ему) взобрался на Пророка (мир ему и благословение), когда тот распростерся ниц в молитве, и стал кататься у него на спине. Пророк оставался распростертым, пока Аль Хассан не слез. Когда он закончил молитву, один из сподвижников спросил его: "О, Посланник Аллаха, почему ты так долго был распростерт ниц?" Тот ответил: "Мой сын катался. И мне не хотелось торопить его" (по "Сунан" Нисаи и "Муснад" Ибн Хамбала).

Пророк (мир ему и благословение) как-то однажды ел свежие финики правой рукой, а левой в это же время брал орехи. Мимо проходила овца, и он поманил ее орехами, которые держал в левой руке. Она затем стала, есть их с его левой руки, а он в это время ел правой рукой, пока не закончил. Затем овца ушла прочь (по "Муснад" Ибн Хамбала). Достаточно того, что именно ему принадлежат слова: "Аллах не будет милостив ко всякому, кто не милостив к людям" (по Муслиму).

Наконец, этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, - Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере.

Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах».

Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни с какими компромиссами.

Ваххабизм и его основатель Муххамад инд абд аль-ваххаб. В исламе существуют две ветви: сунниты и шииты. ислам очень рано раскололся на 2-е ветви.

Сунниты - это ортодоксальные исповедники ислама.

Шииты - выбор по кровному родству началась борьба за власть.

Муххамад ибн Абд аль-Ваххад, родился в 1691 г. (или в 1703г.), в городе Аяйне. Идеология ваххабизма крайняя экстремистская ветвь в исламе. Сам пророк говорил об извращении ислама. Ваххаб был основателем течения название которого стало синонимом международного.

Экстремизм от латинского "крайний" это приверженность к крайним взглядам, мерам (чаще относится к политике, теперь и к религии).

Хариджиты: 657г., 661г., 680г. После смерти пророка убийство политических и религиозных деятелей.

Исключали образование, культуру, то есть участи в социальной и культурной жизни (кофира - язычник).

Ваххабизм привёл к расколу общество и к разногласию между людьми в разных странах мира. Умер 1786 г. или 1792 г.

Идеология ваххабизма. Муфтий Украины Шейх Ахмед Тамим, говорит следующее: "Ваххабизм, по сути, является учением, отличным от ислама и означает отказ от убеждений, которые мусульмане всего мира придерживались со времён пророка Мухамада".Ваххабиты похожи на наших протестантов.

Ваххабиты подобно хориджитам отрицают хорошие нововведения, то есть отвергают развитие культуры и просвещения. Запрет на нововведения иногда доходит до того, что экстремисты не разрешают пользоваться современной техникой, мотивируя это тем, что во времена пророка Муххамада этого не было. Хотя сам пророк поощрял благие нововведения, о котором указано в Коране.

Ваххабиты не признают познания теологов.

Концепция. Можно без наказания убивать мусульман "кровь и имущество неверных дозволенно", то есть их можно убивать и в не рамок самообороны, а имущество присваивать себе.

Достижения исламской цивилизации (VII - XVI вв.), для ваххабитов (как и прочие достижения науки и культуры) - это идолопоклонничество.

^ Этика иудаизма

Общий характер иудаизма можно условно разделить на 3 элемента, сообразно трем областям религиозного чувства:

1. по отношению к Богу: ощущению Его как Личности абсолютной и могущественной

2. по отношению к своему человеческому началу: острое самосознание, чувство своей семьи, чувство своего народа

3. по отношению к миру: привязанность, любовь к его материальной стороне

В иудаизме присутствует 3-ий момент еврейской религиозности: религиозный материализм.

В.Соловьев: «Евреи видели в материальной природе не дьявола и не божество, а лишь недостроенную обитель Богочеловеческого духа. Религиозный материализм евреев заставлял их обращать величайшее внимание на материальную природу, но не для того, чтобы служить ей, а для того, чтобы через нее служить.

Можно сказать, что вся религиозная история евреев была направлена к тому, чтобы приготовить Богу Израилеву не только святые души, но и святые тела».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЙ курс заочный сектор кда. Билет №1 Библейская археология как наука. Предмет и метод. Археология
Антоний Капустин начал раскопки у храма Господня в Иерусалиме. В 1891 г выходит энциклопедия под редакцией Кондакова. С течением,...

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЙ курс заочный сектор кда. Билет №1 Понятие о предмете
Иисус Христос; христианским учением раскрывается все совершенная любовь Бога с человеком, человека к человеку – в чем и выражается...

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЙ курс заочный сектор кда. Билет Значение догматического богословия...
«верность». Истина христианства постоянно противопоставляется обману, клевете, а не ошибкам и временным заблуждениям. Сама теория...

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЗаочный курс ведической астрологии Часть III  Астрология...
«путь постижения божественного». Накшатры отражают карму и устремления наших душ, а также то, как мы раскрываемся небесным влияниям....

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconКнига рекомендуется практическим работникам сми. Содержание слова...
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЗаочный курс среднего Ваишнавского образования (Подготвлен в соотвествии...
Более полного курса, который разрабатывается в настоящее время. Как данный курс, так и разрабатываемый в своем основе имеют программу...

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconЛекция тема. Этика как наука и явление духовной жизни
Профессионально-этические представления в области связей с общественностью (категории, принципы, нормы)

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра «Истории...
Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры

Й курс заочный сектор кда. 1 билет Этика как наука iconБилет №1
Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов