Скачать 0.67 Mb.
|
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАСЛОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВ СХИАРХИМАНДРИТА ИОАННА (МАСЛОВА) 13. 00. 01 – ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ – ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР МЕНЬШИКОВ В. М. КУРСК – 2004 Общая характеристика работы Актуальность исследования. Сегодня Россия стоит перед проблемой выбора стратегических приоритетов в воспитании. Поиск идеала воспитания знаменует собой переломные моменты развития российского общества. Особенно остро эта проблема осознается именно сейчас, когда социальный фон воспитания детей в современной России остается крайне неблагоприятным. Пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся в обществе как результат отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному обнищанию, упадку религиозного духа, падению нравов. Экономическую, политическую, социальную, культурную жизнь общества поразили многочисленные пороки. Все это самым негативным образом сказывается на подрастающем поколении. Необходимо понять, что главной причиной данных процессов стало забвение национальных традиций и сознательный уход от них в воспитании, отсутствие собственной национальной идеологии, утрата нравственных идеалов. Важно помнить и предостережение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что “от того, как мы справимся с задачей образования идущих за нами поколений и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа”. Качественное изменение существующей воспитательной практики возможно при условии наполнения концептуальных основ воспитания православным пониманием его смысла, целей, ценностей и конечных результатов. Исторический опыт России свидетельствует о том, что только выстраивание жизни народа на традиционных православных основах является залогом его благоденствия. Поэтому особое значение имеет преемственность в образовании, которое как раз и призвано сохранить органическое единство культуры, уклада и образа жизни народа, его прошлого и будущего. Чрезвычайно важно сохранять и развивать преемственность отечественной педагогической традиции, построенной на основах православия. В последние годы появилось много работ, посвященных изучению влияния православия на развитие отечественного образования (А.П. Гагаева, З.В. Видяковой, М.Н. Костиковой, В.М. Меньшикова, Н.П. Рязанцевой, М.С. Стародубцевой, Н.Л. Чупахиной и др.); духовно-нравственное развитие личности (Б.Г. Бобылева, архимандрита Зиновия (А.А.Корзинкина), А.И. Запесоцкого, А.А. Королькова, В.С. Леднева и др.); формирование мировоззрения русского народа (М.М. Громыко, Н.Д. Никандрова, А.Н. Стрижева и др.); преподавание отдельных предметов (В.К. Журавлева, В.Ю. Троицкого, А.Г. Пашкова, Л.В. Суровой и др.); создание национальной русской школы (В.С. Безруковой, Е.П. Белозерцева, И.Ф. Гончарова, Н.Д. Никандрова, Н.А. Пархоменко и др.). Духовная составляющая в подготовке учителя исследуется в работах В.А. Беляевой, Т.А. Костюковой, Т.И. Петраковой, В.А. Сластенина и др. Между тем, до сих пор в российской педагогике нет специальных исследований, которые решали бы задачу целостного изучения православного воспитания как особого явления русской педагогической культуры. Поэтому нами была выбрана тема исследования “Православное воспитание как явление русской педагогической культуры (на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова)”, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы концептуальные основы православного воспитания и пути его реализации. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования – феномен православного воспитания. Предмет исследования – концепция православного воспитания в богословско-педагогических трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова) и её реализация в его практической деятельности. Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи:
Методологической основой исследования являются антропологический, культурологический, системный, богословский подходы. Теоретический фундамент исследования составляют современные богословские, философские и научные идеи о единстве всего мироздания (духовного и физического мира) и человека; учение Православной Церкви о человеке и его воспитании; общенаучные принципы историзма, объективности и системности. Концептуальное ядро нашего исследования сложилось на основе фундаментальных положений:
Для исследования сущности русской педагогической культуры и православного воспитания мы обратились к:
Методы и база исследования. В работе использован комплекс методов, отвечающий логике исследования: методы теоретического анализа (системный, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный), эмпирические (изучение и анализ теоретической литературы, архивных источников, аналитических материалов по итогам работы общества “Наследники Александра Невского”, школьной документации, их систематизация и классификация), а также методы монографического исследования. Использование взаимодополняющих методов способствовало объективизации и достоверности результатов проведенного исследования. Источники исследования: богословско-философские и богословско-педагогические сочинения схиархимандрита Иоанна (Маслова); труды его учеников и воспитанников; труды отечественных богословов, философов, педагогов и историков образования; документальные и литературные материалы; издания периодической печати. Источником исследования стала и наша собственная практика. Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе (1991–1992 гг.) нами была проделана работа по сохранению, систематизации и изданию трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). В этот период определялись методологические подходы к изучению богословского, философского и педагогического наследия отца Иоанна (Маслова). На втором этапе (1992–1995 гг.) осуществлялось уточнение задач исследования, формулировались концептуальные идеи, составляющие основу исследования, проводилась работа по изучению богословско-педагогического наследия схиархимандрита Иоанна, в результате чего была защищена кандидатская диссертация по нравственному богословию. На третьем этапе (1996–2001 гг.) были окончательно определены основные параметры исследования, подвергались анализу и систематизации полученные в ходе исследования данные, уточнялись исходные теоретические посылки, вносились коррективы в концепцию исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению основ православного воспитания в практику образовательных учреждений и проводилась их апробация в ряде регионов РФ. Продолжалась работа по изданию трудов схиархимандрита Иоанна Маслова, а также материалов, посвященных изучению его наследия. Осуществлялась публикация основных результатов исследования. На четвёртом этапе (2002–2004 гг.) были обобщены и теоретически осмыслены результаты исследования, подготовлена и защищена магистерская диссертация по теме “Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев (на основе трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова)” (апрель 2002 г.), а также подготовлена к печати монография по теме данного диссертационного исследования. На защиту выносятся следующие положения. 1. Духовной основой русской педагогической культуры является православие, определившее ее педагогический потенциал. Православная культура – вся сфера человеческой деятельности, направленная на исполнение законов, данных Богом. Православная педагогическая культура, являясь неотъемлемой составляющей православной культуры, представляет собой совокупность православных духовных ценностей, определяющих смыслы, содержание и способы педагогической деятельности, а также их контекст. Православие сформировало объективное видение воспитания, характеризующееся истинным пониманием человека, который создается по образу и подобию Божию. Православная педагогическая культура раскрывает истинную цель воспитания – развивать все духовные силы человека, направлять их к Богоуподоблению. Православие сформировало традицию русского воспитания, внесло значительный вклад в становление и развитие школьного образования, семейного воспитания и во многом определило профессиональное воспитание. На протяжении тысячелетия православие сохраняет преемственность в развитии русского воспитания и образования. 2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) – один из крупнейших богословов, педагогов-нравоучителей Русской Православной Церкви ХХ века – органично сочетал в своей жизни пастырскую, богословско-научную и педагогическую деятельность. Теоретическое богословское наследие отца Иоанна (Маслова), включающее в себя фундаментальные работы, статьи, проповеди, письма, посвящено самым разным сторонам богословия: догматике, литургике, пасторологии, патрологии, сотериологии и т.д. В то же время труды отца Иоанна отличает глубокое педагогическое содержание. В теоретическом наследии схиархимандрита Иоанна духовность понимается как наиболее ценное качество души, отличающее ее от окружающего мира, что соответствует русской святоотеческой традиции; показана необходимость духовного воспитания, соответствия целей и средств воспитания духовным ценностям православия. Во всех своих сочинениях отец Иоанн особое внимание уделяет нравственному воспитанию народа. 3. Православное воспитание – это формирование истинно христианской жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и усилий самого человека. Предназначение воспитания состоит в изменении всего строя внутренней жизни человека. Православное воспитание развивает в человеке потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, духовному возрождению. Православное воспитание раскрывает перед человеком значимость опыта церковной жизни для познания Истины, обретения смысла своего бытия. В православной педагогике обосновывается необходимость целостного, непрерывного, всестороннего подхода к воспитанию. При этом на каждом этапе развития человека именно духовное совершенствование является важнейшей задачей. Исходя из этого осуществляется осмысление жизненного пути человека, его развития и воспитания. Православие определяет способы взаимодействия субъектов воспитания и важнейшие компоненты воспитания: содержание, формы, методы, организацию, как на уровне воспитания в целом, так и его отдельных институтов (семейного, школьного и др.). Единство государства, Церкви, семьи и школы создает наиболее благоприятные условия для воспитания человека. Православное воспитание дает качественно новый конечный результат педагогической деятельности, поскольку готовит человека не только к земной жизни, но главное, жизни бесконечной. 4. Основной принцип православной педагогики – прежде всего научить вере, потом другим наукам. Поэтому содержание православного воспитания предполагает не только усвоение христианских истин, но и обучение всем наукам, необходимым для блага государства, общества и человека. Принципы православного воспитания: строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников; соблюдать доступность для всякого ума; высокие истины приближать к пониманию своих слушателей; использовать простоту образов, заимствованных чаще всего из находящейся перед глазами слушателей природы (окружающей обстановки); избегать односторонности, разнообразить изложение; не оставлять ни одного вопроса без ответа; находить нужное слово для каждого ученика; удалять все препятствия (внутренние и внешние), которые мешают обучению ученика; сообразовывать свою деятельность с обстоятельствами места и времени. Методы православного воспитания включают: пример христианской жизни учителя, ограждение детей от вредных соблазнов, упражнение детей в добрых делах и др. Методы обучения истинам веры и другим наукам, способствующие усилению воспитательной направленности процесса обучения – акроаматический (повествовательный), эратематический (вопросно-ответный), катехизический, эвристический, диалогический и др. Средствами православного воспитания являются: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности. Важное значение также имеют учебники, которые должны соответствовать духу, характеру православного учения и языку народа. 5. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) раскрыл сущность служения священника, в том числе его педагогической деятельности, показал, что оно было установлено Самим Богом. Основными обязанностями священника являются учительство, священнослужение и духовное руководство. Для педагогической деятельности особенно важно, что пастырь выступает как нравственный руководитель и воспитатель. Учение отца Иоанна о пастырстве позволяет определить ценностные основы профессиональной деятельности педагога и ее духовно-нравственные основы. Пастырь призван к учительству, насаждению истинных понятий и путей человеческой деятельности. Он должен стремиться подражать жизни Христа Спасителя, непрерывно духовно возрастая. Отец Иоанн раскрывает те духовно-нравственные качества, которые должен сформировать в себе пастырь, чтобы быть подлинным служителем Богу и воспитателем своей паствы. Пастырь никогда не сможет выполнить своего призвания, если будет надеяться и полагаться только на свои силы, а не на помощь Божию, потому что спасение человека возможно только с помощью Божией. 6. Старчество, являясь высшей мерой духовного руководства, рассматривается в трудах отца Иоанна как особая форма пастырской деятельности (на примере жизни святителя Тихона Задонского, Оптинских и Глинских старцев и др.). Старец – это человек, который получает от Бога дар пророчества, дар возвещать людям волю Божию. Такие люди посылаются Богом в особенно сложные периоды и берут на себя дело духовного развития и образования народа в истинной религиозности и нравственной чистоте. Значение старчества состоит в том, что старец своим служением Богу и людям являет живой пример духовного совершенствования. Служению старцев присуща и педагогическая направленность. Часто старцы являлись духовными руководителями педагогов, организаторами образования и воспитания, авторами методических рекомендаций для учителей, инструкций для обучающихся. 7. Схиархимандрит Иоанн воплощал в себе высокий образец священника и старца, ведя людей ко спасению. Он – истинный учитель, подлинно возвышающий нравственный уровень своих учеников. Дар старчества, данный ему свыше, позволил отцу Иоанну воспитать множество людей, решив важнейшую задачу – приведение их ко Христу, формирование в них способности служить Богу, Отечеству, ближнему. 8. Теоретико-педагогические воззрения отца Иоанна, отражающие основные истины православного воспитания, существенно обогащают современную теорию воспитания, помогают восстановить преемственность в развитии русского воспитания, поэтому педагогическое наследие отца Иоанна нашло широкое применение в современной теории и практике воспитания. |
![]() | Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества.... | ![]() | Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, в социальных отношениях,... |
![]() | Данный реферат не претендует быть истиной в последней инстанции, обобщающей все предшествовавшие труды. Главным критерием для исследования... | ![]() | В петербурге во второй половине 18, в 19 и в начале 20 века концентрировались интеллектуальные силы страны. Таким образом, по сути... |
![]() | История русской культуры древности, средневековья, начала нового времени (VI-XVIII века): методические указания для студентов / сост.... | ![]() | Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию |
![]() | ![]() | Процессы, протекавшие в оформительском творчестве, представлены не изолированно, а во взаимодействии с развитием современной живописи,... | |
![]() | Культура (лат cultura воспитание, просвещение, развитие) совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающих... | ![]() | Соревнования по горному велосипеду организуются по возрастным категориям в соответствии с положением указанным ниже |