Лекция 1 (07. 02. 01)




НазваниеЛекция 1 (07. 02. 01)
страница1/16
Дата публикации30.06.2013
Размер1.9 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Проблемы теории и методологии права
Лекция 1 (07.02.01)
Понятие, предмет, метод теории государства и права
ТГП – наука о наиболее общих закономерностях возникновения и функционирования права.

Предмет науки – объект, пропущенный через специфику методов науки.

Предмет – право как некая абстрактность.
Методы

  1. Общенаучные

Диалектический (явления окружающей действительности находятся в тесной взаимосвязи и постоянном развитии).

Диалектика. Гегель. Закон единства и борьбы противоположностей.

Право – гарантии и ограничения свободы.

- переход количественных показателей в качественные,

- закон отрицания отрицания.

Любое явление или процесс проходит определенные этапы.

Диалектическое снятие, отрицание прежнего качественного состояния, новое качественное состояние тоже отрицается и восстанавливаются некоторые положения прежнего состояния (до воссоздания изначального состояния с некоторыми изменениями).

  1. Формально-логические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция).

  2. Специально-юридические методы:

- формально-юридический (юриспруденция и ТГП вырабатывают собственный понятийный аппарат),

- компаративистский (сравнительно-правовой) – сравнение с иными науками (объекты, предметы) на разных этапах развития.

4. Междисциплинарные методы познания:

- статический

- математический (метод компьютерного моделирования).
Науки отличаются не предметом, а методом познания.

Две попытки обоснования собственно юридического метода познания юриспруденции:

  1. Ганс Кельзен: нормологический метод. Согласно Кельзену, отношения власти – подчинения – это предмет.

Суть нормологического метода: существующий в обществе порядок представлен в виде иерархической системы правил, и эти правила упорядочены. Действительность одного правила проистекает из действительности другого – более высокой нормы.

С точки зрения позитивизма всё обосновано правильно, т.к. отрицается содержательная специфика права. Но можно возразить, что это обычный логический метод. Следовательно, специфика права не обоснована.

  1. Нерсесянц: методом юриспруденции является юридический метод.

Юриспруденция рассматривает все … отношения между людьми с точки зрения упорядочивания.

Методом является принцип формального равенства.

Предмет юриспруденции – это право и государство как определенные формы обеспечения свободы в отношениях между людьми.

Право как система норм, реализующих принцип формального равенства.

Государство – система отношений, обеспечивающих и гарантирующих принцип формального равенства в отношениях между людьми.
Таким образом, существует три подхода к методологии:

- общие методы,

- специфические – Кельзен,

- специфические – Нерсесянц.
Система теории права включает в себя:

- философию права,

- социологию права,

- юридическую догматику – учение о том, каким образом в рамках той или иной правовой системы применяется позитивное право.

Вопрос о возможности раздельного существования этих трёх элементов, а также теории государства.

Проблема появилась после отхода от марксистско-ленинской теории. По марксистско-ленинской теории всё едино, так как у них единая классовая сущность, и право производно от государства. Следовательно, необходимо всё изучать в единстве и взаимосвязи.

В настоящее время в рамках философии права появляются различные теории.

Юридическая догматика всегда изучалась лишь в рамках легистского позитивизма, другие концепции не могли создать своей догматики, а существующие не соответствовали общей философии и социологии права. => раздельное изучение и развитие наук.

Социология права развивалась как наука, рассматривающая право как инструмент для решения прикладных задач (эффективность действия закона).

Теоретическая социология права –> социологическое направление в философии права.

Проблема в том, что каждая из обособленных наук будет изучать под правом нечто своё, то, что она понимает под правом.

Любые философские концепции права могут претендовать на то, что они завершенные, если они выработают свою догматику, но она должна быть отличной от легистской догматики, и эта догматика должна быть содержательной.

Если философия, социология и юридическая догматика изучают единый предмет, то только эта теория полная, последовательная и завершенная.

Либертарная теория права – единая и комплексная теория. Право – это формальное равенство.

Философия права обеспечивает отличие права от других явлений.

Социология права изучает возникновение отношений, в которых люди формально равны.

Юридическая догматика изучает позитивное право как способ закрепления принципа формального равенства.

Выделяют и четвёртый элемент в системе ТГП – юридическая или правовая политика (в легистском смысле).

Густав Гуго, Шершеневич, Петражицкий.

Юридическая политика – система знаний о том, какими юридическими средствами изучаются способы решения, реализации политических задач государства.

Кант различал:

  1. чистое учение о праве (рациональное, разумное учение о праве) – философия => искусство,

  2. статутарное учение о праве (эмпирическое учение - догматика) – юридическая работа.

Для того чтобы перейти от чистого учения о праве к статутарному учению о праве, должно быть среднее учение.

Юридическая политика – учение о правовых ограничениях при реализации государственной политики (при реализации целей).
^ Функции ТГП (социальное назначение этой науки)

  1. Гносеологическая (познавательная) – познаёт государство и право.

- описательная функция,

- объяснительная.

2) Прогностическая – функция предвидения дальнейшего развития государства и права.

3) Нормативно-критическая функция – наука вырабатывает должное состояние предмета и сравнивает с реальным предметом – только в непозитивистских концепциях, т.к. позитивистские не идеализируют право.

4) Методологическая функция.

Разрабатываются общие представления о государстве и праве. Все юридические науки используют понятийный аппарат, выработанный ТГП и используют методы, которые использует ТГП.
^ Система юридических наук:

1) теоретические (ТГП),

2) исторические (ИОГП и ИГПЗС),

3) отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, уголовное право),

4) специальные юридические науки – иные науки, приспособленные для нужд юридической практики (криминология, криминалистика, судебная медицина). Это прикладные науки;

5) комплексные юридические науки (компьютерное право).

ТГП создаёт общую методологическую базу для развития остальных наук.

Лекция 2
Феноменология права
Феноменология - учение о явлении. В феноменологии права право рассматривается на уровне явления (а в философии права – на уровне сущности).

Правом на уровне явления занимаются социология права и юридическая догматика.

Изучается явление права как проявление определенной сущности.
Феноменология права представляется по-разному с точки зрения разных концепций права.

С точки зрения классического легизма специфической феноменологии права как специфической части учения о праве быть не может, так как с точки зрения классического легизма сущность, содержание и форма права совпадают. Сущность и содержание права отождествляются с его формой. Право с точки зрения классического легизма и на уровне сущности, и на уровне явления отождествляется с государственно-властным актом.
С точки зрения естественно-правовой школы точно так же никакого специфического учения, называемого феноменологией права, не выработано, так как все представители естественно-правовой школы занимаются вопросами философии права и не занимаются вопросами юридической догматики.

Все сущностные, содержательные характеристики права, которые обосновываются различными направлениями естественно-правовой школы не поддаются рационализации, логической интерпретации, не могут быть представлены в виде явлений, которые раскрывают ту сущность права, которую развивает то или иное учение. Скатываемся к позитивизму или произволу. Поэтому феноменология права в рамках естественно-правовых концепций невозможна.
Феноменология права специфически развивается в рамках социологического позитивизма и либертарной теории.

В социологическом позитивизме учение феноменологии права возможно в связи с тем, что социологическая юриспруденция занимается правом, поскольку оно воплощается в реальных общественных отношениях. Право, воплощенное в юридических текстах – мертвая форма права, которая приобретает реальное содержание, воплощаясь в общественных отношениях, и в той форме и мере, в которой она в них воплощается. Феноменология права социологического позитивизма – право в действии.
С точки зрения либертарной концепции права, на уровне явления право изучается, во-первых, с точки зрения специфики содержания, которое обосновывает принцип формального равенства. Право на уровне явления рассматривается с учётом достижений социологического позитивизма – право как социальный регулятор возможно, когда оно реально действует, воплощается в общественных отношениях. С точки зрения либертарной теории право на уровне явления проявляется проявлением в объективной социальной действительности принципа формального равенства.

Право предстаёт в виде содержания и формы. Содержание конкретной сущности. Форма – объективация содержания, способ, с помощью которого содержание становится доступным для восприятия.

Феноменология права утверждает единство содержания и формы любого явления. Любое явление, которое имеет специфическое содержание, должно воплощаться в определенных формах, которые определяются этим содержанием. Не всякая форма пригодна для объективации всякого содержания.

Это учитывает либертарная теория, когда рассматривает право на уровне явления. Явление представляет собой правовые нормы и субъективные юридические права и обязанности. Под субъективными юридическими правами понимается индивидуальная мера свободы субъекта права.

Правовая норма – общеобязательное правило реализации, осуществления индивидуальной меры свободы, которой обладает субъект права.

Между нормами и правами и обязанностями существует диалектическая взаимосвязь. Диалектический характер взаимосвязи утверждается с точки зрения либертарной теории права. С точки зрения классического легизма субъективные права и обязанности производны от правовой нормы – она установлена государством в акте; на основании закона субъекты могут приобретать права и обязанности, то есть реализовывать те свободы поведения, которые им предоставляет норма права.

С точки зрения социологического позитивизма первичны субъективные права, правовая норма вторична. Участвуя в отношениях, люди притязают на то, что могут пользоваться правами, обладать свободами. Когда индивидуальные притязания субъектов права признаются той или иной социальной общностью, они признаются в качестве социальной нормы, признаваемой тем или иным сообществом.

Либертарная теория следует этим положениям социологического позитивизма: участвуя в отношениях, индивиды претендуют на определенную меру свободы; когда она признаётся и защищается в сообществе, то притязания рассматриваются как общая норма.

Одновременно, чтобы индивидуальные притязания могли рассматриваться как субъективные права и, следовательно, обеспечиваться государственной защитой, эти субъективные права должны быть признаны в качестве общей нормы, иначе они останутся не более чем субъективными притязаниями.

Это хорошо корреспондирует кредо англо-саксонского позитивизма «право – это то, что можно защитить в суде». Следовательно, любой человек может аналогичные притязания защищать в суде, то есть наличие у любого человека этих притязаний рассматривается в качестве нормы.

Различают первичные (абстрактные) и вторичные (конкретные) субъективные права и правовые нормы.

Первичные (абстрактные) – это такие абстрактные притязания на меру свободы, которыми обладает каждое лицо, признаваемое субъектом права. Такие права, которые образуют правосубъектность лица. По сути, это неотчуждаемые права человека – в них конкретизируются общие притязания человека на свободу. Одновременно они существуют как субъективные права и свободы и лишь когда существуют в виде нормы.

Право на жизнь – субъективное право и общая норма для данной правовой системы. Первичные и субъективные права – одно и то же. На их основе формируются вторичные правовые нормы – это правила реализации и осуществления первичного субъективного права. Например, право иметь имущество в собственности. В рамках каждой правовой системы складывается целая система вторичных правовых норм, которые конкретизируют порядок приобретения имущества в собственность, способы защиты права собственности ит.д. (например, в процессуальном праве – порядок разрешения спора о праве).

На основании этих вторичных правовых норм субъекты права приобретают вторичные субъективные права – они являются конкретными субъективными правами.

Первичная – право иметь имущество в собственности;

Вторичные – целая система вторичных правовых норм, регулирующих порядок реализации этого субъективного права. На основании их субъекты приобретают право собственности, приобретают право на конкретные способы защиты ит.д. ит.д.

Этот процесс приобретения вторичных субъективных прав свойственен так называемым развитым правовым системам, в которых имеется развитое обширное правовое регулирование, где все отношения урегулированы вторичными правовыми нормами. В недостаточно развитых правовых системах, где массив вторичных правовых норм более-менее обширен и не все отношения урегулированы правовыми нормами – там вторичные субъективные права могут возникать не на основании вторичных норм, а на основании юридических решений, принятых ad hoc – решений, которые защищают определенное право на основании первичной правовой нормы. Это может быть договор между частными лицами, в котором они конкретизируют свои права – эти договоры могут также не основываться на вторичной норме, так как её в природе нет. Юридически значимые решения ad hoc основываются на первичных правовых нормах = на первичных субъективных правах.

Кроме того, в недостаточно развитых правовых системах признание вторичных субъективных прав в результате решений ad hoc ведёт к формированию вторичных правовых норм. Таким образом, становится прецедентной нормой или воспринимается законодательством.

Развитие нормативного регулирования (то есть системы вторичных норм) охватывает всю систему отношений, которые возникают в ходе реализации первичных правовых норм/субъективных прав.
Совокупность прав и обязанностей субъектов права образует правовое положение субъектов права, которое носит достаточно постоянный и устойчивый характер и называется правовым статусом.

В зависимости от того, что это за субъективные права и обязанности, которые тем или иным образом определяют положение субъектов права, мы можем говорить об общем, специальном или индивидуальном правовом статусе.

Общий – образуемый первичными, абстрактными субъективными правами – человека как лица, как субъекта права, наделенного естественными и неотчуждаемыми правами и свободами.

Такое представление об общем правовом статусе возможно только с точки зрения либертарной теории права, так как правовой статус, присущий всем лицам, является неотъемлемым элементом либертарной теории права. Формальное равенство.

Так называемый специальный статус может быть интерпретирован с двух точек зрения – с точки зрения легистского позитивизма и с точки зрения либертарной концепции правопонимания.

С точки зрения легистского позитивизма этот тот правовой статус, которым обладает субъект права определенного вида. И в данном понимании само понятие правового статуса выступает своеобразным наследием сословного права, когда лица, принадлежавшие к особым группам и слоям населения, обладали различным правовым статусом - он закреплялся в законодательстве. Устанавливался различный статус – крестьян, замужних женщин итд… Каждый человек в силу того, что он принадлежал к некоторому сословию, к группе людей, выделялся по особому правовому положению, он имел свой статус – общего быть не могло.

С точки зрения либертарной концепции правопонимания правовой статус – это не статус каждого человека. Не может быть никакого специального правового статуса. Специальный правовой статус – это статус определенной социальной или правовой роли. Этот статус приобретает любой индивид, который попадает в данную правовую роль. Например, правовой статус гражданина, продавца. Определенный объем прав и обязанностей, описываемый на основе вторичных правовых норм.

Понятие индивидуального правового статуса идёт из глубины Средневековья – и имеет истолкование, адекватное средневековой правовой ситуации, когда человек обладал правовым статусом в соответствии со своей социальной принадлежность., а отдельным лицам власть могла даровать определенные права, привилегии, возлагать дополнительные обременения.

С точки зрения либертарной концепции правопонимания никакого индивидуального правового статуса в виде постоянных и принадлежащих только одному человеку правовых статусов не существует, поскольку это противоречит принципу формального равенства.

С точки зрения либертарной теории права говорить об индивидуальном правовом статусе как устойчивом состоянии можно лишь с большой долей условности. Он может пониматься лишь как совокупность вторичных субъективных прав, приобретённых конкретным лицом на основании вторичных правовых норм. Устойчивость, постоянство правовому статусу придаёт то, что он устанавливается на основании правовых норм. Например, правовой статус судьи, президента зафиксирован на уровне правовой нормы. А вот индивидуальный статус в виде вторичных субъективных прав и обязанностей, приобретенных конкретным лицом, очень изменчив. Например, право собственности на сумку. Произведу её отчуждение – утрачу право собственности, и мой правовой статус изменится. Еду в автобусе – я пассажир, заключивший договор перевозки. Выхожу – этот элемент правового статуса прекращает существование. (Почему это не специальный правовой статус: специальный правовой статус – статус пассажира. А у меня есть совокупность конкретных субъективных прав. Лично я куплю талончик и смогу ехать на этом автобусе).

Субъективные права, образующие индивидуальный правовой статус, имеют разную степень стабильности, постоянства. Принадлежность к гражданству, состояние в браке, родственные отношения – более устойчивы. Отношение к имуществу более или менее устойчиво в зависимости от того, какое это имущество.

Индивидуальный правовой статус образуют субъективные права, уже приобретенные конкретным субъектом. Не сама возможность их приобретения, не права, присущие определенной правовой роли, а фактически приобретённые и присущие субъекту, пока он продолжает пребывать в правовой роли.
Когда мы говорим о субъективных правах как элементе содержания правовой нормы, существуют такие два понятия, которые не совсем чётко определены: понятие законного интереса и полномочия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 (07. 02. 01) iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 1 (07. 02. 01) iconМетодические рекомендации вводная лекция введение в курс лекция 2
Лекция 15. Финансирование государственной службы. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной службе

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия
Лекция II. Судебная власть и правосудие

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция 5
Лекция Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: сущность, методы (тарифные и нетарифные)

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция роль государства и права в жизни общества 2 часа 8 Лекция...
Лекция основные правовые системы современности. Международное право как особая система права – 2 часа 65

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция Эстетика как философская наука
Лекция Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории ХХ века

Лекция 1 (07. 02. 01) iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов