Калининградский филиал кафедра уголовного процесса




Скачать 491.14 Kb.
НазваниеКалининградский филиал кафедра уголовного процесса
страница1/4
Дата публикации28.08.2013
Размер491.14 Kb.
ТипМетодическое пособие
zadocs.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник кафедры

уголовного процесса

КФ СПбУ МВД России

полковник полиции

В.Н. Авдеев

«___»________2012 г.



ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


ДИСЦИПЛИНА «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»,

специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения):

Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся

по специальности 030501.65 - «Юриспруденция»



Калининград 2012

Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 030501.65 - «Юриспруденция». – Калининград: КФ СПбУ МВД России, 2012. – 38с.


Рабочая программа подготовлена авторским коллективом:

кандидатом юридических наук Кузьминой О.Л.,

кандидатом юридических наук Сидоровым В.В.

Рецензенты:

^ Авдеев В.Н., начальник кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент (Калининградский юридический институт МВД РФ);

Реуцкая Т.В., руководитель следственного отдела при ОВД по Гурьевскому муниципальному району Калининградской области, подполковник юстиции.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовного процесса «03» июля 2012г. Протокол № 22.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является профилирующей при подготовке кадров для органов внутренних дел по специальности 030501.65 «Юриспруденция» (специализация: уголовно-правовая; ведомственная специализация: предварительное следствие в органах внутренних дел) и предназначена для обеспечения профессионального становления будущего следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности выполнять достаточно эффективно свои функциональные обязанности.

Структура программы включает семь тем, при изучении которых слушателями отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов.

Методическое пособие разработано на основе единой фабулы – тайного хищения чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище, то есть преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, и представляет собой сборник задач различной степени сложности, которые следователь органов внутренних дел решает повседневно, начиная с момента рассмотрения материалов с признаками преступления и до окончания расследования по уголовному делу с составлением обвинительного заключения.

При подготовке методических рекомендаций авторами ставились следующие цели:

• развить и углубить у курсантов знания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, судебной психологии, научной организации труда дознавателя, судебной медицине и другим учебным дисциплинам;

• научить курсантов умению комплексно применять полученные в институте теоретические знания для решения задач, встречающихся в повседневной работе дознавателя органов внутренних дел;

• сформировать у курсантов профессиональные навыки по принятию различных процессуальных решений по организации и проведению отдельных следственных действий, а также по составлению процессуальных документов и деловых бумаг следователя;

• обучить курсантов основам технологии производства предварительного расследования по конкретному уголовному делу;

• сформулировать у курсантов навыки организатора процесса расследования преступления;

• обучить курсантов основам взаимодействия с работниками подразделений и служб органов внутренних дел.

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Предварительное следствие в ОВД» является учебной дисциплиной, изучаемой на завершающем этапе обучения слушателей по специальности 030501 «Юриспруденция». «Предварительное следствие в ОВД» также относится к числу тех юридических дисциплин, где для познания необходимо усвоение не только сведений о содержании соответствующего законодательства, но и подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний. Весьма важным элементом познания данной дисциплины является приобретение слушателями навыков критической оценки типичных и нетипичных ситуаций, которые могут возникать в ходе уголовного судопроизводства, умение искать и находить правильные ответы на практические вопросы, а также юридически грамотно оформлять процессуальные документы.

С учетом этого требования кафедра уголовного процесса подготовила методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по каждой теме курса.

Структура дисциплины включает семь модулей. При изучении первых четырёх модулей слушатели изучают правовую основу деятельности органов предварительного следствия, историю развития и организацию. Уделяется внимание вопросам следственной этики и организации труда следователя, взаимоотношения следователя с участниками процесса, а также компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в ходе предварительного расследования. Изучаются вопросы государственной защиты участников уголовного процесса и реабилитация в ходе предварительного расследования. Формируются и систематизируются знания курсантов о расследовании преступлений; изучаются условия и особенности работы следователя органов внутренних дел. Формируется у курсантов воспитание чувства глубокого и осознанного уважения к праву и недопустимости любого нарушения закона.

При изучении последующих трёх модулей слушатели "расследуют" хищение чужого имущества, совершенного группой лиц с проникновением в жилище. На практических занятиях отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов. Работа по единой сквозной фабуле позволяет конкретизировать и комплексно применить на практике знания курсантов по уголовному праву, уголовно-процессуальному праву, криминалистике, другим наукам и отработать основные вопросы организации расследования преступления на предметном уровне.

Семинарское занятие имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать им помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Практическое занятие проводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения умений организации и проведения следственных и иных процессуальных действий, принятия решений в конфликтных ситуациях. В данном случае под практическими занятиями подразумеваются занятия, состоящие в решении задач и типичных следственных ситуаций. Такие занятия отличаются от семинаров тем, что на семинарском занятии анализ осуществляется от законодательства и теоретических положений к примерам (ситуациям), на практическом занятии – от примера (ситуации) к теоретическим положениям.

Безусловно, что непременным условием успешного овладения, учебным материалом по курсу является предварительная самостоятельная работа. Во главу угла следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников - Конституции РФ, УПК РФ и других законов. В уяснении буквы и духа закона несомненную помощь окажут постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, ведомственные приказы и инструкции.

Каждая подготовка курсанта к семинарскому занятию предполагает:

а) изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы. Курсант, кроме того, обязан изучить все законодательные и ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме семинара;

б) анализ проблемных вопросов темы;

в) составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы (в соответствии с рекомендациями, содержащимися в настоящих планах);

г) отработку материала для самоконтроля.

Курсант к каждому практическому занятию обязан:

а) повторить изученный материал из конспекта лекций и литературу к соответствующей теме, рекомендованную программой по курсу и настоящими планами; законодательные, ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме;

б) проанализировать предложенную следственную ситуацию и подготовить мотивированный проект её решения;

в) составить указанные в данных планах процессуальные документы.

^ Тематический план
Общий перечень модулей и тем по дисциплине

«Предварительное следствие в органах внутренних дел»


№ № тем

Наименование модулей и тем

^ Модуль 1. Предмет, система и задачи дисциплины

1.

Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел». История развития органов предварительного следствия в России. Организация предварительного следствия в системе МВД России.

Модуль 2. Следственная этика и организация труда следователя

2.1.

Нравственные и правовые начала в деятельности следователя. Следственная этика.

2.2.

Научная организация труда следователя. Планирование расследования и учёт в работе следователя.

Модуль 3. Взаимоотношения следователя с участниками процесса, а также компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в ходе предварительного расследования

3.1.

Взаимодействие следователя с органами дознания.

3.2.

Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором.

3.3.

Правовые отношения следователя с судом (судьёй).

3.4.

Правовые отношения следователя с адвокатом.

3.5.

Взаимодействие следователя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.

Модуль 4. Государственная защита участников уголовного процесса и реабилитация в ходе предварительного расследования

4.1.

Государственная защита свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса.

4.2.

Реабилитация.

Модуль 5. Деятельность следователя на стадии возбуждения уголовного дела и на первоначальном этапе расследования

5.1.

Деятельность следователя на этапе возбуждения уголовного дела.

5.2.

Деятельность следователя на первоначальном этапе расследования.

Модуль 6. Деятельность следователя на последующем и заключительном этапе расследования этапе расследования

6.1.

Деятельность следователя на последующем этапе расследования.

6.2.

Деятельность следователя на заключительном этапе расследования.

Модуль 7. Особенности производства предварительного следствия по отдельным категориям уголовных дел

7.1.

Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами.

7.2.

Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное след­ствие в органах внутренних дел». История развития органов предварительного следствия в России. Организация предварительного следствия в системе МВД России.
^ Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет и содержание учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

2. Связь учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» с дру­гими дисциплинами и науками.

3. Система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

4. Предварительное следствие в России до 1917 года.

5. Предварительное следствие в России ХХ века. Организация предварительного следствия в современной системе МВД России.
^ Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание, что в предмет учеб­ной дисциплины входят правовые и теоретические положения, обеспечивающие практиче­скую реализацию деятельности следователей в рамках поставленных перед ними задач: за­щиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и за­щиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Предмет учебной дисциплины раскрывается через ее содержание, охваты­вающее как общие вопросы организации предварительного следствия, так и специальные, включающие различные направления деятельности следователя при расследовании уголов­ных дел.

Ответ на второй вопрос предполагает уяснение взаимосвязи данной учебной дисцип­лины с другими, которые охватывают своим содержанием основные теоретические вопросы, касающиеся специфики уголовного судопроизводства, правовые положения, лежащие в ос­нове деятельности следователя при расследовании уголовных дел.

В рамках третьего вопроса следует обратить внимание на систему учебной дисцип­лины, представляющую собой взаимосвязь структурных элементов – конкретных тем, кото­рые в своей совокупности составляют весь комплекс вопросов, необходимых для уяснения и последующего применения в практической деятельности. Также ответ на данный вопрос предполагает знание поставленных перед учебной дисци­плиной задач с учетом ее особенностей: комплексный междисциплинарный подход к обуче­нию, прикладная направленность, сочетание в процессе обучения рассмотрения теоретиче­ских вопросов с их практическим применением.

При ответе на четвертый вопрос необходимо кратко охарактеризовать институт предварительного расследования России до 1860 года, затем рассказать о создании и развитии следственного аппарата в системе судебной власти Российской Империи. Данный вопрос может быть разбит на две части, объем его рассмотрения варьируется в зависимости от желания преподавателя и теоретической подготовленности курсантов.
^ МОДУЛЬ 2. СЛЕДСТВЕННАЯ ЭТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СЛЕДОВАТЕЛЯ.
Тема 2.1. Нравственные и правовые начала в деятельности следователя. Следственная этика.
Вопросы для подготовки к занятию:

1. Общая характеристика нравственных основ уголовного процесса.

2. Нравственные основы деятельности следователя.

3. Следственная этика.

4. Проблемы применения тактических приемов в деятельности следователя.

Задания:

1. Сформулировать перечень ситуаций, в которых у следователя наиболее часто возникают проблемы морально-нравственного характера (например, допрос обвиняемого, дающего ложные показания).

2. Дать краткие рекомендации по разрешению сформулированных ситуаций на практике.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconПримерный перечень вопросов к экзамену
Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Цели и задачи (назначение уголовного процесса)

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconВопросы к экзамену по уголовно-процессуальному праву Понятие и социально-правовая...
Свидетель как участник уголовного процесса, его права и обязанности. Свидетельский иммунитет

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconУважаемые коллеги! Кафедра уголовного права и процесса Алтайской академии экономики и права
Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconКафедра уголовно-правовых дисциплин
Соотношение понятий доказательств с точки зрения философии и уголовного процесса

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconСудоустройство учебник а. П. Гуськова, А. А. Шамардин
Азаров В. А., доктор юридических наук, профессор, кафедра уголовного процесса Омской академии мвд россии

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса icon1. Дайте понятие уголовного процесса и изложите его назначение(задачи)....
Дайте понятие уголовного процесса и изложите его назначение(задачи). Перечислите стадии российского уголовного процесса

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconТема Направления деятельности, функции и полномочия
Основные функции уголовного процесса (обвинение, защита, разрешение уголовного дела) и функции участников уголовного судопроизводства....

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconИндивидуальная запись
Тематика курсовых работ по дисциплинам кафедры уголовного права и уголовного процесса

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconВопросы по Уголовно-процессуальному праву
Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Суд как участнику уголовного процесса

Калининградский филиал кафедра уголовного процесса iconКонтрольная работа для заочников по балльно-рейтинговой системе и...
Калининградский институт экономики филиал санкт-петербургского университета управления и экономики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов