№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти




Скачать 316.22 Kb.
Название№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер316.22 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
Тема №4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти

1. Глава государства в зарубежных странах: место в системе государственных органов, юридическая форма, формирование, компетенция, юридическая ответственность.

2. Правительство: виды, формирование (форматор, информатор), состав, компетенция.

3. Глава правительства. Ведомства и их руководители.

4. Ответственность правительства и его членов. Коллективная ответственность, принцип солидарности.  

5. Основные функции парламента. Компетенция и акты парламента.

6. Внутренняя организация парламента и его палат. Руководство парламента, комитеты, комиссии, парламентские фракции.

7. Порядок работы парламента. Законодательный процесс.

8. Специальные парламентские процедуры.

9. Статус парламентария.  

10. Конституционные основы судебной власти: структура, принципы организации и деятельности, высшие органы судебной власти.

11. Конституционно-правовой статус судей.

12. Конституционный контроль (надзор).

13. Организация органов конституционного правосудия.

14. Компетенция органов конституционного правосудия.
1. Глава государства в зарубежных странах.
Место и роль главы государства в системе власти
Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.
Монарх

Институт монархического главы государства сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Австралии, Новой Зеландии главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором.

В странах с монархической формой правления - главой государства является монарх.
^ Особенности правового статуса монарха:

- власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха;

- власть монарха наследственна.

Существует три системы престолонаследия:
Салическая - наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследия исключаются полностью (Швеция).

^ Традиционная кастильская - трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания).

^ Современная кастильская - трон наследует первый ребенок монарха - сын или дочь "на равных" (Швеция, Норвегия).

Габсбургская -женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду. (Россия до 1917 г.)

Австрийская - не исключает женщин, но дает мужским линиям преимущество во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

- в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией);

- личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

- уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;

- монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту:

атрибуты монархической власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава;

- денежное содержание монарха складывается от его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом;

- монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат;

- прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.
Президент

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.
^ Особенности правового статуса президента:

- всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

- власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

- роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

- увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

- в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.
^ Компетенция главы государства

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.
^ 1. В области государственного управления:

- право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке;

- Участвует он и в формировании органов судебной власти.

- почетная прерогатива верховного главнокомандующего;

- право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.
^ 2. В законодательной области:

- созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;

- право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);

- назначение внеочередных или очередных выборов;

- право законодательной инициативы (у президента - в виде посланий, у монарха - тронная речь);

- право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

- абсолютное, или резолютивное вето - окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

- относительное, или отлагательное вето - запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;

- выборочное вето - возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

- право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.
^ 3. Во внешнеполитической области:

- высший представитель страны в сфере внешних сношений;

- назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;

- правоведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;

- право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);
^ 4. Во внутриполитической деятельности:

- право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;

- право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

- право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

- право присвоения почетных званий и титулов;

- участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).
Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства - конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.

^ 2. Правительство: виды, формирование (форматор, информатор), состав, компетенция.
В строгом понимании правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т. е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации.

Правда, к президентским республикам, да и к некоторым дуалистическим монархиям это определение подходит не вполне. Администрация с общей компетенцией возглавляется там не коллегиальным органом, а единолично президентом или монархом. Поэтому, например, в США мы вряд ли можем говорить о наличии правительства, ибо каждый из министров подчинен только Президенту. Кабинет же, объединяющий их всех, коллегиальным органом не является, решений не принимает, а только их обсуждает. Решения центральной исполнительной власти общей компетенции принимаются только Президентом. Лучше поэтому не повторять утверждения некоторых учебников, что Президент США – глава государства и глава правительства. Правильнее сказать, что он – глава государства и глава исполнительной власти (или администрации). Иногда, впрочем, и при этой форме правления конституции предусматривают правительство как коллегиальный орган со своей компетенцией (например, в Колумбии).

^ Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство – в Чехии, Колумбии, Кабинет – в Японии, Совет министров – в Индии, Совет министров (Правительство) – во Франции, на Кубе, Государственный совет – в Китае, Федеральное правительство – в Германии, Федеральный совет – в Швейцарии, Административный совет – в КНДР и т. д. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера – Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры – комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании, как отмечалось, правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра – Советом министров.

Следует еще раз оговориться, что употребляемый в англоязычных конституциях термин Government, переводимый обычно как «правительство», подчас означает не правительство, как оно рассматривается здесь, а более широкое понятие – правление или вообще систему законодательных и исполнительных органов, включая главу государства, хотя иногда значит именно «правительство». Поэтому, читая переводы таких конституций, а тем более конституции в оригинале следует особо вдумываться в значение данного термина в данном контексте.

С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.

^ Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близкое к нему большинство мест в парламенте или его нижней палате. Так обычно бывает в Великобритании. В президентских республиках, где имеется правительство, президент обычно формирует его из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных политических целях включает в него отдельных выходцев из других партий. При тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состоит из членов руководящей коммунистической партии (возможно, правда, минимальное представительство в нем партий-сателлитов, если таковые есть).

^ Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной или смешанной форме правления, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте (его нижней палате) такого большинства, которое бы позволило сформировать правительство однопартийное. Другими словами, коалиционное правительство – это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие. Коалиционные правительства создаются обычно в Германии, Италии. В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.

Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте (нижней палате) не имеют. Такое правительство нередко встречается в Скандинавских странах. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов.

Наконец, беспартийное правительство образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что служебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время.

Важно подчеркнуть, что в демократических странах представители той или иной партии в правительстве не следуют указаниям центральных органов партии, находящихся вне парламента. Напротив, именно руководящие деятели парламентской фракции или ее представители в правительстве являются главными лидерами партии.

Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, хотя смена состава парламента или избрание нового президента приводят к его отставке. При парламентарных и смешанных формах правления к этому приводит и вотум недоверия или отказ в доверии со стороны парламента (палаты). Правительства, образованные неконституционным или не вполне конституционным путем при смене режима, сопровождающейся к тому же изменением конституции, обычно считаются временными.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconЛекция №2. Конституционные институты формы государства. Конституционно-правовой...
Классификация зарубежных государств по их социально-экономическому и политическому режиму

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти icon3. Законопроекты
Главы рк, постановления Законодательного Собрания рк, постановления и распоряжения Правительства рк); акты органов исполнительной...

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconУказ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconАктуальность темы исследования. Исполнительная власть является важным...
К таким государствам, безусловно, относится и Российская Федерация. Достижение ключевых целей государственного управления напрямую...

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconПеречень
Организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти",...
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, n 48, 27. 11. 2006 (начало)

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconСущность государственного управления, система органов государственной...
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного...

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconПеречень организаций, где предусматривается прохождение
Организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconПлан Понятие и признаки судебной власти. Суд как орган судебной власти....
Задача Начертите схему судебной системы РФ по Федеральному Конституционному закону РФ «О судебной системе рф» от 31. 12. 1996 г....

№4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти iconВопросы для подготовки к зачету
Порядок установления и ввода в действие региональных налогов и сборов. Права органов законодательной (исполнительной) власти субъектов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов