Скачать 1.66 Mb.
|
Для подготовки к экзамену.
К середине IX в. Восточные славяне находились на рубеже создания государства. Ученые считают, что у восточных славян к моменту образования государства были достаточно развиты производительные силы (хозяйство, орудия труда); в социальном плане произошла дифференциация (расслоение, выделение знати и т.д.); в политическом плане восточные славяне находились на этапе военной демократии (последняя ступенька к созданию государства; в культурном отношении восточные славяне также были готовы к созданию собственного государства (религия, письменность и т.д.). Происхождение русской государственности и самого названия «Русь» едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания Нестора о призвании варягов – Рюрика, Синеуса, Трувора. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик. В практике средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы-наемники. Проблема не в появлении варягов на Руси, а в их роли в создании Древнерусского государства. Создателями норманнской теории были немецкие ученые XVIII в. Г.Б. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер, приглашенные на работу в Россию. Её суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне якобы не могли самостоятельно создать своё государство, что говорило об их отсталости, исторической обречённости. В такой теории явно просматривается некий унизительный для славян подтекст. Неприятие этой концепции отечественными историками привело к другой крайности – полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Такой подход также необъективен. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более привнесено извне. Не приходится говорить и каком-либо культурном превосходстве варваров над восточными славянами в IX веке. Образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, государство есть продукт длительного внутреннего социально-экономического, политического развития. Таким образом, в середине IX века восточные славяне были действительно объективно и закономерно на пороге создания собственного государства. Как уже было отмечено, наши отечественные историки, и первым из них великий русский ученый М.В. Ломоносов, отвергают норманнскую теорию. Тем не менее, несомненно, что варяги сыграли определённую (но никак не определяющую) роль в образовании единого государства восточных славян. В восточных землях к 60-м гг. IX в. Образовалось два мощных государственных центра: Среднеднепровский, или Полянский, во главе с Киевом, и северо-западный – во главе с Новгородом. Оба они находились на торговом пути «из варяг в греки», оба складывались как многоэтнические образования, оба стали называть себя Русью: южной, где в Киеве утвердилась местная Полянская династия, и северной, где власть взяли норманны (862 г. – легендарное призвание князя Рюрика новгородцами). Назревало историческое противоборство между двумя складывающимися государственными центрами. ^ г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. В 882 г. Олег вероломно захватил Киев, убив местных князей – Аскольда и Дира. Этот год считается официальным началом истории Древнерусского государства с центром в Киеве – началом Киевской Руси. Древнерусское государство – Киевская Русь – раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописи фигурировала как «полюдье». Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Внутренняя и внешняя политика русских князей. Весьма острой была проблема обороны границ государства. У Киевской Руси было множество агрессивных соседей: кочевые племена хазар, печенегов, позднее – половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. А.С. Пушкин писал: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…». Хазары, создавшие государство с центром (Итиль) в низовьях Волги, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, вынужденные платить хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походами Святослава в 965 г., которые покончили с существованием, Хазарского каганата. Важным направлением внешней политики Киевской Руси были отношения с Византийской империей – могущественным государством Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Периоды мирных отношений, во время которых развивались торговые связи, сменялись военными конфликтами, но росло духовное влияние православной Византии. О силе Киевской Руси говорит её постоянное соперничество с Византийской империей. В 860 г. состоялся первый поход Руси на Константинополь. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и заключен выгодный для Руси мирный договор. Его текст – самый древний памятник русской дипломатии и права. Этот договор давал Киевской Руси привилегии в торговле с Византией. 907 и 911 гг. – два самых крупных похода на Византию, также завершившиеся заключением выгодного для Руси торгового договора. Русские купцы получили привилегии: Византия должна была содержать прибывших купцов, за свой счет, они были неподсудны местным властям. 941 и 944 гг. – неудачные походы Игоря на Константинополь (кстати, русские называли его Царьградом). Был заключен новый торговый договор, несколько менее выгодный для Руси, чем предыдущий. Исключение представляет лишь внешняя политика Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970-971 гг. и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно в этот период продолжался процесс включения восточнославянских племен в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава – Владимира. Кроме славян в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещеря и др. Таким образом, уже на самом раннем этапе своего развития восточнославянское государство складывалось как многонациональное. Надо отметить, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Так, Владимир Святославович на южных границах Руси «сажает» в качестве пограничной стражи тюркские племена тюрков и берендеев. К подобной практике впоследствии не раз прибегали русские князья. Для защиты от враждебных кочевников строились оборонительные линии, валы, наблюдательные пункты, крепости. Это были грандиозные сооружения, протянувшиеся на сотни километров. В народе они получили название «змеевых валов» (задолго до правления князя Владимира). При решение этой и других задач князь опирался на ближайших помощников – старшую дружину. А также местных князей, местную знать, вышедшую из родоплеменной верхушки. Из этих групп формировался класс феодалов во главе с великим князем и дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие всё чаще стали именоваться боярами, младшие – отроками, что было показателем социального статуса, а не возраста. Экономическую основу существования зарождающего феодального класса на первых порах составляла дань. Очевидно, существовали определенные нормы дани, нарушение договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 г., когда древляне убили князя Игоря. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отмстила древлянам за смерть мужа, разорив их землю и истребив многих из них, прежде всего, знать. Княгиня Ольга упорядочила взимание дани (реформа взимания дани). Отныне взимать дань должны представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли. Постепенно экономической основой существования верхушки феодального класса стали доходы с пожалованных земель. На которых работали как челядь и холопы (различные категории рабов по древнерусской терминологии), так и лично свободные крестьяне – смерды. Консолидации феодального класса способствовали общие задачи государственного строительства и необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и религиозная реформа 988-989 гг., проведенная князем Владимиром. Принятие христианства на Руси. Принятие князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого древнерусского государства. К тому же это было итогом русско-византийских отношений в X веке. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая закрепляла бы только что созданное государственное единство. Дохристианская религия – язычество – такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и не была способна освящать и укреплять общественный порядок. В 980 г. князь Владимир попытался реформировать старую религию – объявить одного бога – Перуна. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. Князь Владимир решил провести настоящую религиозную реформу. Согласно летописи он устроил «смотрины вер», выслушав представителей различных мировых религий. Владимир сделал выбор в пользу христианской веры по византийскому образцу. Причин тому было много. Ещё бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение, среди приближённых князя также было уже много христиан. Но самое главное – это исторические, экономические, политические и иные связи с православной Византией, которая являлась именно тем государством, контакты с которым представляли для Киевской Руси наибольшую ценность. Однако принятие Русью христианства проходило в сложной политической обстановке борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии, Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал за него замуж сестру императора – Анну. Поскольку такой брак означал бы признание Византией зависимости от русского государства, Василий II пытался уклониться. Тогда Владимир осадил греческий город Херсонес в Крыму. Взятие Херсонеса заставило Василия II подчиниться. Таким образом, принятие христианства от Византии не вело к зависимости Руси от Византии. Новая религия стала распространяться по всей Руси, зачастую силой (например, в Новгороде). Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения. Пройдут ещё долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие традиции и праздники совместились с христианскими. На Руси была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. Православное духовенство в первое время было греческим. Знать охотно приняла христианство: оно помогало ей властвовать над народом, укрепляло государственность. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть доходов («десятину»). Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные исторические последствия: а) Политические: 1) Русь, отвергнув «примитивное язычество», становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми расширились. 2) Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое. 3) династическое родство с византийскими императорами. б) Культурные: 1) Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу. 2) Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т.д. 3) Появление архитектуры и живописи. 4) Возможность, в отличие от католицизма. Ведение проповеди на родном для верующих языке. 5) Введение кириллической азбуки и начало литературы. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси. Древнерусское государство значительно укрепилось при Ярославе Мудром (978 – 1054 гг.). Первое, что сделал Ярослав Мудрый – укрепил управление страной. Они послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он стал «самовластцем». В некоторых документах его даже именовали царем. Великий князь был ревностным сторонником развития культуры, образования, грамотности. При нём были открыты новые школы, поддерживалось книжное дело. Поднялся престиж Киевской Руси, иностранные короли искали союза с киевским князем. При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Свод законов того времени назывался «Русская правда» и основывался на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава Мудрого дополнили его новыми законами («Правда Ярославичей»). Была запрещена кровная родовая месть – пережиток родового строя. За убийство человека раньше мстили из поколения в поколение. Теперь же за убийство был положен денежный штраф. При Ярославичах «Русская Правда» (новый свод законов) была направлена не только на то, чтобы установить порядок в стране, но и защитить собственность (землю, дом, имущество). Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». Он ограничил произвол ростовщиков, снизив процентные ставки (не более 20% годовых). «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. По существу, Мономах – первый реформатор в нашей истории. В период его княжения (1113-1125 гг.), а также правления его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.), власть верховного правителя укрепилась, был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося государства.
В 1237 – 1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи – Центрально-азиатского государства, завоевавшего в 1-й половине XIII века огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь, соответственно в 1237-1238 и 1239-1241 гг., объединенного монгольского войска под командованием внука, основателя империи – Чингисхана – Бату (Батыя), установилось так называемое монголо-татарское иго (часто его называют золотоордынским игом – по названию западного улуса Монгольской империи, который в 60-е годы XIII века стал самостоятельным государством). Это событие коренным образом повлияло на ход русской истории. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей – «выхода» и верховном сюзеренитете золотоордынского хана, который утверждал русских князей на столах (ярлык на княжение); регулярная «запись в число» (перепись населения), создание института наместников-баскаков, следивших за деятельностью князей. Положение Руси в составе Орды отличалось ещё и тем, что на Руси не было постоянной монгольской администрации, а при Иване Калите обязанность сбора дани перешла к русским князьям. Успех монгольских завоевателей был связан с большой военной силой империи Чингизидов и рознью между князьями русских земель, даже не пытавшимися объединить свои силы для отпора врагу. Причины успехов монголов: особая организация войска по десятичной системе, гибкая тактика (эффект неожиданности), использование разведки, наличие талантливого и жестокого вождя - Чингисхана. В 1223 г. произошла первая битва – на Калке, завершившаяся поражением русского войска. Александр Ярославович Невский (1220/1221 – 1263) – русский князь, полководец. Княжил в Новгороде (1236 – 1251), с 1252 – великий владимирский князь. За свою победу в Невской битве со шведами в 1240 г. получил прозвище Невский. Он пришел к власти в 16 лет и сумел твёрдой рукой её удержать. В условиях трагических для Руси событий XIII века, Александр показал себя гибким и дальновидным политиком. Решительно отстаивая независимость Руси на западных рубежах, он, тем не менее, счёл необходимым поклониться Батыю, и получил его поддержку в борьбе за укрепление своей личной власти. Осторожная и даже льстивая политика Невского по отношению к Золотой Орде позволила избавиться от новых набегов. Это было возможным ещё и потому, что, захватив и разграбив русскую землю, татары всё же возвращались в Орду. В XIII веке на северо-западных границах Руси появился новый опасный противник - немецкие крестоносцы Ордена меченосцев. Этот Орден в результате кровопролитных войн овладел территориями прибалтийских племён (эстов, ливов и т.д.). Экспансия крестоносцев сопровождалась раздачей земель немецким феодалам и насильственным обращением населения в католичество. В этом состояло отличие политики Ордена от действий в Восточной Прибалтике русских князей, которые не претендовали здесь на непосредственный захват земель, не проводили насильственной христианизации, а довольствовались получением дани. В 1237 г. Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом, обосновавшимся в Восточной Пруссии. Сотрудничество со шведами и немецкими рыцарями было невозможно: их целью была экспансия и полное включение земель в состав иного конфессионального государства. Кроме того, для западноевропейской воинской традиции важна была военная победа над противником. Поэтому поражение их в битве означало, хотя и временное, но признание поражения. Июль 1240 г. – Невская битва, разгром шведского отряда Биргера. 1240-1241 г. – захват немецкими рыцарями Изборска и Пскова. 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище, полный разгром немецких рыцарей ^ : а) отметить прежде всего психологический эффект, б) это были победы на фоне сплошных поражений от монголов.
Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовало исключительно выгодное географическое положение. Оно находилось в центре русских княжеств, которые прикрывали её извне. В Москву стекались люди, ища убежище, и это увеличивало её население. Москва находилась на перекрёстке торговых путей: водных (Москва-река – Волга – Ока) и сухопутных (связывающих юго-западную Русь с северо-восточной). Торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны. Усиление Московского княжества происходило в условиях острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей властью русские земли. В 1304 г. владимирским князем становится тверской князь. В 1237 г. в Твери вспыхнуло крупное народное восстание против татар. Московский князь Иван Калита (1325-1340) предложил золотоордынскому хану свои услуги в подавлении восстания. А в награду получил ярлык на великое владимирское княжение и право сбора дани. Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. Кстати за своё скопидомство он получил прозвище Калита (кошель). Тем не менее в историю Иван Калита вошёл как собиратель земли русской. Дальнейшее усиление и возвышение и возвышение Москвы происходит при сыновьях Ивана Калиты – Симеоне Гордом и Иване Красном.
Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.) В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем, а затем – с тверским. К сложной внутриполитической ситуации добавляется обострение внешнеполитической. К тому времени усиливается Литва. Литовский князь Ольгерд в 60-70-х годах трижды нападал на Русь, в том числе и на Москву. Содействие в этом Литве оказывала Тверь. В 1375 г. Дмитрий Донской совершил удачный поход на Тверь. Это усилило Москву. В Золотой Орде, ослабленной противоречиями, опасались потерять власть над Русью. Хан Мамай, ликвидировав усобицы в Золотой Орде, в 1378 г. совершает поход на Русь. Но на реке Воже (приток Оки) его войско было разбито московской ратью. Перед этим на реке Пьяне русское войско потерпело поражение. Теперь Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайло, вступает в тайное сношение с рязанским князем Олегом, не довольным усилением Москвы. Князь Дмитрий Иванович также формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Ему удалось создать небывалую для Руси того времени армию численностью 100-150 тысяч человек. По сути, в то время это было всенародное ополчение.
Чтобы помешать Мамаю соединится с князем Ягайло, Дмитрий Иванович спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решала битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле – на правом берегу Дона при впадения в него реки Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению. Стратегическое положение его было выгодным – оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Разгром татар был полным. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Заметную роль в этой борьбе сыграла Русская Православная церковь. Игумен Сергей Радонежский призывом ко все русским «Любовью и единством спасёмся» благословил Дмитрия Донского и его славных воинов на великую победу, которая вселила в них уверенность в том, что, объединившись под знаменем русской веры, они способны одолеть любого врага. Историческое значение Куликовской битвы заключается в том, что её результат привёл к краху татаро-литовских планов раздела Руси. Куликовская битва показала, что объединившись, русские могут разбить любого врага. Она дала новый пульс силам, стремившимся к государственному единству Руси, и объективно способствовала усилению Московского княжества – объединительного центра Руси. Но до свержения ига было ещё далеко. Золотая Орда не исчерпала всех своих сил. В 1382 г. хан Тохтамыш сжигает Москву, и Дмитрий Донской был вынужден вновь платить дань хану. На Руси постепенно сложилась парадоксальная ситуация: Московское княжество усиливалось во многом благодаря поддержке ханов, но по мере усиления его интересы приходили в противоречие с интересами Орды, которая совсем не желала чрезмерного усиления какого-либо князя. После Куликовской битвы развитие событий носит уже другой характер: Москва постоянно усиливается, становясь объединительным центром русских земель и центром сопротивления татарской власти. Окончательно иго было сброшено при Иване III, который отказался платить дань Орде. В 1480 г. хан Ахмат попытался принудить русские земли к выплате дани, но русское войско преградило путь татарам на реке Угре. Месячное противостояние завершилось тем, что Ахмат так и не осмелился дать сражение и ушёл в Орду. Таким образом, 240-летний период монголо-татарского господства был завершён.
В исторической науке существует несколько точек зрения на данную проблему.
Но, с другой стороны, несомненно и то, что монголы-татары своим присутствием невольно стимулировали, инициировали объединение русских земель, оказали большое влияние на государственный централизм. Надо отметить также, что они способствовали развитию на Руси делопроизводства, ямской службы. Мы до сих пор употребляем в своём лексиконе их слова: амбар, аршин, базар, барыш, караван, кошель, таможня, деньги, ярлык и многие другие. В конце XIV века русские князья стали по требованию ханов чеканить серебряные монеты. |
![]() | Древняя Русь в IX – начале XII в: возникновение государства, киевские князья и их деятельность | ![]() | Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность |
![]() | Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. Образование... | ![]() | Становление школы научного управления как специфической отрасли научного знания в конце XIX – начале XX вв |
![]() | Древняя Русь в IX — начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья й их деятельность | ![]() | Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность |
![]() | Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность | ![]() | Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность |
![]() | Становление, основные тенденции и проблемы развития социальной работы в современной России | ![]() | Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии |